Собрал самолёт, есть пара пионерских вопросов.

Tazz

Всем привет, товарищи!

Занимался я когда-то в “кружке”, был механиком в ф2с, экипаж развалился и как-то всё желание строить самолёты и летать у меня пропало, но вот прошло где-то около 7 лет и сильнейше захотелось в небо.

В начале лета купил ОСмакс 15 ЛА (в запасах есть мк12 красно-чёрный, парочка 17х и один 16ый, подозреваю ранних выпусков, но захотелось чего-то более тихого и более быстро запускаемого) построил тренера из посылки, он получился катастрофически тяжёлым, где-то 1,5кг (!!!), летал естественно “блинчиком”, максимум под 45 градусов и поворот на горке, что меня совершенно не устраивало.

Решил строить более летучий самолёт. Думал взять SIG Akromaster, но потом передумал, и решил построить сам.
Вот, что у меня вышло (см. фото).
Хотелось от самолёта, что бы летал уверенно весь “круглый” комплекс, но не вышло 😁
Аппарат вышел тяжёлый, полётный вес ~ 1100 гр.! С осмаксом15м спсобен сделать 2 петли, 3я уже с бооольшим трудом, ну и соответственно на углах он “проваливается”. Хочу бОльшего!

Самолёты раньше я строил конечно, но над весом раньше особо не задумывался и вроде оно всё летало. (Я не про ф2с, а просто про “полетушки”). Тем более, что именно “летать” меня как-то не прельщало, больше нравилось ловить “гонку”, заправлять и заводить 😁

Товарищи, подскажите, что я не так сделал?

геометрия (что-то мне подсказывает, что великоват самолёт вышел под ослика):

Крыло - 800х180, профиль взял симметричный НАСА 18 при толщине в 33мм
Стабилизатор - 360х120, РВ - 55 (рулится оно хорошо, я остался доволен)
Фюзеляж - 635.

Материал:
крыло - лонжероны+передняя кромка рейки 5х8 (не было 5х5 или 5х6 в Термике 😦 ), задняя 3х8. Нервюры и полунервюры - бальза 2мм, малой плотности. Законцовки наборные - средней плотности бальза 8мм с облегчением (но по массе они тяжеловаты получились).
стабилизатор и киль - бальза 5мм слегка спрофилированная, плотная.
фюзеляж - нос до задней кромки бальза 8мм, 2 стрингера - 2 рейки 3х8 от носа до конца, бобышка в конце + парочка “шпангоутов” - бальза 8мм, фюзеляж зашит 1мм бальзой (лёгкой), нос до передней кромки - фанера 1мм.
Самоё тяжёлое получилось - бальза 8мм, слишком плотную взял.

Но всё же! Мне казалось, что не такие уж и тяжёлые материалы взял, а вышло оно тяжело всё равно…
Клеил всё на циакрин.

p.s.
Вдруг кто знает площадку в СВАО (Москва) или не далеко, что бы с колёс было комфортно взлетать? Объездил весь Лосиноостровский и около районы, ориентируясь на снимки с ГуглМапс - ничего хорошего не нашёл. Сейчас полётываю на Сельскохозяйственной улице, сзади Бот.Сада. Там шикарное поле вполне 😃

papaAlex

Да, “чуток” тяжеловат конечно. Первый блин - ком. Чем обтянут? Красили? Сказать, где именно хватанули лишнй вес, без развесовки по частям - тяжело.
Впереди зима - делайте второй, третий и взвешивайте “под запись” каждую деталь и увидите сами. А вообще - поздравляю с возвращением! Кстати, у меня в практике тоже был перерыв, лет эдак в 8… - так первый самолёт, построенный после перерыва, он побольше был…, а весом “в аккурат” в два разА…😃 - переупрочнил чуток 😵

Tazz

Вот вот, видимо перерыв сказывается конечно. Объективно самый тяжёлый фюзеляж вышел. Другое дело, что я никак не могу себе представить КАК СДЕЛАТЬ легче. Т.е. например имеет ли смысл использовать и лонжерон бальзовый цельный, с бальзовыми кромками… Странно, ведь раньше делал самолёты БЕЗ бальзы, ну или с очень маленьким содержанием оной и весило оно легче, и по размерам было больше (под КМД и мк12).
Обтянут - ораковер.

VitalikV

Да сразу понятно, лонжероны 5*8 , куда?? убить можно! Надо было 8*3 делать, а еще лучше их с узить к законцовка 4*3, переднюю , покупаете рубанок и состругиваете до 5*5 по направляющим двум рейкам сечением 5*8, если рейки бальза, то шкурильником за 5 минут.
Если модель крашенная , то грамм 200 на покраске набрали, надо было пленкой.
Пленку тоже надо не более 25мкм.
В стабилизаторе , киле и рулях, к профилировке, надо было вырезать облегчения , либо сделать наборные, и обтянуть.
Заднее колесо убрать, поставить костыль.
Набор задней хвостовой части (шпангоуты) ,надо было делать из 3мм бальзы, или из 2мм, или просто заполнить пенопластом и в нем еще облегчения вырезать.
Фюзеляж должен уходить на конус к хвостовой части. Самолетик маленький, такое полено там не нужно.
Набор на законцовках, не из 8 мм, а из 2мм бальзы, вполне достаточно.
Фонарь кабины, если бальза, то сделать облегченным или наборным, обтянуть.
В остальном сделано добротно, молодец.

Tazz:

Т.е. например имеет ли смысл использовать и лонжерон бальзовый цельный

Не имеет, сосна по своей структуре работает лучше чем бальза, бальзу все равно придется выбирать более менее плотную.
А вот переднюю и заднюю кромки , можно сделать из бальзы, там это не так критично, но в вашей конструкции переднюю кромку лучше сделать из сосны.

Питающая трубка в баке должна идти по середине, у вас она где то снизу, для пилотажа это не правильно, это только для горизонтального полета. Бак и двигатель нужно распологать на одной оси, в данном положении двигателя.

Количество нервюр и полунервюр, уменьшить в 2 раза, либо облегчить.
Тяга, сделать из рейки, должно быть легче чем полностью из проволоки, и что более важное, она буде жестче.

Если кто еще, что узрел, то добавьте.))

Maksus
Tazz:

Другое дело, что я никак не могу себе представить КАК СДЕЛАТЬ легче.

Привет, у нас с тобой почти одинаковые по габаритам и назначению самолёты. И даже компоновка удивительно совпадает. Вот моя учебка в стадии завершения. Крыло съёмное 1000 х 220 передняя кромка-лонжерон сосна 10х13, задняя кромка сосна 11х3, законцовки бальза, косынки фанера 3 мм, остальное лёгкая фанера 1.5 мм, профиль толшиной 34 мм, обшивка монокотом, вес готового 216 г. . Фюзеляж: морда из липы 15 мм, плюс три рейки из липы 15х3 к хвосту сужение до 8 мм. Задняя бобышка бальза. Внутри плотный пенопласт, обшивка крафт-бумага на ПВА, длина 630 мм, вес лакированного под покраску вместе со стабилизатором 226 г. Стабилизатор 360х100 - плотный пенопласт 8 мм. Окантовка сосна 8х3 обшивка крафт-бумага. Шайбы - лёгкая фанера 1.5 мм. РВ бальза 3 мм. Всё вместе без движка и бака 442 г. Двигатель МДС-15 и бак весят 230 г. Шасси будет одна стойка с колесом - 11 г. Сзади костыль. Вот фотки.

Tazz

VitalikV,
Да нет, не красил я, естественно, говорю же - ораковер, тяжеловата наверное всё же, хотя ею всех и вся обтягивают 😃

На счёт лонжеронов - да, что-то 5х8 крупновато, думал 5х5 сделать, не было, а насчёт типа а-ля 3х8 не подумал.
Сосновую рейку 5х8 доводить до 5х5 не решился, забоялся, что расслоится, в виду того, что волокна на них всё же не чётко в одну сторону, а с “заворотами”.

НУ вобщем и целом, глядя и читая, понимаю, что “переупрочнил”, как и papaAlex 😃

VitalikV:

Питающая трубка в баке должна идти по середине, у вас она где то снизу, для пилотажа это не правильно, это только для горизонтального полета. Бак и двигатель нужно распологать на одной оси, в данном положении двигателя.

Бак точно на оси (на фото под углом - не видно), а трубка питающая внутри состоит из трубочки с грузиком, по типу, как в радио баках, топливо высасывает всё и мотор работает стабильно во всех режимах, так что не, с баком я не лоханулся, судя по работе мотора.

Maksus:

обшивка крафт-бумага на ПВА

Что такое крафт-бумага? Слышал пару раз, а что это? Гугл мне объяснил, что это обёрточная прочная бумага, но тут это что?

Схему учебки изучил - понравилась идея фюзеляжа. Как он на изгибание и кручение кстати?
А вот схема крыла - ну как это так без классических лонжеронов-то? 😃 Не привычно мне выглядит.

Следующий самолёт хочу сделать, наверное чуть-чуть по-меньше (или габариты такие оставить?), с элеронами и хотелось объёмный фюзеляж. Но боюсь я его “переупрочню”. Буду думать. Или как вариант построю ещё аналогичный самолёт, но постараюсь сильно снизить вес, привлекают меня самолёты из 50х (я про ф2б), что-нибудь аналогичное нарисую и скомпаную, наверное.

Maksus
Tazz:

Что такое крафт-бумага? Слышал пару раз, а что это? Гугл мне объяснил, что это обёрточная прочная бумага, но тут это что? Схему учебки изучил - понравилась идея фюзеляжа. Как он на изгибание и кручение кстати? А вот схема крыла - ну как это так без классических лонжеронов-то? 😃 Не привычно мне выглядит.

Да, крафт-бумага это обёрточная толстая. Очень прочная, даёт высокую жёсткость на кручение. Фюзеляж по такой схеме с давних времён делают - жёсткость и прочность достаточные. А лонжерон крыла конечно непривычен, но не я это придумал. Такие крылья имеют ряд преимуществ для учебок: простота и малое количество деталей. После обтяжки крыло на кручение очень жёсткое, на изгиб чуть податливое. Обшивка не имеет в задней части профиля опоры на нервюры - при выполнении, скажем, петли нижняя часть обшивки немного прогибается и профиль из симметричного на короткий момент становится выпукло-вогнутым. Подъёмная сила в момент поворота возрастает. Это похоже на эффект закрылков. Габариты твоего самолёта нормальные, меньше куда ж ещё. Я сам хотел сначала фюзеляж делать как у тебя из бальзы, но бальзы не было и я вспомнил старые технологии. Кстати, я набрал лишних грамм 40, сделав морду фюзеляжа из 15 мм липы. Можно было смело брать 10 мм. И ещё набрал грамм 50 на съёмном крыле - все эти ложементы и зашивка центра крыла фанерой. Полётный вес будет где-то около 730 г.

Tazz

Да, я сталкивался с такой схемой крыльев, давно, и про прогиб обшивки тоже в курсе. Но в живую на таком не летал. В моём случае,

Maksus:

простота и малое количество деталей.

это как-то не для меня, хочется наоборот сложнее и больше деталей, нравится собирать и делать.

Вообще, я ещё летом, когда собирал первый самолёт, сильно положил глаз на
flyinglines.org/ff2.11.areses.jpg
Там вроде Фокс15ый, не нашёл характиристик на фокс15ый, но думаю, что не сильно отличается от Ослика15го (может и ошибаюсь).

Впринципе понял для себя, что надо было брать 35ый-40ой мотор, 15ка всёж маловато. Раньше с калилками дела не имел, не знал, что разница в крутящем моменте с КМД большая. А самолёты хочется большие. Да, с этим ослом вообще вышла история - начитался форумов (в т.ч. и тут), мол маленькие калилки, тем более новые хрен с два рукой заведёш. Как дурак купил стартер. А по факту - вышел на балкон обкатывать, и он с пол-тыка завёлся от руки (ну незнаю, может ф2ц навыки остались, а может и мотор сам такой простой). Вобщем, огорчился я, по поводу приобретения не нужного стартера и аккумулятора 😃 Один раз попробывал стартером крутануть, для интереса, в итоге кок пошкрябал (см. фото). Всё, стартер убрал с глаз долой.

ZigZag_f2b

15-й Ос слабее КМД, а вот 25-й будет уже чуть мощнее КаМоДа

по этому если есть желание строить модели размерностью под комод, двигателя 15-го будет маловато

ИМХО, он подходит на модели вместо МК-17

Maksus
Tazz:

хочется наоборот сложнее и больше деталей, нравится собирать и делать.

Понимаю. Этот мой самолёт, собственно, прототип для кружка, чтобы пионерам было не сложно делать, и не дорого. Если нормально полетит, можно будет рекомендовать. А кто сказал, что мелкие калилки трудно заводить? Мой МДС тоже с полпинка заводится, если б не его чудовищный вес 190 грамм, вообще б проблем не было. Он, кстати, чуть мощнее LA15. А насчёт больших движков не знаю, я бы забоялся сразу летать на 6.5 см3 не освоившись на малой кубатуре. А маленькие тренера я воспринимаю как своего рода арт-объект, возможность потренироваться в дизайне за недорого.

Tazz

Сергей, ну да, я это понял, после первых полётов. Ну я бы всёж сказал не как 17ый, помощнее чутка мне кажется, но не сильно.

Максим, да не, не страшно сразу на 6,5 кубов. Летаю я более-менее уверенно. А начал с тренера, т.к. не думал, что возьму и сразу так полечу. Оказывается это как на велосипеде 😃

Maksus:

А маленькие тренера я воспринимаю как своего рода арт-объект, возможность потренироваться в дизайне за недорого.

Согласен. Поэтому начинаю думать над небольшим самолётом под Осла, с целью сделать гораздо легче, но что бы и эстетически выглядел красиво.

REY
Tazz:

Хотелось от самолёта, что бы летал уверенно весь “круглый” комплекс, но не вышло Аппарат вышел тяжёлый, полётный вес ~ 1100 гр.! С осмаксом15м спсобен сделать 2 петли, 3я уже с бооольшим трудом, ну и соответственно на углах он “проваливается”. Хочу бОльшего!

Вот пример (на фото), если кому надо. Вес 650 грамм это со всеми ремонтами и латками за все время эксплуатации. Размах 1100. Все, кроме нервюр - сосна и фанера. Крутит весь комплекс. Квадраты и треугольные элементы, - посредственно, конечно,- но крутит. Самолету уже 9 лет. Летают на нем каждый год часов по 20. Возможно подъехать и измерить. В Мытищах. Если будет погода и время, крутану на нем комплекс.
С уважением.

ZigZag_f2b

у меня в эксплуатации (из мелких) АСП 15-й и 21-й (оба на подшипниках качения)
…вообще то я движки заводить не умею… но эти заводятся как то сами, леГко и всегда с первого удара по винту

на счет велосипеда - это в точку! и я рад что в наших кругах пополнение! Станислав, пока есть тяга - строй (разные) модели и летай и все получится как и запланировал, возможности сейчас для этого потрясающие (в отличии от 90-х) и движки и материалы

так что удачи!

кстати, из более крупной кубатуры 46-й ЛА очень хорошо! за смешные деньги…

Tazz

Андрей, интересно, посмотрел. По схеме, как вижу, классический самолёт под КМД, когда-то строил что-то аналогичное.
С размерами/схемой/чертежами вроде проблем нет, в интеренете полно чертежей и пр., спасибо за предложение.

Сергей, да, вот вот, моё “хобби-детство” как раз попало на конец 90х-начало 2000х, денег было не много, хотя в Москве тогда было уже большое кол-во магазинов с неплохой бальзой, а вот с двигателями всё почему-то было не очень хорошо, хотя, как я понимаю теже ОСмаксы не большие уже вовсю были, но отчего-то мы о них даже и не знали.

Да, кстати ещё по поводу Ослика 15го (я так понимаю, что наверное это вообще про все калилки), имеет место быть не очень быстрый запуск при горячем двигателе, как потом до меня дошло дело в том, что топливо быстро испаряется в горячем моторе, и подкачивать его в мотор надо весьма много, я бы сказал, что даже перезаливать слегка. Странно, но такого момента по дизелям я не помню, может просто забыл уже…

REY

[QUOTE=Tazz;2892006]Андрей, интересно, посмотрел. По схеме, как вижу, классический самолёт под КМД, когда-то строил что-то аналогичное.
С размерами/схемой/чертежами вроде проблем нет, в интеренете полно чертежей и пр., спасибо за предложение.

В том то все и дело, что эта модель не классическая.
У нее переменный мидель по всей длине крыла (неа,- не трапеция), но не как рубанок ляжет, а немножко сложнее. Каждая нервюра индивидуальная (а не та, что получается между двумя зажатыми в тиски профилями из фанеры или дюраля. Управление качалками наизнанку. Отклонение рулей посредством плечей, под особенности моего сына с переменным радиусом. На радио это называется - экспонента. Есть еще и нечувствительность рулей. Сейчас это в радио называется - мертвой зоной. Очень сложно было добиться экспаненты и мертвой зоны на прямом управлении.
Там много новшеств, но они все канули в лету.
С уважением

Tazz

Интересно! Пр опеременный мидель понятно. А вот про систему управления, а именно

REY:

Отклонение рулей посредством плечей, под особенности моего сына с переменным радиусом.

REY:

Есть еще и нечувствительность рулей. Сейчас это в радио называется - мертвой зоной. Очень сложно было добиться экспаненты и мертвой зоны на прямом управлении.

не понял совсем. Не снабжён подобными знаниями. Если не сложно, могли бы растолковать по-подробнее.

REY
Tazz:

Если не сложно, могли бы растолковать по-подробнее.

Я не могу тут книжки писать. Приезжайте, сами попробуете посмотрите. Привозите свой самолет настроим вместе. Топливо есть. Покажу свой. Вы покажете свой. Полетаем. Все просто - общение.

Tazz:

Интересно! Пр опеременный мидель понятно.

В этом то все и не понятно.

Tazz

Ладно, хорошо, понял. Поглядим. А до Мытищ мне не далеко совсем эт факт.

Дабы не заводить новую тему. Покопался и нашёл вот такое крыло и немного бальзы.
Крыло от радио бипланчика, оч. лёгкое - весов маленьких нет, взвешивал на “качалке” при помощи резервуара с водой, вес где-то ~130 грамм всего.
Размер 840х200.
Вот думаю быстренько запилить более лёгкий самолёт.
Бальза на фото - 8ка тяжёлая и средняя + лист 1мм и лист 2мм.

И рейка 3х8.

Думаю сделать фюзеляж - нос из 8ки + дальше рейки с шпангоутами, обтянуть плёнкой (пенопласта нет), а бальзой зашивать - боюсь тяжеловато может выйти.
Стабилизатор + киль думаю из переклея 2мм бальзы с облегчениями, пока не придумал.
Петли и пр. мелочь, в духе буковых брусков под мотораму - полно.

Сейчас буду думать над эскизом, думаю нарисовать и сделать что-то в духе:
www.rc-network.de/forum/attachment.php?attachmenti…
rc-network.de/forum/attachment.php?attachmentid=41…
www.aeromaniacs.com/images/Ringmaster03.jpg

Что-то с маленьким плечом вобщем.

REY
Tazz:

Интересно! Пр опеременный мидель понятно. А вот про систему управления, а именно

не понял совсем. Не снабжён подобными знаниями. Если не сложно, могли бы растолковать по-подробнее.

Я летаю завтра. Кому интересно - приезжайте. Адрес по карте смотрите. Едете по внешнему МКАД сворачиваете на Осташковское шоссе. Едете по Осташковскому шоссе и сворачиваете на Волковское шоссе (на Мытищи). Далее На первом кругу уходите правее на ул. Мира (см. на карте). Далее на круге (памятик трубопроводам - увидете поймете.) Уходите вправо на ул. Юбилейная. Далее метров тристов и сворачиваете на поле направо. А по полю едете как интуиция подскажет. Пока ни кто не промахивался.

Tazz

Андрей, поглядел и понял где это. Не далеко от меня вобщем. Завтра, я правда не могу. Но с удовольствием подъеду как-нибудь. В ЛС отпишу тогда…

орышич

Привет всем , особенно Привет мой любимый механик !
Стас привет !! Ты где был семь лет ? а?
Я кордовые не забросил , наоборот даже прикупил у Юрия Яценко пилотажку (для души и тела ) Если хочешь полетать на корде звони , в СВАО полно места , например стадион Свиблово или стадион Связист в Сокольниках .Приезжай ко мне в клуб , есть пару моторов , подарю тебе любой . какой скажешь !!
Да и вообще поговорим )) Где ты пропадал ???

Olaf
ZigZag_f2b:

15-й Ос слабее КМД

Если японцы не врут, то это вряд ли :

OS MAX 15 LA

Спецификации:
Рабочий объем: 2.49 см.
Диаметр цилиндра: 15.2 мм.
Ход поршня: 13.7 мм.
Мощность: 0.41 л.с. при 17,000 об/мин.
Рабочий диапазон: 2,500 - 18,000 об/мин.
Вес: 138 г.

КМД тоже порядка 0.4 л.с. на 17000 об/мин развивает.

Есть простая формула: чтобы самоль “висел на винте”, нужно иметь удельную нагрузку на мощность: 1.8-1.9 кг/л.с.
Для движка с 0.41 л.с - это 740-780 грамм.

А. вообще, с такой площадью 800x180 мм2 мы в детстве строили модели с взлетным весом порядка 350-400 грамм, и без всякой бальзы. Чтобы “висеть на винте” хватало МК-12В(0.25 л.с) или Ритма (0.31 л.с).

Tazz

Влад! Привет! Отписал в ЛС, вобщем приеду-ворвусь!

Олег, насколько я знаю, дело тут в крутящем моменте, у дизелей крутящий момент гораздо выше. Тот же КМД легко крутит лопату в 220 на 120 (или какой там был термиковский винт, не помню уже), и при этом прекрасно тащит самолёт с метр в размахе, весом до 1000гр. А ЛА такую лопату не раскрутит по мне так. 200 на 100 да 200 на 120 мне кажется отсилы.
Если я ошибаюсь, поправьте, всё же старые знания уже поблёкли, а местами были заблуждениями по незнанию…

Olaf
Tazz:

Олег, насколько я знаю, дело тут в крутящем моменте, у дизелей крутящий момент гораздо выше. Тот же КМД легко крутит лопату в 220 на 120 (или какой там был термиковский винт, не помню уже), и при этом прекрасно тащит самолёт с метр в размахе, весом до 1000гр. А ЛА такую лопату не раскрутит по мне так. 200 на 100 да 200 на 120 мне кажется отсилы.

Тащит то он тащит, но фигуры выполняет по инерции, то есть предварительно разогнавшись: 1кг/0.4л.с. = 2.5кг/л.с. (это в идеале).
У Вас же, Стас - 1.1кг/0.41л.с = 2.68кг/л.с. Это в идеале. Поэтому модель и делает две петли. а на третьей сваливается - инерция уже растрачена.

А, вообще, вряд ли КМД с лопастью 220х120 разовьет 0.4 лошадки (т.е. вряд ли 17000 об/мин выдаст с этим винтом, 180х(120-130) еще куда ни шло, и не с постоянным шагом, а если правильно выбрать форму и аэродинамическую крутку), а Ваш OS MAX выдает 17000 ?
Как говориться: “Винт к двигателю нельзя рассчитать, его можно только подобрать!” (Главный конструктор фирмы Хофман) 😉

Tazz

Тахометра нет, но по звуку сдаётся мне, что отсилы тыщ 12-13 с 200х120.