Снова флаттер на крыле

Leshij

Господа, вопрос этот уже поднимался, и был мною изучен, но все равно решился задать его еще раз.
Был собран для полетов по камере и фотографий Торнадо 11.
Собран был по инструкции с добавлением одного нового элемента - угольно прутка 0,5*4 мм, вдоль задних кромок, по дуге (на рисунке)

Первые полеты прошел успешно, крыло получилось довольно жестким как на изгиб, так и на кручение (в отличие от первого собранного Торнадо ХХ).
Акк 3S2100, двиг от Хайвольта - 8ка. Скорость - мама не горюй 😎 Аки бойцовка прямо, но с зажатыми расходами.
Вчера же приключилось несто странное: после 6-7 минут полета в разных темпах, решил последний кружок пройти на высокой скорости, и, о ужас, немедленный флаттер (видно было метров со 150-200), далее отстрел акка (так и не нашли, блин), и штопор метров с 15-20.
Что имеем - крыло пополам посередине. “Усиление” из стоковой сосновой рейки - ессно пополам, уголек - тоже, причем как разрубили…
В принципе, повреждения для ЕРР не критичны- чуть циакрина на ткани на аквалаке или смолке, малость уголька внутрь, переклеить пленку в середине и все путем.
Но непонятно, почему это произошло на относительно небольшой модели, да еще и усиленной.
Поясните, плиз, что сделать и чего избегоать при ремонте?

111

а элевоны как закреплены?

вообще-то подобное уже было, например совсем недавно обсуждалось здесь
rcopen.com/forum/f94/topic70724/100, третье сообщение сверху со ссылками на физику флаттера.

КА-04

Если крыло разрушено пополам - к гадалке не ходи, это видимо классический изгибно крутильный флаттер, он бывает когда центр жесткости крыла оказывается позади центра тяжести (вспомните для чего зашивают лобики у крыла, чтобы центр жесткости (примерно середина лобика~15-20%САХ) был перед центром тяжести ~25-30%) Причина вашего горя - угольная рейка, которая сделала крыло “равножестким”, с ценром жесткости примерно посередине ~50%CAХ. Хорошо что еще не повесили уголь для усиления элевонов, а фактически в качестве груза. Тогда до кучи можно было словить еще изгибно рулевой флаттер (он бывает когда центр тяжести руля позади оси вращения и достаточные люфты на рулях. И последнее -все абсолютно флаттеры бывают на большой скорости)

Кстати интересно, я об этом раньше не задумывался - ведь у большинства пенолетов у которых крыло просто кусок пенопласта - подверженны флаттеру, ведь центр жесткости такого крыла почти посередине, а центровка как должна быть - процентов 25! То есть их спасает во первых малая скорость, во вторых армированный скотч по линии максимальных толщин, который смещает центр жесткости вперед, и собственная жесткость пенопласта, которой как правило бывает достаточно!

111

когда центр жесткости крыла оказывается позади центра тяжести

в этом случае флаттер невозможен (без учета элеронов конечно), самозатухающие колебания. 😉

КА-04
111:

когда центр жесткости крыла оказывается позади центра тяжести

в этом случае флаттер невозможен (без учета элеронов конечно), самозатухающие колебания. 😉

Все наоборот. Речь об ИЗГИБНОКРУТИЛЬНОМ флаттере! Когда центр жесткости позади центра тяжести, он выступает как бы в роли оси вращения, перед которой центр тяжести в скоростном потоке начинает совершать незатухающие колебания с нарастающей амплитудой, что и приводит к разрушению. Самый понятный пример поверхности с центром жесткости посередине - это простая пластина бальзы. Если крутить ее законцы руками пропеллером - она будет закручиваться вдоль линии соединяющей середины боковых сторон (законцовок). Теперь сделаем нужную центровку - повесим на переднюю кромку грузик - получился аналог крыла. Теперь возьмите эту пластину за один конец и быстро крутаните вокруг себя - это аналог скоростного напора. Увидели флаттер? То то же.

111

вынужден рассказать анекдот.

Во время войны сбили советского пилота, попал к немцам в плен, но сумел удрать.
В конце концов попал опять к себе в полк.
Сослуживцы поприветствовали его и интересуются, как мол там в плену?
“Ой, ребята, учите матчасть, бъют сильно” - отвечает он.

р.с. может быть он чего и рассказал бы, да не знал. 😒

я же указал ссылки, могу еще раз kvs-vm.narod.ru/uchob/l7/7.html

а метод борьбы - противофлаттерные грузы устанавливаемые в носок крыла, элерона, руля высоты.

Евгений_Маслов
КА-04:

Все наоборот. Речь об ИЗГИБНОКРУТИЛЬНОМ флаттере! Когда центр жесткости позади центра тяжести, он выступает как бы в роли оси вращения, перед которой центр тяжести в скоростном потоке начинает совершать незатухающие колебания с нарастающей амплитудой, что и приводит к разрушению. Самый понятный пример поверхности с центром жесткости посередине - это простая пластина бальзы. Если крутить ее законцы руками пропеллером - она будет закручиваться вдоль линии соединяющей середины боковых сторон (законцовок). Теперь сделаем нужную центровку - повесим на переднюю кромку грузик - получился аналог крыла. Теперь возьмите эту пластину за один конец и быстро крутаните вокруг себя - это аналог скоростного напора. Увидели флаттер? То то же.

Нет, 111 прав, погонный цт профиля должен быть впереди центра жесткости. Если нет, то надо брать жесткостью на кручение.

111:

когда центр жесткости крыла оказывается позади центра тяжести
в этом случае флаттер невозможен (без учета элеронов конечно), самозатухающие колебания. 😉

Саша, ты? Рад встрече!!! Черкани в личку, где сейчас Алексаныч? А Чайка висит ещё?

КА-04

Как все запущенно… И учебники давно пылятся на полках…

Leshij

“Ну вы тут еще подеритесь, горячие финские парни” (с) 😁
Вы уж тут не ругайтесь по пустякам - наверняка правда есть в словах и того и другого. 😉

111:

а элевоны как закреплены?
вообще-то подобное уже было, например совсем недавно обсуждалось здесь

элевоны закреплены по инструкции - на склееном меж собой армированном скотче плюс скотч по стыку на верхней стороне
да, те ссылки почитал после разрушения от флаттера первого крыла, но по-диагонали и значения им не придал ввиду отстутствия готового решения и нежелания подумать в тот момент о возможных проблемах. буду перечитывать

111:

я же указал ссылки, могу еще раз kvs-vm.narod.ru/uchob/l7/7.html
а метод борьбы - противофлаттерные грузы устанавливаемые в носок крыла, элерона, руля высоты.

да, спасибо еще раз за ссылку
но про грузики - у меня и так висел нехилый грузик на носу, чтобы выставить ЦТ в нужное место 😦

111

но про грузики - у меня и так висел нехилый грузик на носу, чтобы выставить ЦТ в нужное место

это несколько не то.

два варианта

простейший, описывал в ветке о темпесте, пластилин на переднюю кромку полукрыла.
Это для того, чтобы загнать Ц.Т. полукрыла под лонжерон (вообще-то центр жескости) или несколько впереди его.
За тем взвесить, перевести все в свинец, можно олово и загнать этот сосредоточенный груз в носовую часть концевой части полукрыла. Потом проверить, чтобы получилось так же как и с пластилином. Проделать то же со второй половиной крыла.

более сложный вариант - переместить лонжерон в район Ц.Т. полукрыла (вариант как в темпесте).

Так можно бороться с изгибно-крутильным флаттером крыла.

Но есть еще крутильно-элеронный (рулевой) - он вызывается тем, что Ц.Т. элерона (руля) находится позади точки крепления.
Для устранения этой беды вгоняют сосредоточенный груз в носовую часть элерона и (или) отодвигают от крыла во внутрь элерона ось его крепления и (или) выносят груз на рычаге вперед от оси крепления элерона (руля). Часто совмещают это с роговым аэродинамическим компенсатором.

При этом флаттере первоначальной причиной является элерон и (или) его крепление.
Повнимательнее почитать ссылки, там достаточно читабельно все изложено.

Вот только после этого можно подгонять Ц.Т. крыла (применительно ЛК).

В темпесте, видимо, начались проблемы после того как увеличился вес и как следствие скорость. Не думаю чтобы чехи так ошиблись при проектировании.

111

Теперь возьмите эту пластину за один конец и быстро крутаните вокруг себя - это аналог скоростного напора. Увидели флаттер?

не совсем удачный пример с пластиной.
она на кручение практически не работает, тут не флаттер, а просто недостаточная прочность на кручение.

физика флаттера несколько другая.

111

to Leshij

какой полетный вес получился, примерная скорость полета, когда произошло разрушение, достигалась ли подобная скорость раньше, какую тягу развивает винт, с указанным двигателем?
Каким образом выполнены тяги от ИМ к элевонам, имеется ли люфт между ИМ и элевоном, имеется ли люфт в редукторе ИМ.

Не было ли жестких посадок до этого случая, так как несколько удивляет, что это произошло не сразу, а после нескольких полетов.

Надо внимательно осмотреть проводку от ИМ до элевона на предмет разрушения.

Мне попадалось что-то подобное по исполнению - от ИМ идет тонкая проволочка (меньше 1 мм на глаз) пропущенная через коротенькую пластиковую трубку, которая приклеена к крылу.
Выход из трубки и до рычага элевона примерно 50 мм - опять только эта же проволочка.

На растяжение может быть это и пролезет, но на сжатие это вот система несколько вызывает сомнение. Возможный вариант зарождения флаттера.

У меня, обычно, тяга выполнена из 1,5 мм спицы с приклееным 2 мм бамбуковым стержнем в средней ее части и обмоткой вдоль стержня плетеной лески с кевларом на циакрине, на концах напаянные наконечники с резьбой.
Другой вариант - короткая 2 мм тяга с наконечниками, с одной стороны вилка, а с другой наконечник с шариком.
Люфты стараюсь свести к минимуму.

Leshij

Извините, много цитат будет

какой полетный вес получился, примерная скорость полета, когда произошло разрушение, достигалась ли подобная скорость раньше, какую тягу развивает винт, с указанным двигателем?
Каким образом выполнены тяги от ИМ к элевонам, имеется ли люфт между ИМ и элевоном, имеется ли люфт в редукторе ИМ.

Вес получился около 800 гр, скорость по ощущениям под 80, разрушение произошло в некрутом вираже, сокорость достигалась и выше, чем в момент разрушения, тягу не мерил, по ощущениям под 1,5-2.
Тяги от серв (ИМ - это червы имеются ввиду?) жесткие, стальные прутки чуть больше 1 мм люфтов нигде нет (небыло)

Не было ли жестких посадок до этого случая, так как несколько удивляет, что это произошло не сразу, а после нескольких полетов.
Надо внимательно осмотреть проводку от ИМ до элевона на предмет разрушения.

Была одна жесткая посадка на взлете - взлетел криво метра на 4 и упал (без газа) носом в землю. Крыло не пострадало. ЧТо самое странное, что вся проводка была осмотрена на предмет разрушения все осталось цело, но пришлось тиммировать заново.

Мне попадалось что-то подобное по исполнению - от ИМ идет тонкая проволочка (меньше 1 мм на глаз) пропущенная через коротенькую пластиковую трубку, которая приклеена к крылу.
Выход из трубки и до рычага элевона примерно 50 мм - опять только эта же проволочка. На растяжение может быть это и пролезет, но на сжатие это вот система несколько вызывает сомнение. Возможный вариант зарождения флаттера.

Нет, жесткая тяга от качалки до кабанчика. На кабанчике шариковое крепление.
Повторюсь, люфтов не было.

111

пришлось тиммировать заново

ИМ= серва

а почему пришлось триммировать?
может ИМ сместился? крепление проверялось?

Vorona_z_Handicraft
111:

пришлось тиммировать заново

ИМ= серва

а почему пришлось триммировать?
может ИМ сместился? крепление проверялось?

Мну кажеца что раз тримировать заного пришлось - сталбыть при падении чтото внутри крякнулось - например угольная трубка, если и не сломалась, то отклеилась.

Автору темы: почитайте внимательно нашу тему про темпест. Один чел. знакомпый усиливал ТЕмпест аналогично - добавив угольную трубку позади. Помогло но немного.

Вот мое мнение.

Я внимательно чслушаю что говорят мои дорогие дяденьки -м 111 и Cherkashin - ибо их опыт и знания - целая библиотека накопленная за годы, за что им большое пасиб и уважение. Так вот ели внимательно слушоть то понятно - что флаттер тогда случаица если Центр тяжести крыла позади лонжерона. Лонжерон вы как видно оставили на прежнем месте. Сзади типо укрепили впендюрив угольную жесткость.

Тем самым (забавно да?) вы собственно центр тяжести крыла (!!!) сместили не вперед, а ще больше назад от жонжерона (центра жескости). С другой стороны, крыло стало жестче и на сравнительно высоких скоростях эта жесткость оказывалась сильнее флаттера. Вероятно “флаттерные” колебания были вам просто незаметны, а вот нагрузки внутри крыла на лонжерон и прочее на больших скоростях уже наваливались немаленькие. Да еще жесткая посадка. Нагрузки ети возможно уже начали рушить вашу замечательную конструкцию изнутри, а когда вы летели в последний раз с приличной скоростью (а она могла оказаться относит. встречного воздуха например еще больше чем вам казалось) жесткости лонжерона и доп линии жесткости попросту нехватило. И вот тут заколбасило уже неподецки и все дела.

Leshij:

В принципе, повреждения для ЕРР не критичны- чуть циакрина на ткани на аквалаке или смолке, малость уголька внутрь, переклеить пленку в середине и все путем.
Но непонятно, почему это произошло на относительно небольшой модели, да еще и усиленной.
Поясните, плиз, что сделать и чего избегоать при ремонте?

Если отремонтите, то всеравно все повторица. В этот раз ненашли акк, в след. раз фотоаппарат ненайдете))))
Не ремонтить надо “капелкой” и “чуточкой”, а переделывать по-уму!

Такчто “кашель надо не облегчать, а лечить” (с), батеньнка…

Про переделку темпеста в “бешеную ворону” я песал тут и весьма подробно. Посмотрите: rcopen.com/forum/f94/topic70724/125

Leshij

Господа! Вашу тему про Темпест читал, тепереь буду перечитывать более внимательно.
Сегодня постараюсь выложить детальные фотографии сабжа дабы выслушать ваше наиважнейшее для меня мнение - пределывать(восстанавливать) либо не парицца и сваять новый.
Спасибо вам, дядьки, большое!

Vorona_z_Handicraft
Leshij:

Господа! Вашу тему про Темпест читал, тепереь буду перечитывать более внимательно.
Сегодня постараюсь выложить детальные фотографии сабжа дабы выслушать ваше наиважнейшее для меня мнение - пределывать(восстанавливать) либо не парицца и сваять новый.
Спасибо вам, дядьки, большое!

А я не дядька, а Ворона Серочооорная))))))))))))

Фотки шли, любопытно.