Посоветуйте чайнику - балансировка RC модели.

Akella

Модель я постоил, а вот как правильно сбалансировать?
Чем и как, допустим, сбалансировать её по крену - какие и как грузики крепить?
Ну и т.п. по этой теме!

Подскажите!!! 😃

ADF

главное - чтобы по вдоль ЦТ в нужном месте был.
На вскидку, в 25…30% от САХ - это нормально.
Просто ставишь модель фюзеляжем на палец и ищешь у ей ЦТ.
Регулировать можно положением бортового аккумулятора. Если ЦТ сильно назад уехал - то лучше всего мотораму с двигателем вперед вынести, чтобы ЦТ встал в расчетное место под крылом.

По крену, если это высокоплан - можно и вовсе не балансировать… На крайняк, если что, элеронами оттриммировать.

3 months later
Inhabitant
ADF:

По крену, если это высокоплан - можно и вовсе не балансировать… На крайняк, если что, элеронами оттриммировать.

А если не высокоплан? Если крен окажется велик, с триммированием из-за неопытности можно и не успеть. Как все-таки лучше балансировать и на каком этапе изготовления модели? Стоит ли компенсировать вес, к примеру, глушителя при вертикальной установке мотора? Не говоря уже про “горизонтальную”. Или не стоит заморачиваться и влияние будет минимальным?

vovic

Поперечную балансировку делать надо у собранного крыла. Остальные элементы самолета на нее слабо влияют. ЦТ должен быть на оси симметрии крыла.
Продольную балансировку надо делать на полностью собранной модели. Для первых полетов почти любой модели, кроме бесхвостки, можно смело ставить положение ЦТ на 25% САХ крыла. Потом уточнить центровку в полетах.
Грузики - временно приклеить на двусторонней липучке монетки.

SAN

Про компенсацию момента от глушака, это ДА, сильная идея 😃
Забудь.
А триммировать - лучше всего дать опытному пилоту облетать. Новичок может и не успеть. Тут как повезет. Главное, чтобы эллероны были в одинаковом положении перед стартом.

sup000

Эхх … палец палец … а люди зачем то балансеры придумывают …
www.greatplanes.com/accys/gpmr2400.html

Балансировка продольная очень важный элемент, и если есть ссылка в инструкции, то такую и надо ставить, при чем как можно точнее.
Что касается кренов, то тут уже верно написали - главное чтобы крыло имело цт по центру, тогда особых кренов ты сразу не поймаешь 😃 Я вот как то ложанулся, заделал дырку на крыле эпоксидкой, а потом такой крен словил … что эпоксидкой уже пришлось работать по всему периметру 😃
Отсюда мораль - лучше всё промерить, проверить, а потом взлетать.
Бояться, что “не успеешь оттримировать”, с нормально выставленным ЦТ абсолютно нечего! Дерзай …

ADF:

Просто ставишь модель фюзеляжем на палец и ищешь у ей ЦТ.

ADF

Ну не знаю, я хотя и всего первый сезон как полетел, уже собираю третью за лето (!!!) модель (готова на примерно 80%), первая и вторая тоже были с элеронами (т.е. нормальные самолеты)
никаких проблем всвязи с несовершенством метода поиска ЦТ не возникало!
отмеряешь 35% от САХ, модель на палец и регулируешь. 25% - нестрашно. 40 - и на таком летали 😃

Да и какие проблемы? Пячтно контакта пальца с фюзеляжем не более 5-6 мм шириной, при этом ЦТ находится с точностью до 2-3 мм - а этого, извиняюсь, хватает до задницы!

Меня не особо волнует (пока), с какой точностью выставляется центровка - 30% или там 35% - модель все равно полетит, а небольшие ошибки исправляются триммером высоты!

PS: в полете ДВС за счет расходования топлива, если бак не в ЦТ, центровка гуляет куда сильнее, чем ошибки при ее выставлении пальцем 😃

sup000

Ну ДВС это отдельный разговор, я вообщем имел ввиду так называемые паркфлаи, небольшие модели на электродвиглах … если там так цт выставлять, ничего хорошего не будет. Да, летать можно конечно… но стоит только обороты опустить, или вообще мотор вырубить - вот тут то песня и начнется, особенно при посадке 😃 Конечно можно триммировать, играть рулем высоты … но имхо проще и лучше, сразу выставить точно ЦТ(замечу что на маленьких моделях 5-6мм контакт пальца все же большая погрешность), и тогда вообще _никаких_ проблем ни при посадке, ни при взлете. И минимум триммирования 😃

ADF:

Ну не знаю, я хотя и всего первый сезон как полетел, уже собираю третью за лето (!!!) модель (готова на примерно 80%), первая и вторая тоже были с элеронами (т.е. нормальные самолеты)
никаких проблем всвязи с несовершенством метода поиска ЦТ не возникало!
отмеряешь 35% от САХ, модель на палец и регулируешь. 25% - нестрашно. 40 - и на таком летали 😃

Да и какие проблемы? Пячтно контакта пальца с фюзеляжем не более 5-6 мм шириной, при этом ЦТ находится с точностью до 2-3 мм - а этого, извиняюсь, хватает до задницы!

Меня не особо волнует (пока), с какой точностью выставляется центровка - 30% или там 35% - модель все равно полетит, а небольшие ошибки исправляются триммером высоты!

PS: в полете ДВС за счет расходования топлива, если бак не в ЦТ, центровка гуляет куда сильнее, чем ошибки при ее выставлении пальцем 😃

Val

я вообщем имел ввиду так называемые паркфлаи, небольшие модели на электродвиглах … если там так цт выставлять, ничего хорошего не будет.

Да ну!!! 😲 Правильно спроектированный самолет не критичен к разгулу ЦТ в пределах 1см (электричка). Проверено - 😎

Да, летать можно конечно… но стоит только обороты опустить, или вообще мотор вырубить - вот тут то песня и начнется, особенно при посадке

Снова - аэродинамическая конструкция самика - очень важна!!! У кого как 😁 Мои при выключенном моторе планируют… 😲 А если снять мотоустановку и акку не силовые, то можно в динамиках летать 😃

но имхо проще и лучше, сразу выставить точно ЦТ

Эт верно…

(замечу что на маленьких моделях 5-6мм контакт пальца все же большая погрешность)

Готов поспорить… 😃 😎

Taboo

Всегда надо смотреть – для чего строится модель (или для кого). Если пилот чувствует, что для выполнения фигуры, ему нужно центровку сместить на 2,47% назад, значит надо смещать именно на столько и пользоваться специальными приспособлениями. А если он не чувствует, то можно и на пальцах. Не вопрос, что начинающему лучше передняя центровка. Какая? Зависит от модели, но как правило можно ставить плюс минус килограмм. Но я советую учится сразу хорошему. Хотим 30%, значит ставим 30% как можно точнее. И пишем в полетную тетрадь: «Первый полет – центровка 30%» и т.д. Это отношение к делу. Можно летать много и ничему не научиться, а можно очень быстро все освоить.
Для измерения центровки, я под фюзеляж подкладываю что-нибудь треугольное, например напильник.
Поперечную балансировку нужно делать обязательно, а не триммировать элеронами.
Сергей

Inhabitant

Изначально вопрос был именно про поперечную балансировку. А точнее про методы балансировки.

ADF

любителям трехгранных напильников хочу обратить внимание, что ЦТ самолета, даже легкого электрического при таком методе находиться на пару сантиметров выше места установки аппарата на грань напильника. В итоге получается то, что мы задаем лишь проекцию центровки на напильник, а НЕ реальную центровку относительно крыла! Ведь в полете модель находится к горизону под иным углом, нежели в горизонтальном положении, в котором ее балансировали и проекция ЦТ вовсе не обязательно совпадает с желаемым положением ЦТ относительно профиля крыла. И погрешность эта - как раз несколько миллиметров, которые имеем и при балансировке пальцем 😛

Конечно, совершенно правильно применять как можно более точные методы - но если центровка выставленна не верно (не так, как хотелось\нуждалось) то для модели совершенно пофиг, чем это вызванно 😕

А вообще - правильно спроектированый аппарат с правильно подобраным профилем при довольно широком диапазоне центровок летит и планирует нормально. Только угол глиссады в свободном планировании меняется туды-сюды немного… ну, еще для 3д пилотажа - но это отдельный разговор.

А поперечная центровка - да ну ее нафиг - аэродинамические поперечные моменты значительно превосходят попереченые моменты инерции, к тому-же, боковые смещения центровки встречаются очень нечасто, так что поперечная балансировка - дело почти бесполезное. Куда важее соблюсти аэродинамическую идентичность справа и слева, да и то, зачастую достаточно триммирования 😃

Taboo
ADF

…проекцию центровки на напильник, а НЕ реальную центровку относительно крыла! Ведь в полете модель находится к горизону под иным углом, нежели в горизонтальном положении, в котором ее балансировали и проекция ЦТ вовсе не обязательно совпадает с желаемым положением ЦТ относительно профиля крыла.

Мы залезаем в никому не нужные дебри…
Во-первых, что значит относительно профиля? 😕
Во-вторых, если модель висит на пальцах, то центр тяжести находится значительно ниже. Значит, присутствуют те же самые проблемы. 😛 Даже используя специальные балансеры проблемы остаются. Классический способ борьбы – подвесить модель под тремя разными углами, провести вертикали. Линии образуют треугольник. «Считается», что ЦТ находится внутри этого треугольника. 😎
Сергей

RedSun
Val

Да ну!!!  😲 Правильно спроектированный самолет не критичен к разгулу ЦТ в пределах 1см (электричка). Проверено -  😎

Инструкция к планеру Telink Tornado 11:
“…althrougth brave Soviet designers haven’t abandoned the Stone Age idea “a centimetre less or more - it doesn’t matter” even on Mach 2 fighters, your flying wing is not the case…”
И диапазон центровок указан с точностью +/- 3 (три) миллиметра. Для ероплана размахом 1.22 метра…
Правда, это все-таки бесхвостка со своей специфической аэродинамикой. Самолеты нормальной схемы не так критичны к изменению центровки.
В воспоминаниях Марка Галлая очень яркий рассказ есть про полет на Ме-163 с загруженным носом - рекомендую 😃))

S2S
RedSun:

“…althrougth brave Soviet designers haven’t abandoned the Stone Age idea “a centimetre less or more - it doesn’t matter” even on Mach 2 fighters, your flying wing is not the case…”

цитата блеск!

ADF

А поскольку мы используем напильники - то можно с радостью констатировать, что из каменного века мы перешли в железный! 😂 😒