Телеметрия (часть 1)

leliksan

Откалибровать датчики один раз конечно можно, но некоторые клоуны в том числе и я имеют привычку летать не только по лабораторному столу, но и на улице и зимой и в слякоть. По любому калибровать придётся по месту употребления продукции ибо все датчики на температуру и прочее как то реагируют. Полностью автоматизировать калибровку конечно можно, вопрос в цене. Можно совершенствовать девайс до полного удовлетворения, а можно , как это сделал Тимофей, поставить достижимую задачу и выполнить её, а ведь он мог до сих пор спокойно умные разговоры разговаривать, а мы все продолжали бы облизываться на непонятные изделия забугорных товарисчей.
С уважением.

Artie
leliksan:

Откалибровать датчики один раз конечно можно, но некоторые клоуны в том числе и я имеют привычку летать не только по лабораторному столу, но и на улице и зимой и в слякоть. По любому калибровать придётся по месту употребления продукции ибо все датчики на температуру и прочее как то реагируют.

Почему у меня токовый датчик не реагирует на зимнюю слякоть ? “Доктор, что я делаю не так ?” 😃

Полностью автоматизировать калибровку конечно можно, вопрос в цене. Можно совершенствовать девайс до полного удовлетворения,

Я как раз предлагаю от излишнего “автоматизма” отказаться, благо заменяющее его “рукоделие” не шибко сложное…

а можно , как это сделал Тимофей, поставить достижимую задачу и выполнить её, а ведь он мог до сих пор спокойно умные разговоры разговаривать, а мы все продолжали бы облизываться на непонятные изделия забугорных товарисчей.

Если Вы не поленитесь прочесть этот топик с самого начала, то обнаружите, что вот лично и персонально я эту самую “выполнимую задачу” вполне себе выполнил больше года тому назад (результатами чего - пусть и косвенно - Вы сейчас и пользуетесь), а нынче - просто делюсь соображениями, образовавшимися в процессе прогулок по граблям…
И - главное - я ни на чем не настаиваю. 😉

smalltim

Коллеги, хватит ссориться. Один я бы ничего не сделал всё равно, так что меряться у кого паяльник длиннее, не стоит 😃

Зато есть проблема и надо ее решать. Можно положиться на сознательность юзера, но если можно добавить лишнюю “защиту от дурака”, то делать это нужно.
Кнопки - не хочу. Мало ли, вдруг у юзера рука дрогнет или забудет кнопку жамкнуть?
Калибровку “при производстве” - тоже не хочу. Ибо слишком много факторов влияет на достоверность показаний датчика тока, чтоб пускать всё на самотек.

Лучше знать ноль при каждом включении. Всё должно быть автоматично. Включил, подождал-покурил, полетели.

Как вы думаете насчет двух мощных полевиков в цепи датчика тока? Один включен последовательно с датчиком тока. Другой включен параллельно цепочке из первого полевика и датчика.
Управляем полевиками ногой атмеги или какой-нибудь самостоятельной RC цепью или там таймером, который продержит первый транзистор пару секунд закрытым, а второй открытым. Потом первый закрывается, а второй открывается. (я, вообще-то, за самостоятельную цепь, ибо неохота опять разводку и схему менять)

Таким макаром получится на пару секунд после подачи питания пустить ток мимо датчика тока. Я за это время запомню, что выдает датчик с нулевым током. Потом транзистор последовательный с датчиком тока открывается, а параллельный закрывается, ток идет через датчик, и всё работает штатно.

Схема должна быть такая, чтобы если что-то случилось с логикой или там RC цепью, борт никогда не должен быть отрублен от батареи. Транзисторы работают в ключевом режиме, греться не должны.

Я не спец в таких вот транзисторных делах, можете помочь придумать, как должна выглядеть схема? На какие транзисторы стоит рассчитывать? Могут быть подводные грабли?

Artie
smalltim:

Как вы думаете насчет двух мощных полевиков в цепи датчика тока? Один включен последовательно с датчиком тока. Другой включен параллельно цепочке из первого полевика и датчика.
Управляем полевиками ногой атмеги или какой-нибудь самостоятельной RC цепью или там таймером, который продержит первый транзистор пару секунд закрытым, а второй открытым. Потом первый закрывается, а второй открывается.

😲

maloii

Ну далеко я не легендарный, а скорей всего дурной 😁 . В общем -1 😛 , долетался как гагарин. Черезчур красивый полет, забылся и батарейка села, вернутся мощи небыло. Самолет улетел но оставил много красивых и интересных кадров. Мой потолок 1163м, кто выще 😉 . Телеметрия работает хорошо, только вот датчик тока показал меньще чем было, ак на борту стоял 2250, но спорить тут не буду, может ак был дохленький. Помех 0, 2500м от базы, высота 600м, а он рулится и хоть бы хны. Ну вобщем смотрите сами last fly my easy star .

maloii

Предлагаю к плате телеметрии прикрутить энерго независимый от силового ака GSM модуль, который будет отсылать sms сообщения при включении фаил сейфа

Dobryj
maloii:

Предлагаю к плате телеметрии прикрутить энерго независимый от силового ака GSM модуль, который будет отсылать sms сообщения при включении фаил сейфа

На борт предлогаю поставить что то типо GlobalSat TR-101 www.russiangps.ru/devices/globalsat/tr-101/

smalltim

Maloii, видео, конечно, супер.
Герой!
Ты пустил видеопередатчик и камеру мимо датчика тока или взял в качестве нуля тока потребление передатчика и камеры?

Одно из двух однозначно 😦
Но видео, конечно, классное.

maloii
smalltim:

Maloii, видео, конечно, супер.
Герой!
Ты пустил видеопередатчик и камеру мимо датчика тока или взял в качестве нуля тока потребление передатчика и камеры?

Одно из двух однозначно 😦
Но видео, конечно, классное.

в общем камера питалась до датчика, то есть датчик обнулился на пол ампера потребляемого тока видео камеры и передатчика.

leliksan
maloii:

Предлагаю к плате телеметрии прикрутить энерго независимый от силового ака GSM модуль, который будет отсылать sms сообщения при включении фаил сейфа

Что бы он свои координаты присылал? Было бы полезно. Только и телеметрию надо тоже отдельно питать, хотя, тут нет ничего сложного, прилепить небольшой буферный акк. (или даже батарейку) дающего время работы минуты 3-5.
Кстати, если заделать контроль изменения координат и если координаты не меняются в течении какого то промежутка времени то отправляется smsка с координатами, такое возможно?
С уваженем.

maloii

Да возможно, можно на фаел сейф поставить, настроит неиспользуемый канал чтобы в случае фаел сейфа он ушол в крайнее положение, и следить за этим кналом, если ушол значит начинай слать каждых 5 минут sms. Модуль стоит всего 1000р www.terraelectronica.ru/catalog.php?ID=784&Search=…

Brandvik

Maloii, респект, и жаль что самик не нейден 😦 А еще по ходу похоже что вы зарулились в облачках, у вас был такой приличный запас высоты что вернуться к базе без мотора вполне возможно, но в поисках направления вы делали слишком мелкие круги и GPS не мог однозначно определить вектор. Это на будущее для других пользователей, для поисков базы круги надо делать как можно шире и не впадать в панику. А по поводу отобранного тока от батарейки, измерения это конечно хорошо, но вот я привык полагаться на слух, слышишь что с моторчиком что то не так, пора домой 😉 Ну мало ли, 1 банка просела и не отдала свои 2.2А\ч
А что за RC аппаратура что на 2.2 км била?
Эх, когда у меня руки дойдут до плаки, ведь все уже куплено, только за платкой застопорка. 😕

maloii
Brandvik:

Maloii, респект, и жаль что самик не нейден 😦 А еще по ходу похоже что вы зарулились в облачках, у вас был такой приличный запас высоты что вернуться к базе без мотора вполне возможно, но в поисках направления вы делали слишком мелкие круги и GPS не мог однозначно определить вектор. Это на будущее для других пользователей, для поисков базы круги надо делать как можно шире и не впадать в панику. А по поводу отобранного тока от батарейки, измерения это конечно хорошо, но вот я привык полагаться на слух, слышишь что с моторчиком что то не так, пора домой 😉 Ну мало ли, 1 банка просела и не отдала свои 2.2А\ч
А что за RC аппаратура что на 2.2 км била?
Эх, когда у меня руки дойдут до плаки, ведь все уже куплено, только за платкой застопорка. 😕

Да в облаке зарулился, вообще облако меня сгубило, я хотел на базу раньше возвращаться но решил выпендрится и пролететь через облако, сперва выбирал облако и ушол далеко от базы потом ещё и запутался в нем. А аппаратура Futaba 12FG приемник мультиплексовский 6 канальный 1 кратного преобразования.

Brandvik

А аппаратура Futaba 12FG приемник мультиплексовский 6 канальный 1 кратного преобразования.

Удиветельно! Наверное чистота радиоэфира сильно помогает! Там где я летаю подколбашивает уже на 500м! Да и ближе бывает колбасит Так что мах 1 км 😦 Причем колбасит всех!

Собрался с духом и распечатал и перевел платку! Щя как таравану!

serj

Посмотрел видео… респект, так далеко улетать при таком низком напряжении…

Странным показались значения воздушной и наземной скорости, как будто направление ветра все время меняется, то он северный, то западный, то юго-западный…

Тимофей, есть предложение сделать как в нашей телеметрии, после определенного порога напряжения или емкости- цифры начинают мигать, это будет привлекать внимание к ним (питание село), и не дает пилоту отвлекаться на созерцание небес… 😃

В принципе, можно начинать мигать по некоторой функции остатка емкости от расстояния до базы (для начала-линейной),
но надо как-то вводить полетный ток на номинальной скорости полета, и емкость батареи, чтобы вычислять сколько емкости надо чтобы долететь до базы.
В принципе, стоит предупреждать и о снижении сигнала приемника, чтобы вовремя вернуться на базу.

LeonVS
maloii:

Да в облаке зарулился, вообще облако меня сгубило, я хотел на базу раньше возвращаться но решил выпендрится и пролететь через облако, сперва выбирал облако и ушол далеко от базы потом ещё и запутался в нем. А аппаратура Futaba 12FG приемник мультиплексовский 6 канальный 1 кратного преобразования.

Эх, сочувствую… У меня тоже самуль улетел, тоже решил до облака долететь, правда с акками проблем не было, стояло два по 2200 на борту 😃 Но не было ОСД… До облака то я долетел, а вот место взлета так с такой высоты найти и не удалось 😃 Летал летал, потом пропало управление, потом и видео… В общем понял, что в облаках летать без ГПС не реал 😃))
Вот смотрю твое видео и не понимаю, зачем ты двиг врубал когда на акке уже 9 вольт было…? С такой высоты мог бы и без двига эти 2 км пролететь в легкую, за то хватило бы на борт и на видео, а так движка влет все высосала…
К стати как ты добился, что у тебя камера поворачивалась на 180 градусов? Я летал так на крылышко посмотреть и не получилось 😃

Artie
maloii:

Телеметрия работает хорошо, только вот датчик тока показал меньще чем было, ак на борту стоял 2250, но спорить тут не буду, может ак был дохленький. Помех 0, 2500м от базы, высота 600м, а он рулится и хоть бы хны. Ну вобщем смотрите сами last fly my easy star .

Предлагаю начать расследование авиационного происшествия или инцидента.

Imho:

  1. Пилот оказался неподготовлен к полетам в условиях плохой видимости и потерял ориентацию (заблудился в облаках).
  2. Летательный аппарат не был приспособлен для полетов на большой высоте (камера вниз не опускается).
  3. Приборы были неисправны (куда это показывает компас на 15ой минуте, пока Саша круги нарезает ? Воздушная скорость при этом почти в два раза больше путевой, так что ветром ошибку больше чем на 90 градусов объяснить сложно).
  4. В бензобаке террористы провертели дырку, в результате чего топлива на возвращение не хватило (напряжение на батарее упало с 10 до 9 вольт примерно за 40 секунд, при вполне умеренном потребляемом токе).

😎

PS: Я с месяц назад примерно так же (и там же !) залетался, не заметил вовремя “начала конца электричества”, а потом - вместо того, чтобы садиться на первое попавшееся поле, попытался тянуть “до хаты” против ветра…
В результате, закономерное падение (строго в середину болота) закончилось бы тоже потерей аппарата, кабы не передававшиеся до самого конца координаты… 😉

maloii
LeonVS:

К стати как ты добился, что у тебя камера поворачивалась на 180 градусов? Я летал так на крылышко посмотреть и не получилось 😃

В серву припоял на переменный ранзистор ризисторы, кажется по 2k. После этого серве стало казаться что она не доехала до конца и стала чуть дальше доезжать 😃

Brandvik
  1. Приборы были неисправны (куда это показывает компас на 15ой минуте, пока Саша круги нарезает ? Воздушная скорость при этом почти в два раза больше путевой, так что ветром ошибку больше чем на 90 градусов объяснить сложно).

Тут как раз все просто. Саша нарезает круги мелкого радиуса, а телеметрия определяет скороть и направление из состояния двух точек полученных от ГПСа, чем меньшье изменений между точками тем менее точно все определяется. Если мелко спиралить, то телеметрия будет показывать скорость направление ветра… Ну как то типа так 😕 Хотя может я и ошибаюсь

По воводу потери ориентаци это самое сложное, особенно если летать без телеметрии и в незнакомом месте. Я вот тоже недвано в деревне залетался, хоть и облачков не было. Но дело усугублялось ветром в 8м\с Вроде взлетел, вроде сделал пару пристрелочных кругов, вроде все ориентиры наметил, и тут решил слетать против ветра подальше, заодно и высоты поднабрал. Пора уже и назад, а меня снесло вправо, от предполагаемого курса. разворачиваюсь лечу назад, причем очень быстро лечу 😃 и не узнаю мест! Снизу лес дома и куча полянок! А меня все уносит и уносит, Потом одна полянка показалась знакомой я туда, а фиг там не она! Но правда повезло, довернул против ветра, а моя полянка далеко впереди по курсу и я там маячу яркой точкой отражая заходящее солнце 😃 Благо высоты было хоть отбавляй, и я на полном газу в пикировании пробил ветер. Все длилось не больше 1 минты но запаниковал я тогда конкретно.

Psw
Brandvik:

По воводу потери ориентаци это самое сложное, особенно если летать без телеметрии и в незнакомом месте <> одна полянка показалась знакомой я туда

Мой пара прыгерский опыт подтверждает. На незнакомой площадке без ГПС с курсом на базу - полное Жо. Хотя и в наборе местность осмотришь, крупные ориентиры типа рек/дорог приметишь и фодки аэродрома с высоты внимательно изучишь, но цейтнот и паника в воздухе делают своё дело. Тем не менее - крупно ошибался пару раз точно. В том числе с полянкой типа с 700 метров - “вроде оно” а снизишься до 400 - фиг вам, понимаешь что “попал”. Даже с ГПС Усугубляет тем, что если скорость ветра более скорости купола - то направление “на базу” будет не особо менятся от манёвров, независимо куда ты реально летишь.

serj
Artie:

Предлагаю начать расследование авиационного происшествия или инцидента.

////

Повторяю, какие меры, на мой взгляд, помогут пилоту в определении порога “невозврата”

Цитата:

Тимофей, есть предложение сделать как в нашей телеметрии, после определенного порога напряжения или емкости- цифры начинают мигать, это будет привлекать внимание к ним (питание село), и не дает пилоту отвлекаться на созерцание небес… 😃

В принципе, можно начинать мигать по некоторой функции остатка емкости от расстояния до базы (для начала-линейной),
но надо как-то вводить полетный ток на номинальной скорости полета, и емкость батареи, чтобы вычислять сколько емкости надо чтобы долететь до базы.
В принципе, стоит предупреждать и о снижении сигнала приемника, чтобы вовремя вернуться на базу.

//----------

По поводу проседания напряжения- ничего удивительного, если банки “жесткие”, особенно это при малом токе (1С) плохо, порог напряжения при емкости в 15% достаточно высок- примерно 3.65 вольта на банку.

По поводу направления ветра, то что сказал Brandvik - неужели курс применяемого GPS настолько врет что его надо считать самостоятельно по координатам?

Dikoy
smalltim:

-Как вы думаете насчет двух мощных полевиков в цепи датчика тока? Один включен последовательно с датчиком тока. Другой включен параллельно цепочке из первого полевика и датчика.
Управляем полевиками ногой атмеги или какой-нибудь самостоятельной RC цепью или там таймером, который продержит первый транзистор пару секунд закрытым, а второй открытым. Потом первый закрывается, а второй открывается. (я, вообще-то, за самостоятельную цепь, ибо неохота опять разводку и схему менять)

Я не спец в таких вот транзисторных делах, можете помочь придумать, как должна выглядеть схема? На какие транзисторы стоит рассчитывать? Могут быть подводные грабли?

Я за кнопку. Чтобы юзер не забыл жамкнуть - выводить на экран большое матерное слово, после старта и до нажатия.

Насчёт транзисторов. Я уже подзабыл схему, а инет тонкий (пока). Если не трудно, выложите картинку.
Полевики будут работать, только если замыкать питание на землю. То есть сток должен быть на земле (для N-канального). Р-канальные полевики коммутируют от питания, но их характеристики сильно хуже N-канальных. Среди мощьных полевиков мало моделей, управляемых логическим уровнем. В основном, им требуются драйвера.
Какой там порядок токов? Есть специальные ключи для таких задачь (твердотельные реле), но их надо выбирать.

maloii:

Ну вобщем смотрите сами last fly my easy star .

Ы… А скачать видео там можно как-то? Смотреть через ЖПРС стрёмно 😃

serj:

По поводу направления ветра, то что сказал Brandvik - неужели курс применяемого GPS настолько врет что его надо считать самостоятельно по координатам?

А смысл? GPS его точно так же и считает.
Не победить этого без вмешательств в мозги GPS. Но не каждый приёмник это позволяет и не каждый разработчик осилит 😦

всем
Небольшой отчёт.
Развёл плату под 4 пирометра, вытравил. Сегодня буду паять.
Пишу софтварный I2C для чтения 4 пирометров одновременно, пока затык из-за отсутствия осцилла. Через аппаратный I2C всё работает, но только с 1 датчиком.
Пишу небосвод уже вторые сутки. Забавно 😃 Научился определять, как давно жена вернулась с работы по температуре двигателя 😃
На выходные назначен первый взлёт с пирометрами. Пока просто запишу их показания в полёте.

Expert

Как непосредственный свидетель происшествия, позволю себе сделать ряд комментариев по как мне кажется роковым ошибкам.

  1. Раньше, у Саши стоял отдельный пак на камеру и передатчик. и я очень удивился что он его не поставил.
  2. ВЕСЬ! полет он держал “газ в пол”, даже когда шел вниз и когда заблудился. и только в самый последний момент когда уже просадил силовой пак до 5 вольт (3s) он сбросил газ!

Что можно/нужно было сделать в той ситуации?

Согласен, что в панике об этом можно было не додуматься.
НО
Изистар не вертолет, и выключив бы газ чуть раньше он мог бы допланировать.
Помню, о том что у него садится пак я услышал минимум минуты за 3-4 до инцидента, думаю, выключив газ (и сократив бы тем самым ток в 8 раз) он бы дотянул, хотябы до края поля.
(а у изистара аэродинамическое качество явно больше 4-х)

Mironov

Коллеги, я извиняюсь, что-то никак не могу понять, что за датчик тока стоит? В документации по датчикам и их подключению вообще ни слова. И каким образом происходит “калибровка нуля”, если сама плата телеметрии немало потребляет? Интересует модель датчика для применеия в своём проекте. 😃

Artie
Brandvik:

Тут как раз все просто. Саша нарезает круги мелкого радиуса, а телеметрия определяет скороть и направление из состояния двух точек полученных от ГПСа, чем меньшье изменений между точками тем менее точно все определяется. Если мелко спиралить, то телеметрия будет показывать скорость направление ветра… Ну как то типа так 😕 Хотя может я и ошибаюсь.

Ошибаетесь. 😃

Какими бы мелкими круги ни были, изя - это все-таки не 3д-фан, и разворачиваться не месте он не может. Соответственно, поскольку курс по gps’у вычисляется из абсолютного перемещения за последнюю секунду, то ветер, безусловно, вносит ошибку, но совсем ложным курс становится только тогда, когда мы летим против ветра, и “не выгребаем”.
В тот момент, когда самолет зависает против ветра, курс действительно начинает метаться, как потерянный (и по этому поводу я отключаю отображение пеленгов на скоростях меньше некоторого порога (сейчас стоит 1км/ч, и я давно уже собираюсь его увеличить)), но в данном случае было что-то другое.
Я не зря обратил внимание на то, что воздушная скорость была почти в два раза выше скорости “по земле” (очень здорово, что у Тимофея отображаются обе цифры), но указатель курса при этом все равно показывал куда-то совсем не туда…

Другое дело, что (насколько я понял) Саша летал “по приборам” в первый раз, так что неправильное направление на базу его, вероятно, сбивало не очень сильно…
А правильное решение в такой ситуации хоть и очевидно (убрать газ и пикировать до выхода из облачности), но чтобы принять его в нужный момент, требуется соответствующий опыт. - Я, например, начал внимательно следить за напряжением на батарее (и сопоставлять его с дальностью) только после того, как в процессе спасательной “искпидиции” разок ухнул в это болотце по пояс ! 😲

Mironov:

Коллеги, я извиняюсь, что-то никак не могу понять, что за датчик тока стоит? В документации по датчикам и их подключению вообще ни слова. И каким образом происходит “калибровка нуля”, если сама плата телеметрии немало потребляет? Интересует модель датчика для применеия в своём проекте. 😃

ACS755.
И не должно там быть никакой калибровки перед каждым полетом, потому как zero current offset, согласно даташиту, постоянен, и достаточно его величину ввести один раз (можно вообще константой в программу; - милиамперы нам здесь мерять ни к чему).