Мой тренер/планер
Подходит к концу реализация моей давнишней задумки- сделать нечто среднее тренер-планер.
Конечно по удлиннению крыла до планера далековато, но и внешне что-то есть похожее, и есть надежда на некоторое подобие планерного поведения в полете.
Ничего сверх-оригинального в конструкции нет, постарался соединить технологичность, конструктивный минимализм с сохранением приличного (для моего уровня) внешнего вида. Ну и абсолютно доступные материалы - линейки, потолочка, скотч.
Ожидаемый взлетный вес ~600г. При площаде крылышка ~30дм^2 нагрузка получается всего 20г/дм^2. Должен полететь как перышко… Пока двиг будет 100W “звонок” с 2SLiPo и стат. тягой 500г.
Надеюсь в перспективе таскать на нем еще что-нибудь фото-видео под 300г, двиг, вероятно, прийдется помощнее ставить.
Фото отчет будет позже, если кого заинтересует.
А тему пока создал ради вопрос: хвостовая балка - T-образный переклей из линеек. Прочность на изгиб во всех плокостях замечательная, а уже после того как приклеел оперение, обнаружил очень слабую жесткость на кручение. По идее особых крутящих моментов и не должно возникать в полете, но как-то не нравится вихляющий “хвост”. Есть мысль взять полоску из какую-нибудь ткани, пропитать смолой и обмотать всю балку. После высыхания долна получиться почти трубка ткане-пластиковая, которая вроде бы должна иметь достаточную прочность на крутку. Кто-нибудь пробовал такую технологию? Или может есть другие варианты упрочнения на кручение из доступных материалов при минимальном весе (центровку то расчитал уже без этого усиления…)?
Или может есть другие варианты упрочнения на кручение из доступных материалов при минимальном весе (центровку то расчитал уже без этого усиления…)?
- Тупо обтянуть ваше T, для дешевизны - плёнкой для обклейки учебников. Добавить под обтяжку каких-нибудь перемычек с шагом мм в 100, дабы плёнка не провисала. Слегка поможет, и вес сильно не наберёте. В отличие от предлагаемого вами способа.
- Переделать “на месте” Т в замкнутый контур, например треугольный, с той же площадью сечения. При помощи ножика, рубанка и ножовки Чернявского. 😉
а поставить углепластиковое колено от удочки , вместо того чтоб мучаться с линейкой, обтяжкой и прочем
Спасибо за идеи!
Размер Т всего 15x10мм при длине почти 500мм, вряд ли пленка поможет.
Колена для карбоновых удочек в наших магах не видел, а удочки от 1,5тр (даже для моей бешенной зарплаты инженера - дороговато 😃)…
Изначально думал делать из колена стеклопластиковой удочки (нашел в гараже), но уж очень тяжелое, стал мудрить из линеек - в несколько раз легче казалось.
Пока сделал так: обклеел Т из линеек полосками пены, шкуркой сделал подобие круглого сечения, и поверх тряпку на смоле. Вот такой композит получился- линейкапотолочкатряпкаэпоксид. Жесткость даже чересчур, но и веса почти 15г добрал. Можно было точно в два раза смолы поменьше, перестарался…
Вот как сейчас все это выглядит:
Прошу прощение за качество, фотик уехал в отпуск… без меня 😦…
Если позволит свободное время и погода, надеюсь на этой неделе облетать.
осталось винт складной поставить 😃
А можно про конструкцию крылышков по подробнее? Как и из чего и каким образом консоли скрепляются?
осталось винт складной поставить
Ладно прикалываться то… 😃 Широковата для него мордень… 😃
Ну а крылышко- то думаю все узнали, кто в теме… 😃
Центроплан перед склейкой разрезан пополам. Вдоль основного лонжерона доклеил еще один на ~2/3 длины центроплана, так что между ним и основным была щель толщиной с линейку. Этот дополнительный лонжерон усилен косынками (основной и так трехслойный, крепкий). На верхней и нижней обшивке с внутренней стороны приклеены кусочки тонкого пластика (стаканчик экспресс-лапши) в местах где будущая соединительная линейка входит в центроплан и где оканчивается, дабы она не проткнула обшивку. Ближе к задней кромки центроплана подобная конструкция, только короче и менее усилена, в принципе только для удобства сборки. Соединительные линейки видно на фото. Прочности для полета точно достаточно, ну а что будет при аварии - жизнь покажет, надеюсь “резиновое” крепление спасет…
Фотки еще не собранной конструкции есть, но вместе с фотиком на отдыхе, будут через две недели.
ЗЫ Продавцы уже с подозрением смотрят, зачем регулярно в таком количестве закупаю линейки, да еще копию чека не беру… 😃
когда облет?
шасси ставить будете?
если нет - поставьте “конек” из линейки, или сделайте “лыжу” из тонкого пластика по дну фюзеляжа.
вот фото конька на моей пилотаге
rcopen.com/files/4869d80d9970730077f3ef93
правда сейчас я поставил такие шасси - отрабатываю посадку на участок шириной 60 см, длинна 5 метров - кусок наезженной дороги (от одного колеса) в поле 😃
rcopen.com/files/48954b269970730077f452ab
конек нужен чтоб садиться на снег-наст, на него же садился в траву, хотя больше “плюхом” в густую 😃
еще за ного мне удобно доставать крыло из пилотаги и если запускаю не один и не с колес - то за него удобно кидать.
Ну коньки и лыжи будем зимой мудрить 😃…
Хотя признаюсь, собирался в силовом каркасе фюзеляжа (тоже полностью из линеек) сделать спец элемент для крепления шасси и забыл. Ну это поправимо… Пока травка все прощает.
Короче, облетал сегодня свое произведение. Начинаю себя уважать (собственно может в этом и есть смысл любого хобби…), все опять получилось в соответствии с задуманным, хотя считаю себя еще новичком. Конечно получился гораздо больше планер чем тренер (тоже ожидаемо), но с предсказуемое траекторией посадки, для фото-видео съемок самое- то. Ради интереса забрался повыше и засек время безмоторного планирования. Получилось 10 минут, уже перед глазами мурашки забегали и периодически терял его на фоне неба. Конечно не рекорды, но с непривычки показалось вечностью, задолбал вопросом зрителей - “ну он хоть пониже стал?” Ответ - “а мы его вообще уже не видем!” начал раздражать. 😃 А птичек, то слетелось… 😃
А теперь проблема- жутко кабрирует. По расчетам ЦТ с помощью W_Laengs (100мм от передней кромки) вообше не летит, на ручке сразу еле посадил. Добавил свинца в нос - ЦТ=80 мм. Летит, но все равно даже без мотора норовит взмыть и потерять скорость. Еще один акк в качестве баласта… Как-то на грани разумного, но никакого удовольствия, все время на ручке.
Больше груза под рукой не нашел, тупо установил РВ вниз, вот только после этого более-менее (и те 10 мин. планирование, о которых писал вначале, именно в этом положении- при ЦТ 65мм и РВ вниз) 😃…
Может подскажете, в чем еще может быть проблема с кабрированием в безмоторном полете???
может угол установки крыла? попробуйте приподнять заднюю кромку.
возить бесполезный груз - нет смысла, лучше сдвинуть крыло назад.
А теперь проблема- жутко кабрирует. По расчетам ЦТ с помощью W_Laengs (100мм от передней кромки) вообше не летит, на ручке сразу еле посадил. Добавил свинца в нос - ЦТ=80 мм. Летит, но все равно даже без мотора норовит взмыть и потерять скорость. Еще один акк в качестве баласта… Как-то на грани разумного, но никакого удовольствия, все время на ручке.
Больше груза под рукой не нашел, тупо установил РВ вниз, вот только после этого более-менее (и те 10 мин. планирование, о которых писал вначале, именно в этом положении- при ЦТ 65мм и РВ вниз) 😃…
Может подскажете, в чем еще может быть проблема с кабрированием в безмоторном полете???
для начала не мешало бы размерность “озвучить”.
2 Barim Ага! Тоже такая мысля посетила. Опробовал еще вчера (в субботу) с углом установки по нижней плоскости в 0. Скорость возросла, что неплохо для моего случая, а то сын в первом полете вообще сразу забраковал - “скучный…”. Хоть и оправдывался, типа он и должен быть таким- это же носитель для камеры, но в принципе действительно скорости как-то не хватало. По кабрированию немного полегче стало, с тем же баластом уже устойчиво планирует при ровных РВ. С двигателем правда прет вверх, но это не удивительно, выкос еще не ставил. Попробовал “пилотаж”, петли без проблем и разгона, правда если активно, с разгоном- крылья заметно прогибаются, жутковато выглядит. Виражи и боевые разороты тоже на отлично, особенно эффектно когда с разгона перед собой круто разворачивается эта махина да еще сразу с набором высоты. Бочка не получается, при повороте на 90 град, резко проваливается на крыло. Но в принципе весьма устойчив и предсказуем. Больше всего понравилась посадка, прямо как настоящий, по глиссанде очень стабильно идет… И в травку- плюх… 😃)
Бесполезного груза вообщем-то можно избежать, ведь будет камера в боксе, которую поставлю так, что-бы попасть по ЦТ, но немного напрягает, что ЦТ так сильно отличается от расчетного. По опыту Метроида и по расчетам для этого крыла по геометрии 1:1 - “стремительный”, он дожен быть ~100 мм, а в реале получается макс. 70. Может что не так считаю?
2 111 Вы, конечно, правы! Просто мне показалось, что все узнают крылышко и по фотке примерно увидят пропорции. Вот такая геометрия:
половинка центроплана - длина 240, ширина 240.
консоль (одна) - длина 490, ширина 240X160.
элерон - длина 490 (на всю консоль), ширина 50x40.
половинка стаб+РВ - длина 240, ширина 165x140.
плечо от передней кромки крыла до пер. кромки стаба - 640.
Взлетный вес - 590г (+ баласт аж 75 г.😃 )
PSS Двиг. оказался фиговенький, и тяга не большая (стабильный подъем град 20), и жрет много. Ну если только для того что бы затянуть повыше и планировать… А может перемотать попробовать?..
PS Вчера после этого самика пустил Метроид. Показался “фаном”- шустрый, верткий, с больши энерговооружением… 😃 Опять вспомнил: и что его уважаемый Alex3x так не любит?.. 😃
Сделал шасси. Больше для защиты камеры, которую пока буду крепить под фюзеляжем.
Еще есть мысль убрать навесные элероны ( и смотрятся чужеродно, и имхо качество крыла без них только улучшится), а сделать врезные. Тут вижу сложность с петлями. Передняя кромка врезных элеронов уже не будет плоскоской и поворачивать их по нижней плоскости нежелательно.
Те. схематически хотелось бы примерно так:
Вроде бы где-то видел пилотажки в которых элероны поворачиваются относительно вертикальной оси симметрии но как это делается, что-то не припоминаю. Конечно есть куча идей, но может подскажете опробованные решения?
Или вообще не стоит этим заморачиваться?..
ну вообще то элероны поворачиваются относительно вертикальной оси симметрии при использовании любых шарниров
Хоть тема и не имеет большой аудитории, выложу этапы большого пути:
Первая попытка сесть с шасси: 😃
В начале “полосы” растет дерево, не расчитал дистанцию… Сломан только проп после скидования.
А вообще атракцион посадки на шасси очень понравился. Хоть чисто и к ногам пока получается раз из пяти…
О дальнейшем развитии. “Вдруг” сообразил, что хоть делал аппарат для катания фото-видео аппы, а ставить то ее и некуда… Пока делал, надеялся что-нибудь придумаю, но проп настолько все загораживает, что вид вперед вчистую никак не сделаешь. И хоть проп в кадре в некотором смысле добавляет эффект присутствия, пришлось признать, что это брак. Забавным оказался вид вбок, с помещением в угол кадра кончика крыла. Полное ощущение пассажира, даже нагруженное крыло маленько потряхивает. Но это не совсем то, что хотелось бы.
Итак проп с носа надо убирать. Собственно варианта два- или ставить толкающую установку на высокий пилон (но это как бы пройденный, хоть и удачный, вариант), или делать двухмоторник… А это уже интересно… Во всяком случае планер-двухмоторник имхо оригинально…
Ну вот… Опять траты непредвиденные, все- таки два двига+ два рега дороже чем один даже более мощный.
А обещал половине, что в этом сезоне больше не буду тратиться… Прийдется объявлять о закрытии летнего сезона и начале осеннего! 😃
Почему бы вместо двухмоторника не сделать наоборот - две гондолы под крыльями, в одной камера, в другой батарея для её питания?
Тема очень интересная- продолжайте.
Вопрос- вал мотора- колокольчика погнулся при падении с дерева? Какую камеру хотите поставить?