бальза, что это такое?

IL-76MD

Всем доброго времени суток уважаемые авиамоделисты!!! Я новичек в авиамоделизме и пока в своем парке имею две модели это всем известная Цессна 150 Сергея Шевырина, за что ему огромное спасибо, и фан-флай “Электроманьяк”, летают эти модели у меня не плохо, на них я хорошо потренировался!!! Потянуло дальше, но уже на более серьезную мат.часть, что-то более копийное и бальзовое, и тут у меня возникло много, очень много вопросов, таких как: как с бальзой работать, чем резать в домашних условиях, как и чем клеить, как вообще строить модели из бальзы??? перерыл весь форум, да что там форум, и интернет, нашел некоторые темки, но там только все очень скользко и до ужаса не понятно!!! Попрошу пожалуйста Вас, уважаемые авиамоделисты подробно ознакомить меня с изготовлением пока недосягаемых для меня бальзовых авиамоделей!!! Буду очень всем признателен и благодарен!!!

ADF
IL-76MD:

как и чем клеить, как вообще строить модели из бальзы??? переры…

Сейчас, когда за окном 2015 год заканчивается, нет смысла формулировать задачу как “построить самолет целиком из бальзы”. В наше время почти все модели - используют сочетание разных материалов: пенопласт, дерево, углепластик и т.д.
Нет смысла делать самолет чисто бальзовым: для любительских и развлекательных моделей это слишком дорого и не практично (любое падение - долгий ремонт), для спортивных - будет уступать композитным моделям.
Ну а общее качество модели зависит вообще не от материала, а от умения работать руками.

Про бальзу вкратце: вдоль волокон режеца ножом по линейке (до 2мм - можно за один проход, толще - за несколько), поперек - либо ножом за много проходов, либо распиливается мелкозубой пилкой по металу. Для шкурения заготовить ровных досок с наклееными на них большими кусками наждачки, чтобы можно было легко выводить бальзовые детали и конструкции в плоскость.
Клеися почти на что угодно: удобно клеить на димерный ПВА и циакрин, но можно и на любой другой клей, включая титан, момент, эпоксидку и т.д. Любой клей даст клеевой шов прочнее, чем само дерево.

Еще лучше: купить для пробы бальзовую доску и “поиграться” с ней вживую, сделать пару небольших резиномоторных моделей или маленький метательный планерок.

IL-76MD

Спасибо за советы, но почитав и полазав по форуму я обратил внимание, что народ сейчас предпочитает так называемые КИТ наборы,это обусловлено более простым изготовление самой модели или просто по деньгам получается одинаково, что купить уже готовый набор либо закупаться бальзой?

Вообще я сейчас в большом раздумий какую модель сделать??? Хочется что то сделать более копийное, размахом 1200-1400!!! Но есть неуверенность что получится!😦

IL-76MD

Ищу чертежи уже готовые к применению и с описанием как что делать, потому что многие технологии мне не известны, например как делаются петли на рулевые поверхности ну и так далее!!!

Резак

из бальзы делаю всякие элероны и хвосты, ибо легкое и прочное.
кит наборы выходят дешевле, чем самому все с нуля резать и пилить

ADF
IL-76MD:

я обратил внимание, что народ сейчас предпочитает так называемые КИТ наборы

Если о массовости, народ вообще ARF и RTF в основном покупает.
Кит-наборы сейчас в опале: выбор их нынче скуден по сравнению с тем, что было, допустим, лет 10-15 назад.
Достоинство набора - можно с меньшими усилиями и затратами денег получить качественную модель (в отличие от готовых, где внутри непроклей и другие косяки).
Достоинства сборки с нуля из досок и потолочки - можно сделать вообще любую модель. Ценник при этом очень зависит, где и как добывались материалы. В азии из бальзы мебель делают - если китайскую тумбочку распилить, можно получить 100500 бальзы буквально за копейки. Это за готовые бальзовые доски в модельных магазинах дерут втридорого, сама по себе бальза - материал не дорогой.
А еще есть сосна и липовые линейки - отлично подходят для изготовления силовых элементов самолета!

IL-76MD:

Хочется что то сделать более копийное, размахом 1200-1400!!!

Из пенопласта копию сделать проще, чем из дерева. Это уже доказано. Тем более, что от пенопласта - буквально пол шага до позитивной композитной технологии.

Moonlight_Dreamer

Будет это выглядеть примерно так:
Советы усвоены, кит выбран, оплачен и получен на почте.
Разложив на столе, а также всех подоконниках и прочих горизонтальных поверхностях, миллион мелких и не очень деталей из бальзы и фанеры, моск кипит, а руки чешутся… но сердце подсказывает, что мелких деталек много, а вот с рейками как то не особо.
Читаем инструкцию и понимаем, что для сборки ещё надо несколько десятков сосновых и бальзовых реек разного, а порой ещё и переменного сечения. Но мы не привыкли отступать… рейки режутся, пилятся, строгаются… что ещё и прутки карбоновые потребуются? И трубки трёх размеров…?
Итак скелет собран… “спецы” сказали, что лёгкие крутки - это фигня, обтяжкой устраниться… только вот ещё оказывается, что на гаргрот и лобики крыльев надо восемь бальзовых пластин 1000х100х1.5… ну магаз то недалече, до него тропа пробита, 100 км. не крюк… Также по совету продавца докуплены шарниры, крылья и гаргрот достаточно сносно, почти без щелей, оклеены и ошкурены. Впереди обтяжка…
Самолёт должен быть красивым… цветовая схема включает четыре цвета плёнки… читаемость в небе - главное!!!
Почемунах плёнка 1500 руб. за метр? Решено! Покупаем у китайцев! Мля, рулоном от 5-ти метров… плюс доставка полтос баксов за негабарит…
Обтянул!!! Не всё шло гладко и цветовую схему пришлось упростить, крутки вроде стали меньше, но появились и в других местах… Рули навешены, кабанчики…? А, это те мелкие шняжки, которые я так и не понял куда клеить? Дык вместе с упаковкой вроде выкинул…
Капот и фонарь… эпоксидка, стеклоткань со стройрынка, строгание болванов, подбор пластиковой бутылки по размеру, не прилегает, не садится как надо, не красится…
На этом фоне стойки шасси, колёса и прочие приятные мелочи - да пустяк… Вот только крылевая труба, сцуко, дорогая…
Электроника куплена, установлена, на полке куча бальзовых обрезков, которые выкинуть будет жалко, а применять некуда… Новая, неведомая работа потребовала приобретения несколько специфического инструмента, ну да ладно, пригодится… Полбанки клея, полфлакона эпоксидки без отвердителя (а он раньше кончился), краски в аэрозоли, дофига болтиков, гаечек, саморезиков, хомутиков - пригодится!!!
Тут мне что то подумалось, что на европейских сайтах продаются недорогие АРФы… 300 евро - да не дорого!!! Всё обтянуто, собрано, фурнитура в наборе!!! Сёдня оплатил, через три недели полетел, а может через две, а не через полгода как с КИТом…

IL-76MD

Да я уже тоже склоняюсь к тому что из потолочки тоже можно изготовить отличную модель, только вот теперь необходимо поспрашивать у вас технологии зашивки крыла, навеска рулевых поверхностей, я на тех моделях навешивал на скотч, а хотелось бы использовать петли, только я не имею представления как это делается, вообще если вы не против, то я буду очень много тут спрашивать у вас!!!

Moonlight_Dreamer:

Будет это выглядеть примерно так:
Советы усвоены, кит выбран, оплачен и получен на почте.
Разложив на столе, а также всех подоконниках и прочих горизонтальных поверхностях, миллион мелких и не очень деталей из бальзы и фанеры, моск кипит, а руки чешутся… но сердце подсказывает, что мелких деталек много, а вот с рейками как то не особо.
Читаем инструкцию и понимаем, что для сборки ещё надо несколько десятков сосновых и бальзовых реек разного, а порой ещё и переменного сечения. Но мы не привыкли отступать… рейки режутся, пилятся, строгаются… что ещё и прутки карбоновые потребуются? И трубки трёх размеров…?
Итак скелет собран… “спецы” сказали, что лёгкие крутки - это фигня, обтяжкой устраниться… только вот ещё оказывается, что на гаргрот и лобики крыльев надо восемь бальзовых пластин 1000х100х1.5… ну магаз то недалече, до него тропа пробита, 100 км. не крюк… Также по совету продавца докуплены шарниры, крылья и гаргрот достаточно сносно, почти без щелей, оклеены и ошкурены. Впереди обтяжка…
Самолёт должен быть красивым… цветовая схема включает четыре цвета плёнки… читаемость в небе - главное!!!
Почемунах плёнка 1500 руб. за метр? Решено! Покупаем у китайцев! Мля, рулоном от 5-ти метров… плюс доставка полтос баксов за негабарит…
Обтянул!!! Не всё шло гладко и цветовую схему пришлось упростить, крутки вроде стали меньше, но появились и в других местах… Рули навешены, кабанчики…? А, это те мелкие шняжки, которые я так и не понял куда клеить? Дык вместе с упаковкой вроде выкинул…
Капот и фонарь… эпоксидка, стеклоткань со стройрынка, строгание болванов, подбор пластиковой бутылки по размеру, не прилегает, не садится как надо, не красится…
На этом фоне стойки шасси, колёса и прочие приятные мелочи - да пустяк… Вот только крылевая труба, сцуко, дорогая…
Электроника куплена, установлена, на полке куча бальзовых обрезков, которые выкинуть будет жалко, а применять некуда… Новая, неведомая работа потребовала приобретения несколько специфического инструмента, ну да ладно, пригодится… Полбанки клея, полфлакона эпоксидки без отвердителя (а он раньше кончился), краски в аэрозоли, дофига болтиков, гаечек, саморезиков, хомутиков - пригодится!!!
Тут мне что то подумалось, что на европейских сайтах продаются недорогие АРФы… 300 евро - да не дорого!!! Всё обтянуто, собрано, фурнитура в наборе!!! Сёдня оплатил, через три недели полетел, а может через две, а не через полгода как с КИТом…

Вот и я так же размышляю!!!

У меня вообще такая проблема, ааиамоделизмом начал заниматься меньше года, абсолютно самоучка, много что не понятно, а самое главное наставников так сказать нет, которые показали бы как применить и использовать ту или иную технологию!!! Читая и разглядывая форумы всегда возникает один вопрос “НУ КАК ЭТО СДЕЛАНО???” Например: как зашить потолочкой объемный фюзеляж, как ее изогнутый по скелету фюзеляжа???

MAX-65
Moonlight_Dreamer:

Будет это выглядеть примерно так:

А самое смешное что до двух раз дороже выйдет…
А если учесть стоимость потраченного времени на секс ни как удовольствие а как работа с целью сэкономить, и при калькуляции нормочас оценить в смешные 100 рублей, смело можете стоимость АРФа по сравнению с китом умножать на 4, а если делать с нуля с бальзовых пластин начиная с печати чертежей, то и на 10 умножайте не ошибётесь, плюс у некоторых алергия на бальзовую пыль вплоть до астматических обострений…
А так чертежей и описаний в инете валом!
Вот например… yadi.sk/d/MfV0gG7OkNQEn
Бальзу купить проще простого инет магазины шлют куда угодно и ломаться там в дороге будет нечему, набираете в любом поиске “Бальза купить” и вуаля…

IL-76MD

Спасибо, я так впринципе и думал!!!

Precious

мне кажется проще найти что нужно в барахолке) предложений полно) а навыки работы с бальзой и пленкой придут по мере ремонта купленного и разбитого с барахолки

а построить тот же кальмато тренер 1,6 из бальзы и всего остального, (на который чертежи даже ненадо утруждаться искать, везде полно) уйдет как минимум куча денег на материал и еще куча денег на все что не учел сразу и 3 кучи время… лучше летать а умение делать развивать на ремонте моделей.

IL-76MD

Я считаю, что купить то можно, а навыки то накапливаться не будут! Ну как, будут, но очень медленно, и опять же, сломаешь, а делать не знаешь как и к тому же вернешься от чего пришел!!!

А вот когда модель соберешь с нуля, то и в ремонте намного проще-знаешь, где как и что у тебя расположено, приклеено и т.д. и соответственно в последующем будет уроком для самого же, для постройки следующих моделей!!! Да и самое главное, это когда твое творение взлетает в небо, внутри начинает бурлить чувсво удовлетворения, я считаю это и есть цель моделирования!!!

Moonlight_Dreamer
IL-76MD:

Да и самое главное, это когда твое творение взлетает в небо, внутри начинает бурлить чувсво удовлетворения, я считаю это и есть цель моделирования!!!

Кому как…
Я, например, летать люблю… а строить мне надоело в пионерском возрасте…
После работы и в выходные глотать бальзовую пыль и чесаться от стеклопластиковых опилок? Пылесосить квартиру и слушать матюги семейства? Нет уж, увольте…
Ничего у меня не начинает бурлить… особенно когда полетаешь на фирменной модели, а потом представишь какое у@бище выйдет из под собственных рук… У меня нет оснастки, чтобы строить на должном уровне, а качество из-под ножа и рубанка меня не устроит.
Я летун, а не строитель… кста строитель редко бывает ещё и летуном, времени всё не хватает…

Precious

плюсую предыдущий пост… все как в жизни… когда начинал тоже месяцами сидел пилил фанерки клеил… время на полеты не остается тогда… да и действительно, люди либо строят, либо летают. Когда начинают летать то и ремонтировать учатся, быстро оемонтирлвать чтобы летать дальше. Да и все модели примерно одинаково построены, так что любую модель ремонтировать одинаково просто или сложно, не важно кит это был или арф, или сам с 0…

IL-76MD

Ну тут скажем так, кому что!!! Сколько людей, столько и мнений!!! Кстати, кто где заказывает ARF комплекты??? На каких сайтах???

Andry_M
Precious:

все как в жизни… когда начинал тоже месяцами сидел пилил фанерки клеил… время на полеты не остается

Смотря как строить… смотря какие руки… 😁

Опыт коллег с форума: за 1 месяц бензинка 50СС. Дальше на ней летают до зимы. Зимой еще пару штук и т.д.
Другой опыт тоже с этого форума: покупка готовой бензинки 50СС. Сборка 4-8 месяцев. Несколько полетов и дрова…
Первые - строители. Получается они летают.
Вторые летатели. Получается не летают…

Всяко бывает! 😒

ADF
Precious:

Да и все модели примерно одинаково построены,…

Одинаково построены только пилотажки и учебные. А вот копии или допустим планера - имеют массу отличий! Копии вообще страх какие сложные могут быть внутри, а планера - в силу жестких требований к весу и малых размеров внутри фюзеляжа. Планер даже отремонтировать - не всегда просто, конечно если это не любительский утюг для слопа, а паритель.

Что касается сложности или стоимость изготовления моделей - не соглашусь. Помимо опыта, конечная стоимость очень сильно зависит от смекалки “строителя” и его желания или не желания придумывать альтернативные решения узлов, в первую очередь исходя из доступных материалов. Чтобы не мчаться сломя голову за углепластиковой рейкой хитрого сечения - потому, что в инструкции нарисована именно такая, а купив ту нужную рейку - бездарно её запороть: потому, что руки еще не привыкли работать 😃

Что касается летать ИЛИ строить - столь категоричная формулировка - ИЛИ - существует только у спортсменов, которые занимаются этим на пределе человечьих возможностей. Для любителя - оба аспекта моделизма, т.е. и строительство, и полеты - могут легко сочетаться. Главное - не забывать получать удовольствие от процесса постройки и обязательно строить именно те модели, которые нравятся, не идя на компромиссы. Чтобы потом не жалеть, что: “хотел синий спитфайр, а летаю на желтой цессне, так как смог построить только её” 😒

Moonlight_Dreamer
IL-76MD:

Кстати, кто где заказывает ARF комплекты??? На каких сайтах???

Дык их навалом.
От всем известного hobbyking.com/hobbyking/store/index.asp
И понеслась:
www.lindinger.at/en/
www.espritmodel.com
www.towerhobbies.com
www.amainhobbies.com
www.precisionaerobatics.com/home.php - дальше жмакаем на земной шарик с надписью Интернэшнл.
На любой вкус, цвет и кошелёк!!! Учитывая почтовые ограничения и внутренние правила магазинов, не все и не всё шлют в Россию. Иногда почтовые расходы превышают цену модели, иногда приходится пользоваться услугами посредника - доставщика. Каждый конкретный случай надо считать и просчитывать.

Владимир#

Если есть желание приобщится к сборке из бальзе очень рекомендую вот такие простенькие киты: www.swanyshouse.com/index.aspx Для сборки планера весь материал есть. Правда щас с нынешним курсом не совсем бюджетно будет.