Совет новичку

collapse
Red_cat:

Чем принципиально отличается управление рулем направления (rudder) от управления элеронами?
Еще вопрос: допустим есть есть такая машина - Futaba 72MHz 4YF 4-Channel FM Radio System и к ней в комплекте идут 4 серво. Каким образом будет осуществлятся управление тягой двигателя? Т. е. я понимаю что упраление двигателем идет с контроллера, а он как упраляется?
И еще. Что-то мне смутно подсказывает, что чем больше модель по размерам (в разумных пределах конечно) , тем более плавный и нечуствительный к мелкой суете получится полет и следовательно менее требовательное управление.

Приятно, что моя писанина принесла хоть какой-то толк 😃.
Тогда, по порядку:

  1. Рудер (РН) дает управление по КУРСУ. Элероны - по КРЕНУ. Это вам наверняка и так понятно 😃. Но есть нюанс. Основная масаса самолетов довольна инертна, и управление рудером дает некоторую коррекцию по курсу, не более того. Активное руление им может давать резкий клевок носом, потерю скорости, а в некоторых случаях, и опасность срыва и последующего штопора. Это напрямую зависит от конструктивных особенностей самолета. При этом же, есть некоторое количество модедей спроектированих так, что рудер наоборот работает более эффективно, что позволяет его использовать как основной рулевой элемент. Это некоторые виды тренеров, простые модельки легких самолетов, некоторые планеры, отдельные случаи пилотажных самолетов. Теория сложная, я не буду все тщаетльно разжовывать (да и некоторые моменты я сам просто не знаю), да и необходимости в этом нет. В принципе, только что поднималась эта тема - посмотрите ее тут:
    rcopen.com/forum/f91/topic74301
    Вкратце я бы подытожил так - рудер нужен на взлете-посадке для коррекции курса, и в пилотажных фигурах. Самолет без элеронов как правило сделан с целью упрощения и удешевления конструкции, за редкими исключениями.
  2. Электромотор управляется контроллером, это так и есть. Как его обычно называют, “регулятором”, или “регулем”…
    Штука вообще очень значимая, и от нее зависит не только работа двигателя, но и питание всей бортовой электроники.
    У регулятора есть 2 провода для подключения силового аккумулятора, 2 или 3 вывода для подключения двигателя (коллектроный -2, бесколлектроный - 3), и стандартный 3-проводной шлейф с разъемом (как на сервомашинках), подключаемый к приемнику.
    Вот по этому шлейфу и идет пропорциональное управление мотором, А ТАК ЖЕ ПИТАНИЕ ДЛЯ ПРИЕМНИКА и серво машинок напряжением 5 вольт. Вообще, все довольно наглядно - если посмотреть на интерфейсный кабель от любой сервы или регулятора, то крайние провода, это банальный + и - питаня, а центральный провод - сигнальный. В какой канал на приемнике будет включен разъем - с того канало на пульте у будет упраляться устройство (хоть серва, хоть регулятор, хоть что либо еще)
    Цепи бортового питания (не путать с питанием двигателя - оно отдельно от всей системы) паралельны по всему самолету, и подача напряжения в любом месте вызовет появление напряжения в любом месте цепи питанию. Т.к. напряжение питания для борта 5 или 6 вольт, а напряжение силового аккумулятора от 7,4 до 25 и более вольт (для питания мотора) , требуется система, питающаяся от силового аккумулятора и понижающая и стабилизирующая напряжение до требуемых 5 (6) вольт. Эта система называется “BEC”, и обычно она конструктивно встроена в регулятор мотора (за исключением случаев с мощными моторами и высоким напряжением - тогда она выполняется в виде отдельного устройства, или вместо нее используется отдельная сборка из небольших “бортовых” аккумуляторов на 5 или 6 вольт, так же как сделано например на моделях с ДВС). Формально говоря, все равно от чего будет питаться система - от регулятора, отдельного аккумулятора или о чего-то еще. Как я написал - подать питание можно на любом разъеме и на любом канале упраления - все цепи паралельны. Но ВЕС, встроенный в регулятор - традиционное и удобное решение…
  3. По поводу размеров самолета - в принципе да, большой самолет летит более плавно, менее чувствителен к погоде. Но при этом, у него выше скорость, большая инерция, и более серьезные последствия при авариях… Единственно что ограничивает размер - требуемая мощность мотора, размер летного поля и длинна ВПП, и транспортировочные нюансы. Я не так давно отказался от больших самолетов ввиду их долгой подготовки к вылету (я летаю в будни, по паре часов в день, поэтому для меня эта проблема встала довольно остро) - пока собрал, пока настроил, потом - разобрал, погрузил в машину… С небольшим самолетом проще - достал с заднего сидения уже собранным, ткнул разъем в аккумулятор, и полтел. Но иногда это - в ущерб летным параметрам 😃 В основном - низкий порог пригодности летной погоды - ветер, однако, легкий самолет переносит тяжелее… Хотя при накоплении определнного опыта, это уже преходит на второй план…

По поводу планера - тоже вариант - я сам начинал именно с этого. Потом уже пересел на более верткие самолеты.
Вообще, самое первое с чего стоит начать - это симулятор. Сбережет много нервов и самолетов 😃

ambon
collapse:

все довольно наглядно - если посмотреть на интерфейсный кабель от любой сервы или регулятора, то крайние провода, это банальный + и - питаня, а центральный провод - сигнальный

Пожалуй лучше ориентироваться на цвет проводов и сверить с мануалом на приемник.

collapse
ambon:

Пожалуй лучше ориентироваться на цвет проводов и сверить с мануалом на приемник.

Хм… не в тему, но зато меня поправили… 😉 Сигнальный провод не центральный естессно, это я уже пишу быстрее чем думаю… 😊 😃
Только зачем сверяться с мануалом на приемник - непонятно. Стандарт один для всех железок. Если неправильно воткнуть разъем сервы или регуля, то самое страшное что будет - серва просто не заработает… Вообще я писал просто о единой системе питания - тут положение разъемов в общем тои не рассматиривалось…

Red_cat
collapse:

По поводу планера - тоже вариант - я сам начинал именно с этого. Потом уже пересел на более верткие самолеты.
Вообще, самое первое с чего стоит начать - это симулятор. Сбережет много нервов и самолетов 😃

Благодарю за ответ, ситуация все больше проясняется, еще бы по 50… 😒
Постепенно вырисовываются и предпочтения - это будет планер электрик до 2м в размахе с обязательным присутствием элеронов, думаю это то, что мне понравится. 😃
Что-то опять мне смутно подсказывает что если в воздухе держать рудером еще куда не шло, то на глиссаде и при касании - ну уж точно миллиметровые эволюции необходимы и здесь управление элеронами - самое то!
Симулятор мучаю уже достаточено плотно, правда вот пульта пока нет поэтому приходится джойстиком от MSFS управлять. Моторика постепенно нарабатывается. Только вот опять непонятки и догадки:

  1. Пока модель в зените или достаточно высоко невозможно зацепиться за ландшафт чтобы сориентироваться на полосу, приходится снижаться а уж потом строить заход по ветру, по полосе и т.д. Мне кажется в реале с этим проще - направление ветра, направление на солнце да и просто скользкий взгляд эту проблему решат.
  2. Сложновато пока собрать в кучу три параметра - скорость, высоту и расстояние необходимые для красивой посадки. Вроде завел в правильном направлении и высота небольшая, а к земле пошел - и скорость пошла в результате модель вверх. Но это наверное решается только нудной практикой 😦

Вроде нашел единомышленников недалеко от себя, попытаюсь встретиться пообщаться вживую и потом уж окончательно определиться с выбором модели и аппаратуры. Обещаю вынести на суд общественности свой выбор 😒

клишник:

А я нашёл в симуляторе FMS модель SilkyWind400.Планирует абалденно,очень красиво.

Не подскажете ли ссылочку, уважаемый?

Red_cat

Упс…
Со ссылочкой сам разобрался. Летает конечно прикольно. Раза с пятого посадил таки на сарай 😛

collapse
Red_cat:

Постепенно вырисовываются и предпочтения - это будет планер электрик до 2м в размахе с обязательным присутствием элеронов, думаю это то, что мне понравится. 😃
Что-то опять мне смутно подсказывает что если в воздухе держать рудером еще куда не шло, то на глиссаде и при касании - ну уж точно миллиметровые эволюции необходимы и здесь управление элеронами - самое то!
Симулятор мучаю уже достаточено плотно, правда вот пульта пока нет поэтому приходится джойстиком от MSFS управлять. Моторика постепенно нарабатывается. Только вот опять непонятки и догадки:

  1. Пока модель в зените или достаточно высоко невозможно зацепиться за ландшафт чтобы сориентироваться на полосу, приходится снижаться а уж потом строить заход по ветру, по полосе и т.д. Мне кажется в реале с этим проще - направление ветра, направление на солнце да и просто скользкий взгляд эту проблему решат.
  2. Сложновато пока собрать в кучу три параметра - скорость, высоту и расстояние необходимые для красивой посадки. Вроде завел в правильном направлении и высота небольшая, а к земле пошел - и скорость пошла в результате модель вверх. Но это наверное решается только нудной практикой 😦

Ну тут лучше не “до”, а “от” 😃 Планера много не бывает - мелкие совсем летать не хотят - только на моторах. А 2-2,5 - уже планировать умеет более менее сносно…
По поводу миллиметровых эволюций… Мне кажется, что как раз на посадке подруливать придеться больше рудером, нежели элеронами, как раз для небольшой коррекции курса…
В общем-то планер - штука довольно инертная, и единожды выставив нулевой крен элеронами на глиссаде вряд-ли придеться его держать ручкой - он сам при правильно настройке будет идти ровно. Так что основные инструменты тут - РВ и рудер. А вот по поводу миллиметровости - тут отдельная песня.
Если посмотреть топики по аппаратре, то основная рекомендация при покупке - это воздержаться от простейших 4-каналок, и купить хотя бы самый простой “компьютерный” пульт (бычно 6-канальный или больше). У них есть замечательная настраиваемая функция - экспонента.
Она позволяет настраивать “под себя” кривую зависимости отклонения рулей от положения ручки. Т.е. например можно сделать ход рулей 20% при первой половине хода ручки упраления, а остальные 80% - во второй… Программируються кривые для всех рулей по отдельности. А в простейший 4-канальных пультах - зависимость только линейная (насколько ручку дал, настолько рули и отклонились). То есть экспонента позволяет Вам рулить очень плавно и точно в начальных положениях ручек, и вместе с тем очень активно - в крайних. Второй полезный момент хорошенго пульта - это переключение “расходов рулей”. При полете рули работают на 100%, а при посадке - щелкнули тумблером - и рули отклоняются максимум на 70% (всмысле, как запрограмируете, от 0 до 150%), и рулить стало гораздо точнее и мягче… Ну вообще, есть куча настроечных моментов, которые позволяют настраивать модель под себя, зачастую заменяя “физические” настройки, типа регулировки длинны тяг, саб-триммирование, и прочие вещи, которые приходиться делать перед полетом… Все пулты такого тпа имеют память для всех этих настроек, к том уже сразу для нескольких моделей… В общем - подумайте. Сэкономленные 2-3 тыщи могут могут сказаться некоторыми неудобствами в поле…

По поводу симулятора и подключения пульта - я тут написал как можно дешево и красиво выйти из положения:
rcopen.com/forum/f91/topic74289/8

По поводу зоны полета и “модели в зените”.
Модель в зените - готовность к аварии… Никогда не стоит заводить модель над собой, и за себя. Потерять ориентацию - вопрос секунд. Если для планера это еще не так страшно, то для быстрого самолета - очень опасно. Определите для себя полетную зону перед собой и летайте только в ней. Можно сделать примерно так - встаньте лицом к полю, держите голову ровно и смотрите вперед.
Охватите глазами по кругу все поле зрения перед вами, наскольно хватает взгляда (не поднимая голову и не вертя ей). Вот это и есть Ваша зона пилотирования…
Если представить что Вы стоите в центре театральной сцены и смотрите в зал, то зал - ваша полетная зона. Но никак не занавес, и не сама сцена…

Albert
collapse:

Н=В общем-то планер - штука довольно инертная, и единожды выставив нулевой крен элеронами на глиссаде вряд-ли придеться его держать ручкой - он сам при правильно настройке будет идти ровно.

Ошибаетесь. Из-за размаха планер очень чувствителен к боковому ветру, и все время надо держать его с нулевым креном, чтобы не сделать “циркуль”, зацепившись крылом. На глиссаде и перед касанием РП практически не работаю.

collapse
Albert:

Ошибаетесь. Из-за размаха планер очень чувствителен к боковому ветру, и все время надо держать его с нулевым креном, чтобы не сделать “циркуль”, зацепившись крылом. На глиссаде и перед касанием РП практически не работаю.

Возможно, но у меня совсем другие впечатления от 2 моделей, которые у меня были ( seagull 2200 -только рудер, GP Spirit Elite - полная механизация всего, что механизируется)
Моя проблема было именно в том, что ЭЛЕРОНЫ не работали на малых скоростях. А рудер - за милую душу…
К тому же, зачем сажать планер с боковым ветром - ВПП - все поле, разворачивай против ветра сколько хочешь 😃

Red_cat
collapse:

Ну тут лучше не “до”, а “от” 😃 Планера много не бывает - мелкие совсем летать не хотят - только на моторах. А 2-2,5 - уже планировать умеет более менее сносно…

Ну вот приходит прояснение и понимание сути 😒
По поводу не “до”, а “от” - отдельная благодарность!
Выбор сужается и постепенно фокусируется на 3 модели: Cularis и EasyGlider от Multiplex и Spirit Elite от Great Planes. Рассматривая модели с разных сторон 😃 задался вопросом: “А оно надо?” Это я о приводе, об электрике то бишь. Может и не совсем необходимо оно? Отсюда очередной вопрос - а какие способы запуска планеров придумало прогрессивное человечество за последние полвека? Т. е. как без двигателя заставить планер взлететь до высоты термиков. Вариант с помощником бегающим с леером по полю с высунутым языком не предлагать ввиду отсутствия такового (помощника способного бегать высунув язык) 😁 . В описаниях моделей попадается фраза Hi-starts, ето что за зверь такой подскажите плз… 😦
Ну и конечно интересует Ваше мнение по поводу вышеуказанных моделей для бегинера. Да и еще пультик по рекомендациям насмотрел Tower Hobbies 6XM 6-Channel Computer FM - тоже буду весьма признателен за отзыв.

serop72
Red_cat:

Ну вот приходит прояснение и понимание сути 😒
По поводу не “до”, а “от” - отдельная благодарность!
Выбор сужается и постепенно фокусируется на 3 модели: Cularis и EasyGlider от Multiplex и Spirit Elite от Great Planes. Рассматривая модели с разных сторон 😃 задался вопросом: “А оно надо?” Это я о приводе, об электрике то бишь. Может и не совсем необходимо оно? Отсюда очередной вопрос - а какие способы запуска планеров придумало прогрессивное человечество за последние полвека? Т. е. как без двигателя заставить планер взлететь до высоты термиков. Вариант с помощником бегающим с леером по полю с высунутым языком не предлагать ввиду отсутствия такового (помощника способного бегать высунув язык) 😁 . В описаниях моделей попадается фраза Hi-starts, ето что за зверь такой подскажите плз… 😦
Ну и конечно интересует Ваше мнение по поводу вышеуказанных моделей для бегинера. Да и еще пультик по рекомендациям насмотрел Tower Hobbies 6XM 6-Channel Computer FM - тоже буду весьма признателен за отзыв.

хай стартер система позволяющяя забросить планер в небо…профессионалы используют электролебёдки и систему блоков, но есть одно но! не раз видел ехидные лица планеристов, к которым подходили новички с просьбой пустить планер с лебёдки…если чемпионские композитные машины с лебёдки забрасывает, то деревяшки новичков просто складывают крылья!..и тогда в ступает в дело резина и система блоков…это и есть хай старт…я бы всёж остановился на электро планере, пусть его мотор в небо тащит, так проще!..и…не берите аппаратуру не извесную, остановите свой выбор на брендах типа футаба, санва, хайтек и тд…по цене и по возможностям выберите, и не вкоем случае не берите валкеру и ей подобные…на аппаратуру лучше не экономя потратится, и это в последствии окупится, и берите полный комплект с сервомашинками, считайте что их вам в подарок дадут…а так покупать всё равно придётся

Albert

Если время на полетушки ограничено, мотопланер очень выручает. Снизился до земли - сразу очередной набор высоты, нет этапа подготовки хайстарта (резины).

collapse
serop72:

+++++

истину глаголит!

Albert:

Если время на полетушки ограничено, мотопланер очень выручает. Снизился до земли - сразу очередной набор высоты, нет этапа подготовки хайстарта (резины).

тоже подпишусь под каждым словом.

Вообще, почитайте раздел Планеры - там народ специально этим занимается, можно узнать много нового и полезного.
Там же стоит задать конкретные вопросы по поводу выбора самой модели, и ее комплектации.
Я например, планерами сильно не увлекался, было пару моделей, как элеткро, так и на резинке. Вроде как понимаю что к чему, но нюансов очень много, поэтому слушайте лучше планеристов…У меня-то был просто праздный интерес к самому процессу (как так - без мотора летать?) , а у Вас - задачи несколько другие… Эксперименты хороши, когда в полете уже не думаешь какую ручку куда давать… 😉 Хорошая резинка - штука хитрая, просто абы как нормально не сделаешь. Я парился и с нарезкой от камеры, и с промыленными жгутами в оплетке, и с силиконом - во всем есть свои тонкости и хитрости, которые познаюсться только с опытом. Не думаю, что для начинаюещего будет интересно иметь проблемы с запуском вместо пилотирования 😉
Поэтому электро - это хороший вариант…

Пультики я бы посоветовал такие (из недорогих):
http://www.espritmodel.com/index.asp?PageA…amp;ProdID=5360
http://www.espritmodel.com/index.asp?PageA…amp;ProdID=4461
http://www.espritmodel.com/index.asp?PageA…amp;ProdID=1938
hobbyforyou.ru/catalog/454-16148.html
http://www.espritmodel.com/index.asp?PageA…amp;ProdID=5297

Из более серьезных (чтоб надолго):
http://www.espritmodel.com/index.asp?PageA…amp;ProdID=5362
http://www.espritmodel.com/index.asp?PageA…amp;ProdID=3073
www.pilotage-rc.ru/catalogue/70_/70_10/RC4765/

Sanwa, как советовали, неплоха и качественна, но безнадежно устарела в плане удобства использования…
Я бы ее не рассматривал…

psn151
Red_cat:

Чем принципиально отличается управление рулем направления (rudder) от управления элеронами? Т.е. теорию то я знаю и понимаю (7 лет сам летаю на парамоторе, 2 года в MSFS, так что с аэродинамикой, метеорологией и безопасностью полетов знаком не по наслышке) меня интересует какова разница в управлении моделями этих двух типов для начинающего.
И еще. Что-то мне смутно подсказывает, что чем больше модель по размерам (в разумных пределах конечно) , тем более плавный и нечуствительный к мелкой суете получится полет и следовательно менее требовательное управление.

Для себя я уже выбор сделал в пользу планера на электрике, пока определяюсь какой.
С нетерпением жду ответов на мелкие вопросы. 😦

Если нет элеронов,то управление РП будет не очень,ЛА сразу клюнет носом и пойдет спиралью.
элероны позволяют плавно и без потери высоты совершать развороты.

чем больше модель по размерам (в разумных пределах конечно-тем лучше.
не вздумайте купить планер Е-Wolk,он нелетучий,и без элеронов.Даже даром не берите!
Вопрос-парамотор у Вас наплечный?или телега?В планах сделать RC-парамотор.
Сам несколько раз поднимался с инструктором на парателеге…восторгу моему не было предела.
До того понравилось! Ну да ладно.придёт день…Буду посвободней пойду на курсы.

Red_cat
psn151:

Вопрос-парамотор у Вас наплечный?или телега?

Нееее… Мы только ножками, никаких телег! Без ветра когда взлетаешь, так за три попытки бывает десять потОв сойдет 😦 А годы уже потихоньку свое берут, силенок бегать не хватает, вот и присматриваюсь к чему-либо чтобы быть поближе к небу 😒

Red_cat

Ну вот уважаемое сообщество, в результате долгих раздумий, бессонных ночей со вскакиванием с кровати 😁 с криками “Я разорен!!!” сделал я таки свой выбор.
Решено покупать модель - Multiplex Easy Glider Electric и аппаратуру управления к ней - Futaba 6EXAS 6-Channel Super FM/3 S3101 Servos
Выбор выстраданный бессонными ночами и мегабайтами вычитанных отзывов на форумах 😃
Теперь по ходу возникает вторая проблема - доставка.
Оказывается в моей замечательной стране (Беларусь) всякая посылка из-за бугра приравнивается к экономической диверсии проклятого капитализма и вне зависимости от стоимости (даже 5 копеек 😲 ) полностью подлежит таможенной очистке, т. е. растаможке, т. е. ~+30% к стоимости. Вот такие вот дела…
Теперь вот ищу методы 😜 для или против мытарей. Вырисовываются также два места заказа: собственно башня в пендосии и есть филиал Мультиплекса в Германии, а там достаточно сладкие цены 😉 . Из неметчины еще есть эмпирическая возможность притащить через таможню нарочным как ручную кладь, неплохой вариант.

Такие вот дела, братцы!

З.Ы. Хотелось бы услышать мнения по поводу выбора, и еще вопросец, может кто объяснит что за зверь такой - подарочный сертификат на башне? Честно говоря лень самому разбираться, может есть у кого быстрый ответ 😋 .

Шифт

Что я заметил на первый взгляд - у вас в колмплекте с планером будут идти сервомашинки и в комплекте с аппаратурой сервомашинки тоже включены, в принципе серв много не бывает, но если есть такая же аппаратура без серв то можно съэкономить

Red_cat
Шифт:

Что я заметил на первый взгляд - у вас в колмплекте с планером будут идти сервомашинки и в комплекте с аппаратурой сервомашинки тоже включены, в принципе серв много не бывает, но если есть такая же аппаратура без серв то можно съэкономить

Действительно так.
Толко вот нет на башне просто Футабы без машинок! Здесь уже кто-то говорил что машинки типа даром получаешь. Даром то оно конечно не даром, ноя думаю новые машинки полюбому можно найти куда пристроить 😃 .