биплан для обучения, для боя, для фпв
Ну да тяжеловат получился, у меня обычно в таком размере не более 500 грамм. Но есть плюс, меньше ветру подвержен)))
Переделал метровый бип. Это который обтекаемый.
Желание убрать РН из потока винта у меня назревало давно, т.к. биплан по направлению (крену) был излишне управляемый: на расходах 50% и экспоненте -100% управлять по крену приходилось движениями 3-5 мм. Посему убрал киль из потока винта и привинтил два киля, расположил их вне потока на топориках. Смотрятся они там органично.
Прорезал элероны на верхнем крыле (задняя кромка крыла была собрана на двустророннем скотче, петли не понадобились), подключил по девятиграмовой серве на каждый элерон. Сервы подключил параллельно и повесил их на первый канал. РН перевесил на четвертый. Элероны небольшие, размером с руль высоты. Сервы прилепил на двусторонний скотч на нижнюю поверхность крыла.
Жду погоды, чтоб облетать. Погоды все нет…
Модернизация полным ходом!!! Молодец. Хотя все это уже делалось на стандартных бипланах, положительного эффекта честно сказать меньше, чем отрицательного. Два киля смотрится органичнее слов нет, но из за этого приходится еще больше бороться с центровкой, хотя излишнюю управляемость легко убрать уменьшением площади руля и перекидыванием качалки, чтобы угол поворота был меньше. А элероны на таком крыле, да еще и с большим V, скажем так поведение не очень. Это тогда уж сделать профиль кларк какой нибудь и не делать V или уж совсем небольшое. В любом случае, попробуешь, может чего у тебя и получится, обязательно отпишись, как и что, очень интересно. Ну и удачного облета…
Получилось немного полетать в окне между дождями. По традиции заморковили малый бип, до оператора наконец дошла необходимость занятий на симуляторе. Морковка для малого бипа прошла без последствий, я его потом поднял, сделал круг - геометрия не изменилась, тримировать заново не пришлось.
Облетал больший бип, на котором прорезал элероны и переделал РН. РН опять получился излишне эффективным - сниму поперечную тягу, рулевую поверхность левого киля зафиксирую скотчем, чтоб, не болталась, рулиться будет только правый киль. Хотя, если честно РН за весь полет не использовал, кроме проверки, его гипотетически можно вообще отключить, снять серву и зафиксировать оба киля. Вполне достаточно одних элеронов. Элеронами доволен. Теперь по крену и тангажу бип рулится одинаково, без излишней резкости. Плавная , соразмерная, предсказуемая реакция на ручку. Ура. Теперь можно подходить к земле и сбивать бутылки.))) Ну и напоминание для идущих следом - бип с элеронами у меня нестандартный - сделан в масштабе 120%, перетяжеленный , взлетный вес 950 грамм, и скоростной - все зализано и скруглено, тяга мотосета 1100 грамм. У стандартных легких бипов нет проблемы с излишней управляемости по крену РН.
Ну и пара видео:
Морковка рубленого биплана:
Полет большого с элеронами:
Супер!!!
Какие шикарные поля с взлеткой
Какие шикарные поля с взлеткой
Это точно, подстать самому на ероплане летать…
Какие шикарные поля с взлеткой
Это же Осетия!-- 30 лет там прожил и засеянных полей не видел.
Это не поля. Это общественное сельское пастбище, расположенное в русле реки. Там нет земли. Это камни, покрытые слоем дерна. А дорога - те же камни, только без дерна. И это русло не совсем хорошей реки. Упавший колкинский ледник, который перемолол съемочную группу Сергея Бодрова и кучу отдыхающих, не дошел до этого места километра 4. Этот сель был средней силы. А где то раз в 150-200 лет сходит сильный сель, который пролетит это место и пойдет дальше километров на 10-20. Земля там просто не успевает образоваться, ее периодически селем уносит…
А нераспаханной земли сейчас в Осетии нет. Захапали, распахали и загородили все. Капитализмус… Приходится вот летать на пастбищах среди коровьих лепешек. Но площадка реально очень хорошая - как минимум 400*500 и ты в центре. И за упавшим вдалеке самолетом можно на машине ехать, а не пешком ходить…
Привет Всем друзья! Решил поднять темку, вдруг кому то и пригодится этот вариант. Надеюсь в общество авиамоделистов еще прибывают люди)))
Всем привет!
Переделал малый бип с размаха 80 см на размах 120 см, для этого использовал две заготовки крыла, которые валялись без дела. Нагрузка на крыло снизилась до 15 г/дм. Хочу максимально снизить скорость полета. Установил элероны. Готовлю этот бип под фпв и установку полетного контроллера, жду оборудование. Летом почти не летал, было много работы.
Вау! привет Максим. Я помнится наоборот срезал крылья, проверял. А ты их решил удлинить. Может и в отрицательную сторону сыграть, это немного хотя бы, балки раздвинуть и хвост удлинить. А так может жесткости не хватить и геометрия в полете меняться. В любом случае проверять надо. Я тоже за эксперименты, очень интересен результат +++
Привет, Алексей. Жесткости маловато, надеюсь ее хватит для барражирования по FPV без пилотажа. А для расколбаса у меня кесл есть.
Модернизация меж тем продолжается. Захотелось мне иметь при полетах по фпв на экране показания высоты, скорости и прочего, то биш ОСД. Самый простой и дешевый вариант для получения ОСД - полетный контроллер. Поставил OMNIBUS F4 Pro (V2) - 1100 р. (со шлейфами и демпфером - 1600р).
Аппа у меня - флайскай, летая по фпв легко выйти за радиус действия, тем более что вывести показания уровня сигнала (rssi) с приемника на ОСД у меня не получилось. Посему к биплану в верхнее крыло был врезан модуль GPS, а в контроллер был зашит INAV. В INAV мне интересен только один полетный режим - RTH - то бишь автовозврат на точку старта по команде с пульта или по потере связи. Можно еще автопосадку включить, судя по многочисленным видео в интернетах - биплан после автовозврата будет сам садиться к ногам. Аппаратура фпв еще в пути, пока облетаю и настрою INAV.
Поставил OMNIBUS F4 Pro (V2)
Можно в личку подробности? Мне удалось подружить этот полётник с ЖПСом, но осталось ещё много вопросов по его настройке и т.п.
Привет, Алексей.
Привет Максим! Очень здорово и очень интересно…
Установил камеру и видеопередатчик. Камеру установил на стойке между крыльями на двух полосках пластика, вырезанных из бутылки от шампуня и двустороннем скотче. Для подстраховки крепеж на камере зафиксировал термоусадкой. Видеокабель до контроллера - экранированный. Для снижения уровня помех на изображении и уменьшения нагрева камера запитанна через отдельный линейный бек на 5 вольт. Камера слегка наклонена вниз.
Видеопередатчик установлен на конце крыла, под крылом, прикреплен к крылу скотчем за антенну. Крепить лучше за антенну, т.к. она в 2 раза тяжелее передатчика, чтоб при крашах из передатчика не выламывался антенный разъем. Передатчик без подключенной антенны сгорает. При сильно ударе должен разъединиться разъем питания на передатчике. Видеокабель от контроллера до передатчика тоже экранированный.
Подключал видеовыход контроллера к телевизору к AV входу, чтоб глянуть картинку (шлем еще не пришел). На полном газе помех пока нет.
Камера - Eachine 1000TVL CCD 110 Mini FPV , FPV TX - Eachine TX526 5.8G. Камеру с передатчиком брал на бангуде на распродаже за 1100 р.
Можно в личку подробности? Мне удалось подружить этот полётник с ЖПСом, но осталось ещё много вопросов по его настройке и т.п.
Наверное лучше не в личку, а здесь, применительно к биплану, если Алексей не будет против. Не смотря на то, что на форуме есть тема по этому контроллеру rcopen.com/forum/f123/topic495417 - консолидированной информации мало. Сваял для начала схему подключения:
yadi.sk/i/KEyud1nO3Nf5jP
Итак OMNIBUS F4 Pro (V2). В нем есть гироскоп/акселерометр MPU6000, OSD, барометр BMP280, F4 Processor (F405), встроенный импульсный бек 5v3a, черный ящик на SD карте для логов, датчик напряжения и потребляемого тока, три уарта (один из них совмещен с i2c), SPI, аналоговый вход rssi (пятак на плате).
Питание контроллера реализовано интересно. Контроллер может питаться от USB через диод D2, от своего бека через диод D1, от бека выходов серв (PWM1-PWM4) через диод D3 (+5V на сервах не соединен с +5V PPM/SBUS - сервы питаются от бека ESC). Катоды диодов соединены - с какого пришло более высокое напряжение - с того и питается. Почему я это подробно описываю - на второй день после подключения USB из контроллера пошел дымок. Наведенным на корпусе компьютера напряжением в момент подключения пробило диоды D2 (КЗ) и D1 (обрыв). D2 я убрал, вместо D1 поставил перемычку. Теперь для работе в конфигураторе к контроллеру нужно подключать внешнее питание. Проблема эта распространенная, но не смертельная - по этому расписываю подробно.
Флайскаевский приемник fs-ia6b может быть подключен либо по PPM к входу SBUS/PPM, либо по ibus к любому уарту (я подключал к первому). Что куда подключать - видно на схеме. Я подключил через ibus к первому уарту (J5). При подключении по PPM при неподвижных стиках значения слегка дрожат, при подключении по ibus - стоят мертво.
Датчик тока позволяет мерить до 60 ампер. Чтобы работала виброразвязка - силовые провода нужно использовать мягкие в силиконовой изоляции. У меня таких не нашлось, посему я выпаял шунт R32 с платы, установил его в батарейном отсеке, и бросил до контроллера два провода в экране. Два больших советских резистора над контролером (видно на фото) - приколхожены из-за этой переделки. Переносить шунт не советую. Показания силы тока, напряжения, мощности, потребленных миллиампер емкости АКБ выводятся на OSD. Так же контроллер начинает пищать при низком напряжении батареи.
К контролеру нужно подключать пищалку - активный буззер на 5 вольт. Пишалки от материнок не подходят - нужен именно активный буззер со схемой и динамиком , а не просто динамик. Купить не проблема.
Черный ящик на sd карте нужен для записи логов. При просмотре логи в виде графиков можно наложить на видео полета. Если SD карта не видится контроллером или притормаживает и не успевает все записать, ее нужно отформатировать либо фотоаппаратом/камерой/dvr, либо специальной утилитой www.sdcard.org/downloads/formatter_4/ Винда форматирует криво.
GPS подключается через уарт (RX TX). Через SCL/SDA (по I2C) подключается распаянный на плате GPS компас. Если GPS без компаса - SCL/SDA не подключаем. Перед подключением к контроллеру GPS можно проверить на компе, подключив его через любой USB UART адаптер в программе скажем u-center Windows для GPS u-blox, либо в любой терминальной программе - GPS будет кидать в порт координаты. Компас нужен для квадриков, для самолетов компас не нужен, его нужно отключать в прошивке.
Барометр для самолетов тоже не нужен и отключается в кофигураторе. Высоту и курс контроллер получает только из данных GPS. (для самолета/ЛК)
На видеовходе и видеовыходе (J16 и J17) средние торчки - питание для камеры и передатчика. На плате снизу есть три контактные площадки J3 (VCC RAM 5V) - там нужно паяльником замкнуть либо на 5 вольт, либо на питание от АКБ. В моем случае можно было замкнуть VCC и Ram, и брать питание для камеры и передатчика с платы, но я не стал этого делать, т.к. и камера и передатчик сильно “шумят” и запитал FPV от батареи.
Спасибо, Максим, за такой развёрнутый ответ! И за схему - спасибо! Единственное у меня отличие - модуль GPS питается 3.3v. Запитал его с J8.
В каком конфигураторе настраивали контроллер, какой прошивкой решили пользоваться?
INAV. Сейчас, кстати, мучаю NAZE 32 REV6 6DOF под inav. И заказал под naze на пробу вот этот gps. ru.aliexpress.com/item/…/32824201295.html . Уже больше из спортивного интереса. Получится ли стабилизация + автовозврат по файлсейву + автопосадка для самолета за сумму меньше 1000 р…)
если Алексей не будет против.
Только ЗА…)))
Облетал длиннокрыла. Взлетный вес 1050 грамм, двиг - 1210 1000kv c винтом 8045 и тягой в статике 600 грамм. Были сомнения в том, что тяги хватит, и они полностью оправдались. Раз пять кидал - из за недостатка тяги не успевает набрать скорость - сваливание и носом в землю (как на видео). Собирался уже уезжать, решил попробовать взлететь с использованием стабилизации (ANGLE). К моему великому стыду и позору бип со стабилизацией взлетел. Пиды - стоковые, руль поворота отключен. Максимальный крен в режиме стабилизации похоже настроен на 30 градусов, развороты получались с радиусом под 50 метров и более. Газ меньше 85% делать низя - штопор. Испытал RTH. Работает и возврат и автопосадка. Первый раз бип хотел приземлиться в заднее стекло машины (мат на видео обрезан), после чего я понял, что армить бип на капоте - это не к добру (бип пытается сесть в точку, где он был проинициализирован). Второй раз армил в стороне от машины -с посадкой проблем не было. Дальше из-за того, что батарея подсела, и тяга двига при том же уровне газа уменьшилась - биплан после включения RTH (при включении RTH газ немного снижается) начал красиво, как по учебнику штопорить (есть на видео). Вывод из штопора - дизарм и ручку на себя - если высота больше десяти метров - успевает выйти.
Нужно менять двиг. Поставлю EMAX XA2212 1400KV (из того, что есть) - у него тяга в статике 1100 грамм с 8045, надеюсь с ним нормально полетит…