Почему самолет летит боком?

Shuricus

Буду очень благодарен откликнувшимся с решением следующего вопроса:

Краткая предыстория:
Был куплен такой самолет для ФПВ полетов, полетный 400г:

После установки оборудования, вес увеличился до 550г.
Он проявил себя достаточно плохо в полете с таким весом и ему было вырезано новое крыло:

Появилось хорошее планирование, скорость полета стала гораздо меньше, при этом управляемость осталась очень высокой, разворачивается на месте.
Стали возможны полеты на уровне одного метра над землей и пролеты между деревьями, в штопор не срывается вообще. Короче чудо а не самолет.

Однако сегодня, обратил внимание, что не смотря на то что он практически ровно летит вперед и в горизонте, делает он это исключительно боком. Как указано на картинке:

Причем такой боковой полет начинается в момент включения двигателя, на планировании самолет выравнивается и летит достаточно ровно! 1450кВ винт 7х5.

Естественно я изменил выкос двигателя, вот что получилось,
В случае А. перекос слегка уменьшился.
В случае Б. - еще больше увеличился.

Хотя мне казалось, что должно быть наоборот. (Руль направления стоит в линию.)
Прокомментируйте пожалуйста!

В целом, убрать перекос выкосом не удалось, поскольку сильнее наклонить двигатель уже не было возможно.

Вот собственно вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? (КАК ЖИТЬ, КТО ВИНОВАТ) 😁

Откуда берется такой эффект? Возникли следующие вопросы:

  1. Возможено ли это от того, что площадь хвостового оперения меньше необходимой на 10-15% (После увеличения размаха крыла с 860 до 1060 и увеличения полетного веса)?

  2. На что влияет перекос хвостового оперения как на рисунке С.?

  3. Что делать с выкосом двигателя?

  4. И собственно, что еще может приводить к такой ерунде?

boroda_de
Shuricus:
  1. На что влияет перекос хвостового оперения как на рисунке С.?

На то, что хвост уводит влево, (особенно при обдуве) что Вы и попытались выкосом мотора нивелировать. Выправьте и проверьте.

Shuricus

Юрий, а за счет чего уводит влево? Он же как плоский крестик, какая разница под каким углом.
Я сразу выровнял, совсем не помогло. У меня зум с таким перекосом прямо летел отлично…
Поэтому и хочу понять физику процесса, особенно когда рулями не работаешь…

boroda_de

В полёте стабилизатор создаёт “отрицательную подёмную силу”. Поэтому, если стабилизатор смотрит в сторону, то и уводит модель в сторону, куда смотрит нижняя поверхность стабилизатора. Ищите другие перекосы.

spyder3

Поток воздуха от винта по спирали закручивается и бьёт в киль самолёта. У вас растояние между пропеллером и килём согласно нетрадиционной схеме мало, поэтому эффект более сильный. По этой же причине коротковюзеляжные самолёты даже обычной схемы (Пайпер, ДжиБи, И-16…) на взлёте закручивает если нет должного опыта пилотирования. Меня только удивляет почему влево?? Если пушер (пропеллер) стандартный (против час. стрелки вращения) - воздух бьёт справа в киль, те должно вправо вести. Может у вас выкос больше чем надо???

Shuricus

У меня стандартный проп просто перевернутый. Самолет не закручивает, его поворачивает боком относительно центральной вертикальной оси, летит он при этом прямо.
Выкосы в данном случае не влияют, я описал ситуацию чуть ниже желтого изображения.

Алексей_Сергеевич
Shuricus:

Самолет не закручивает, его поворачивает боком относительно центральной вертикальной оси, летит он при этом прямо.

Столкнулся с подобным эффектом на Айконе- 5. Самолет был не устойчив по курсу, решил увеличить площадь вертикального оперения- наростил киль пенопластовой пластиной, но закрепил все, по видимому, с небольшим перекосом. В результате рыскание уменьшилось, но зато стал летать боком, с легким скольжением. Пластину убрал эффект прекратился. Компановка у Айкона примерно как у Вас. Причину так и не нашел, но по ощущениям, что то связано с воздействием потока воздуха от движка на хвостовое оперение. Кстати разворачивало в туже сторону что и у Вас.

Shuricus

Интересно, у меня только впечатление, что хвост в моем случае наоборот мал. Кто бы нам теорию всей это ситуации обьяснил на пальцах…

Алексей_Сергеевич:

Причину так и не нашел, но по ощущениям, что то связано с воздействием потока воздуха от движка на хвостовое оперение.

Алексей_Сергеевич
boroda_de:

Читаем статьи

Большое спасибо за ссылки, я изучал эти статьи в свое время, но к сожалению в моем случае с Айконом-5 (который рыщет по курсу с частотой около 1…2Гц, и амплитудой около 20мм), рекомендации указанные в статьях не подходят, поскольку модель куплена была готовой из ЕРО, и резать заднюю балку для удленения не хочется, площадь оперения менять- тоже отход от копийности. Остается играть с передней центровкой, круткой крыла, и с выкосами движка, ленточку в конце концов привязать 😃 Кстати без движка самолет планирует очень хорошо, и все эффекты курсовой неустойчивости пропадают.

wihrlwind

На одном из мелколетов полет “боком” я “вылечил” незначительным триммированием руля поворота. Это конечно не совсем правильно, но если другие способы не помогают, попробуйте, как говорится “попытка не пытка”.

spyder3
Shuricus:

У меня стандартный проп просто перевернутый. Самолет не закручивает, его поворачивает боком относительно центральной вертикальной оси, летит он при этом прямо.
Выкосы в данном случае не влияют, я описал ситуацию чуть ниже желтого изображения.

Т.е ваш. пропеллер крутится не штатно - по часовой стрелке.
Тогда наверное как раз то что что я вам и писал - классический случай

  1. Поставьте вместо вашего пропа пушер (благо их сейчас везде как грязи)
  2. Поменяйте направление вращения мотора на против часов.
  3. Посмотрите
    Если увод пропал -> ОК
    Если остался -> ?
    Изменился вправо -> оставьте как есть. Ваша модель не для того чтобы глаз радовала, а для других целей и стабильного полёта без вредных сваливаний. А причина вам будет ясна и учтена при постройке чего-то более солидного чем ваш простейший тренер.

Попробуйте правда вначале замены проп на пушер нос ей подгрузить. Всё равно странно что ваша модель в полный штиль боком идёт но по прямой. Может всётаки её уводит, но вы не чувствуете или немного компенсируете элеронами с РВ или РН.
У меня (наверно и у большинства) модели боком летят когда идёт компенсация РН бокового ветра. Но там совсем другие самолёты - и для других целей.

Удачи

Shuricus

Влад, это действительно интересный эксперимент - сделаю.
Модель летит по кругу, но ровно в горизонте, я бы сказал так.

А какая разница куда крутится пропеллер?

Snab

Купил себе такой для учебы. НЕ УБИВАЕМАЯ модель… Выдерживает самые жесткие морковки.

Shuricus:

и ему было вырезано новое крыло:

Вот я тоже думал крылышко побольше ему надо, очень уж он резкий в полетах, но не знаю, что да как. Поделитесь опытом.

Shuricus

Вот от самолета который у вас в руках - будет самое оно!

spyder3
Shuricus:

Влад, это действительно интересный эксперимент - сделаю.
Модель летит по кругу, но ровно в горизонте, я бы сказал так.

А какая разница куда крутится пропеллер?

Я же написал - воздух от пропа как бы по воронке, на конус (штопор представьте) огибает хвос самолёта. Если штопор правого врашения то вам напор боздуха будет бить в левую поверхность киля/руля, поднимаясь из под фюзеляжа снизу. Если штопор левового врашения, то бить будет справа. Однако при повышении скорости модели в полёте спирали воздуха как пружина вытягивется назад и уменьшюется в диаметре, те бить уже будут меньше.
Поэтому все пилоты выкос и настраивают на скоростях полёта оптимальных для конкретного самолёта. При взлёте настройки не работают (модель не разогналась ешё относительно воздуха) и опытные пилоты компенсируют увод с полосы РН. Хотя это не столь важно для мелких самолётов, коим пробег не нужен. А для копий и тяжёлых моделей с задним колесом эта компенсация РН на разбеге по прямой 20м - 30м на 2х передних колёсах - один из самых сложных моментов их полёта. Для снижения момента от винта для необлётаных моделей обычно и берут пробный проп самого малог диаметра чтобы почувствовать модель и не грохнуть её ещё на рабеге не взлетев. Ведь приложить 4.5 - 6кг на скорости, даже и падать не надо 😦
Так я на Саито 125 в первый полёт ставлю проп в 15Х8, а потом и 16Х6 а потом и поболее в диаметре если потребуется