Авиамодельный кружок, самые простые проекты.
X-план, так сказать. За основу взяли “планер с эллипсным крылом”, добавили ещё крылошек и готово:
Печатал очередную методическую работу, выбор пал на X-план, потому опишу его более подробно и с картинками 😃
Для постройки модели нужны самые элементарные инструменты и доступные материалы:
- “потолочка” (хватит и половины листа) либо подложка под ламинат
- канцелярский нож (можно модельный скальпель и т.п.)
- линейка (желательно металлическая)
- наждачный брусок (со шкуркой средней зернистости)
- ручка либо маркер
- клей “Титан” либо любой его аналог, современные ПВА то же хороши
- красная самоклеющаяся плёнка (для звёзд)
- небольшой кусочек рейки
- маркер синего цвета (кабину нарисовать)
- ручной лобзик
- ножницы
- несколько канцелярских резинок или пара тройка прищепок
- рейка длинной примерно 50 см
- фанера толщиной 3-5 мм
- десяток булавок
Первым делом вырезаем детали из потолочки:
Затем обрабатываем их бруском с наклеенной на него наждачной бумагой, правим до нужной формы и закругляем кромки (хотя бы передние):
После чего склеиваем попарно крылья и приклеиваем киль на стабилизатор, для фиксации деталей в нужном положении используем булавки.
Пока киль стабилизатор и крылья клеятся, делаем рейку фюзеляж и груз. Рейка нужна сечением порядка 5 на 5 мм, груз вырезаем ручным лобзиком из фанера толщиной 3-5 мм и обрабатываем наждачным бруском. После чего приклеиваем груз к рейке, фиксируя его либо прищепками (неплохо подходят канцелярские зажимы) либо канцелярскими резинками:
Можно сразу приклеить и хвостовое оперение:
После чего детали нужно оставить окончательно склеится минимум на несколько часов, а лучше даже сутки.
Когда детали окончательно склеятся можно продолжить работу. Первым делом обработать переход между грузом и рейкой, примерно вот по такой линии, сначала обрезав ручным лобзикам затем зачистив наждачкой:
Следующий этап определение места приклейки крыльев. Так как они у нас симметричные, а центровка нам нужна в 50%, то мы легко можем найти это место вывесив лишь фюзеляж (разумеется с приклеенным оперением). Вот так:
Полученная “точка” и будет местом где должна находится середина наших крыльев, отмерить от неё расстояние до начала и конца места приклейки крыла труда не составит:
Так как нижнее крыло частично упирается в грузик, то в нём следует сделать прорез на соответствующую глубину:
Теперь, когда всё размечено и подготовлено, крылья и фюзеляж склеиваются вместе, фиксируются булавками и грузами, и оставляются сохнуть минимум на несколько часов:
Пока модель окончательно склеивается для ее украшения вырезаются пятиконечные звёзды, четыре побольше на крылья и две поменьше на киль:
Дождавшись когда X-план полностью склеиться на него наклеивают звёзды и синим маркерам рисуют кабину. Полностью готовая модель выглядит вот так:
Возможно дети захотят сделать и метательный планер чуть большего размера.
По той же технологии.
Размах 700, длина 500.
Материалы: подложка/потолочка, ученическая липовая линейа 300мм, монета 5 рублей (балласт).
Клей: аналог Титана.
В крыло вклеивается или рейка 4х4 или полоска от линейки (в сквозную прорезь в потолочке).
Такая форма крыла для устойчивости без V. Уши слегка загибаются (аккуратно о край стола) и устойчивости вполне достаточно. Обязательно проверить крыло на отсутствие пропеллера после склейки и исправить.
Груз из четырех слоев, в двух прорезь бод рейку хв.б., и балласт. Хв. балка рейка 5х5 или в два слоя из линейки (но тогда желательно сточить к хвосту для экономии веса и центровки). Стачивать обязательно, заднюю кромку стабилизатора (для удобства отгибания при настройке), остальный кромки при таком весе не обязательно.
Центровка 50-60% от передней кромки.
Возможен разборный вариант.
Для облегчения работы, “лонжерон” можно вклеивать и в переднюю кромку. Желательно изготовить шаблоны из фанеры или другого материала, т.к. резать по кривой линии первый раз детям будет сложно, .
Ранее делали что то подобное, правда без лонжерона и кромок, 700 размаха для наших помещений уже многовато, а на улице пускать только в штиль (тут нам везёт - вечерния занятия как рас на закате проходят).
На данный момент самое крупное что есть в работе это F-1N (BLR), 500 мм размахом для полётов в помещении на время. Вот он в компании с МП-2 (планер для полётов на дальность):
Вот их чертежи (фюзеляж рейка 500 мм):
Ещё одна версия Дископлан а:
Чертежи взял в интернете и лишь отмасштабировал до формата А4 (нам так удобнее хранить). Считаю очень удачной, тут и фанера пилить и круги вырезать, вообще много разной работы. При этом сделать что то криво очень сложно, соответственно летает самолётик великолепно и сломать его довольно трудно.
С траектории не уходит в сторону?
Да в принципе нет, каких то критичных отклонений замечено не было. Кили + плоский пилон в купе с низким ЦТ, обеспечивают вполне приемлемую путевую устойчивость.
А почему сейчас такой культ “потолочки”??
Почему не строить классические модели, как мы начинали - реечка, проволочка, папиросная бумага…
Так они и назывались -схематичные модели.
Гораздо интересней потолочки, а навыков сразу куча молодежи прививается. И лобзиком попилить, и пошкурить-покрасить и тд.
потому что с потолочкой справляются и дети 7-8лет за одно 2х часовое занятие , а строить реечный это уже уровень постарше и внимания и навыков нужно побольше
Абсолютно верно, 2-3 класс реечки не потянут, они и потолочку то не сразу.
А мы начинали примерно вот с таких потолочных, только тогда потолочки не было и на тонкие листы резали пенопласт. Реечная схемка или простенький кордовый, были финишной работай первого года обучения.
А фанерка и рейки есть - фюзеляжи, пилоны и так по мелочи. И схемка есть, правда у нас крыло и оперение то же потолочка (но во многих кружках рейки).
А почему сейчас такой культ “потолочки”??
А потому ,что доступный, дешёвый, лёгкий в обработке материал. Конструктивно,вовсе не лучший - непрочный,не слишком лёгкий…и т. д. Кстати, потолочка всё меньше употребляется для ремонта помещений, кое-где уже и в продаже нет, значит, будем снова пенопласт струной резать.
А схематичку из реечек и бамбучин не каждый нынешний ребёнок сделает, проверено. Тем более, что в ТЕ годы в кружок брали с 4 класса начиная , а это уже другое дело…Сейчас другие условия и другие дети…
Оказывается пускание бумажных самолетиков это не простое занятие. Вот, чего можно добиться когда за дело беруться профессионалы. Я даже не понял КАК это возможно.
бумажных самолетиков это не простое занятие.
- Как в общем и любых свободнолетающих.
Я даже не понял КАК это возможно.
Видео занятные, но, однако, что там экстраординарного? При наличии свободного спортзала и терпения для опытов и настройки - можно чего угодно добиться даже с капризной бумагой.
А в соревнованиях на дальность, где вес моделей (внимание!) не был ограничен - вообще суть замеса не ясна: я бы, допустим, сделал (попробовал бы 😒) бы тяжеленный как утюг планер, который при разрешенной стартовой скорости практически по прямой пролетел бы до противоположной стены без каких-то выдающихся требований к аэродинамике и полетным режимам.
тяжеленный как утюг планер, который при разрешенной стартовой скорости практически по прямой пролетел бы до противоположной стены
Там всё таки два режима, потому, что нужно набрать высоту (и потом не потерять скорость). Поэтому и начинаются проблемы с настройкой по тангажу которые победители обошли повернув траекторию. А “серво” управление проиграло из-за дополнительного сопротивления.
Там всё таки два режима, потому, что нужно набрать высоту
- Если сделать модель тяжелую, то она на одном режиме всю дистанцию сможет покрыть. Делать так, чтобы относительная потеря скорости была небольшой - скорее всего для этого достаточно тупо масштаб увеличивать. От точки запуска до финиша по пологой дуре пролетит, без фаз активного набора и без завешивания в верхней точке траектории.
Что-то аж самому посостязаться захотелось😁
Если сделать модель тяжелую, то она на одном режиме всю дистанцию сможет покрыть.
Ну тогда, на дистанции в 100метров, это понадобиться Акачество 25 (на бумажной модели?) и больше, иначе это будет полет стрелы, а не планера. Ну и кроме всего наверно энергия ограничена массой резины в катапульте. 😃
Конечно из бальзы не трудно сделать нечто типа BV.246 Hagelkorn, но катапульта понадобиться соответствующая.
Ну и кроме всего наверно энергия ограничена массой резины в катапу
- В правилах была оговорена только максимальная стартовая скорость модели, а вес моделей - никак не был ограничен. Количество резины подбирается под конкретную модель. Резиновая катапульта легко масштабируется под задачи, есть резиновые катапульты, которые живых людей запуляют, не то, что самолётик игрушечный 😃
Вот их чертежи (фюзеляж рейка 500 мм):
А где чертежи? Я в сельской школе пытаюсь азы освоить с детьми.
А где чертежи? Я в сельской школе пытаюсь азы освоить с детьми.
Берёшь и копируешь фото пост#9,потом распечатываешь в необходимом масштабе