Электричка и Ветер! Необходимо и достаточно.
Коллеги, добрый день!
Не раз летал в ветер - процесс простым назвать нельзя, перерасход энергии, дерганье в воздухе, никакого кайфа 😃
Посему хочу развить тему - как летать в ветер??
Видятся направления дискусии:
- Как технологически летать в ветер, приемы таких полетов, взлетов, посадок
- На чем, на каких типах ЛА лучше летать в ветер? Что бы полет доставлял хоть какое-то удовольствие, и чувство спокойствия за аппаратуру, находящуюся на борту (мотор, механика, вся обвязка, питание, видео оборудование, и т.п.)
У кого что есть по теме, просьба высказываться!!! 😃
- самолёт должен быть с хорошей тяговооруженностью (существенно больше 1)
- возвращаться или идти против сильного ветра можно галсами, если тяги всё-таки не хватает
- если самолёт задрал нос против ветра и встал вертикально, превратившись в уносимый ветром “парус” 😃, то немедленно перевести ручки на пикирование против ветра и дать полный газ (опционально). Жать пимпы до тех пор, пока самолёт в это самое пикирование портив ветра не перейдет под небольшим углом к земле.
- садиться только против ветра, взлетать тоже (как положено и в обычных условиях).
А еще самолет должен быть большим и тяжелым - от 120 см размахом и нагрузкой 50 г/кв.дм., лучше еще больше. 😁
Винты типа APC 13x3,8SF положите в … ящик и летайте на E-серии с бОльшим шагом и меньшим диаметром.
как летать в ветер??
Да полёт в ветер просто удовольствие…
И не маловажно качество изготовления модели… ( причём всё равно из чего она изготовлена пенопласт, бальза, стекло )
Если у Вас торчат во все стороны потроха, куча щелей и дырок, если чрезмерно толстый профиль и к тому-же ещё и слабый мотор - тогда да, модель будет напоминать в полёте кусок газеты… 😦
В ветер мотоустановка с тянущим винтом немного лучше, а ежели поставить гироскоп на тангаж совсем хорошо…
Возможность полета в ветер определяется, по сути, только максимальной скоростью модели. Нагрузка, как таковая, определяет лишь минимальную скорость; максимальная же определяется соотношением тяги двигателя и лобового сопротивления конструкции.
Конечно, масса для полетов в ветер тоже не лишняя: больше нагрузка -> меньше колбасит. Но в первую очередь важна именно максимальная скорость.
Если есть возможность - устанавливается винт с шагом побольше и диаметром поменьше.
2 6wings при всем уважении, никак не могу себе представить самолет, успешно летящий против ветра галсами, если он не может “проткнуть” ветер в полный газ напрямую.
Максимальная воздушная скорость при галсе никак не меняется, а вот скорость в проекции на направление ветра уменьшается… Так что если модель все-таки понесло - в пикирование мордой к себе и скорее на посадку, посадка уж какая выйдет, тут уже разговор не о сохранности самолета, а чтобы аппаратура с мотором не ушли.
- самолёт должен быть с хорошей тяговооруженностью (существенно больше 1)
Ставлю на скоростной планер против тяговооружённого фана. 😛 И на большой диапазон полётных скоростей. По-моему, так.
- возвращаться или идти против сильного ветра можно галсами, если тяги всё-таки не хватает
А смысл? Если уже идёшь против ветра? М.б. имелось в виду - если ветер сильный, не стоит разворачиваться по ветру вообще, ибо замучаешься возвращаться?
- если самолёт задрал нос против ветра и встал вертикально, превратившись в уносимый ветром “парус” 😃, то немедленно перевести ручки на пикирование против ветра и дать полный газ (опционально). Жать пимпы до тех пор, пока самолёт в это самое пикирование портив ветра не перейдет под небольшим углом к земле.
Комментарий. В общем случае - чем выше, тем сильнее ветер. Не пробиваешь - уходи пикированием к земле, заодно и разгонишься. Только помни, что шанс словить какую-нибудь турбулентную бяку у земли значительно выше…
Кроме того, стоит
- помнить о завихрениях над и за препятствиями - буграми, домами, кустами и т.п. И по возможности не лезть туда.
- учитывать, что модель летит относительно воздуха. Не терять скорость при полёте по ветру. Кажется, скорость отностительно земли велика, а относительно воздуха - осталось чуть-чуть до срыва.
На чём и зачем летать в ветер (если не рассматривать случай, когда охота пуще неволи?) На чём-нибудь скоростном. Планер в динамике, гонка 😛
Для удовольствия от полёта в ветер. Отрабатывать пилотаж в сильный и рваный ветер вполне бессмысленно.
PS. Заблуждения насчёт нагрузки на крыло уже неоднократно рассматривались всеми гурами.
Вы все верно написано, но:
Отрабатывать пилотаж в сильный и рваный ветер вполне бессмысленно.
Как раз пилотаж надо отрабатывать в любой ветер, какой только может быть и даже в такой, какой не может быть вовсе! 😛
Потому, что на соревнованиях, по закону подлости, обязательно будет пакостный боковой порывистый ветер: не умеешь держать траекторию в таких условиях - все, пламенный превед!
--------------------
Кстати, еще один важный фактор для полетов в ветер: конструкция летательного аппарата должна быть жесткой. Если это пенолет, хотя-бы чуть чуть играющий на ветру плоскостями - колбасить будет просто нереально 😃
-
странно, что вызвала вопросы и возражения рекомендация возврата галсами. Сам неоднократно возвращал модель против сильного ветра, дующего в спину пилота (до 10-12 м/с), в том случае, когда она именно не “пробивала” встрчный ветер по прямой. Т.е. это чисто практический совет и наблюдение, которое реально помогало сесть на полосу, а не фиг знает где.
-
насчет пикирования - совет относился не к пикированию ради посадки в отдалении, а именно к ликвидации эффекта вертикального и практически неуправляемого уносимого ветром “паруса” и уменьшению времени возврата. Т.е., если посмотреть в другом ракурсе, то это возврат теми же галсами, но в вертикальной плоскости.
-
что касается веса и нагрузки на крыло - это, действительно, влияет мало. Главное - энерго и тяговооруженность. В очень сильный ветер 10 м/с (у меня есть анемометр - реально измерял скорость) вполне комфортно летал на самолётике весом 420 г, нагрузкой на крыло около 20 г/дм.кв и с тяговооруженностью около 2. Просто, можно сказать, удовольствие получал от борьбы с ветром 😃 Причем, неоднократно.
Мне кажеться, в случае успешного возврата галсами вполне могли играть другие факторы, ибо причин для роста скорости в проекции на землю против направления ветра не вижу. Да и из опыта не припомню 😉
Может быть сыграло роль то, что глядя на модель сбоку удается лучше контролировать и держать постоянный тангаж, чем когда мордой строго на пилота модель идет?
Насчет ветра: легкие самолеты в ветер бывает куда опаснее в руках нести: держать надо двумя руками в разнесенных точках за фюзеляж, иначе может выломать из рук нафиг! Хотя в воздухе аппарат ведет себя вполне уверенно…
Вобщем, как я понял, большинство считает нагрузку на крыло несущественной в схватке с ветром. Ну или уж точно не первостепенной. Не понял только на счет винта. Допустим у меня летающее крыло, похожее на Свифт 80 см. Какой винт даст больше с мотором 920 об/вольт 190 Ватт на трех банках? Две по опыту средний порывистый ветер пробивают на полном газу с трудом на винте АРС 9х6 SF… Ставить 9х6E или 8х6Е ? Оба винта есть.
Есть пенолет плоский, действительно “гуляет” туда-сюда…вернуть на двух банках на винте 11х4,7 SF (GWS рыжий) нереально… другого пока на нем не пробовал…увлекся крылом 😃 Вес самолетика полетный 420 гр.
обороты несколько маловаты для таких винтов.
нужно 1100-1200 или 1400-1600 соответственно.
с указанными Вами оборотами нужно увеличить диаметр до 10-11 и уменьшить шаг до 4-5, если конечно можно установить подобный винт
Если нужна скорость потока (пробивание ветра), то шаг больше диаметр меньше от оптимального
Копеек 5 добавлю 😃
1 насчет галсов -
наверное главное - площадь боковой поверхности и фронтальной - сильно влияет на возможность или невозможность возврата галсами
2 Пикирование
аналогично, только к тяге винта добавляем силу притяжения - может сильно помочь, но увеличивается площадь сопротивления
если кто помнит из курса средней школы про векторы - как раз тот случай, когда можно применить остаточные знания
к счастью в голове есть неплохой адаптируемый комп, который позволяет без точных вычислений принять решение о способе воврата (галсы, пикирование, как залезть на дерево 😃)
зы
про пропеллер
при всем уважении к точным наукам, методикам расчетов, измерениям - почему-то на поле используется только один способ - “А ты попробуй вот етот винт- посмотри как тяга изменится” 😃
вот, тут наговорили тучу всяких умных вещей и я аж засомневался - почему же галсами на практике возвращаться легче? (Как многоножка, задумавшаяся о том, в каком порядке ей передвигать ноги 😃)
Предположение в порядке бреда - может быть, сам крутящийся пропеллер выступает в роли паруса? И когда самолёт движется под углом к ветру, то ветер оказывает на него меньшее давление?
Еще такая мысль насчет галсов: во время полета поперек ветра скорость относительно земли растет, и при перекладывании на обратный галс с кратковременным доворотом против ветра в какое-то мгновение скорость против ветра становиться резко выше, чем при линейном полете.
А может и сама энергия ветра как-то используется, аки парусники против ветра галсами идут - тоже весьма правдоподобный пример! Но, опять-же, энергия от ветра к модели наверняка передается во время разворотов-смен направления галса.
ИМХО сложности при полетах в ветренную погоду - в основном в голове. Если тяговооруженность достаточная - никаких проблем не должно быть.
Сам поначалу боялся ветра, потом надоело ждать погоду, и начал летать в любой ветер. Сначала было сложно, потом полегче, потом совсем без напряга. Сейчас вписываюсь на посадке с боковым порывистым ветром на небольшую полосу. Летаю на ДВС 30-го класса и электричках до 1 м размахом (включая один пенолет - Цесна АртТечь).
Опять термины путаете - для ветра важна не тяговооруженность, а максимальная скорость 😉
Буквально чуть выше уже обсудили!
Еще такая мысль насчет галсов: во время полета поперек ветра скорость относительно земли растет, и при перекладывании на обратный галс с кратковременным доворотом против ветра в какое-то мгновение скорость против ветра становиться резко выше, чем при линейном полете.
А может и сама энергия ветра как-то используется, аки парусники против ветра галсами идут - тоже весьма правдоподобный пример! Но, опять-же, энергия от ветра к модели наверняка передается во время разворотов-смен направления галса.
Что при полетах без ветра, что при ветре… Ваш аппарат имеет одну и ту-же скорость относительно воздушной массы и ничего тут не меняется, хоть галсами, хоть без них… Просто в ветер эта воздушная масса переносится относительно земли со скоростью и направлением ветра…
Сравнение с парусниками не правомочно, т.к. парусник имеет точку опоры (за воду) относительно которой и начинает действовать перемещающаяся воздушная масса, у модели точка опоры - окружающий воздух, который при ветре смещается вместе с моделью…