Разбил Kyosho Piper J3, как чинить?

dmb

Это был мой второй полёт, неудачно поднял самолёт над лесом, где и потерял над ним контроль, затем потерял из виду.
В итоге, обнаружил его на вершине высоченной берёзы. Позвал на помощь друзей, и совместными усилиями мы кое-как смогли его столкнуть.
Он спикировал вниз, жёстко впечатался в соседнее дерево.

В итоге:
Сломан пропеллер,
Разбит пластмассовый нос (несколько трещин, одна по всей длине),
Резинкой прорезано крыло, порвались и стропы,
Сломан хвост.

Я совсем ещё новичок в этом деле, но кое-какое смутное представление о ремонте имею.

Верными ли будут следующие шаги?

  1. Поставить новый пропеллер (благо, я купил два запасных, прочитав, что новички часто ломают пропеллеры 😃 )
  2. Заклеить нос суперклеем, либо попробовать проплавить его, либо сделать новый самому. В этом шаге не уверен. В крайнем случае, купить новый.
  3. Крыло заклеить клеем для пенопласта, например, полиуретановым. Дополнительно проклеить скотчем повреждённое место.
  4. Стропы с крыла вообще убрать. У меня сложилось ощущение, что они носят декоративный характер, ибо реально крыло держится резинками.
  5. Хвост тоже проклеить клеем для пенопласта и скотчем. Тут тоже не совсем уверен.

Хотелось бы узнать насчёт армированного скотча - видел упоминание в нескольких темах. Его можно купить где-то помимо специализированных магазинов? Чем он существенно отличается от обычного?

И ещё, возможно, это стоит вынести в отдельную тему, но спрошу здесь: какой у кого опыт по улучшению лётных качеств этой модели? Видел обрывочно информацию на эту тему, было бы здорово, если кто-то поделился бы конкретным опытом/идеями.

Спасибо.

Pineman

Фото повреждений - в студию бы… а то на пальцах затруднительно советовать… 😃

Володимир

Это мелочи!

Хвост приклеить эпоксидкой, только много не маж!

Капот можно клеить а можно скрепить кусочком скотча, все равно он скотчем к фюзеляжу крепится…

dmb

Спасибо!

А эпоксидка для пенопласта лучше полиуретанового клея? Или всё равно?

Володимир
dmb:

Спасибо!

А эпоксидка для пенопласта лучше полиуретанового клея? Или всё равно?

5-ти минутная эпоксидка в сдвоенном шприце - это быстро и удобно… Капнул две капельки на кусочек чего-то гладкого (обломок потолочки), зубочисткой быстренько перемешал не давая расползаться, заклеил и через 5 минут можно взлетать!

ЗЫ. Проверь расположение ЦТ после ремонта.

dmb

И ещё раз спасибо 😃

Мне тут просто в магазине утверждают, что эпоксидка пенопласт разъедает… Вот и закралось сомнение.

Насчёт ЦТ - давно интересуюсь - если он не будет расположен там, где надо, значит, нужно утяжелить модель с нужной стороны (например, обмотать скотчем), верно?

Miracle

Пенопласт разъедает только эпоксидка, содержащая стиролы. Да и то не разъедает, а подъедает немножко. Но все равно пенопласт лучше все же клеить Титаном или UHU-Por’ом. Продаются в любом хозмаге. Они эластичнее и легче, чем эпоксидка. Скорее всего, центровка не собъется. Клеить обязательно на штифты. Встык получится непрочно. Штифты сделать из зубочисток (если позволит толщина) или из иголок/булавок/проволоки (если толщина не позволяет).
Капот - только скотч. Больше ты его, наверное, ничем не склеешь. Только не армированный - он очень тяжелый и испортит внешний вид. Прочности обычного канцелярского мне всегда хватало с избытком, поэтому вообще не вижу особого смысла в использовании армированного.

pionegger

Эпоксидка, в частности пятиминутка, даёт очень твёрдый шов.
Из опыта ремонтов E-Starter(шариковый пенопласт), склееные эпоксидкой детали норовят разломиться рядом со швом при меньшей силе удара, надо обязательно усиливать место склейки, например зубочистками, воткнутыми в торецы склеиваемых поверностей.
Пятиминутка из серии “Момент”, например, шариковый пенопласт точно не разедает, проверено.

Кстати эпоксидка “Момент”, по ошущениям, не даёт и пяти минут на склейку - надо очень быстро шевелиться 😃 .
Есть такой клей для потолочной плитки - “Титан”, он помоему подходит больше - шов по твердости меньше отличается от окружаюшего пенопласта, но в поле, конечно, не починишся.

dmb

Спасибо огромное, рад, что здесь столько отзывчивых специалистов 😃

Уже купил Момент “Супер Эпокси”, вроде бы, должен подойти (противопоказаний никаких относительно пенопласта не нашёл).
На будущее буду знать про другие вышеупомянутые клеи (есть идея самому сделать крыло из потолочного пенопласта).

pionegger
dmb:

Уже купил Момент “Супер Эпокси”, вроде бы, должен подойти (противопоказаний никаких относительно пенопласта не нашёл).
На будущее буду знать про другие вышеупомянутые клеи (есть идея самому сделать крыло из потолочного пенопласта).

Да этот подойдёт. Но лучше прибереч его для ремонтов в поле. А дома спокойно и надёжно клеить Титаном, который продаётся там же где и Момент.

dmb
pionegger:

Да этот подойдёт. Но лучше прибереч его для ремонтов в поле. А дома спокойно и надёжно клеить Титаном, который продаётся там же где и Момент.

Спасибо. Только Момент я брал в канцелярских товарах, Титана там точно не было 😃
Вообще обзвонил ближайшие магазины хозяйственные, на вопрос о клее для пенопласта они не могут дать вразумительного ответа.

Сейчас прозвоню на предмет Титана.

Miracle

Только не вздумайте склеивать Титаном большие поверхности - он без доступа воздуха не сохнет. Это я к тому, что крыло можно клеить Титаном только если оно наборное. Если решите склеить два листа потолочки - Титан не годится.

dmb
pionegger:

Мне показалось, что в этой статье описана технология сбора модели, а не работы с титаном 😃 Но всё равно информация очень интересная, спасибо.

Купил все вышеперечисленные клеи. Пока не понял, чем UHU-Por отличается от Титана, и когда его уместно применять. Эпоксидку в шприцах положил в “лётный ящик”.

Проклеил хвост Титаном с зубочистками, нос замотал скотчем (получилось неказисто, зато не болтается).

Заметил, что руль направления теперь в “свободном” состоянии повёрнут слегка влево. Это исправляется выводом триммера до упора вправо, но при этом амплитуда хода вправо меньше, чем влево. В общем, симметрия нарушилась.

Отсюда вопрос: как лучше всего отцентировать положение руля направления? Насколько критично небольшое его отклонение?

И ещё вопрос: стропы на крыле всё-таки нужны, или можно обойтись без них, пользуясь только крепёжными резинками?

Мне показалось, что они просто декоративные, т.к. очень свободно болтаются. Единственная функция, которую могу предположить: если резинки вдруг подведут, то он хоть как-то спланирует, а не упадёт камнем вниз… Так ли это на самом деле?

Miracle

То, что руль встал криво говорит о том, что киль вы приклеили неточно. Ну да ладно, центрировать руль надо, конечно, не триммерром (он должен в нуле стоять), а длиной тяги. Для этого либо навинчиваю/отвинчивают наконечник, либо, если он не на резьбе, подгибают тягу.

То, что вы называете “стропами” это скорее всего подкосы (идут от шасси к середине крыла). Они, конечно, нужны - увеличивают жесткость крыла. А болтаются скорее всего пока на крыле нет нагрузки. Так что лучше их заменить изготовленными из какого-нибудь подходящего материала. Например, из проволоки.

Володимир
dmb:

Заметил, что руль направления теперь в “свободном” состоянии повёрнут слегка влево. Это исправляется выводом триммера до упора вправо, но при этом амплитуда хода вправо меньше, чем влево. В общем, симметрия нарушилась.

Отсюда вопрос: как лучше всего отцентировать положение руля направления? Насколько критично небольшое его отклонение?

Отрегулировать закручиванием/выкручиванием наконечника на тяге. Небольшое - даже визуально незаметное скажется в полете! Я проверяю прикладывая две длинные линейки по бокам -все должно быть симметрично.

И ещё вопрос: стропы на крыле всё-таки нужны, или можно обойтись без них, пользуясь только крепёжными резинками?

Без них мертвая петля будет последней

dmb
Miracle:

То, что руль встал криво говорит о том, что киль вы приклеили неточно. Ну да ладно, центрировать руль надо, конечно, не триммерром (он должен в нуле стоять), а длиной тяги. Для этого либо навинчиваю/отвинчивают наконечник, либо, если он не на резьбе, подгибают тягу.

То, что вы называете "стропами" это скорее всего подкосы (идут от шасси к середине крыла). Они, конечно, нужны - увеличивают жесткость крыла. А болтаются скорее всего пока на крыле нет нагрузки. Так что лучше их заменить изготовленными из какого-нибудь подходящего материала. Например, из проволоки.

Спасибо, насчёт руля понял. Пока пытался развинтить наконечник, сработала сервомашинка (хотя аккумулятор вынут, видимо, я просто перетянул), и руль встал по центру. Когда аккумулятор зарядится, буду разбираться дальше.

"Стропами" называл, т.к. показалось, что в инструкции это называлось Straps. Сейчас перечитал, вижу, что Struts 😃 Спасибо за ликбез.

Володимир:

Отрегулировать закручиванием/выкручиванием наконечника на тяге. Небольшое - даже визуально незаметное скажется в полете! Я проверяю прикладывая две длинные линейки по бокам -все должно быть симметрично.

Насчёт симметрии: когда я смотрю на самолёт спереди, видно, что левое крыло немного выше правого. Возможно, оно погнулось из-за аварии и долгого лежания на дереве под дождём. Либо из-за поклейки не очень ровной.

Есть ли возможность это выправить?

Miracle:

Так что лучше их заменить изготовленными из какого-нибудь подходящего материала. Например, из проволоки.

К счастью, я предусмотрительно взял запасное крыло, а с ним в комплекте шли подкосы. Поставил.

Pineman

Приветствую, земляк! Где летаете? Есть идея по восстановлению капота двигателя (чтоб красиво было) Края трещины свести вместе и зафиксировать скотчем по всей длине, а изнутри, предварительно прошкурив поверхности, наклеить по всей длине трещины полоску лексана (ПЭТ бутылка) на циакрине (суперклей). В воскресенье приезжайте на васхниловскую поляну с аппаратом - народ подскажет по крылышку. Если не знаете куда ехать - 8-913-910-52-96.
И не убирайте подкосы, они предохраняют крыло от складывания.

С уважением.

dmb
Pineman:

Приветствую, земляк! Где летаете? Есть идея по восстановлению капота двигателя (чтоб красиво было) Края трещины свести вместе и зафиксировать скотчем по всей длине, а изнутри, предварительно прошкурив поверхности, наклеить по всей длине трещины полоску лексана (ПЭТ бутылка) на циакрине (суперклей). В воскресенье приезжайте на васхниловскую поляну с аппаратом - народ подскажет по крылышку. Если не знаете куда ехать - 8-913-910-52-96.
И не убирайте подкосы, они предохраняют крыло от складывания.

С уважением.

Доброй ночи!

Я из Академгородка, поэтому в первый раз летал в поле напротив ИКЭМа, там отличное место.
Второй раз, который и закончился крушением, был рядом со стадионом НГУ. Теперь от леса буду держаться подальше, пока не научусь управлять уверенно. Очень сложно самолёт снимать с дерева, да и последствия для него тяжёлые…

Большое спасибо за совет и за приглашение. Личного авто я пока не имею, а на автобусы времени жалко (туда-обратно мне ехать часа 3), но если удастся-таки найти несколько часов свободных, я обязательно позвоню Вам и приеду.

В общем, рано или поздно я в любом случае приеду, т.к. вопросов у меня море 😃

Pineman
dmb:

Доброй ночи!

Я из Академгородка, поэтому в первый раз летал в поле напротив ИКЭМа, там отличное место.
Второй раз, который и закончился крушением, был рядом со стадионом НГУ. Теперь от леса буду держаться подальше, пока не научусь управлять уверенно. Очень сложно самолёт снимать с дерева, да и последствия для него тяжёлые…

Большое спасибо за совет и за приглашение. Личного авто я пока не имею, а на автобусы времени жалко (туда-обратно мне ехать часа 3), но если удастся-таки найти несколько часов свободных, я обязательно позвоню Вам и приеду.

В общем, рано или поздно я в любом случае приеду, т.к. вопросов у меня море 😃

😁 В качестве жеста доброй воли и для популяризации идей авиамоделизма в массах готов (если поеду сам) захватить Вас в воскресенье на своей машине и подбросить обратно… Как раз 1 место свободное 😃

dmb

Это было бы более чем щедро с Вашей стороны 😃

Володимир
dmb:

Спасибо, насчёт руля понял. Пока пытался развинтить наконечник, сработала сервомашинка (хотя аккумулятор вынут, видимо, я просто перетянул), и руль встал по центру. Когда аккумулятор зарядится, буду разбираться дальше.

Это не машинка сработала, это ты просто провернул редуктор машинки. Эти машинки этого не боятся (не ломаются) но ес-но дальше регулировать без включения приемника и вставания машинок у нули не получится… Выставишь по осям, в полете оттримируешь, а как сядешь - можно будет опять тягами выставить рулевые пооверхности так, чтобы триммера передатчика стояли в нулях - это важно, т.к. нет памяти на настройки. Перед каждым полетом проще проверить что все в нулях, чем вспоминать где и сколько должно быть сдвинуто…

Насчёт симметрии: когда я смотрю на самолёт спереди, видно, что левое крыло немного выше правого. Возможно, оно погнулось из-за аварии и долгого лежания на дереве под дождём. Либо из-за поклейки не очень ровной.

Есть ли возможность это выправить?
К счастью, я предусмотрительно взял запасное крыло, а с ним в комплекте шли подкосы. Поставил.

Такой перекоос не критичен, важнее чтобы у крыльев не было крутки или если она есть - чтобы было все симметрично. Мне пришлось феном греть одно крыло чтобы исправить его загнутость. Получилось не ахти,но самолет перестало тянуть в бок.
Дальнейшие выравнивания можно будет совместить с настройкой угла атакии крыла - но это не в первых полетах 😃, я подложил под заднюю кромку обрезок потолочки порядка 4 мм толщиной, это дало большую скорость и меньше торможение самолета при сбросе газа…

И про ЦТ - возможно из-за ремонта морды в первых падениях, но мне пришлось сильно сдвигать начинку в хвост, чтобы ЦТ стал правильным - приемник над РМ, АКБ на месте приемника… Определяется в полете это просто - если при выключенном моторе самолет пикирует - ЦТ слишком впереди. Если очень плохо управляется, стремится встать на хвоост - слишком позади.

Pineman
dmb:

Это было бы более чем щедро с Вашей стороны 😃

Я Вас умоляю! Звоните мне в субботу, договоримся о месте и времени.

Miracle
Володимир:

в полете оттримируешь, а как сядешь - можно будет опять тягами выставить рулевые пооверхности так, чтобы триммера передатчика стояли в нулях

Зачем же ждать полета 😃 Можно просто включить передатчик, борт, вывести триммер в ноль и подрегулировать длину тяги.