Здрасти: Первые шаги)

nilman

Прошу матюкать и пинать новоиспечённого самолётолюбителя)!

Некие недоброжелатели в лице друзей, подарили мне на днюху в конце декабря 2011г вот такого птенца:
Dynam Icanfly
sotmarket.ru/…/radiocontrolled_airplane_dynam_ican…
И вот такую штуку для тренировок:
www.rcdrive.ru/unit.php?unit=7356

Кровь заиграла, вспомнился старый добрый радиомодельный кружок Парус в Ростове-на-Дону в котором строил водный транспорт на ДВС ещё учась в школе). Бессоные ночи, научился азам пилотирования, и долго не думая об оргомном количестве ошибок накполенных за время сборки птенца и обучению пилотирования, помчал на замёрзшее озеро!
На фоне амбиций, несмотря на рекомендации продавца птенца, пробую взлёт с земли с нечаянно переключенным реверсом РВ. Вместо взлёта, пашем землю винтом, не беда, есть запасной из комплекта и пасатижи.
Взлёт с руки, всё супер, неуклюже набираю метров 15-20, и наблюдаю как потихоньку из под резинки сползают 2 половинки крыла, которые как оказалось нужно было склеить)!
Жена даже успела зафиксировать фотиком эту беду до краша):

Исход предсказуемый, морковка в одном метре от машины(… Бережно собрал остатки птенца в пакет и поехал домой. Повереждений было не мало, погнул вал мотора, отломался кусок того что в нормальных самолётах называется моторамой, флюз в носовой части стал примерно на 1см короче ну и мелкие трещины по флюзу и поломанный капот).
Тут немного видно последствия трагедии)

500р. на новый мотор, ещё 300р. на всевозможные клеи из строительного магазина пару вечеров и птенец готов к следующемо полёту.
Выйдя опять на озеро, уже более безлюдное, проба запустить, но мотор больше половины оборотов крутить не хотел. Как только толкаю ручку газа в положение больше половины, мотор со странными звуками останавливается и запускается только после сброса газа и не раньше чем примерно секунд через 3-4. Я в сметении, в чем проблема мыслей никаких…
Но огонь в где то сзади пылает и несмотря на остутствие половины мощности двигателя, выбрав небольшой холм под которым глубокий снег, пробую взлететь). Высота холма метра полтора + рост моего помощника помогли взлететь, хотя пока не барал скорость в первые 10 сек, высота была меньше метра, думал не вытянет). Поднимаюсь на высоту около 5 метров, нечаянно зацепился за ручку газа, мотор стал, но как ни странно почти получилось посадить. Только вот скорость посадки была слишком большой ещё и снег и маленькие колёсики, опять же исход предсказуем, капотируем.Опять поломалась в том же месте склееная мной моторама. Поехали домой опять без настроения).
Долго ломал голову что с мотором, глупых вопросов вроде тоже задавать не хочется, ведь наверняка причина простая и глупая, как это обычно бывает) Так случилось и в этот раз, во время ремонтов дома, борт был включен и в этом время включил пульт на котором ручка газа на полную, и как оказалось такое стечение обстоятельств вводит регулятор в режим программирования таймингов катушек… Ессно заводские настройки были все исковерканы пока я соображал, почему газ на всю а мотор вообще не запускается). Методом тыка подобрал нужные настройки тайминга, мотор закрутился на полную мощность!) Радости нет предела, а тут ещё и погода благоприятная, если не считать 15-17 мороз)!Опять на озеро! Всё получилось, загонял аккум впервый раз до конца и счастливый уехал домой!)
Вот ещё исторический момент, доли секунды до падения, свалился на крыло из-за неправильно центровки и маленькой скорости:

При посадке колёса только всё портили, каптирование опять поломанная моторама. Потом начитался про самопальные лыжи из кабель-канала. И тут начались безаварийные полёты)! Дальше интересного мало, отработки взлётов посадок, даже петлю рискнул на нём попробовать, получилось криво, и чуть не свалил на землю, но всё обошлось)!

Сейчас интерес пропал к этому пенопластычу, захотелось двинуться дальше.
Долго шарился по форуму, читал мнения остановился на таком комплекте:
Планер Calmato 40 Sports
Двигатель O.S. MAX-55AX(40J) W/E-3070
Аппа Hitec Optic 6 Sport 2.4GHz, в комплекте сервы 4шт., приёмник, бортовое питание с зарядкой, бортовой выключатель
Стартовое оборудование (стартер, помпа, накал)
Кроме планера всё было в наличии, лежит дома на видном месте, греет душу)!

Пока мой планер в пути, нужно решить вопросы которые крутяться в голове:

  1. Требуют ли двигатели Осы какой нибудь предпусковой подготовки? Слышал новые моторы нужно полностью разбирать, мыть, смазывать?
  2. Есть мысли поставить раздельные сервы на элероны, чтобы потернироваться на флапперонах садиться? Насколько сложные переделки кальматы под них?
  3. Насколько надёжный китовый бортовой выключатель с комплекта аппы? Слышал случаи крашей из-за некачественных выключателей…
  4. Насколько хорошо использовать родной NiMH 9.6V 1300mAh для питания борта? Или может взять липу (1300мА/ч) с моего пенолёта в качестве бортового питания? К нему правда стабилизатор придётся мостить, он 11.2В по моему даёт, для приёмника как понимаю многовато?
  5. Насколько надёжны сервы из комплекта аппы HS-325HB? Вот их характеристики:
    Сервопривод:
    Скорость: 0.19 sec/60° при 4.8V, 0.15 sec/60° при 6.0V
    Момент: 42.00 oz-in при 4.8V, 51.00 oz-in при 6.0V
    Усилие на валу, кг-см. (4,8В/6В): 3,0 /3,7
    Длина: 1.6" (41 мм)
    Ширина: 0.8" (20 мм)
    Высота: 1.4" (37 мм)
    Вес: 1.7oz (48 грамм)
  6. Т.к. на элеронах будут 2 сервы, нужно докупить ещё одну на РВ. Нужно ли более мощная на РВ чем стандартная?
    Насколько понял, то в любой ситуации очень желательно иметь рабочие РВ и элероны? Т.к. без мотора и РН безболезненно посадить борт вполне реально, а вот наоборот ппрактически невозможно.
  7. Какие доработки нужны для планера? Основные рекомендации которые нашёл, проклейка шпангоутов, усиление передней стойки шасси, замена петель на элеронах. Требует ли кальмата ещё каких нибудь доработок?
afa14

эпическое повествование порадовало 😃

SAV163

Очень интересно было почитать, учитывая то, что сам скоро собираюсь начать летать)

wihrlwind

Хайтек очень порядочная фирма. У меня аппаратура Оптик 6 (обычная) работает с 2006 года. Летаю я очень много, практически ежедневно даже зимой. Сервы из комплекта аппаратуры стоят с того же времени на ДВСной Экстре 330L, нареканий ни разу не было

Двигатель OS MAX можно просто промыть топливом не разбирая, проверить легкость хода (чтобы ничего не закусывало) и приступать к обкатке. На устойчивый режим двигатель выходит после хорошей обкатки, т.е. сильно “насиловать” его на постоянном полном газу первые часы работы не стоит. Так у меня в свое время OS MAX 46 вышел на устойчивый режим после порядка пяти часов наработки. Ресурс у этих двигателей более чем приличный. Мой, например отработал в свое время более пятидесяти часов и был оставлен в подарок вместе с моделью. Сейчас на Экстре у меня стоит ASP 51, но я теперь больше предпочитаю летать на электричках, в том числе и на больших.
Для Кальмато на РН вполне более чем достаточно стандартной сервы. Да, и на питание борта у меня на Экстре стоит NiMh.

GRIFBULL
nilman:

Прошу матюкать и пинать новоиспечённого самолётолюбителя)!

😃😃😃 Удачных полётов,красивых посадок!

wihrlwind:

Летаю я очень много,

ЗдОрово,Саш 😃 А полоса у вас прям из симмулятора 😃,Молодцы!!!))

paul310
nilman:

Насколько надёжны сервы из комплекта аппы

Вы, главное, в мануале к самолетине поглядите, какие сервы советует производитель. Если сомневаетесь, спросите на арсигрупс в ветке про кальмато - там аудитория больше и отвечают бодрее.

wihrlwind
GRIFBULL:

А полоса у вас прям из симмулятора

Это полоса в Кубинке. Я там на больших аппаратах летаю. Огромное спасибо Косте Тоцкому и Володе Лутанюку, что поддерживают полосу в таком хорошем состоянии.

nilman

С п.1 п.5 п.6 понятно, а по остальным вопросам есть комментарии?
Ну в манулах насколько знаю пишут минимальные требования к начинке, а комфортные параметры часто отличаются.

> whirlwind
А почему на электрички перешли? Не часто Встречается такая смена вкусов)

wihrlwind
nilman:

А почему на электрички перешли?

Стал использовать в пилотировании силовые элементы 3D, а ДВС никогда не даст такого “подхвата” на выводе из силовых фигур, как электродвигатель.

Но конечно я не беру бензинычи, на двухметровом Эдже у меня стоит бензиныч и на электрику я здесь переходить не собираюсь

nilman:

Ну в манулах насколько знаю пишут минимальные требования к начинке

С этим я тоже столкнулся. Начинал я летать на COLT 40. Рекомендован для него был 46-й двигатель. Пока учился летать по горизонту не было никаких проблем, а вот когда пришел к освоению вертикальных фигур, как то захотелось иметь немного запас по тяге, ибо тяги хватало впритык.

Алексей_Vgg
nilman:

захотелось двинуться дальше. Планер Calmato 40 Sports Двигатель O.S. MAX-55AX(40J) W/E-3070 Аппа Hitec Optic 6 Sport 2.4GHz, в комплекте сервы 4шт.

Примите мои поздравления, коллега! Выбор замечательный! И серво приличные, Кальмато-Спорту их хватит.

nilman:

Требуют ли двигатели Осы какой нибудь предпусковой подготовки? Слышал новые моторы нужно полностью разбирать, мыть, смазывать?

Не нужно ни чего с ними делать. Ну снимите, если уж так хочется, заднюю крышку картера, смажте подшипник и втулки шатуна.
Перед эксплуатацией конечно нужно обкатать.

nilman:

Есть мысли поставить раздельные сервы на элероны

Идея хорошая! Но вы ведь только учитесь. Летайте пока с одной серво в элеронах. Повод влезть в конструкцию у вас еще будет. Переделки не сложные. Вплоть до того, что вклеивают две реечки, параллельно лонжерону, и на них прикручивают серву.

nilman:

чтобы потернироваться на флапперонах садиться?

На кой сразу то курочить? Он и так пешком ходит. Со временем сделаете.

nilman:

Насколько надёжный китовый бортовой выключатель с комплекта аппы? Слышал случаи крашей из-за некачественных выключателей…

Надежный! 4 кг. бензиныч, у меня с таким летает.

nilman:

Насколько хорошо использовать родной NiMH 9.6V 1300mAh для питания борта? Или может взять липу (1300мА/ч) с моего пенолёта в качестве бортового питания?

Приемники Оптима хорошо питаются и от 4,8V и от 6,0V. Зачем огород городить? Питание серво нужно подавать не более 6V.

nilman:

Т.к. на элеронах будут 2 сервы, нужно докупить ещё одну на РВ. Нужно ли более мощная на РВ чем стандартная?

Хватит Стандартных 3 кг. серв.

nilman:

Какие доработки нужны для планера? Основные рекомендации которые нашёл, проклейка шпангоутов, усиление передней стойки шасси, замена петель на элеронах. Требует ли кальмата ещё каких нибудь доработок?

Не нужно ни каких доработок. Подклеиваем, если только явный “непроклей”.
Всевозможные усиления это набор веса и более серьезные повреждения при краше. Петли, штатные майларовые, вполне со своей задачей справляются. Не зачем их сразу же менять.

nilman

> Алексей Vgg
Спасибо за развёрнутый ответ!

А двигатель на столе без модели обкатать это хорошая или плохая идея?) Во первых хочется уже посмотреть на него в действии, а во вторых чтобы планер лишний раз маслом не засирать.

wihrlwind
nilman:

А двигатель на столе без модели обкатать это хорошая или плохая идея?

Я для своего вообще сделал импровизированную мотораму из куска доски и обкатывал во дворе на скамье.

Алексей_Vgg
nilman:

А двигатель на столе без модели обкатать это хорошая или плохая идея?)

Будет удобнее после обкатки отстроить движок.

nilman:

чтобы планер лишний раз маслом не засирать.

Ни куда он не денется. Масло в полетах на него будет лететь по-любому. Швы пленки правой половинки стабилизатора, советую проклеить либо тонким скотчем, либо циакрином. Аппликации на пленке тоже. Может поможет. А обычно, стабилизатор Кальмато это не на долго, но вам научиться хватит.

Pherix

Если уже уверенно летаете и терпежу нет, то можно сразу поставить на самоль и аккуратно, на земле прогазовавшись чуть-чуть всё отрегулировав взлететь, а дальше блинчиком на минимально возможных оборотах, заодно прилетаетесь:)
Максы это не китай, качестов деталей выше, такого сильного как на АСП эффекта тракотора при первом запуске быть не должно.😉

wihrlwind
Pherix:

можно сразу поставить на самоль и аккуратно, на земле прогазовавшись чуть-чуть всё отрегулировав взлететь, а дальше блинчиком на минимально возможных оборотах, заодно прилетаетесь

Можно и так ОС МАХ действительно это “прожует”, но лучше хотя бы пару баков выработать на земле на топливе с касторовым маслом (процент масла желательно немного больше, чем стандартно на полеты) на малом газу периодически кратковременно выводя двигатель на 50-80% от максимальных оборотов.

Нотан

Александр,прав,только после 2-3 баков обкатки ДВС уверенно воспринимает газ,а главное устойчиво держит холостяк.Приятель мой всегда разбирает двигло и пытается чего нибудь улучшить,потом спрашивает,чего плохо работает и ещё кучу времени тратит на устранение возникших проблем.Денис у Вас характер неуёмный,я себе в таких случаях,бью по рукам,приговаривая-пойди поспи и всё пройдёт.Я всегда ДВС катаю на верстаке,если очень хочется посмотреть или оценить,подобрать винты,настроиться,работаю с одним фюзом.В такую погоду протирать сопли не лучший вариант-пробуй.Поэтому зимой в основном летаю на электричках,советую не терять время и не ждать лета,взял ЕРР и в путь,помогает деожать форму и настроение…

GRIFBULL
Нотан:

Поэтому зимой в основном летаю на электричках

А как в делаете так,что фоты посмотреть нельзя?

Нотан

Фотки какие?Олег,самого недавно научили вставлять(Александр подсказал),вот как,чтобы…не знаю,видно гранаты не той системы или программки не хватает.

wihrlwind
Нотан:

е знаю,видно гранаты не той системы

Той системы, если делать просто как вложение. Просто лучше выкладывать фото на сторонний сайт (я например выкладываю на Яндех фотки), а уж оттуда вставлять только ссылку на фотографию. Тогда она будет вставляться и будет доступна для открытия в том формате, в каком Вы её загрузили.
Вот для примера

Нотан

Александр,спасибо,попробую,хотя у меня порой и ссылки не открываются.Мне всегда к ЭДЖИКУ или КАТАНКЕ хочется добавить законцовку.

wihrlwind

Вот наглядно, как я вставляю фото. Надо скопировать код для вставки в форум и вставит его прямо как текстовое сообщение

И разрешение фотографии выбирать не более 800 точек по более длинной стороне.