Як-20 из потолочки в качестве тренера и не только.
Ой… Я именно его делал для первого запуска. И ещё, извиняюсь, а что это? (погуглить не получилось…)
Как я понимаю, соотношение площадей крыла и ГО (горизонтального оперения). Можно посмотреть в статьях по основе аэродинамики тут же, на сайте, раздел про устойчивость.
На глаз соотношение площади крыла и ГО должно быть 1 к 4. С большим крылом это условие похоже капитально так не выполняется. Ну или, как вариант, надо отнести стабилизатор дальше от крыла - что тоже на этой модели невозможно.
Точно можно сказать, что с маленьким крылом самолет будет на порядок устойчивей, лучше с ним и летайте.
А на большое крыло можно сделать импровизированный фюзеляж подлиннее с оперением побольше (не обязательно копийного ЯКа), и вот вы уже имеете два самолета.
делал для первого запуска
Ненадо!
что это?
Можно почитать здесь.
есть мысли построить подлиннее и фюзеляж
Вы сделали крыло длинней. Не пропорционально увеличили, а только длиней. САХ осталась без изменения.
Сделаете другой, длиней фюзеляж. Поставите другой мотор, батарею… Вес самолета увеличится, а пощадь крыла увеличится не настолько, как было нужно… Получим то, что получим… 😦
Мож ненадо? Полетайте на обычном крыле. Освойтесь. Поменять всегда успеете!
центровка убежит назад
Увеличивать весь чертеж пропорционально.
как бы новый фюзеляж, после поля, строгать не пришлось
Поаккуратней и строгать не придется!!! 😁
и вот вы уже имеете два самолета
Хороший вариант!
Олег, гоните его на поле!!! Давно пора!!!
Иначе, от скуки, еще пару крылышек настрогает…
он не гонится 😦
А применить "веские аргументы? 😁
Сегодня днём поднял в небо своё творение. Утром шёл дождь, а днём появился небольшой ветер, но я уже не мог больше ждать.
Сперва он не хотел лететь (не зря я ждал траву), при броске и РУД от себя по максисуму - зарылся носом в траву. Возможно слишком большой выкос двигателя вниз сделал - при увеличении тяги сильно клюёт носом. Я позже приноровился запускать на половине тяги, а потом, как поднимется на 3-5 метров немного добавляю и отклонил немного руль высоты на кабрирование. Иначе не успеваю перехватиться на РУС. Очень чувствителен по тангажу. Я сперва решил, что получилась задняя центровка, но при отпускании РУС, самолет начинает входить в пикирование. Может стабилизатор стоит с небольшим положительным углом? На глаз не видно. Ещё есть мысль увеличить угол установки крыла (может в этом проблема).
Вобщем буду настраивать. Главное летает.
Сначала запустил с длинным крылом (т.к. оно у меня второе, то получилось лучше). Потом 3-и раза летал с коротким. (вылеты минуты по 2-3)
С длинным крылом (как я и расчитывал) полёт был более спокойным по крену, а по тангажу был одинаково вертлявый. С коротким крылом - вообще чума (я к такому не привычный), приходилось тягу сбрасывать, чтоб поспокойнее летал. В первом вылете, с коротким крылом, упустил его далеко от себя (он так крутился, что я не успевал его к себе разворачивать), зарулился и уронил, но отделался только сломаным винтом и помятым капотом. Потом расходы рулей уменьшил, поставил винт с меньшим шагом и стало уже поспокойнее (да и батарея уже стала разряжаться).
Видео к сожалению нет, летал один.
Потом расходы рулей уменьшил
Во! С этого надо было начинать! + экспоненты. Тем более на первые полеты!!!
Возможно слишком большой выкос двигателя вниз сделал - при увеличении тяги сильно клюёт носом
Он должен клевть носом. Т.к. низкоплан. Сейчас на моем стоит небольшой выкос вверх. Здесь зависит от личных предпочтений.
добавляю и отклонил немного руль высоты на кабрирование
Можно проще: полный газ и рукой кидать под углом 45-70 град. вверх.
сперва решил, что получилась задняя центровка
самолет начинает входить в пикирование
стабилизатор стоит с небольшим положительным углом?
есть мысль увеличить угол установки крыла
Не так быстро! Двигайтесь по порядку!
Я понял, что Вы до сих пор его не отриммировали. Плохо… Нужно было сразу после первого взлета набрать достаточную высоту, дать полный газ и вывести триммером в горизонт. Только после этого начинаем проверять центровку!!! Запоминаем результат по центровке. После посадки смотрим на рулевые поверхности. Соотносим с ЦТ. Принимаем решение подождать еще несколько полетов или менять установочный угол крыла…
Хвататься за все сразу - верная запутанная дорога в дремучий лес…
Как-то облетывал самолет молодому бойцу. После дал рекомендации что делать, где резать… 😁 ЦТ нужно было двинуть немного назад. Сказал - просто двинь и не задавай много вопросов… Он посоветовался с другими, которые сказали дигать вперед! 😎 Двинул вперед. Летает так до сих пор. Самолет тупой, смахивает на забор с мотором… Но похоже ему нравится! 😒 В последнюю встречу он что-то говорил о ЦТ… мол “вроде надо двинуть еще вперед”… 😃
С длинным крылом (как я и расчитывал) полёт был более спокойным по крену, а по тангажу был одинаково вертлявый.
Должен быть хуже. Пока Вы не заметили… Настроите самолет - обязательно заметите…
Спасибо за советы, в выходные буду пробовать.
Как-то облетывал самолет молодому бойцу. После дал рекомендации что делать, где резать… ЦТ нужно было двинуть немного назад. Сказал - просто двинь и не задавай много вопросов… Он посоветовался с другими, которые сказали дигать вперед! Двинул вперед. Летает так до сих пор. Самолет тупой, смахивает на забор с мотором… Но похоже ему нравится! В последнюю встречу он что-то говорил о ЦТ… мол “вроде надо двинуть еще вперед”…
Есть такие спецы))))))))))
Сегодня летал 2-ой раз. Уже ощущения от полёта стали более ясные. (В первом полёте не смог толком ничего понять, все косяки списывал на неопытность.) Такая выявилась проблема.
Самолёт при небольшой скорости (если отпустить РУД) лезет вверх, но если ему не давать лезть (попытаться поставить в горизонт), он начинает набирать скорость, и с увеличением скорости начинает пологое пикирование, с нарастанием угла пикирования. Беру ручку на себя, пытаюсь выровнять в горизонт, скорость уменьшается - он опять лезет вверх (если РУД не трогать - уходит на петлю). Не получается горизонтального полёта, постоянная борьба за горизонт. Он или начинает пикировать, или хочет сделать петлю. Невозможно его оттриммировать, т.к. поведение зависит от скорости полёта.
Пока грешу на то, что может при большой скорости гнётся тяга на РВ или (и), даже скорее кабанчик. Усилил кабанчик кусочком линейки, и для тяги, посередине вклеил держатель. Ещё пока не испытывал.
Может ещё что-то не то с установочными углами стабилизатора и крыла.
Да, этот эффект проявляется и на длинном и на коротком крыле, у них профиль разный (так получилось 😃), но поведение самолёта одинаковое.
На фотографии самолёт перевёрнут “вверх ногами”.
Неустойчивое состояние возможно по причине ЦТ. Проверьте Ваше значение ЦТ с данными этой прграммы (первая вверху). Насколько и куда отличие. Похоже на слишком заднюю ЦТ.
Люфт в тягах РВ лучше устранить. Но такого сильного влияния они не оказывают.
центр тяжести где-то 80-85мм
Может быть ещё выкосом поправить и ЦТ на первую точку?
Только в полёте живут самолёты…
Наблюдал полет Дмитрия в субботу.
Не знаю что точно сказать но модель я так понял не управляемая, то есть ровный пролет и треммирование пока не возможно.
Осенило немного, может кто подскажет? Дмитрий летал на большом крыле. Может тут корень зла??? Что то мне подсказывает что это и нарушение центровки делают самолет неустойчивым.
И еще, на сколько я понял для таких моделей нужна скорость, в момент запуска почти в горизонт кидаем и разгоняем и по тихоньку поднимаем рулем высоты.
Был Ил-2 от пилотажа…я его тоже вогнал в планету именно по это же причине.
А тут получается его тянет в верх, пилот добавляет подъем рулем высоты, и самолет уже делает петлю, при этом начинает терять скорость и валится.
Когда полеты с земли тут немного другое, тут разгон и отрыв постепенный и все более гладко что ли. А с рук это уже сложнее получается.
У меня центр тяжести где-то 80-85мм
По Вашей картинке должно быть 68!!! Запас устойчивости 16%
Для первых полетов я бы сделал поменьше. Т.е. начал с 55-60мм.
Сейчас на моем побольше. Сколько точно не скажу. Но много… В ветер летает плохо - неустойчив. Зато в штиль хорошо… 😁
Полеты в пятницу и в выходные были в сильный ветер. Батарейку двигал в самый нос. Иначе нездоровая обстановка… 😉
А что Вы хотите? ЦТ угнали назад + Аго убавили длинным крылом… 😃
ровный пролет и треммирование пока не возможно
его тянет в верх, пилот добавляет подъем рулем высоты, и самолет уже делает петлю
Пусть себе тянет вверх. Не мешать! Поэтому с руки, кидая под 45-70 град вверх легче не разбить модель.
С колес бывает разгонишь, чуть вверх… отрыв с резким кувырком через крыло… Было такое на кривых самолетах. Вот когда облетаешь и все настроишь, такого не будет. Взлет и полеты хорошие. Дык, до настройки дожить надо…
Дмитрий летал на большом крыле.
Нафига? 😵
Пусть себе тянет вверх. Не мешать!
Я про это и писал, рулем высоты не работать в этот момент, или по минимуму!
А то петлю за собой получить можно.
Наблюдал полет Дмитрия в субботу.
В субботу какая-то ерунда была, а не полёты. Я, видя, что у него тенденция к пикированию, ещё на земле, подзадрал руль высоты и при броске он у меня свечой вверх пошёл за спину. Я перепугался и тягу вырубил (побоялся, что он сейчас петлю сделает и аккурат в нас прилетит), а потом вниз морковкой. Моторама немного треснула, выкос появился вверх, мотор стал люфтить, и дальше уже летать смысла не было.
Я потом в воскресенье выходил (мотораму подклеил), один был. Приноровился запускать в горизонт (снизу, без броска).Раньше думал ему тяги не хватит начальную скорость развить и он свалится, а оказалось дополнительное ускорение, в виде броска, и не нужно.
Нафига
Большое крыло - помедленнее крены, мне пока достаточно борьбы с тангажем, меньше нагрузка на крыло - меньше скорость.
Я впервый раз, когда поменял на короткое крыло, самолёт как начал у меня бочки крутить (2-е вподряд), когда я просто хотел вираж заложить, у меня такого никогда не было. На длинном я вчера попытался специально бочку сделать - еле-еле какая-то размазанная бочка получилась.
Попробую догрузить нос, но вроде как при задней центорвке он должен летать волнами (вниз разгон - подъём, опять вниз разгон…), а тут он вниз разгоняется и никакого намёка на подъём, чем сильнее разгоняется - тем сильнее нос вниз опускает.
У меня такая теория:)
Возможно угол установки стабилизатора положительный. Кабанчик на руле высоты (при достаточной нагрузке, поверял на земле) мог выгибаться и уменьшать угол отклонения руля высоты. На скорости руль высоты стремился встать по центру и переставал компенсировать положительный угол установки стабилизатора - самолет переходил в пикирование.
Сейчас усилил кабанчик, крепление тяги. Будем посмотреть.
Сваливается из за отсутствие скорости…
Может быть ещё выкосом поправить и ЦТ на первую точку?
Больше выкос вниз сделать?
Больше выкос вниз сделать?
Сделать небольшой вверх.
поменял на короткое крыло, самолёт как начал у меня бочки крутить (2-е вподряд), когда я просто хотел вираж заложить
Пишу 2-й раз: Убавьте расходы, добавьте экспоненты. Сделайте триммирование.
Пишу 2-й раз: Убавьте расходы, добавьте экспоненты. Сделайте триммирование.
Сделал.
С центром тяжести оказалось хуже, чем я думал. Померял точно - 95мм
Эх, надо свинец грузить.Нагрузил 100гр - даже мало оказалось (75мм). Хочу до 70 мм довести. Боюсь летающий молоток получится.
Боюсь летающий молоток получится.
Акк вперёд загнать и можно двигатель вперёд,чтобы постараться без свинца,но 100гр это много для него.
Хочу до 70 мм довести
Да, было бы неплохо.
Боюсь летающий молоток получится.
Какой получился взлетный со свинцом?
Акк вперёд загнать
Действительно!
- Где находится акк? Прорезать пену и двинуть мах вперед до моторамы возможно?
- Свинец вешать на мотораму. Не в фюзеляж!
Аккумулятор и так впереди, упирается в мотораму.
Повесил 120г. свинца. Померил точно - центр тяжести 75мм.
Больше уже вешать не буду, и так взлётный вес 1200г. получился. Тяговооружённость уже меньше 1.
Заказал движки, сегодня таможню в Самаре прошли.
Turnigy D2836/8 1100kv
NTM серии 35-30A 1400kv
NTM серии 35-30 1100kv
Поменяю текущий, тяги прибавит и дополнительным весом центровку ещё немного вперёд угонит.
А если аккумулятор 4s поставить, то можно будет и свинец выкинуть.
Но вообще я с весом переборщил, думал до килограмма уложусь, а тут такая засада с центровкой… Ну, зато хоть опыт приобрёл.
Заказал движки, сегодня таможню в Самаре прошли
Уверен,ждать не будете и полетите с этим двигателем,но его можно вынести вперёд,пробуйте.Удачи.
с весом переборщил, думал до килограмма уложусь
взлётный вес 1200г
Не переживайте! Для 1,2м нормально.
NTM 35-30 1100kv
Этот будет получше.
Повесил 120г. свинца.
Дмитрий, облетайте как есть. Со свинцом. Затем, когда придут моторы, удлините морду и поставьте новый мотор. Переделки небольшие, но избавитесь от 100 гр веса. Самолет поумнеет и будет радовать хозяина!