"наставления по производству полетов"
Итог всех 25 недавних сообщений один 😃 - включать аппаратуру надо как надо, а не по другому…
Air Jump от Jamara:
Кстати это Турнига с модулем Аssan.
Переводчик не обманывает: советуют сначала приёмник и потом передатчик включать.
борт надо выключать, если летать не собираетесь!..избаловались все с новыми аппаратурами и аккумуляторами безразмерной ёмкости😁😁
Я уже смирился с тем, что свой старый 40 МГц передатчик больше никогда не воткну на реальную летающую модель, и что моя модель, как бы ни печально это ни было, уже никогда не полетит на никелях 😒
И тут самолетик заводит мотор, взлетает и встает в круг над базой …, потеря связи, однако 😃)
www.hobbymarket.ru/product_1727.html
😃
это уже несколько иная история;)…всегда с удовольствием наблюдаю, как например у коллег ФПВэшников, при севшей батареи на передатчике квадрика, люди откладывают пульт в сторонуи идут пить чай, а это чудо , прилетает домой, и само садится…но тут работает совсем другая техника нежели стандартный приёмник от аппы
пульт в сторонуи идут пить чай, а это чудо , прилетает домой, и само садится…но тут работает совсем другая техника нежели стандартный приёмник от аппы
Когда я своему папе показал видео с борта, он засел за гуглом в поисках автопилота (картографию местности хочет делать!)…
На мой взгляд (новичка), тема полезная и интересная. Можно сделать и универсальными советы. Например я когда собирал модельку, то хотел знать, как правильно должны отклоняться элероны и насколько. Какие расходы (и что это), то же самое и про экспоненту. Не спорю, это все можно найти на просторах нета и форума. НО. Было бы гараздо проще все это объединить. Расходы и экспу для начала можно и erybdthcfkmye. сделать (примерную). А там уж в дальнейшем, при полетах кадый сам решит сколько ему выставлять. На начальном этапе (говаорю про себя) знать сколько примерно надо выставить (конкретных данных можно и не найти), а тут хоть примерные от опытных людей. Так же про нашумевший выкос. И остальное по теме. Подготовка, взлет, полет, выравнивание, вдерживание и посадка. Это сугубо мое личное мнение.
PS На мой взгляд можно создать такое же руководство и по пилотажу (классическому и 3D)/ Как что называется и как все это делается. Разумеется для начала надо тренироваться в симе, а потом и в поле. Сам уже иду к полетам с 2008 года и не как не полечу. То модели не были готовы, то уверенности не было. Теперь времени особо то нету. Но желание то очень большое. Думаю что выкраду времени и схожу попробую полетать. Благо в симе довольно таки много летал (правла сейчас не особо есть на него время). Но все равно стараюсь летать в симе.
Но желание то очень большое. Думаю что выкраду времени и схожу попробую полетать
На чём летаешь?С чего начнёшь ДВС или электро?
Мне одному кажется ошибкой грести все под одну гребенку?
Мне кажется, в таком наставлении, должны быть разделения хотя бы по типам самолетов.
- Высокоплан - он может совершить посадку с отключенным или минимальным газом.
- Среднеплан - он может свалиться на отключеном газе, соответственно необходим номинальный режим работы двигателя по газу (чуть выше скорости сваливания).
- низкоплан - вообще садиться нормально только на скорости, очень редко планирует, если отключить газ - клюнет носом.
И это касается многих пунктов наставления. Например как туда попали выдержки из большой авиации? какая 1000 метров?? если мы летаем в большинстве своем до 500…
Что действительно необходимо, так это наставления по настройке модели, например как у меня описано www.ipspider.kiev.ua/ru/setup_rc_plane/ (не реклама)
Необходимы чек-листы, чтоб можно было распечатать и ставить галочки, так как даже опытные пилоты иногда морковят самолеты, так как забыл/забил проверить крепление сервы или крепление питания.
Опять же, чек-листы должны быть для каждой группы моделей разные. Для высокопланов-электричек и для двс… для низкопланов… разница не большая, но она должна быть учтена.
Например если мне на ультроне (среднеплан) сделать центровку в 30% САХ он летает как подбитый воробей… А на цессне - нормально. (разница в положении крыла, вес, мощность мотора, специализация)
Кстати давно пользуюсь таким чек-листом:
- Проверить заряд батарей
1.1 В пульте управления.
1.2 Бортового питания.
1.3 Ходовую батарею - Включить пульт управления.
2.1 Проверить выбранную модель самолета на пульте управления.
2.2 Проверить настройки модели самолета для всех трех режимов (взлет, полет, посадка).
2.3 Проверить таймер времени полета, выставить в 00:00 если требуется. - Включить Ходовое питание.
- Включить Бортовое питание.
4.1 Если установлена система стабилизации/гиро - выждать время колибровки. - Проверить контакты от батарей питания самолета до потребителей:
5.1 Двигатель (все переходники отдельной строчкой).
5.2 Бек, подачу питания на приемник.
5.3 Соединители серв. - Закрыть самолет, проверить прочность и надежность крышки отсеков питания и управления.
- Проверить надежность установки крыла.
- Проверить отработку рулевых плоскостей во всех режимах полета:
8.1 Элеронов
8.2 Руль высоты
8.3 Руль направления (колесо направления, если есть)
8.4 Проверить центровку по маркеру центровки самолета. - Удерживая самолет проверить работу мотора:
9.1 минимальные обороты.
9.2 максимальные обороты.
- Убедиться в наличии безопасной зоны полетов
10.1 Наличие свободной ВПП.
10.2 Безопасное расстояние до автомобилей и людей.
10.3 Ветер в пределах допустимых значений для данной модели.
10.4 Обзор нормальный. (нет тумана, дождя, падающих снежинок).
- Взлет на максимальных оборотах.
- Полетные тесты:
12.1 Набор высоты с нормальной/ожидаемой скоростью.
12.2 Не слышно писков, хрустов, отклееваемого скотча.
12.3 тестовый круг в полетной зоне: убедиться что модель управляема в полном обьеме.
12.4 В случае провала любого из тестов незамедлительно совершить посадку для устранения неисправностей. - в случе угрозы выхода самолета из полетной зоны, или входа самолета в зону риска (над людьми, детьми, выход за пределы покрытия передатчика) морковим самолет.
- Если хотим посадить самолет в зоне риска, читаем п.13. Без промедления морковим самолет. Это дешевле чем покраска машины или здоровье человека.
Мне кажется, в таком наставлении, должны быть разделения хотя бы по типам самолетов.
Илья,всё уже написано до нас и про типы самаолётов в отдельности.Здесь пилоты делятся своими ощущениями…
И это касается многих пунктов наставления. Например как туда попали выдержки из большой авиации?
Топик наш стартёр,недавно пошёл на пенсию,после ГВФ.Зачем фотку убрал???
- Высокоплан - он может совершить посадку с отключенным или минимальным газом.
- Среднеплан - он может свалиться на отключеном газе, соответственно необходим номинальный режим работы двигателя по газу (чуть выше скорости сваливания).
- низкоплан - вообще садиться нормально только на скорости, очень редко планирует, если отключить газ - клюнет носом.
Пройдя эти самолёты с 46-м ДВС,которые постоянно меняли настройки по погоде и пр. и часто глохли при посадке,добавлю что посадить их проблем нет,а слово планирование применимо ко всем видам самолётов и имеет место быть.С 1 по 3 пункт самолёты тем и отличаются…
Планирование и посадочная скорость и поведение моделей, конечно разное.Главное и общее назначение- ЛЕТАТЬ.
На чём летаешь?С чего начнёшь ДВС или электро?
Начну с электрички Cessna 150 (пенолет), Так же планирую летать на планере970 (пенолет)
Набравшись опыта планирую поставить FPV на ARF Як - 12 бальза обшитая пеной.
В мойе галерее есть фотки моделей (кроме Cessna)/
Cessna (ее планер) была бодарена мне одним моделистом, т.к. по словам моделистов мой самодельный САМ5-2бис сказали выкинуть (почему не понял). Говорят что не хватало тяги с 2s аккумом. Короче его облета так и не было((((
Послушал и выкинул, а зря. Жалею. Планер 970 пускали, говорят что модель вполне адекватная. Но сейчас связи с ними пропали и вряд ли появятся. Буду учиться самостоятельно. Вот та. )))))
Вот они мои модельки без Cessna: rcopen.com/…/4f2beb7e9970730077439f35
Илья,всё уже написано до нас и про типы самаолётов в отдельности.Здесь пилоты делятся своими ощущениями…
Топик наш стартёр,недавно пошёл на пенсию,после ГВФ.Зачем фотку убрал???
Пройдя эти самолёты с 46-м ДВС,которые постоянно меняли настройки по погоде и пр. и часто глохли при посадке,добавлю что посадить их проблем нет,а слово планирование применимо ко всем видам самолётов и имеет место быть.С 1 по 3 пункт самолёты тем и отличаются…
Планирование и посадочная скорость и поведение моделей, конечно разное.Главное и общее назначение- ЛЕТАТЬ.
Наставление, предполагает как теоретическую часть так и практические инструкции.
Я так понимаю, должна быть часть теории, которая будет полезна новичкам и как повторение для бывалых, и часть с инструкциями, где пошагово написано что проверить, программы полетов (это уже есть), инструкции по обслуживанию, инструкции по утилизации.
Все это лучше в пдф, чтоб можно было печатать как все книгой (брошюрой) так и чек-листы отдельно.
Идешь на полеты - печатнул чек-листы - перед каждым полетом заполнил. Встречаешься с новичком - печатнул брошюру - выдал.
Тогда будет практическая ценность данного опуса.
- низкоплан - вообще садиться нормально только на скорости, очень редко планирует, если отключить газ - клюнет носом.
Кого клюнет? 😁
Расположение крыла относительно фюза по высоте может (но не обязано) влиять только на поперечную устойчивость. Продольную Вы тут зря приплели.
Идешь на полеты - печатнул чек-листы - перед каждым полетом заполнил. Встречаешься с новичком - печатнул брошюру - выдал.
Тогда будет практическая ценность данного опуса
Я лично не такой мстительный,хотя и время есть на пенсии позлословить.
Для состязаний всё написано и утверждено,а нам,ВАМ пилотам любителям,эта хрень не нужна…
Кого клюнет? 😁
Расположение крыла относительно фюза по высоте может (но не обязано) влиять только на поперечную устойчивость. Продольную Вы тут зря приплели.
Это единственное что вас за смущало?
Может будут предложения более по теме, например что добавить в чек-лист, или составите чеклист для двс?
чеклист для двс?
У меня двс последний - МД5 комета был лет 30 назад…
единственное что вас за смущало
Это бросилось в глаз.
Может будут предложения более по теме, например что добавить в чек-лист, или составите чеклист для двс?
Илья,добавляйте…
Например я когда собирал модельку, то хотел знать, как правильно должны отклоняться элероны и насколько. Какие расходы (и что это), то же самое и про экспоненту.
- Проверить отработку рулевых плоскостей во всех режимах полета:
полезно!😉
для новичков:
самолёт хвостом к вам, вы стоите сзади:)
Элероны:ручка в право-правый элерон вверх, левый вниз (и наоборот-влево-левый вверх)
Руль высоты: ручка на себя -руль вверх-от себя вниз
Руль направления : ручка вправо-руль вправо (и наоборот влево-руль влево)
газ : ручка на себя холостой ход(электромотор выключен) от себя полный газ
данную проверку целесообразно проводить перед каждым полётным днём…а то мало-ли, что то поменяли(серву например) где то покопались в настройках дома и что-то реверснули случайно
я так взлетал, с реверсом элеронов. после замены РМ:)
самолёт хвостом к вам, вы стоите сзади
Мне одному кажется ошибкой грести все под одну гребенку?
Мне кажется, в таком наставлении, должны быть разделения хотя бы по типам самолетов.
- Высокоплан - он может совершить посадку с отключенным или минимальным газом.
- Среднеплан - он может свалиться на отключеном газе, соответственно необходим номинальный режим работы двигателя по газу (чуть выше скорости сваливания).
- низкоплан - вообще садиться нормально только на скорости, очень редко планирует, если отключить газ - клюнет носом.
И это касается многих пунктов наставления. Например как туда попали выдержки из большой авиации? какая 1000 метров?? если мы летаем в большинстве своем до 500…
Что действительно необходимо, так это наставления по настройке модели, например как у меня описано www.ipspider.kiev.ua/ru/setup_rc_plane/ (не реклама)
Необходимы чек-листы, чтоб можно было распечатать и ставить галочки, так как даже опытные пилоты иногда морковят самолеты, так как забыл/забил проверить крепление сервы или крепление питания.
Опять же, чек-листы должны быть для каждой группы моделей разные. Для высокопланов-электричек и для двс… для низкопланов… разница не большая, но она должна быть учтена.
Например если мне на ультроне (среднеплан) сделать центровку в 30% САХ он летает как подбитый воробей… А на цессне - нормально. (разница в положении крыла, вес, мощность мотора, специализация)
Кстати давно пользуюсь таким чек-листом:
- Проверить заряд батарей
1.1 В пульте управления.
1.2 Бортового питания.
1.3 Ходовую батарею- Включить пульт управления.
2.1 Проверить выбранную модель самолета на пульте управления.
2.2 Проверить настройки модели самолета для всех трех режимов (взлет, полет, посадка).
2.3 Проверить таймер времени полета, выставить в 00:00 если требуется.- Включить Ходовое питание.
- Включить Бортовое питание.
4.1 Если установлена система стабилизации/гиро - выждать время колибровки.- Проверить контакты от батарей питания самолета до потребителей:
5.1 Двигатель (все переходники отдельной строчкой).
5.2 Бек, подачу питания на приемник.
5.3 Соединители серв.- Закрыть самолет, проверить прочность и надежность крышки отсеков питания и управления.
- Проверить надежность установки крыла.
- Проверить отработку рулевых плоскостей во всех режимах полета:
8.1 Элеронов
8.2 Руль высоты
8.3 Руль направления (колесо направления, если есть)
8.4 Проверить центровку по маркеру центровки самолета.- Удерживая самолет проверить работу мотора:
9.1 минимальные обороты.
9.2 максимальные обороты.
- Убедиться в наличии безопасной зоны полетов
10.1 Наличие свободной ВПП.
10.2 Безопасное расстояние до автомобилей и людей.
10.3 Ветер в пределах допустимых значений для данной модели.
10.4 Обзор нормальный. (нет тумана, дождя, падающих снежинок).
- Взлет на максимальных оборотах.
- Полетные тесты:
12.1 Набор высоты с нормальной/ожидаемой скоростью.
12.2 Не слышно писков, хрустов, отклееваемого скотча.
12.3 тестовый круг в полетной зоне: убедиться что модель управляема в полном обьеме.
12.4 В случае провала любого из тестов незамедлительно совершить посадку для устранения неисправностей.- в случе угрозы выхода самолета из полетной зоны, или входа самолета в зону риска (над людьми, детьми, выход за пределы покрытия передатчика) морковим самолет.
- Если хотим посадить самолет в зоне риска, читаем п.13. Без промедления морковим самолет. Это дешевле чем покраска машины или здоровье человека.
Это надо наизусть знать?
Так уж… вдогонку, по высокопланы и иже с ними…
Возможность сесть без мотора определяется в большей степени лобовым сопротивлением самолета, нежели его схемой. Ну, если мы принимаем что рассматриваемые самолеты имею нормальные крылья с разумными профилями, центровкой и пр., т.е. обладают нормальной “летательной” способностью… В этом плане высокопланы, как правило, даже проигрывают. Большинсво из них это цессно-пайперо-подобные самолеты, с широкой мордой и толстыми профилями. Лететь без мотора долго они не особо любят. Спортивный низко- или среднеплан с хорошим качеством пролетит в итоге скорее всего дальше 😉 Но в типичной ситуации отказа мотора как правило все самолеты, кроме разве что бипланов, спокойно дотягивают до полосы. Высокопланы по своей сути более устойчивы по крену, и могут как бы самовыравниваться (низкорасположенный ЦТ, большое V крыла) - за это их любят в роли тренеров.
Причем любовь эта довольно древняя, до-симуляторной эпохи и времен простейших пультов без “смягчения” управления… Мое глубокое убеждение - что это дань традиции и старый кондовый стереотип. Я поднял в воздух несколько человек, довольно успешно, и могу сказать что высокопланов у них не было 😉
Теперь по чек-листу… Мне кажется вы немного сгущаете краски и переусложняете… Я бы сократил список до следующих пунктов:
- ДОМА проверяем все ли мы взяли в поле. В голове должна быть прокручена полная операция по сборке самолета. Из ЗИПа - пара отверток, скотч, нож, клей, ключ для гайки винта, плоскогубцы, кусок термоусадку, коробок с винтиками-гаечками-саморезами разного номинала, кусок проволоки. Пару запасных винтов, запасное колесо шасси (колесья из пены часто рвутся, или трескается ступица). Если в самолете микросервы, особенно дешевые - запасная серва (достаточно неудачно вынуть самолет из машины, задев рулевой о дверь - и полетный день закончиццо, не начавшись)
На поле: - Проверяем как запарковались. Сбоку от полосы, лучше ближе к середине, метрах в 8 минимум.
- Перед сборкой визуально осмотреть самолет, тяги, сервы, разъемы. Проверьте все линки на рулевых (прикручены ли качалки к сервам, все шарниры, крепко-ли держаться кабанчики) Собрали. Покачали рулевые. Люфтов быть не должно. Если есль люфт при жестких тягах и исправных шарнирах - проверьте петли.
- Включили пульт. Проверили напряжение на пульте.
- Включили борт. Проверили его зарядку (если есть показометр)
- Включили силовой акк (если бортовой и силовой не одно и то же)
- Пошуршали всеми сервами кроме газа. Если все шувелиццо - идем на старт.
- На старте - встаем сбоку от самолета лицом по направлению взлета. Ручка элеровнов вправо - правый элерон поднялся. Ручка влево - левый элерон поднялся. Ручку РВ на себя - руль отклонился вверх. От себя - вниз. Рудер ходит за ручкой в том же направлении. Встали за самолетом, зажав хвост между ног. Дали немного газа, положив руку на самолет - вибрации от винта нет, посторонних звуков нет. Если вибрация - отбалансировать или заменить винт, иначе в полете может разобрать мотораму. Средний и полный газ - скорость раскрутки, отсутсвие вибраций и посторонних звуков. Задеживаем полный газ на 4-5 сек - если обороты не падают, значит силовой акк скорее живой. Если ДВС - заводим, прогреваем. Играем газом, набираем обороты как плавно, так и резко, так же сбрасываем газ - и плавно, и резко. Ввалили поный газ на пару сек - убедились что обороты не плавают. Мотор должен работать ровно, как электрический, только что громче, и чуть медленнее реагирует на ручку.
При работе газом поглядываейте за рулями на предмет подергивания от возможных наводок на сервы и дребезга в разъемах. Если они есть - немедленно глушитесь и идите разбираться с проводкой. Если летите на самолете впервые - хорошо придержите самолет с работающим на среднем газу мотором (или попросите помошника), и выключите пульт. Мотор должен заглохнуть!
По ДВС и электричкам вроде все, можно лететь… Чек-лист на турбину и безмоторные планеры в этот раз не рассматриваем - напишу отдельно когда до этого докатитесь 😉.
После взлета: - Взлет по прямой с плавным набором высоты. Полет по прямой - смотрим триммирование и ЦТ. Часто путают проблемы ЦТ, выкоса мотора и триммирования. Эти вопросы достойны отдельной статьи - они не раз описаны, не буду углублять это тут. Упрощенно - после триммирования на малом газу увеличиваем газ до максимума - если самолет требует повторного триммирования в высоте (РВ) или курсу (РН), скорее всего вопрос в выкосе. Если самолет как в прямом так и в перевренутом полете уводит по тангажу в одну и ту же сторону - скорее неверно выставлен ЦТ. При хорошем раскладе оттримированный на ровный полет самолет в перевернутом полете должен чуть-чуть уходить в пикирование.
- Базовые фигуры - бочка, петля. Должны быть плавными, без срывов. Если летите первый раз на данном самолете - заберитесь повыше, сбросте газ, посмотрите на планирование, и как наступает срыв, и на какой скорости. Некоторые самолеты просто просаживаеются по высоте, парашютируют, некоторые резко валятся на крыло, или штопорят… Важно это понять, чтоб спокойно заходить на аварийную посадку в случае отказа мотора, и принимать решение куда сажать - тянуть до полосы, или сажать в поле.
НИКОГДА не разгоняйте самолет на полном газу в пикировании, если у вас не композитная гоночная модель. Флаттер руля высоты найдет вас если ни в этом, так в другом полете. Ко мне приходили ремонтироваться счастливчики, которым было что ремонтировать после этого. Основная же масса пилотов сжигала мелкие обломки в поле. - На посадке. Совершайте касание только в случае 100% уверенности в хорошей посадке. Лучше сделать несско лишних заходов, чем вырвать шасси или сломать винт, и уехать домой…
Окружающие запомнят именно как вы сели, а не сколько кругов сделали. Я знаю что это тоже важно 😉