Як-20 из потолочки в качестве тренера и не только.

Dimac
Andry_M:

С большим крылом у самолета уменьшается Аго…

Ой… Я именно его делал для первого запуска. И ещё, извиняюсь, а что это? (погуглить не получилось…)

Andry_M:

Для такого крыла придется увеличивать площадь стабилизатора или его плечо.

Да уже есть мысли построить подлиннее и фюзеляж, если увеличу плечо - центровка убежит назад. Надо ещё и нос удлинить.

Олег_1970:

Дмитрий, трава на поле уже нормальная!

Да, уже готовлюсь на послезавтра (12 июня) с утреца. Сегодня вечером может выйду, если ветра не будет, Бикслера погоняю для тренировки.

Andry_M:

Иначе, от скуки, еще пару крылышек настрогает…

Боюсь, как бы новый фюзеляж, после поля, строгать не пришлось. 😃

Wild_Falcon
Dimac:

Ой… Я именно его делал для первого запуска. И ещё, извиняюсь, а что это? (погуглить не получилось…)

Как я понимаю, соотношение площадей крыла и ГО (горизонтального оперения). Можно посмотреть в статьях по основе аэродинамики тут же, на сайте, раздел про устойчивость.

На глаз соотношение площади крыла и ГО должно быть 1 к 4. С большим крылом это условие похоже капитально так не выполняется. Ну или, как вариант, надо отнести стабилизатор дальше от крыла - что тоже на этой модели невозможно.
Точно можно сказать, что с маленьким крылом самолет будет на порядок устойчивей, лучше с ним и летайте.

А на большое крыло можно сделать импровизированный фюзеляж подлиннее с оперением побольше (не обязательно копийного ЯКа), и вот вы уже имеете два самолета.

Andry_M
Dimac:

делал для первого запуска

Ненадо!

Dimac:

что это?

Можно почитать здесь.

Dimac:

есть мысли построить подлиннее и фюзеляж

Вы сделали крыло длинней. Не пропорционально увеличили, а только длиней. САХ осталась без изменения.
Сделаете другой, длиней фюзеляж. Поставите другой мотор, батарею… Вес самолета увеличится, а пощадь крыла увеличится не настолько, как было нужно… Получим то, что получим… 😦
Мож ненадо? Полетайте на обычном крыле. Освойтесь. Поменять всегда успеете!

Dimac:

центровка убежит назад

Увеличивать весь чертеж пропорционально.

Dimac:

как бы новый фюзеляж, после поля, строгать не пришлось

Поаккуратней и строгать не придется!!! 😁

Wild_Falcon:

и вот вы уже имеете два самолета

Хороший вариант!

Олег_1970
Andry_M:

Олег, гоните его на поле!!! Давно пора!!!
Иначе, от скуки, еще пару крылышек настрогает…

он не гонится 😦

Andry_M

А применить "веские аргументы? 😁

Dimac

Сегодня днём поднял в небо своё творение. Утром шёл дождь, а днём появился небольшой ветер, но я уже не мог больше ждать.

Сперва он не хотел лететь (не зря я ждал траву), при броске и РУД от себя по максисуму - зарылся носом в траву. Возможно слишком большой выкос двигателя вниз сделал - при увеличении тяги сильно клюёт носом. Я позже приноровился запускать на половине тяги, а потом, как поднимется на 3-5 метров немного добавляю и отклонил немного руль высоты на кабрирование. Иначе не успеваю перехватиться на РУС. Очень чувствителен по тангажу. Я сперва решил, что получилась задняя центровка, но при отпускании РУС, самолет начинает входить в пикирование. Может стабилизатор стоит с небольшим положительным углом? На глаз не видно. Ещё есть мысль увеличить угол установки крыла (может в этом проблема).
Вобщем буду настраивать. Главное летает.

Сначала запустил с длинным крылом (т.к. оно у меня второе, то получилось лучше). Потом 3-и раза летал с коротким. (вылеты минуты по 2-3)
С длинным крылом (как я и расчитывал) полёт был более спокойным по крену, а по тангажу был одинаково вертлявый. С коротким крылом - вообще чума (я к такому не привычный), приходилось тягу сбрасывать, чтоб поспокойнее летал. В первом вылете, с коротким крылом, упустил его далеко от себя (он так крутился, что я не успевал его к себе разворачивать), зарулился и уронил, но отделался только сломаным винтом и помятым капотом. Потом расходы рулей уменьшил, поставил винт с меньшим шагом и стало уже поспокойнее (да и батарея уже стала разряжаться).

Видео к сожалению нет, летал один.

Andry_M
Dimac:

Потом расходы рулей уменьшил

Во! С этого надо было начинать! + экспоненты. Тем более на первые полеты!!!

Dimac:

Возможно слишком большой выкос двигателя вниз сделал - при увеличении тяги сильно клюёт носом

Он должен клевть носом. Т.к. низкоплан. Сейчас на моем стоит небольшой выкос вверх. Здесь зависит от личных предпочтений.

Dimac:

добавляю и отклонил немного руль высоты на кабрирование

Можно проще: полный газ и рукой кидать под углом 45-70 град. вверх.

Dimac:

сперва решил, что получилась задняя центровка
самолет начинает входить в пикирование
стабилизатор стоит с небольшим положительным углом?
есть мысль увеличить угол установки крыла

Не так быстро! Двигайтесь по порядку!
Я понял, что Вы до сих пор его не отриммировали. Плохо… Нужно было сразу после первого взлета набрать достаточную высоту, дать полный газ и вывести триммером в горизонт. Только после этого начинаем проверять центровку!!! Запоминаем результат по центровке. После посадки смотрим на рулевые поверхности. Соотносим с ЦТ. Принимаем решение подождать еще несколько полетов или менять установочный угол крыла…
Хвататься за все сразу - верная запутанная дорога в дремучий лес…

Как-то облетывал самолет молодому бойцу. После дал рекомендации что делать, где резать… 😁 ЦТ нужно было двинуть немного назад. Сказал - просто двинь и не задавай много вопросов… Он посоветовался с другими, которые сказали дигать вперед! 😎 Двинул вперед. Летает так до сих пор. Самолет тупой, смахивает на забор с мотором… Но похоже ему нравится! 😒 В последнюю встречу он что-то говорил о ЦТ… мол “вроде надо двинуть еще вперед”… 😃

Dimac:

С длинным крылом (как я и расчитывал) полёт был более спокойным по крену, а по тангажу был одинаково вертлявый.

Должен быть хуже. Пока Вы не заметили… Настроите самолет - обязательно заметите…

Dimac

Спасибо за советы, в выходные буду пробовать.

Vakum-69
Andry_M:

Как-то облетывал самолет молодому бойцу. После дал рекомендации что делать, где резать… ЦТ нужно было двинуть немного назад. Сказал - просто двинь и не задавай много вопросов… Он посоветовался с другими, которые сказали дигать вперед! Двинул вперед. Летает так до сих пор. Самолет тупой, смахивает на забор с мотором… Но похоже ему нравится! В последнюю встречу он что-то говорил о ЦТ… мол “вроде надо двинуть еще вперед”…

Есть такие спецы))))))))))

Dimac

Сегодня летал 2-ой раз. Уже ощущения от полёта стали более ясные. (В первом полёте не смог толком ничего понять, все косяки списывал на неопытность.) Такая выявилась проблема.
Самолёт при небольшой скорости (если отпустить РУД) лезет вверх, но если ему не давать лезть (попытаться поставить в горизонт), он начинает набирать скорость, и с увеличением скорости начинает пологое пикирование, с нарастанием угла пикирования. Беру ручку на себя, пытаюсь выровнять в горизонт, скорость уменьшается - он опять лезет вверх (если РУД не трогать - уходит на петлю). Не получается горизонтального полёта, постоянная борьба за горизонт. Он или начинает пикировать, или хочет сделать петлю. Невозможно его оттриммировать, т.к. поведение зависит от скорости полёта.
Пока грешу на то, что может при большой скорости гнётся тяга на РВ или (и), даже скорее кабанчик. Усилил кабанчик кусочком линейки, и для тяги, посередине вклеил держатель. Ещё пока не испытывал.
Может ещё что-то не то с установочными углами стабилизатора и крыла.

Да, этот эффект проявляется и на длинном и на коротком крыле, у них профиль разный (так получилось 😃), но поведение самолёта одинаковое.

На фотографии самолёт перевёрнут “вверх ногами”.

Andry_M

Неустойчивое состояние возможно по причине ЦТ. Проверьте Ваше значение ЦТ с данными этой прграммы (первая вверху). Насколько и куда отличие. Похоже на слишком заднюю ЦТ.

Люфт в тягах РВ лучше устранить. Но такого сильного влияния они не оказывают.

Dimac

У меня центр тяжести где-то 80-85мм (точнее сказать пока не могу, на пальцах взвешиваю, надо табурет сверлить 😃 )

Нотан
Dimac:

центр тяжести где-то 80-85мм

Может быть ещё выкосом поправить и ЦТ на первую точку?
Только в полёте живут самолёты…

Олег_1970

Наблюдал полет Дмитрия в субботу.
Не знаю что точно сказать но модель я так понял не управляемая, то есть ровный пролет и треммирование пока не возможно.
Осенило немного, может кто подскажет? Дмитрий летал на большом крыле. Может тут корень зла??? Что то мне подсказывает что это и нарушение центровки делают самолет неустойчивым.
И еще, на сколько я понял для таких моделей нужна скорость, в момент запуска почти в горизонт кидаем и разгоняем и по тихоньку поднимаем рулем высоты.
Был Ил-2 от пилотажа…я его тоже вогнал в планету именно по это же причине.
А тут получается его тянет в верх, пилот добавляет подъем рулем высоты, и самолет уже делает петлю, при этом начинает терять скорость и валится.
Когда полеты с земли тут немного другое, тут разгон и отрыв постепенный и все более гладко что ли. А с рук это уже сложнее получается.

Andry_M
Dimac:

У меня центр тяжести где-то 80-85мм

По Вашей картинке должно быть 68!!! Запас устойчивости 16%
Для первых полетов я бы сделал поменьше. Т.е. начал с 55-60мм.

Сейчас на моем побольше. Сколько точно не скажу. Но много… В ветер летает плохо - неустойчив. Зато в штиль хорошо… 😁
Полеты в пятницу и в выходные были в сильный ветер. Батарейку двигал в самый нос. Иначе нездоровая обстановка… 😉
А что Вы хотите? ЦТ угнали назад + Аго убавили длинным крылом… 😃

Олег_1970:

ровный пролет и треммирование пока не возможно
его тянет в верх, пилот добавляет подъем рулем высоты, и самолет уже делает петлю

Пусть себе тянет вверх. Не мешать! Поэтому с руки, кидая под 45-70 град вверх легче не разбить модель.

С колес бывает разгонишь, чуть вверх… отрыв с резким кувырком через крыло… Было такое на кривых самолетах. Вот когда облетаешь и все настроишь, такого не будет. Взлет и полеты хорошие. Дык, до настройки дожить надо…

Олег_1970:

Дмитрий летал на большом крыле.

Нафига? 😵

Олег_1970
Andry_M:

Пусть себе тянет вверх. Не мешать!

Я про это и писал, рулем высоты не работать в этот момент, или по минимуму!
А то петлю за собой получить можно.

Dimac
Олег_1970:

Наблюдал полет Дмитрия в субботу.

В субботу какая-то ерунда была, а не полёты. Я, видя, что у него тенденция к пикированию, ещё на земле, подзадрал руль высоты и при броске он у меня свечой вверх пошёл за спину. Я перепугался и тягу вырубил (побоялся, что он сейчас петлю сделает и аккурат в нас прилетит), а потом вниз морковкой. Моторама немного треснула, выкос появился вверх, мотор стал люфтить, и дальше уже летать смысла не было.

Я потом в воскресенье выходил (мотораму подклеил), один был. Приноровился запускать в горизонт (снизу, без броска).Раньше думал ему тяги не хватит начальную скорость развить и он свалится, а оказалось дополнительное ускорение, в виде броска, и не нужно.

Andry_M:

Нафига

Большое крыло - помедленнее крены, мне пока достаточно борьбы с тангажем, меньше нагрузка на крыло - меньше скорость.
Я впервый раз, когда поменял на короткое крыло, самолёт как начал у меня бочки крутить (2-е вподряд), когда я просто хотел вираж заложить, у меня такого никогда не было. На длинном я вчера попытался специально бочку сделать - еле-еле какая-то размазанная бочка получилась.

Попробую догрузить нос, но вроде как при задней центорвке он должен летать волнами (вниз разгон - подъём, опять вниз разгон…), а тут он вниз разгоняется и никакого намёка на подъём, чем сильнее разгоняется - тем сильнее нос вниз опускает.

У меня такая теория:)

Возможно угол установки стабилизатора положительный. Кабанчик на руле высоты (при достаточной нагрузке, поверял на земле) мог выгибаться и уменьшать угол отклонения руля высоты. На скорости руль высоты стремился встать по центру и переставал компенсировать положительный угол установки стабилизатора - самолет переходил в пикирование.

Сейчас усилил кабанчик, крепление тяги. Будем посмотреть.

Dimac
Нотан:

Может быть ещё выкосом поправить и ЦТ на первую точку?

Больше выкос вниз сделать?

Andry_M
Dimac:

Больше выкос вниз сделать?

Сделать небольшой вверх.

Dimac:

поменял на короткое крыло, самолёт как начал у меня бочки крутить (2-е вподряд), когда я просто хотел вираж заложить

Пишу 2-й раз: Убавьте расходы, добавьте экспоненты. Сделайте триммирование.

Dimac
Andry_M:

Пишу 2-й раз: Убавьте расходы, добавьте экспоненты. Сделайте триммирование.

Сделал.

С центром тяжести оказалось хуже, чем я думал. Померял точно - 95мм
Эх, надо свинец грузить.Нагрузил 100гр - даже мало оказалось (75мм). Хочу до 70 мм довести. Боюсь летающий молоток получится.