Nobler

Андрей_Михайлов

В юности настольной книгой была сироткинская «В воздухе пилотажные модели». И всегда удивлял киль модели «Nobler», про который там написано «Руль направления совершенно не отвернут из круга. Необходимая боковая составляющая получается за счет того, что киль имеет плоско-выпуклый профиль с кривизной, направленной внутрь круга». Но на рисунке кривизна, выпуклая сторона профиля, направлена из круга, то есть должен возникать момент, разворачивающий модель внутрь круга. Тогда ответа на этот вопрос я не получил, да, в общем, и не искал особенно. А тут нашел чертежи Ноблера 1952 года из журнала ModelAirplaneNews и несколько его повторений, в том числе, кадовское, где киль нарисован так же. Зато на чертежах современного арф-кита Ноблера, выпускаемого фирмой TopFlite, киль нарисован наоборот, кривизной внутрь круга.

И еще в книге «В воздухе пилотажные модели» у Ноблера явно просматривается обратная стреловидность задней кромки крыла, которой нет нет у оригинала, да и размеры с Ноблером из статьи Джорджа Элдрича не очень совпадают. Вот я и подумал, может Сироткин в своей книге привел какую-то другую модификацию Ноблера?

Первая картинка из сироткинской книги, вторая - с авторского чертежа, третья - с топ-флайтовского.

ZigZag_f2b

а то что корды выходят из ПРАВОЙ концоли крыла - это не удивило?

Андрей_Михайлов

Не особенно, поскольку консоли на чертеже совмещены, наложены одна на другую. Я думал, что может просто ошиблись и зазеркалили часть чертежа при копировании, искал по словам “Nobler plans, fin, error” и т. п., но ничего толком не обнаружил.

pakhomov4
ZigZag_f2b:

а то что корды выходят из ПРАВОЙ концоли крыла - это не удивило?

Правилами не оговорено направление полёта…😃 И никакой ошибки в начальных публикациях не было…

Андрей_Михайлов

Точно. Нашел сайт, на котором объясняется, что на авторских чертежах Nobler предназначен для полета по часовой стрелке, поскольку Элдрич считал, что при полете в этом направлении момент, создаваемый вращением двигателя, способствует лучшему натяжению корд. А модель на этом сайте так и называется - “Nobler Clockwise”.
unclewilliesplans.com/about16.html

Андрей_Михайлов
Андрей_Михайлов:

Зато на чертежах современного арф-кита Ноблера, выпускаемого фирмой TopFlite, киль нарисован наоборот, кривизной внутрь круга.

Поправка: на чертежах не арф-кита, а просто кита, “реечного” набора, на настоящее время снятого с производства. Сегодня Top Flite производит только набор ARF Ноблера.

Андрей_Михайлов

Так на сайте фирмы (www.rsmdistribution.com), думаю, и можно. Набор The Classic “Green Box” Nobler находится в разделе Control Line Kits, подразделе Classic Legal (прямую ссылку туда дать не получается). Для оформления покупки есть ссылка Add To Cart.

Андрей_Михайлов

Еще реечный кит Nobler производит и продет за 119,99$ фирма Brodak. С письмом Элдрича о том, что это оригинальный кит его модели.
www.brodak.com/shop_productdetail.php?ProductID=25…

Вот полный текст Сироткина о Ноблере из книги “В воздухе пилотажные модели”:

-----
Другая очень интересная — модель чемпионата мира 1962 года (рис. 27). Модель, сконструированная в 50-х годах, до сих пор находится “на вооружению” очень многих спортсменов.
Ня модели установлен самый популярный пилотаж ый двигатель Fox-35 мощностью 0,45 л. с. при 1200 об/мин, вес его 180 г. Винт 250Х150 мм.
Вес модели колеблется у различных спортсменов в пределах 1100—1200 г. По сравнению с предыдущей, эта пилотажная модель имеет более развитое плечо и принципиально другую форму крыла в плане. Вследствие большого плеча модель хорошо управляется и четко стабилизируется на заданной траектории.
Фюзеляж цельнобальзовой конструкции причем боковые панели между крылом и стабилизатором сильно облегчены и обтянуты бумагой. Носовая часть с большим съемным капотом, что помогает свободно контролировать двигатель и систему питания.
Для фюзеляжа характерна большая боковая поверхность, что способствует увеличению натяжения корды в верхней части полусферы. Топливный бачок выполнен из тонкой жести.
Крыло модели сделано из бальзы, вплоть до силовых элементов. В плане оно имеет форму трапеции с закрылками по всему размаху. Задняя кромка широкая, выклеенная из бальзовых пластин, законцовки наборные. По размаху крыла расположено 26 нервюр. Лобик и центроплан его обшиты бальзовым шпоном толщиной 1,5—2 мм. Закрылки изготовлены из бальзы. Внешнее крыло имеет загрузку 30—40 г для компенсации веса корды и увеличения натяжения. Закрылки и рули подвешены с помощью нейлоновых петель. Относительная толщина профиля крыла 14,5%.
Схема управления обычная: рули отклоняются на +/-40°, закрылки на +/-30°. Модель имеет минимальный запас продольной устойчивости. Центр тяжести ее лежит на 25% САХ. Для того чтобы модель хорошо летала, нужно обладать большим опытом и крепкими нервами.
Стабилизатор имеет наборную конструкцию и по форме хорошо сочетается с формой крыла. Относительная толщина профиля стабилизатора составляет — 8,5%. Площадь рулей высоты составляет 50% площади всего стабилизатора. Стабилизатор расположен несколько выше оси модели. Это сделано для уменьшения влияния крыла и закрылков на работу рулей. Киль модели так же наборной конструкции. Руль направления совершенно не отвернут из круга. Необходимая боковая составляющая получается за счет того, что киль имеет плоско-выпуклый профиль с кривизной, направленной внутрь круга.
Шасси — классической схемы — трехколесное. Передние стойки очень мягкие, что обеспечивает плавную пробежку и хороший взлет. Хвостовое колесо, как и у предыдущей модели сильно вынесено дли уменьшения угла атаки на старте.
Модель оклеена тонкой тканью и хорошо отделана.
Для модели характерна очень маленькая скорость пилотирования и хорошее качество выполнения фигур. Единственный недостаток ее — несколько устаревшие формы.
-----

Андрей_Михайлов

Это да, квалификация пилота оставляет желать. Но лучше я пока не нашел и, повторюсь, оценить достойные возможности самой модели даже по этому видео, по-моему, можно.
Или нет?

avolkov:

а вот и арф-ный ноблер в продаже, если вдруг интересно: www.capitalhobbies.com/catalogue/show/9278.html

Его б шелком перетянуть, да с капотом разобраться. Капот поверх фюзеляжа, да на четырех винтиках - совсем не нравится.

Вот так поинтересней даже без капота (вес 980 г, и не ARF, конечно).