Видео новичкам

Perepel

Задача для новичков из серии «Как не надо летать». Прошу извинить за низкое качество изображения, но думаю, суть будет видна.

Новички, пожалуйста, разберите ситуацию! Что я сделал не так? Для пояснения замечу: модель удалялась от меня, самолет шел против ветра с набором высоты, никакого FPV на борту не было, только видеорегистратор.

Нижайше прошу корифеев пока воздержаться от комментариев! Пусть новички разгрызут орешек! Ответ на задачу будет опубликован после дождичка в четверг. 😃

Дан_Тосс
Perepel:

даже у асов, и в этом нет ничего постыдного.

Некрасивый взлёт; не та центровка - вы это имеете ввиду под неудачами?
Если да, то у меня, например, три раза была посадка аварийная при взлёте (два раза сел аккумулятор, один раз камера на пропеллер съехала и заклинила.

Я лично под словом неудачи подарузумевал краши.

kaveg

показывает показывает)))
следствие там одно а вот причин может быть много)))) недостаточно информации в видеве)))

Perepel

Даниил, по-моему, неудача - когда что-то происходит не так, как должно быть, или не так, как мы хотим. Авария при взлете - неудача. То, что я показал в предыдущем посте, я тоже считаю неудачей, хотя аварии удалось избежать. Ведь, я не планировал этот танец живота, ситуация на время вышла из-под моего контроля. Неудачи бывают разного масштаба. Бывает просто смешно. Когда краш - это уже грустно. А когда модель попадает в человека - это уже совсем плохо.

Виктор:

Александр, если бы оно ещё и показывало бы.

Вы же не новичок, Вы корифей! 😁 Может быть, у Вас видеоплейер не того образца. Файл в формате MP4. Можно по ссылке перейти непосредственно на портал Vimeo и скачать оттуда файл в другом формате.

kaveg:

недостаточно информации в видеве

У меня нет тайн. Какая информация Вам нужна?

kaveg

вы же сами сказали корифеев дать подумать несовсем корефеем
я когда летать начинал у меня часто такое было)))) иногда низко потому достаточно фатально)))

Perepel
kaveg:

я когда летать начинал у меня часто такое было

Антон, Вы близки к правильному ответу. Ситуация довольно типичная, потому я и решил показать ее новичкам. Однако имеются некоторые нюансы, которые могли бы представлять интерес для более опытных пилотов. Если хотите, можете выслать Ваши соображения мне в личку, а я потом опубликую.

Fritz_Teufel

Почти год летного стажа - это сколько по шкале новичковости ? 😃
Коментарии к видео: злоупотребление поворотом элеронами+рв привело почти что к кубинской восьмерке 😃

Perepel
Fritz_Teufel:

Почти год летного стажа - это сколько по шкале новичковости ?

Это каждый определяет сам, в зависимости от уровня притязаний. 😃 Лично я не считаю себя корифеем, но и новичком не считаю: мой стаж - 4 года. Ваш ответ принят. Может быть, хотите добавить что-нибудь еще?

Пилот72
Дан_Тосс:

Музыка не моя. Если вдруг отзовётся автор музыки - буду сильно благодарен.

Музыка, это миксованная тема из мультфильма “Тайна третьей планеты”

Дан_Тосс
Пилот72:

Музыка, это миксованная тема из мультфильма “Тайна третьей планеты”

Я имел ввиду - что данная музыка - не оригинал из мультика (кстати, и музыка и мультик отличные:)), автор которого - Александр Зацепин, а автор этого переигрывания (ремикса?) - мне неизвестен.

Fritz_Teufel
Perepel:

Может быть, хотите добавить что-нибудь еще?

Можно добавить: будь двиг помощнее - вторую половину восьмерочки можно было завершить покрасивше 😃 А вообще - такой вот перебор с креном и следующий за ним переворот приводит к морковке у большенства новичков, сам был несколько раз его жертвой.

Perepel

Спасибо! “Кубинская восьмерка” - слишком сильно сказано. Я бы назвал кубанской восьмеркой пик. 😁 Будут еще мнения?

Виктор
Perepel:

Вы же не новичок, Вы корифей! Может быть, у Вас видеоплейер не того образца.

Не люблю Vimeo, вечно с ним какие нибудь проблемы, по ссылке воспроизводится, а с форума нет.

Perepel

А мне не нравится YouTube. Они много рекламы набивают и скорость передачи меньше. Значит, все-таки посмотрели? Спасибо!

Виктор
Perepel:

Они много рекламы набивают и скорость передачи меньше.

Рекламу можно отключать, а так же можно выбирать качество видео, всё по русски, понятно для чайников.
Ролик посмотрел и мне кажется сильно занизили скорость, и свалились на крыло.

Perepel

Разбор видеозадачи, опубликованной в посте # 133 от 26.10.2012

Антон Козлов из Калининграда (kaveg) в личном сообщении написал:

Выглядит как обычный срыв верхнеплана, т.е. срыв с завалом на 90 градусов по курсу и переходом в пикирование. Попытка устранить переворот элеронами на срывной скорости приводит к повторному срыву. Если хватает высоты, нужно бросить ручки и дать разогнаться. Если высоты не хватает, но хватает тяги, то дать газ в пол, не трогая руль высоты, и плавно очень вывести. У земли можно только смягчить последствия… Рефлекторное желание взять руль высоты на себя только усугубляет ситуацию.

О нехватке скорости при заходе в поворот и злоупотреблении элеронами написали Василий Жибров из Бийска (Fritz_Teufel) и Виктор Сметанин из Новосибирска (Виктор).

По-моему, очень квалифицированный анализ. По большинству пунктов я с ним согласен. Антон даже упомянул тип самолета – тихоходный верхнеплан, что также имеет значение. У верхнепланов есть такая особенность: при боковом ветре крыло начинает действовать, как рычаг, который переворачивает модель и сильно тащит к земле. У других самолетов тоже есть такая тенденция, но менее выраженная. На верхнеплане повороты надо проходить в натяг, т.е. прибавляя газ и не давая модели заваливаться на бок.

Может вызвать разногласия вопрос о руддере. Действительно, я пользовался руддером в данном случае. Я часто это делаю. В принципе, руддер позволяет проходить повороты с меньшим креном, а значит, с меньшим риском. Однако в данной ситуации самолет находился в очень неустойчивом положении, и движение руддера могло спровоцировать срыв. Таким образом, и в этом отношении коллеги правы.

Теперь мои комментарии.

  1. Как я написал в пояснении, самолет шел против ветра с набором высоты, следовательно, скорость была небольшая. Не дав ему разогнаться, я начал поворот. Дальше начал действовать механизм срыва, описанный Антоном. К тому же в этот момент я убавил газ (можно заметить, если внимательно прислушаться к фонограмме), что совершенно недопустимо! Ветер тоже подыграл. В результате, самолет свалился в левый штопор.
  2. Я заметил опасность и попытался ее предотвратить: прибавил газ, бросил стик управления элеронами, а стик управления руддером потянул вправо. Самолет отреагировал резче, чем я ожидал. Из левого штопора он перевалился в правый штопор.
  3. Тем временем самолет снизился и набрал кое-какую скоростишку. Ее оказалось достаточно для выхода из правого штопора. Решающую роль сыграл приличный запас высоты. Иначе бы я привез домой не самолет, а дрова.

Некоторые коллеги верно заметили, что такие срывы часто происходят у новичков, причем сразу после взлета, когда, не успев набрать скорость, они заваливают модель в вираж. Как видите, такое может происходить не только при взлете и не только у новичков. 😦

Такова, так сказать, объективная картина происшествия. Однако были еще субъективные моменты.

  1. В предисловии было написано, что модель уходила от меня, причем находилась на приличном расстоянии. Я не случайно об этом написал. Из ролика видно, что самолет шел в сторону солнца, следовательно, имел место момент частичного ослепления. Я плохо видел детали и вначале действовал по наитию. Потом, когда самолет опустился ниже, его стало лучше видно, и мне удалось восстановить контроль.
  2. У меня левый глаз имеет остроту зрения 0,9, а правый – 0,6. Обычно я управляю автомобилем и авиамоделями в очках, но в этот раз забыл их надеть. Этих 10-15% зрения не хватало.
  3. Я летал да данном самолете после длительного перерыва, забыв о его склонности к самозатягиванию в переворот на виражах. Он мне сам об этом напомнил. 😃

Весь эпизод, начиная с захода в поворот и кончая выходом из правого штопора, занял около 8 сек. (На экране показано с замедлением в два раза). За это время я успел сделать множество ошибок! Можно сказать, что бог не обидел меня быстротой реакции, к тому же самолетик тихоходный, не чета импеллерным истребителям. Все это помогло избежать аварии, но решающую роль все-таки сыграл запас высоты.

Спасибо всем, проявившим интерес к дискуссии! По-моему, она получилась полезной. Теперь слово за корифеями. Если они захотят что-нибудь добавить, мы будем благодарны. 😃

ser88749741
Виктор:

Не люблю Vimeo, вечно с ним какие нибудь проблемы, по ссылке воспроизводится, а с форума нет.

vmieo лучше и быстрее дуртуба же. И видео не сжимает.

Виктор
ser88749741:

vmieo лучше и быстрее дуртуба же. И видео не сжимает.

Об этом уже много спорили - не будем возобновлять. Всяк работает там, где ему комфортней.

Хочу тоже предложить задачку, для меня она тоже была загадка несколько минут. Попробуйте вы разгадать, что явилось причиной такого манёвра, остановите ролик на 3,56, сделайте вывод для себя, а потом досмотрите и проверьте свой вывод.

GSL
Perepel:

Разбор видеозадачи, опубликованной в посте # 133 от 26.10.2012
Я заметил опасность и попытался ее предотвратить: прибавил газ, бросил стик управления элеронами, а стик управления руддером потянул вправо. Самолет отреагировал резче, чем я ожидал. Из левого штопора он перевалился в правый штопор.

Именно так рекомендуют вводить самолет в штопор, довести угол атаки до критического и отклонить руль поворота. Из РЛЭ Як-18Т:

4.9.1. Ввод самолета в штопор
В режиме горизонтального полета, указанного ранее, полностью убрать наддув и по мере уменьшения скорости Плавно выбирать штурвал управления на себя для создания режима парашютирования, удерживая при этом самолет от сваливания на крыло.
При достижении приборной скорости 125-120 км/ч отклонить полностью педаль в сторону заданного штопора, как только самолет начнет сваливаться на крыло и опускать нос, штурвал управления добрать полностью на себя. Движения рулями при вводе в штопор должны быть плавными Ввод в правый и левый штопор выполняется одинаково.

Отклонение руля поворота в полете вызывает скольжение. Если самолет устойчив по крену (большое V например) то он отреагирует на скольжение креном. Скольжение при этом уберется. Именно так управляются самолеты без элеронов, у них обычно большой угол поперечного V. Если же поперечное V мало то отклонение руля поворота приведет только к скольжению, полету боком. А при большом угле атаки к срыву.
Рулем поворота на вираже убирают скольжение если оно возникает. Это от параметров устойчивости зависит, некоторые самолеты с большой путевой устойчивостью не требуют отклонения РП на вираже, у них руль поворота используют в основном на земле. Речь не идет о пилотажных самолетах.
Ну и уж тем более не стоит дергать рулем поворота на больших углах атаки.

Fritz_Teufel
Виктор:

Хочу тоже предложить задачку, для меня она тоже была загадка несколько минут. Попробуйте вы разгадать, что явилось причиной такого манёвра

Если аппа мегагерцовая - то это типичный обрыв связи с последующим произвольным движением серв. Причин может быть несколько: 1) мощная помеха со стороны; 2) не до конца разложенная антенна и как следствие образование мертвых зон сигнала, в одну из которых и угодил самолет; 3) случайное выключение аппы

П.С. у меня таким образом джип в “свободное плаванье” пускался - едва успел догнать, рандом был настолько удачен, что почти довел его до оживленной улицы