Як-20 из потолочки в качестве тренера и не только.
Андрей, как дела с моделью? Постройка двигается?
Самолет готов. Просто постройка пошла намного медленнее, чем планировал. И совсем небыло времени готовить материал в ветку. Обещаю исправиться.
Фонарь решил изготовить по бутылочной технологии. Сделал из пенопласта сам фонарь (на фото оранжевый - справа). Покрыл его пищевой пленкой опустил в ванночку и залил гипсом. Получил гипсовую марицу фонаря.
Затем эту застывшую матрицу залил гипсом с добавлением металлической мочалки для посуды и стальной проволоки для придания жесткости. Вытащил получившуюся форму (на фото слева), немного пошпаклевал гипсом и обточил напильником.
На все ушло 1 кг гипса (15 рублей).
Можно было пойти по пути изготовления болвана из дерева. Но не подходящего в хозяйстве нашлось…
Процесс осадки 1,5 литровых бутылок проводил над газовой плитой. Отрезаю донышко у бутылки. Вставляю в него гипсовый болван. Засовываю дополнительные распорки, что бы бутылка была предварительно натянута. Грею над газом, поворачивая.
Снимаю капот и осаживаю новую бутылку. Результатом остался не доволен. Много морщин, которые я не смог сгладить… Один из таких вариантов на 3-м фото.
Все же из нескольких форм я выбрал 2 шт из которых сделал 1 фонарь, склеив 2 половинки на клей. Затем вклеил фонарь в потолочку.
Шасси. Для передних взял стальнуя проволоку Ф2мм. Обе спаял внизу. Пайку усилил медной проволокой Ф0,3мм. Крепление 4-мя шурупами с пластиковой накладкой.
Диаметр моих колес с ХС - 65мм. Для сохранения маштаба они велики. Но других нет. По чертежу требуется Ф52мм.
Можно сточить лишнее и довести размер к масштабу. Либо выбрать другой масшаб, в соответствии с колесами…😁
В масштабе получится 1250мм размахом. 😎 Незнаю, как лучше поступить. Больше нравится 1400мм Круглее цифра. 😃
Заднее шасси неуправляемое. Согнуто из стальной проволоки Ф1мм. Очень жесткая. Еле согнул. Крепление одним саморезом.
Ну вот и продолжение!))) Андрей, когда полетим??? На последнем фото фюз, он из 1 слоя потолочки??
Полет уже состоялся. Но обо всем по порядку!
Фюзеляж из 1 слоя и усилен вторым слоем. Место усиления показано на 3-м фото этого поста
Установка серв и тяг. В фюзеляже сервы установлены на фанерке от фруктовых ящиков. Все сервы - HXT900. Тяги через фюзеляж проброшены в трубках для коктейля. В месте выхода тяги - трубка от стержня шариковой ручки. Сначала бока фюзеляжа были обтянуты скотчем, затем я прожег горячей проволокой под углом нужное отверстие и вклеил стержень. После этого пропустил тяги и закрепил их.
Тяги полностью металлические без облегчения. Нелучший вариант. Хвост утяжеляется напрасно. Наверное пошел по такому пути из-за короткого участка внутри фюзеляжа. Иначе бы применил бамбучины.
Кабанчики зеленые с ХС. Крепление на 2 шурупах. Тяга входит в кабанчик и загнута. Не стал применять пластмассовые фиксаторы т.к. Отверстия в кабанчиках для моей проволоки слишком велики. Получается весьма заметный люфт. Отверстия нужно пересверливать. А так, сгибая проволоку в кабанчике, до устранения люфта я получил безлюфтовое соединение. Хоть и не настолько эстетичное.
Кусок тяги, вставленной в качалку сервы - канцелярская скрепка мелкого размера. Также сгибается до устранения люфта. Соединение тяг - стандартное электротехническое изделие для соединения эл.проводов.
Севы в крыле. Выход качалки с тягами решил делать снизу. Менее практично, но не портится внешний вид сверху. Были вырезаны 2 квадратных отверстия. На их дно приклеил кусок чуть сточенной по толщине потолочки. Теперь серва, положенная плошмя с эту нишу, становится заподлицо с наружним контуром крыла. Вкладываю серву и немного усиливаю ее вклееными по бокам кусочками потолочки. Вырезаю из тонкого матового пластика прямоугольник с размерами немного большим, чем размер ниши. Прорезаю в нем паз для качалки сервы. С одной стороны пластика по месту наклеиваю 2 полоски белого и синего скотча. С другой - кусочки 2-х стороннего скотча (темно желтые). Приклеиваю этот пластик на крыло. Серва закрыта и всегда можно получить к ней доступ, отклеив такую “крышечку”. Тяги на элероны сделаны по подобию хвостовых.
Центровка модели. По калькулятору я нашел диапазон возможных центровок (привожу их еще раз). Собрал самолет (полностью готовый хвост, крыло). В передней части подвесил на скотч шасси, регулятор, приемник, батарею, на бамбучине вынес и закрепил двигатель + пропеллер.
Приклеил на крылья маркеры. По ним проще определять место центровки (см на фото выше). В этом состоянии двигал элементы в поисках заветного места…
После этого из фруктовой фанерки был изготовлен мотошпангоут и вклеен на свое место. Дело пошло быстрей. Т.к. до этого не было понятно где что должно находится и постройка сильно тормозилась. На мотошпангоуте вверху и внизу сделал отверстия для прохода воздуха.
Мотораму планировал сделать из легкого металла. Очень хорошее решение. При морковках моторама сминается в лепешку. Все остальное цело. Вручную или пассатижами выправляем и снова можно лететь! Такая стояла на моем прошлом самолете. Зарекомендовала себя только с положительной стороны. Но здесь выносить мотор уже некуда. Пришлось от нее отказаться.
Крепление мотора сделал на 4-х пластмассовых втулках шурупами.
На фото видны 4 рейки, выходящие наружу. На них одевается капот, склееный из потолочки.
Место под батарею обложил пенопластом.
Первый полет. Перед полетом в пульте были установлены расходы.
мах расходы:
РВ + - 28 град
РН + - 30 град
Элероны + - 25 град
Уменьшенные расходов до: РВ - 60%, РН - 60%, Элероны - 50%.
Полет проходил на небольшом стадионе. Взлет с шасси. Места “для полетать” мало. По периметру стадиона довольно высокие деревья, с одной стороны здание тира.
Взлетел довольно бодро. Сделал пару кругов и немного оттриммировал. Летал на 50% расходов элеронов 60% РВ и 60% РН. Уровень газа менял от 50-60% для горизонтального полета до 80-100% при полете “вверх”. В нисходящих убирал до 10-20%.
Самолет очень резв. Летает быстро. Чувствуется скорость!!! Перед взлетом (видно на видео) внизу на земле, появился ветерок, который покачивал самолет. Что было на высоте? Иногда замечал, что самолет подрагивал. Возможно попадал в порыв ветра. Но в остальном ветер не чувствовался. Это хорошо!
Попробовал делать развороты с выходом на большую высоту. Эдак размашисто, как на горку. Газ стоял 60-70%. Заметил, что такие горки он проходил хорошо, без видимой нехватки тяги. Газ можно не добавлять.
Петлю на 60% расходе РВ выполнял очень резво. С небольшим радиусом. Для спокойного полета, можно смело еще уменьшать расход по РВ. Получим достаточную управляемость и уберем “лишнее” отклонение плоскости.
50% расхода по элеронам было вполне достаточно.
Если после полупетли дать ручку вниз, то на меньшей скорости (выхода из фигуры), самолет уверенно идет вверх. На видео есть этот момент. Долго тянуть вверх не стал. Перевернул и полетел обычно.
Вертикали не пробовал. Пробовал несколько секунд полета в инверте. Вывод - лететь сможет!
Т.к. первый полет был пристрелочным, выяснилось:
-
Угол установки крыла несколько велик. Нужно немного уменьшить. О этом угле я предполагал, что так и выйдет. Еще на этапе постройки, сделал его чуть больше (на всякий пожарный!!!).
Ничего трудного. Неспеша за 10 минут абразивным напильничком стачиваю 2 слоя потолочки. Следующий полет покажет. Может придется еще чуть сточить. -
Требуется увеличить выкос мотора вправо. Первоначально мотор стоял с еле заметным правым выкосом. Чуда не произошло! Выкос нужен! Потихоньку, шайбочками, для моего сетапа подберу нужный.
-
Центровку желательно сместить чуть назад. Моя центровка была более передняя. Назад не в перед… Двигать проще простого!
Само видео:
Шикарно летает!
Можно ставить батарейку поменьше, винт покопийнее и шасси тоже - будет russian scale pilotage trainer! 😲😃
Нужно учесть, что это видео все-навсего первого полета недоведенного “до кондиции” самолета. Есть куда рости!
Еще на этом самолете шасси вынесено вперед больше, чем на чертеже. Зачем? На ровном асфальтовом покрытии можно не выносить. Но я, хоть и редко, летаю на загородной площадке. Простор для полетов! Деревья, дома, столбы отсутствуют. Все хорошо, но асфальт очень грубый и неровный. Почти все посадки, с обычным расположением шасси, заканчивались капотированием… На прошлой модели мне пришлось увеличить вынос шасси и тогда капотирование исчезло. На Як-е (практически одинаковая хорда) вынос сделал как раньше. Это 45 мм от ПК крыла.
Развесовка: взвесил все компоненты. Весы не слишком точные, но лучше, чем в прошлый раз.
Батарея 1000 ма/ч 3S - 100
Регулятор + провода - 40
8к. приемник + провода - 30
28-30_1050 - 75
Пропеллер - 15
Шасси переднее - 40
Крыло + сервы - 160
Фюзеляж - 185
Взлетный вес - 650
Соотношение тяга/вес - 1,23
Нагрузка на крыло - 38,19 гр/кв дм.
Для тех, кто хочет изготовить этот самолет, но с уклоном “полегче”:
В крыле можно уменьшить толщину обоих лонжеронов и ПК. Рейку в 1-м лонжероне взять меньше высотой или не использовать совсем.
Хвостовое оперение изготавливать без применения усиления. Вполне будет достаточно 2-х слоев потолочки.
Фюзеляж не усиливать шпангоутами. Бамбучины применить только снизу фюзеляжа или вообще без них. Фонарь изготовить из потолочки. Место под сервы выполнить из 2-х слоев потолочки. Тяги на оперение из карбона или бамбука. Не использовать усиливающую рейку вдоль фюзеляжа. Но тогда верхнюю часть придется делать целой. Иначе не будет жесткости конструкции (в месте расположения крыла). Поэтому доступ к начинке и смене аккумулятора будет происходить снизу крыла.
Мотораму, под меньший по весу мотор, можно изготовить из 3-4 слоев потолочки, усилив ее 2-мя рейками или без них.
Шасси изготовить из одной стальной проволоки. Либо из дюралиевого профиля.
Вобщем, имея желание, самолет можно изготовить такой или намного легче. Все зависит от Ваших предпочтений и запросов!
Приведу измеренные тяговые данные мотора 28-30_1050:
статическая тяга с 10Х5 - 800 гр
Падение U - 12,12 -> 11,5В
ток - 17,9А
Мощность - 196 Вт
Андрей, огромное спасибо за такой подробный отчет!!! 😃
Самолет приятно смотрится на земле и в небе. Как будет побольше времени, обязательно сделаю себе. Вариант “полегче” мне сразу не нравится… Попрочнее - лучше, ИМХО. Наверное в августе начну…
Вы думали о постройке Як-20 бОльшего размаха. 😒 Не передумали?
saaas Спасибо на добром слове!
Нет не передумал. Постройку планирую. Раньше она была под вопросом, теперь определился точно! Размер, думаю, будет 1,4 м. Симметричный профиль крыла. Компановку сделаю по аналогии с метровым братом. Только нужно закончить 2 моих недостроенных самолета и затем примусь за большого Як-а 😃.
----------------------------
Получил несколько писем с просьбой выложить чертеж самолета. Я несколько озадачен. 😵 Все уже было выложено! 😦 Однако тенденция 😉.
Немасштабированные чертежи (источник моей информации) - 2 шт находятся в 1-м посте ветки.
Пост #10 - выложены чертежи в нужном масштабе для изготовления модели размахом 1 метр.
Это не просто фотографии! Они в масштабе!!! Как я ими пользовался?
Открываю нужную проекцию в Фотошопе. Выбираю инструмент линейка. Линейкой делаю замер в любом месте - получаю нужные размеры.
Параллельно все эти фото я распечатал на принтере. Печатал из фотошопа. Выводил на печать в масштабе 1:1. Получил несколько листов А4. Затем склеил их вместе. В результате имею несколько проекций на бумаге. Можно лазить по бумаге с линейкой и измерять то, что нужно.
Размеры на потолочку переносил либо накладыванием бумажной копии на потолочку и вырезанием последней, либо проставляя линейкой размеры сразу на потолочку. Авторучкой рисую контуры и затем вырезаю.
Для тех, кто не понимает в Фотошопе, привожу третий вариант чертежа с указанием размеров:
Не смотря ни на что не перевелись ещё на Руси НАСТОЯЩИЕ авиамоделисты!!! Огромный респект Вам, Андрей! Всяческих успехов и мягких посадок!!!
Андрей, не замечали, прогибается ли крыло в нижней точке петли? Если ДА, сильно заметно?
Видел полеты! могу сказать точно - не прогибается!
Всяческих успехов и мягких посадок!!!
Взаимные пожелания, Михаил!!!
прогибается ли крыло в нижней точке петли?
Специально делал петлю “на себя”. На глаз не заметно. Прогибаться должно. Вопрос на сколько! Дома, когда вывешива модель на штативах, прогиб больше заметен, чем в реальном полете. Т.к. все делается неспеша, можно разглядеть и измерить. По сравнению с прошлым крылом, где также стоял усилитель лонжерона, но в 1,5 раза шире, крыло у Як-а прогибается меньше. Наверное сказывается бОльшая толщина профиля у корня + наличие 2-го лонжерона. Крыло получилось заметно прочнее. И это радует!!! 😒
Больше боялся словить флаттер. Скорость планировалась большая, а здесь он и может подкараулить… 😮 Все в порядке. Флаттера небыло. Это тоже радует!!! 😁
torex777 Andry_M Спасибо за ответы! Просто не люблю хлипкие конструкции… 😃 ИМХО, на большой размер придется увеличить долю дерева в самолете. Постройка будет сложнее. Уверен, справимся! Тем более, отлично летающий “младший брат” уже есть!!! 😎
Модель симпатичная,но извините,на Як-20 непохожа:)!