Кто летает в сильный ветер

vlad_den
yury:

Я пишу как, а Вы, ты не прав, и ничего взамен. С большим бы удовольствием и пользой для себя прочитал, как другие летают в ветер.

Насколько я понимаю - взамен ничего быть не может. Кроме налета, тренировки и чувства модели. Да, забыл еще, что нужен определенный, назовем это, талант. Просто хороший пилот (я к таким не отношусь) молниеносно парирует ручками любое отклонение модели - на инстинктивном уровне.
Поэтому для “чайников”, вроде меня, рецепт - в сильный ветер, если очень неймется, летать на большом стабильном тренере, собственно так и делаю, навыки набираются.

air_alex

В качестве тренировки могу порекомендовать горизонтальные проходы вдоль полосы без крена и с коррекцией траектории с помощью РН. Появится уверенность… К сожалению, готовых рецептов посадки с боковиком у меня нет.

MAX-65
yury:

Владимир, Вы… Если же Вы говорите об отличиях в управление, интересно было бы их узнать…

Я за него, по Вашим спичам и вопросам про воздух и сам, можно сделать только один вывод, в ветер может Вы и летали, а в сильный точно нет… И курс физики 5 класса средней школы видно подзабыли… Любой самолеёт, как любое физическое тело обладает массой, а стало быть и инерцией, которая ему, вместе с скоростью (не той, которая относительно ветра) придаёт кинетическую энергию, которая пропорциональна массе и КВАДРАТНО пропорциональна скорости, причём скорости не относительной (вы там всё про скорость относительно скорости потока что то говорили), а абсолютной, так вот именно эта кинетическая энергия заставляет делать горку планер, при этом набирая потенциальную (высоту). Перейдём теперь к отличиям… Один простой пример, для наглядности… Разгоните сам строго по ветру, уберите газ в ноль и сделайте энергичный вираж на 180 град (лучше влево), на ветер, самолёт вспух метров на пять и потерял скорость, так?.. Можно конечно не дать ему вспухать отдавая стик вперёд, но сильное стремление вспухать не заметить будет не возможно… Теперь проделайте всё то же самое наоборот: “разгон” против ветра, газ в ноль и крутой вираж под ветер (влево), Если будете делать левый вираж, то прочувствуете эту разницу ещё сильнее… Ну как почувствовали разницу? Если не дадите газу наверняка завалитесь на левое крыло в штопор, и если мало высоты и не куда кивнуть носом 100% дрова…

yury

Да, с такой манерой пилотирования Вы и в штиль завалите модель в штопор. Про дачу газа согласен. Можно углом крена удерживать, а можно газом. Про газ забыл, виноват. Я креном удерживаю.
Ну вот, хоть один дельный совет увидел, спасибо.😉

Владимир, который из Будапешта.
Не засиживайтесь на тренере, если только Вам конкретно не нравятся тренеры.
В ветер хорошо летают пилотажки F3A, даже хоббийные. Они спроэктированы летать ровно и предсказуемо в большом диаппазоне погодных условий.

msv
MAX-65:

причём скорости не относительной (вы там всё про скорость относительно скорости потока что то говорили), а абсолютной

Это как??? Может это уже не для 5-го класса школы, но скорость - вектор, величина относительная. Либо относительно земли/пилота или относительно ветра. Ну или относительно солнечной системы, тогда, по Вашей логике, при полете в сторону вращении земли, кинетической энергии будет несравнимо больше, чем против… даже в штиль…
Имхо самая большая проблема при полете в ветер- турбулентность.

vlad_den

Юрию - Вы знаете, не засиживаюсь, летаю и на Як 54 от ХС - в 25 классе и на Су 26М от Голд Винг - в 50 классе. Но в сильный ветер поднимаю и тренер.

Pillot
vlad_den:

Но в сильный ветер поднимаю и тренер.

Я раньше думал, что тренеры не очень хорошо себя ведут в ветер из-за низкой нагрузки на крыло…

vlad_den

Благодаря верхнему расположению крыла и выраженному V тренер имеет способность самостабилизироваться, плюс к этому плоско-выпуклый несущий профиль крыла и меньшая склоннсть к срыву.

Pillot
vlad_den:

Благодаря верхнему расположению крыла и выраженному V тренер имеет способность самостабилизироваться

У меня низкоплан, крыло V-образное.

spyder3

Можно много советов давать, но лично у меня и в начале моего лётного опыта, и сйчас все аварии проиходили как раз в идеальных полётных условиях. Ветер не даёт расслабится и произвести не отработтанный много раз на симуляторе маневр. Так сказать держит в полной боевой готовности. Были ли у кого аварии из за ветра? Пено собаки, дракоши, разные стартеры из потолочки не в счёт, я говорю о дорогих, бальзовых моделях, с весом от 3кг и выше?

Алексей_Vgg
spyder3:

… все аварии проиходили как раз в идеальных полётных условиях.

О, Влад, а ведь точно! Никогда раньше и не задумывался. Сейчас вспоминаю, единственное, что было в ветер - сломал карбоновую стойку, ну винты не в счет…
А так, все “хорошие” краши - при нормальной погоде.

Pillot:

Я раньше думал, что тренеры не очень хорошо себя ведут в ветер из-за низкой нагрузки на крыло…

Кальмато и вправду, как то не очень. А NexStar, Explorer-60, так то чистый мёд…

spyder3

Вот вот Алексей, и я сломал, но не стойку а винт. При ветре даже петли всегда остарожно стараюсь делать, да повыше. Ну трясёт на посадке нa воздушных ямах, но садил всегда, да и не я один - другие тоже. Конечно мелкую лёгкую модель может ветром и перевернуть, ну на них лучше и не летать при ветре.

yury

Гиперионовский Гелиус 25е, весом в 1200 очень хорошо и надёжно летает в ветер.

DUO

все аварии проиходили как раз в идеальных полётных условиях.

Ветер не даёт расслабится и произвести не отработтанный много раз на симуляторе маневр.

причинно следствтенная связь другая
да , в тихую погоду падают больше , и я не исключение , но вопрос стоит почему это происходит
а все просто : в тихую погоду я могу позволить себе 3D маневры в метре- двух над землей , бывает зарулился … упал
если падаю с высоты метр- полтора , потом осмотр самолета , дозаправка и опять в небе
а в сильный ветер я просто понимаю что такие маневры у самой земли заведомо смерти подобны и никакой сим вам тут не помошник . и в сильный ветер держусь от земли 10-15 метров чтоб было время взять ситуацию под контроль , хотя бывало творил чудеса у самой земли ,но это просто бог миловал
посадка при любом ветре для меня штатна даже с заглохшим мотором , я вобще не рассматриваю краш во время посадки
------------------------------------
теперь давайте таки определимся о чем тема ?
о посадке в сильный ветер или о полетах в принципе ?
F3A (полноразмерные самолеты) , бойцовки , гонки , тренера - извените , но им ветер до одного места , как при посадке так и в полете
3D самолеты - посадка тоже побоку (если человек летает 3D значит навыки имеет ) , встает вопрос только отработки фигур , и вот тут никакой симулятор вам не помошник
мы летаем и садимся в любую погоду и на любых самолетах чего и вам желаем , ветер 7-9 с порывами до 12-14 обычное состояние

vlad_den:

Благодаря верхнему расположению крыла и выраженному V тренер имеет способность самостабилизироваться,

вы меня извените но это ерунда полная , и этих стереотипов полно
фразы из форума
сначала тренер , мотор попроще потому что все равно землей кормить , но апу по круче надо брать с перспективой …
5-х в небо поднял в этом году , еще ни кто не грохнулся , тренера ни одного не было . последнего заставил садиться и взлетать в ураган на фан флае ДВС 1300 размахом
заставил пройти несколько раз над полосой , потом когда увидел что самолет в идеальном положении для посадки скомандовал - садимся так как есть !
вы бы видели огонь в глазах человека который сел в ветер в который многие просто не взлетают
щас для него не существует препятсвий для взлета и посадки при любой погоде
ко всему этому еще есть такой момент как правильно подобранные экспо , расходы я не беру в расчет , сугубо мое мнение - они должны быть максимально комфортными для выхода из любой ситуации
но это уже зависит от того кто настраивает самолет и конечно ученику придется летать с такими настройками

vlad_den
DUO:

вы меня извените но это ерунда полная , и этих стереотипов полно

Для пилота-инструктора у Вас понятия об аэродинамике и стабильности самолета несколько странные, при том, что с остальными положениями Вашего поста я мог бы согласиться.

Алексей_Vgg
DUO:

…бывало творил чудеса у самой земли…
посадка при любом ветре для меня штатна даже с заглохшим мотором , я вобще не рассматриваю краш во время посадки…

😉

DUO:

5-х в небо поднял в этом году , тренера ни одного не было

DUO:

…последнего заставил садиться и взлетать в ураган…

Жёсткая у Вас, однако, школа!
Кстати, Игорь, ты как то говорил, что готов поделиться своей методикой. Напиши при случае в личку.
Мне тут человека на крыло ставить, а опыт инструкторский нулевой.

DUO
vlad_den:

Для пилота-инструктора у Вас понятия об аэродинамике и стабильности самолета несколько странные,

нет ничего странного
все гораздо проще . тренер медлительная и не поворотливая корова и чтоб ему как вы выразились самостабилизироваться необходим огромный запас высоты , очень и очень большой . давайте не будем лукавить , тренер летает просто стабильно и не более и если на высоте метров 100-150 дать легкий крен и отпустить рули то он так и войдет в планету .
а вот обучение на маневренном самолете совсем другое дело и секретов тут нет
связка тренер-ученик , маневренный самолет , расходы рулей “средние” и отсутвие экспонент вначале .
взлетаю естесно я , высоты метров 100-150 и передаю управление , з а счет того что самолет очень отзывчивый на рули человек сразу видит что не туда или не ту ручку потянул и исправляется . буквально на третьем четвертом полете уже не приходится вообще перехватывать управление . если происходит зарул то даю возможность до последнего самому взять ситуацию под контроль говоря “подруку” что и как делать , уже в крайнем случае естесно выруливаю сам
к 7-8 полету ученик уже четко выполняет все мои требования , поворачиваем направо , поворачиваем на лево , никаких самостоятельных и бездумных действий , заставляем самолет держать в четко определенной полетной зоне , если вижу по полету что человек устал и мягко говоря я его задолбал уже то даю возможность полетать в свое удовольствие контролируя высоту . в течение нескольких следующих полетов начинаю молча увеличивать экспо на его пульте на всех рулях , от полета к полету на 10% , опять же летаем только осознанно , никакой самодеятельности . к 10-12 полету человек уверенно уже держится в небе , сам контролирует высоту , не залетает на солнце и вообще держит ситуацию в руках полностью а не летает там где летает самолет подстраиваясь под него
время взлетать , коротенький инструктаж но раз 10 повторенный : разгон , руль высоты чуть на себя , отрыв от земли и ручку тут же отпускаем , самолет сам начнет набор высоты . быть готовым к тому что что при слишком резком порыве ветра или большом отклонении РВ уже в полете придется дать РВ от себя
разгон и взлет , пару кругов , я сажусь , опять разгон и взлет … и тут как правило звучит фраза : я сяду сам !
далаем заходы на полосу все ниже и ниже , если я вижу что самолет находится в идеальном положении командую : садимся
все , глаза сверкают , и начинается : давай еще
и понеслось , взлет посадка , взлет посадка
==============================
итого нашего полку прибыло
по моей статистике весь этот процесс укладывается в 15-20 полетов , взависимости от способностей

Dragony

Хорошо,когда есть инструктор и можно “связку” использовать… А если нет никого рядом?..

Насчет модели-“тренера”: если нормально отцентрована - будет планировать, пока не сядет (в тихую погоду, разумеется). Или нет?

Алексей_Vgg
Dragony:

Насчет модели-“тренера”: если нормально отцентрована - будет планировать, пока не сядет (в тихую погоду, разумеется). Или нет?

Сам он не сядет. По крайности, у меня таких моделей не было. Хотя вру, однажды при просаженом АКБ борта, удалось без повреждений посадить на снег. Хотя возможно что то, хоть чуть-чуть подруливалось.
Под самовыравниванием Тренера, возможно имеют в виду то, что вернуть его в “равновесное состояние” гораздо проще, чем из него вывести.
Мне нравятся ДВС-ные Тренеры. У меня их было с десяток, не меньше. А этому и этому, с хорошими движками, вообще по-фиг ветер.

vlad_den
DUO:

к 10-12 полету человек уверенно уже держится в небе

Наверно у всех своя методика. Я начал в прошлом году, поверьте в 53 года это не так просто. На шнурке слетал 4 полета. На “корове” - стабильном тренере. После этого летаю самостоятельно. Симулятором никогда не пользовался, просто не сложилось.

DUO:

если на высоте метров 100-150 дать легкий крен и отпустить рули то он так и войдет в планету .
а вот обучение на маневренном самолете совсем другое дело

Т.е. Вы хотите сказать, что маневренный самолет если дать крен и отпустить рули - в планету не войдет?

Мне до толкового пилота очень далеко, но

DUO:

понеслось , взлет посадка , взлет посадка

  • все это без проблем. Кстати на “корове” и простейший пилотаж осваивал.
    Сейчас у меня Як 54 от ХС, Су 26м 50 кл. от Голд Винг, тренер “Либерти”, МиГ 3 от пилотажа и в полетах на каждой из этих моделей могу найти свою прелесть.
DUO
vlad_den:

Вы хотите сказать, что маневренный самолет если дать крен и отпустить рули - в планету не войдет?

естесно войдет , но речь идет о том что именно тренер не обладает некоторыми свойствами которые ему приписывают , а именно способностью выравниваться сам по себе
из тренеров которые видел сами садятся кальмато и некоторые цесны если их вывести на полосу и не мешать , естесно если центровка правильная а не передняя как некоторые делают чтоб сделать самолет тупее на рули
----------------
к вопросу о полетах в ветер и обучении
я выработал такую методику и она дает результаты , 5 человек в небе за полтора месяца с нуля . акцент сделан на то что на маневренном самолете сразу видны ошибки управления . полеты только по предварительному плану а не по принципу - летает ну и хорошо , а где и как дело десятое . и еще один момент очень важный что на резвом самолете скажем за 6 минут полета человек сделает 50-60 маневров , при этом еще и придется где-то подравнять и подправить полет , вот это и способствует быстрому обучению и выработки моторики до автоматизма что в какую сторону на данном этапе двигать , потом уже никакой ветер не страшен . а на тренере будет сделано например 20-30 маневров за теже 6 минут , и при этом между маневрами он летит + - стабильно и человек пол полета является “зрителем” того как тренер баражирует от точки к точке периодически подключаясь к процессу на разворотах
===============
все это сугубо мое мнение и наблюдения
а проверить созрел ли человек летать сам очень просто . наступает момент когда вы просто являетесь наблюдателем молча стоя рядом и вот есть один очень интересный нюанс , например вы видите что ему удобно делать правый разворот и он вправо и пойдет и тут командуем разворот влево , вот если в такой ситуации не растеряется и повернет туда куда сказали значит 100% готов летать сам
вобщем процесс обучения наверное больше похож на дрессировку 😒 и выработку условных рефлексов , а не молчаливый контроль того что происходит в небе