Собрал skywalker x5, а он не полетел. В чем может быть ошибка?

gl0om

Было 2 варианта сборки. Различия в ЦТ.
В первом варианте я балансировал крыло на заводских метках ЦТ. Загрузил в нос свинца 200г. Мне такая балансировка показалось странной, потому что нос модели и так был загружен сильнее, чем рассчитывалось на заводе. Я поставил в нос LiPo s3 3800 вместо рекомендуемых 2200. После броска сразу получилась морковка.
Во втором варианте я убрал весь свинец. Вот видео полета второго варианта:

www.youtube.com/watch?v=ofF0F5EJWA8

Суть проблемы в том, что после поднятия элевонов для набора высоты крыло сразу уходит в штопор в левую сторону. При опущенном вниз рычаге руля высоты крыло не реагирует на отклонение рычага крена вправо. Ну или реагирует тем, что начинает вращаться медленнее.

Углы отклонения элевонов я сравнивал на обоих крыльях - они одинаковые.

Начал изучать проблему и нашел инфу про гироскопический эффект пропеллера. Не может ли быть проблема в винте? Винт у меня крутится против часовой, куда и отклоняется модель. Винт я поставил больше, чем рекомендуется для x5. Рекомендуют 8x5, я поставил 10x4.5 - это близко к рекомендации к мотору.

Еще подозреваю фанерные кили на винглетах. Они мне сразу показались кривенькими, но я доверился производителю, и решил их приклеить, какие есть.

Подскажите пожалуйста, что может быть не так? Где я налажал?

Илья_Реджепов

Кили фанерные клеить необязательно, но летать они не мешают. Х5 летает и с одним отбитым винглетом, и со сломанным этим самым килем.

Понятно, что чем больше винт, тем больше реактивный момент, я пробовал 8\6 и 9\6, с ними проблем нет. Х5 требует высокой скорости на взлёте, поэтому у меня взлет выглядит так: газ на всю, РВ полностью на себя, и главное, кидать его со всей дури против ветра, как кирпич.

Если что, то 1,4 кг Х5 взлетает без просадки при воздушной скорости 60-70 км\ч. Центровку ставил и по штатным пипкам, и примерно на сантиметр вперёд, разницы нет.

А вообще в ФПВ разделе форума это крыло разобрали досконально уже давно.

На вашем видео вы его очень нежно кидаете, совсем слабо.

sergebezborodov

оно нормально стартануло, мне больше показалось что расходы стоят на пульте дикие, для нормального управления элевоны еле отклоняются, ну и обязательно экспоненты
попросите чтобы вам кинул ктото
профильная тема rcopen.com/forum/f90/topic241055

Илья_Реджепов

Кстати реактивный момент должен действовать наоборот, винт против часовой стрелки, самолёт соответственно, по, то есть валить будет вправо.

оно нормально стартануло, мне больше показалось что расходы стоят на пульте дикие, для нормального управлени

Скорости нет, самолёт не рулится. Он просто лёгкий у него пока, поэтому и кажется что летит 😃. Расходы да, по каналу крена вероятно велики.

gl0om
Илья_Реджепов:

На вашем видео вы его очень нежно кидаете, совсем слабо.

Пока не могу побороть страх получить винтом по руке на полных оборотах 😃

Илья_Реджепов

Поэтому винт надо поменьше и перчатку на руку. Ну и с расходами правильно сказали, уменьшите по крену, или экспоненту подберите, возможно вы его по крену рулите широко, от волнения.

Вообще, если крыло у вас под ФПВ, то и стартовать стоит в режиме стабилизации.

Вот взлёт на лесной дороге, без просадки.

gl0om
Илья_Реджепов:

Поэтому винт надо поменьше и перчатку на руку. Ну и с расходами правильно сказали, уменьшите по крену, или экспоненту подберите, возможно вы его по крену рулите широко, от волнения.

Вообще, если крыло у вас под ФПВ, то и стартовать стоит в режиме стабилизации.

У меня пока нету автопилота, у меня в планах пока стоит просто взлететь и сразу сесть по прямой. Особенно теперь, после 4х морковок и двух оторванных/переклеенных крыльев не вижу смысла ставить автопилот и летать полноценно.

Спасибо за советы, пока поставлю винт поменьше и разберусь с расходами. У меня futaba 8fgs, там есть dual rates раздел - видимо надо было в нем ковыряться, но я вместо него в Endpoints залез и немного зажал проценты.

Илья_Реджепов

Автопилот как раз по крену модель удержит, если и приложите его на взлёте, то уже не морковкой, а блинчиком, самолет целее будет.

gl0om

Кстати, я не ставил проставочные кольца под мотор, чтоб направить его вниз. Где-то вычитал, что это не обязательно, мол это уже тонкий тюнинг, летать и без колец все должно. Это верно для данной модели?

Илья_Реджепов

Я не экспериментировал. Выкос делал штатный, думаю что он нужен этому крылу из за высоко поставленного движка. Но в вашем случае это скорее приведёт к кабрированию при даче газа, а не крену.

Hauora

Хорошо летит. Не падает. Расходы нужно уменьшить , ну и если его так крутит в нейтральном положении, то триммировать.

gl0om:

При опущенном вниз рычаге руля высоты крыло не реагирует на отклонение рычага крена вправо. Ну или реагирует тем, что начинает вращаться медленнее.

Вы наверняка в микшере по 100% хода на канал высоты и на канал элеронов выставили, и получение руление одним элероном в крайних положениях РВ. Выставьте по 50%.

gl0om
Илья_Реджепов:

Автопилот как раз по крену модель удержит, если и приложите его на взлёте, то уже не морковкой, а блинчиком, самолет целее будет.

Трехосевого стабилизатора будет достаточно? Куплю дешевый на первое время, пока pixhawk будет идти

плотник_А
gl0om:

Подскажите пожалуйста, что может быть не так? Где я налажал?

На видео кажись у крыла задняя центровка , резкий и не слушается по РВ .
Случаем не перепутали (реверс) по каналу элероны ?
Винт SF для толкающего ВМГ не подходит , в полёте сильнее тормозит , ампер движок жрёт больше , реактивный момент больше .
Попробуйте винт GWS DD 9x5 или 10х6, с ними скорость побольше , реактивный момент маленький , ампер меньше .

gl0om:

Трехосевого стабилизатора будет достаточно?

Лучше будет если в системе стабилизации будет 3-осевой гироскоп и 3-осевой акселерометр .

Hauora

Сначала нужно добиться того, чтобы крыло летело само и не “висело на ручке”, а потом стабилизаторы ставить.

плотник_А:

Винт SF для толкающего ВМГ не подходит , в полёте сильнее тормозит , ампер движок жрёт больше , реактивный момент больше .

Это уже из области тонкого тюнига. 😃
SF или DD или вообще обрезанный по размеру “что найдется” принципиально на полет не влияют. Вот ежели деревянный от бензиныча прицепить, то будет заметно… наверное…

Илья_Реджепов
Hauora:

Сначала нужно добиться того, чтобы крыло летело само и не “висело на ручке”, а потом стабилизаторы ставить.

Тут согласен. Собственно настройка автопилота начинается с устойчивого полёта вручную. Но зато потом взлетать со стабилизацией гораздо приятнее.

Поэтому покупать специально " на время" стабилизатор я бы не стал.

Кстати пиксхаук я не смог упихать в Х5 и специально для него покупал мини АПМ.

gl0om

Спасибо всем вам за ответы.
Хочу еще уточнить про настройку расходов.

Я элевоны ограничил так:

Я так понимаю, что это неправильно делать в End Points?

Надо “зажимать” элевоны тут?:

Для меня этот раздел пока за гранью понимания, какой-то NT, 1 2 3 4 5 - не врублюсь как это использовать

Hauora

Речь не за конечные точки а за микшер элеронов и РВ. Микшер нужно настроить так, чтобы 100%РВ было 50% элевонов. А 100% элеронов вторые 50% элевонов. То бишь, чтобы в крайних положениях стика РН и нейтральном положении стика элеронов, отклонение рулевых машинок составляло 50% от необходимого. А вторые 50% это отклонение стика элеронов.
Непонятно, наверное написал. В общем долно быть так. Смотрите на крыло сзади. Дайте влево или вправо до упора стик элеронов. И из крайнего положения, отклоните стик РВ до упора, например на себя. Так вот. Когда вы отклоняете стик РВ, должны отклоняться оба сервопривода а не один. В принципе можно летать и на 100% микшере, если привыкнуть. Но я бы не рекомендовал.
А расходы, это расходы. Они настраиваются отдельно.

sergebezborodov



такое же как и по AIL надо сделать на AIL2 (или как то так он называется)
на SH не обращайте внимания, для вас оно не надо

gl0om

Спасибо вам! Завтра буду пробовать взлететь с новыми настройками

gl0om

Вобщем крутит влево и все. Уже не так сильно, но крутит. Видимо после кучи морковок и переклеенного крыла самолет нормально летать уже не будет.

Илья_Реджепов

Да ладно. У меня он пережил не один жёсткий краш, оба уха уже переклеены, гнутые элевоны выравнивал, клеил трещины в крыле, движок заменил из за вырванных проводов, пока что летает. Хотя на взлёте и у меня есть крен влево, если смотреть сзади, это нормально, винт же вращается по часовой стрелке, а самолёт,соответственно, против. Реактивный момент, попробуйте винт поменьше, или вообще, старым дедовским способом, кинуть с выключенным двигателем с пригорка в высокую траву, для проверки.

плотник_А
gl0om:

Вобщем крутит влево и все.

При броске у вас работает движок , модель летит без крена , а когда начинает набирать скорость получается бочка .
Может ошибаюсь , но мне кажется реактивный момент не способен так вращать не маленькое крыло , тем-более крен можно легко при ускорении выправить элеронами .
Уже задавал вопрос ,а случаем не перепутали (реверс) по каналу элероны ?
То есть смотря на модель сзади , если надо выправить левый крен то левый элевон опускается , а правый поднимается ( получается правое вращение) , а у вас похоже всё наоборот .

gl0om
плотник_А:

При броске у вас работает движок , модель летит без крена , а когда начинает набирать скорость получается бочка .
Может ошибаюсь , но мне кажется реактивный момент не способен так вращать не маленькое крыло , тем-более крен можно легко при ускорении выправить элеронами .
Уже задавал вопрос ,а случаем не перепутали (реверс) по каналу элероны ?
То есть смотря на модель сзади , если надо выправить левый крен то левый элевон опускается , а правый поднимается ( получается правое вращение) , а у вас похоже всё наоборот .

Точно не перепутал.

Меня напрягают элевоны, они какие-то кривые что-ли. При первых сборках они были на петлях (мебельных маленьких латунных, я не знал, что бывают специальные). Я петли врезал в тело крыла и элевонов. При этом, если внутренние концы элевонов выровнять с плоскостью крыла, то крайние концы элевонов находятся ниже плоскости крыла примерно на 3мм и 6мм (левый) - видимо это и было причиной сильного вращения. Петли я вырвал, приклеил все на скотч. Но по краям элевоны все равно уходят ниже плоскости крыла, но теперь уже одинаково с двух сторон.

Может мне элевоны как-то уплотнить, чтоб с обоих концов они четко совпадали с плоскостью крыла?

Илья_Реджепов:

Да ладно. У меня он пережил не один жёсткий краш, оба уха уже переклеены, гнутые элевоны выравнивал, клеил трещины в крыле, движок заменил из за вырванных проводов, пока что летает. Хотя на взлёте и у меня есть крен влево, если смотреть сзади, это нормально, винт же вращается по часовой стрелке, а самолёт,соответственно, против. Реактивный момент, попробуйте винт поменьше, или вообще, старым дедовским способом, кинуть с выключенным двигателем с пригорка в высокую траву, для проверки.

Сменил винт с 10x4.5 на 8x5. Кинул с разбегу с пригорка высотой метра в 2. После броска самолет сразу задирает нос вверх, останавливается, разворачивает нос вниз -> морковка. Как-будто бы ЦТ сзади, но я загрузил в нос свинца так, что ЦТ чуть впереди заводских пипок.

KBV
плотник_А:

мне кажется реактивный момент не способен так вращать не маленькое крыло

Поддерживаю, не способен. Он может уронить самолетик сразу после взлета, пока тот не набрал скорость. На видео явно видно, что он пролетел метров 10 и набрал думаю уже км 40 в час.
А крен возник когда шоркнул об землю.

gl0om:

ТПосле броска самолет сразу задирает нос вверх, останавливается, разворачивает нос вниз -> морковка

Очень похоже на неправильную технику броска, особенно если сами бросаете и сами рулите.
ЛК запускаются горизонтально. Попробуйте потренироваться без мотора и лучше с напарником- крыло должно лететь, ну может потребоваться потянуть ручку на себя. Но без морковок.

И кстати да, передняя центровка может и так проявляться. Если вы стараетесь направить его как можно выше то получается горка с морковкой)) Хотя по видео вроде не похоже. Это может и выкос двигателя, надо пробовать без мотора.

gl0om
KBV:

А крен возник когда шоркнул об землю.

Ненене, кренит его прям сразу при наборе высоты. Он взлетает вверх и одновременно заваливается влево, при этом почти не реагирует на стик РН. Землю он задел в самом конце =)