Руль высоты - вопросы

ВитГо

Это мой первый самолет.
Делаю Easy Piper и возникли вопросы по рулю высоты:

Руль высоты и отклоняющаяся часть и неподвижная сделаны из двух слоев потолочки толщиной 3 мм.

  1. Из-за особенностей навеса отклоняющейся поверхности руля высоты (кстати как она правильно называется) - у меня между нею и неподвижной частью получился зазор где то в 5 мм…Размер руля высоты 300х100, отклоняющейся части 280*25.
    В принципе могу уменьшить зазор до 1,2 мм - стоит заморачиваться или нет ?
    (навеска на ось вращения перед отклоняющейся частью руля высоты…)

ХХХ-Неподвижная часть-ХХХ <ось> ХХХ-подвижная-часть-ХХХ

  1. Из-за небольших конструктивных задумок - появилась необходимость поднять стабилизатор где то на 10-15 мм выше крыла - насколько это допустимо?

_______________________________________ХХХ-Руль-высоты-ХХХ
ХХХХХ-крыло-ХХХХХ_____________________======== <-- 10-15 мм !
=============ФЮЗЕЛЯЖ======================

  1. Отклоняющаяся поверхность руля высоты стоит чуть ниже неподвижной - насколько это допустимо или стоит сточить лишнее до ровного ?

ХХХХХ Неподвижная часть ХХХХХ
ХХХХХ ------------------- ХХХХХ__ХХХХХ-Подвижная-часть-ХХХХХХ
_______________________________ХХХХХ------------------ХХХХХХ

p.s. Стабилизатор еще не закончен и есть возможность все переделать поэтому и хочется получить совет - переделать или у меня просто от страха глаза велики…?

san_AA

Много букв и ХХХХХХХ. Лучше один раз УВИДЕТЬ, чем сто раз услышать.😉

Baloo

[quote=ВитГо;1569083]

  1. Из-за особенностей навеса отклоняющейся поверхности руля высоты (кстати как она правильно называется)[QUOTE]
    Хвостовое оперение самолета бывает горизонтальным, и вертикальным (классическая схема). Вы это уже успели заметить. Не так-ли?!😃 Горизонтальное оперение- стабилизатор, на него навешивается руль высоты. Вертикальное оперение- киль, на него навешивается руль поворота! Без лишних слов- как то так!😃
ВитГо:

Это мой первый самолет.

  1. Из-за особенностей навеса отклоняющейся поверхности руля высоты (кстати как она правильно называется) - у меня между нею и неподвижной частью получился зазор где то в 5 мм…Размер руля высоты 300х100, отклоняющейся части 280*25.
    В принципе могу уменьшить зазор до 1,2 мм - стоит заморачиваться или нет ?
    (навеска на ось вращения перед отклоняющейся частью руля высоты…)

Заморачиваться- стОит!😵 Хотя бы чисто ради эстетики! НО! Существует и другая особенность: на больших скоростях из-за этого зазора происходит рассеивание потока, обтекающего данную поверхность, и эффективность рулей падает! Из-за этого на современных реактивных истрибителях цельноповоротные рули высоты. Но вы же не будете летать на таких скоростях?!😃 В любом случае большой зазор “подарит” вам большее сопротивление.😉

Barim

Не совсем понятно, точнее совсем не понятно 😃

Посмотрите 8 типов крепления рулевых поверхностей

и отдельно - Крепление на скотч

Если останутся вопросы, то лучше нарисовать на листке и сфотографировать или нарисовать в графическом редакторе, а то, к сожалению, я так и не понял сути вопроса. 😦

Baloo
ВитГо:
  1. Из-за небольших конструктивных задумок - появилась необходимость поднять стабилизатор где то на 10-15 мм выше крыла - насколько это допустимо?

А почему бы и нет?! Сколько существует самолетов, у которых стабилизаторы вообще вынесены на киль?!

ВитГо:
  1. Отклоняющаяся поверхность руля высоты стоит чуть ниже неподвижной - насколько это допустимо или стоит сточить лишнее до ровного?

Сточить-то не сложно! Или сложно?!😃 Опять же аэродинамика!😃

ВитГо

В общем не получив ответов начал переделывать 😦

Barim

для того что бы получить правильный ответ - надо задать правильный вопрос 😃

PS напомнило:
«Дорогие ученые. У меня который год в подполе происходит подземный стук. Объясните, пожалуйста, как он происходит»

© А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Собр. соч., т. 4. Понедельник начинается в субботу. Сказка о Тройке. М.: Текст, 1992.

ВитГо

Хотел сделать вот такой привод руля высоты и элеронов:

Но получился зазор между стабилизатором и рулем высоты в 5 мм… оттого и первая часть вопроса…

(что элероны в разную сторону отклоняются а руль высоты весь в одну - знаю)

Barim

ок, с приводом понятно.
Вопрос - какое крепление РВ?
Скотчем, петлями или чем еще?

Просто не совсем понятно - откуда такой зазор.
Зазор то образуется не от способа привода, а от способа крепления.

если зазор из за толщины проволоки - просто подточите РВ в месте прохождения ее и вклейте не только загнутую часть, но и прилегающий к РВ кусок

AKuzmin
ВитГо:

Хотел сделать вот такой привод руля высоты и элеронов:

На фото привода элеронов (кстати торсионная схема - неудачная) не видно зазоров в навеске. А вот зазор между половинками крыла настораживает. Крыло разборное ? Или это фото к делу отношения не имеет ? На “пенолетах” обычно срезают под углом 45 град. сопрягаемые поверхности, прижимают руль высоты к стабилизатору, отклоняют руль в сторону снятой фаски на величину предполагаемого рабочего хода и проклеивают скотчем. Потом отклоняют руль в нейтраль и аккуратно, с точным огибанием фасок проклеивают скотчем противоположную сторону. Мы так крепим рули на бальзовые бойцовки. Наличие помощника при склейке желательно, получится ровнее.

ВитГо

Крепление за счет оси проходящий по лобику руля высоты… (так же как и у элерона на фото)… просто получилось что немного далековато ось отставил от стабилизатора от того и получился такой зазор… думал скотчем заклеить - но при отклонении вверх скотч мешает… (ось проходит примерно по середине между двумя слоями потолочки)…

А почему торсионная схема неудачная? я купил спицы от велосипедов - показалось что на кручение более чем прочные… по крайней мере на более менее солидный уровень провернуть концы не получилось руками… даже согнув Г-образно…

Просто торсионную схему выбрал из за показавшейся на первый взгляд простоты и одновременно красоты решения… серва будет стоять вверх ногами по центру крыла и закрыта фюзеляжем… снаружи не видно ни сервы… ни тяг… ни качалок…
еще себя подбадривал тем что - при посадке ничем не заденет крыло… 😃

Barim:

ок, с приводом понятно.
Вопрос - какое крепление РВ?
Скотчем, петлями или чем еще?

Гм… наверно я изобретаю велосипед… но к Вашим 8-ми способам - я хотел крепить на ось вращения… торсионной (как мне сказали) схемы…

Barim:

Просто не совсем понятно - откуда такой зазор.
Зазор то образуется не от способа привода, а от способа крепления.

если зазор из за толщины проволоки - просто подточите РВ в месте прохождения ее и вклейте не только загнутую часть, но и прилегающий к РВ кусок

Да, я ошибся с креплением… сейчас переделываю.
Но принципиально так крепить можно ? нет больше никаких камней подводных ?

Barim

Торсионная схема - это передача поступательного движения качалки в отклонения рулевой поверхности.
Вам потребуется еще крепление самого руля высоты к стабилизатору.
На одном торсионе РВ (как и элероны) держаться не будет.

Обычно ставят петли и торсионный привод.

С торсионной схемой необходимо _полностью_ убрать люфты, те ваша спица должна только поворачиваться, но не шевелиться, если будут хоть небольшие отклонения по горизонтали или вертикали самой спицы - то управление будет весьма слабым - четкого соотвествия отклонение стика - отклонение РВ в этом случае не получиться.

По поводу оклейки скотчем - посмотрите я давал ссылку на статью - там видно - оклейка скотчем делается в максимально отогнутом положении элерона. С пришквариванием скотча утюгом к скошенной части рулевой поверхности и крыла/стабилизатора.

ВитГо

Петли по углам стабилизатора…
Единственно у меня они пластмассовые но в них четко входит спица…
чем пластмассу к пенпопласту приклеить можно ? клеил на момент-кристалл - не держит 😦

По поводу навески на скотч - я пока только один раз пробывал… так что еще пару раз попробую и все будет правильно… Ваше руководство как раз и использовал ! понравилось… просто нужно было продумать этот момент заранее… до навески на спицу…

Barim

попробуйте сделать насечки на пластике ножем, я делаю “шахматку” - типа косоугольных квадратиков. Глубина - 1/4-1/5 от толщины пластика.

лучше не приклеивать сбоку, а вклеить в 1-1.5 см от края, тогда будет держать за 2 плоскости вместо одной.

с насечкой прекрасно клеиться Титаном, Эпокси (5ти минуткой), Регентом.

Отодрать получается только с куском потолочки

AKuzmin
ВитГо:

А почему торсионная схема неудачная?

На пенопласт любая схема пойдет, а на вот на бальзовом тренере 1,64 м размахом словил флаттер на хорошем разгоне, т.к. торсион проволочный позволяет развиваться колебаниям, не держит управляющую поверхность достаточно жестко. Поставили на элероны по машинке и все пришло в норму.

ВитГо
Barim:

Не совсем понятно, точнее совсем не понятно 😃

Посмотрите 8 типов крепления рулевых поверхностей

и отдельно - Крепление на скотч

Кстати скотч на пенопласте я утюгом не прогревал а обдал паром (функция паровой удар) - очень хорошо получилось !!! скотч не успевает скукожится… тем более что если начать с расстояния в 4-6 см - то можно просто несколько раз паром обдать и все… - очень хорошо прилипает…

Barim

ну вообщето назначение пришкваривания именно в натяжке скотча и “приварке” клеевого слоя к верхней части подплавившейся (0.3-0.5 мм) потолочки 😃

ВитГо
Barim:

ну вообщето назначение пришкваривания именно в натяжке скотча и “приварке” клеевого слоя к верхней части подплавившейся (0.3-0.5 мм) потолочки 😃

гм… тогда этому мне еще учиться… итак за утюг подруга склоняет 😅

ВитГо

А почему в непосредственной близости от руля высоты не размещают рулевую машинку?
для того чтобы не сдвигать ЦТ модели назад?

и второй вопрос какое соотношение кабанчиков должно быть у сервы руля высоты или элерона? я так понимаю угол отклонения управляющих плоскостей регулируется со 120 градусов рулевой машинки на нужный именно этим соотношением или вполне допустимо соотношение 1 к 1 и дальше регулировка расходов на серву?

если я сделаю соотношение 1 к 1 и расход на серву например 75% - то стик пульта управления просто не будет реагировать на большее чем 75% отклонение или эти 75% отклонения сервы будут растянуты на 100% отклонение стика пульта управления?

и следовательно еще вопрос сколько дискретных ступений поворота у сервы есть вообще и насколько ухудшается точность управления при соотношении кабанчиков 1 к 1 и расходом 75%? например 100% расходы - это 100 шагов сервы, а 75% - 75… значит точность хуже чем при соотношении кабанчиков 1 к 0,75 потому что там будет по прежнему 100 ступений…
или там ступений очень много и на этот вопрос не заморачиваться?