Двигатель из детства
Мне хотелось бы отвлечь всех от политики и вернуться к означенной теме: “Двигатель из детства”.
Извините, что получилось длинновато…
Первым моим двигателем был МК-12В, подаренный мне, где-то в 1958 году, с круглой зеленой головой.
Куплен он был то ли в магазине “Пионер” на улице Горького, то ли в магазине ДОСААФ, который в последствии переехал на Кутузовский проспект, напротив гостинницы “Украина”, и стал называться “Магазин наглядных пособий и принадлежностей”.
Такой же двигатель, только с красной головой, примерно годом раньше, купил мой отец. Видимо, это был двигатель предыдущей серии и возможно, она была первой.
Именно, такие МК-12В были похожи на “Вебру”, какой она изображена в книге О.К.Гаевского “Авиамодельные двигатели”.
Приобретение отца оказалось не очень удачным: на моторе был слишком тонкий контрпоршень, который был пробит регулировочным винтом при попытке запуска. Далее последовали поездки на авиарембазу ДОСААФ (станция “Черное”), где изготавливались эти двигатели, и замена контрпоршня.
В последствии оба эти мотора долго и хорошо работали и где-то затерялись со временем.
Но рассказать я хочу о другом МК-12-ом, это МК-12С.
Как он попал к нам, мне неизвестно: скорее всего, кто-то его отдал отцу, зная его авиамодельные увлечения, так как мотор этот свое отработал и его компрессия оставляла желать лучшего.
В то время была в продаже, и отец ее купил, книга, не толстая, большого журнального формата, в твердой голубой обложке под названием “Авиамоделизм”. Внутри дополнительно было написано мелким шрифтом: “Пособие для руководителей авиамодельных кружков”, или что-то подобное. Сейчас эта книга, к сожалению, утеряна и я был бы весьма благодарен, если кто-то сможет дать на нее ссылку. Эта книга, в частности, содержала рекомендации, как восстановить компрессию авиамодельных двигателей с помощью хромирования и как продлить жизнь “подсевшего” движка, переделав его на калильное зажигание.
Именно это и сделал мой отец с этим МК-12С. По счастью этот мотор не потерялся и результат переделки можно видеть на фотографиях.
fotki.yandex.ru/users/huntpvv/view/428311/?page=0
Свеча на нем стоит нестандартная, самодельная. Причина в том, что отец сорвал свечную резьбу на “Комете” и сделал для нее свечи с бОльшим диаметром резьбы. Именно такая свеча стоит и на этом двигателе.
Мотор после переделки стал работать, но ставить его было некуда, так он и лежал до поры, до времени…
Время это наступило, если память мне не изменяет, в 1961 году во время зимних школьных каникул. Надо было чем-то себя занять, и я решил сделать аэросани, которые можно было бы на недлинной корде пускать на баскетбольной площадке, имевшейся в то время в нашем дворе.
Отец тогда был в командировке, но я считал, что уже смогу сам самостоятельно все сделать без его помощи, ведь я уже не раз видел как запускается двигатель и даже сам в этом участвовал…
Сани были сделаны за пару дней, двигатель решил поставить МК-12С, так как для своего МК-12В не было топлива, а для калильного МК-12С его было почти поллитра. Детали конструкции тех саней я уже не помню, но хорошо запомнилось, что верхнюю их часть составляла горизонтально расположенная моторама, выпиленная из толстой фанеры. Мотор располагался на этой мотораме головой вверх, а бачок, спаянный из тонкой медной фольги, я расположил под моторамой - так было, как мне казалось, лучше и красивее.
Договорились с товарищем, я взял все необходимое: для накала взял пару здоровых банок щелочных железоникелевых аккумуляторов, для заправки - прозрачный бачок с топливом, сделанный отцом, и работавший по принципу вытиснения давлением воздуха, нагнетаемого резиновой грушей.
Погода была не холодной. Пришли на площадку, для начала решили просто попробовать запустить мотор…
Промучались часа два: вспышки, серии вспышек и все - при очевидной работоспособности мотор отказывался работать.
Устали, замерзли, решили плюнуть на это дело, и пошли по домам.
Через несколько дней вернулся отец и я показал ему свое творение.
Первое, что спросил отец: “Мотор, что, так и не завели?”
Я был удивлен, как это так легко можно было догадаться?
Ответ был прост: “Бачок расположен слишком низко и двигатель не мог засосать топливо”.
Моей самонадеянности был нанесен ощутимый удар, этот случай стал для меня серьезным уроком на всю жизнь: в технике нет мелочей - все должно быть осознано и продумано!
Вот такую интересную роль сыграл этот двигатель в моей жизни.
Не помню, чтобы он впоследствии использовался для какой-нибудь модели, кроме тех самых аэросаней…
это МК-12С.
Замечательный был мотор, выпускался 2-мя заводами (какими назвать не могу) но были обычные МК12С и были МК12С"Ласточка", отличающиеся по качеству. О качестве мотора МК12С говорит тот факт, что с доработанным мотором, харьковчане Валентин Шаповалов и Иван Радченко стали Чемпионами СССР, опередив массу импортных моторопотребителей.
Видимо “Ласточка”, это тот, у которого ласточка на лапке??
Совершенно верно. Различия были в материалах. Тонкостей не помню, материал картера, точно, отличался. На “Ласточке” смахивал на силумин с неплохими мех. характеристиками, а на других картера были из вязкого материала. Возможно отличались и золотники алюминиевый и текстолитовый, прошло почти 60 лет!
Были, были… Кто хотел - выписывал (за свои!), посылторг также работал, кто хотел - получал…
Я получал эти наборы в неограниченном количестве в клубе и так дарили на день варенья.
Но домушничество процветало в разных явлениях .
У меня в районе было только три кружка.
Но Был индувидум который хоть и забегал к нам но только умничал , ничего путнего не сделал.
И кончилось все печально.
Как то после очередного посещения он спер у нас пол литра компрессионного топлива .
У него был МК-12 который он споганил тем что не имея ключа открутил головку вставив столовый нож в выхлопные окна .
Естсественно в окнах появились забоины от ножа и задрал поршень.
Но он не хотел вникать в это - домушники всегда считали себя впереди планеты всей.
На следующий день после как спер топливо , он и еще четыре дворовых хулигана залезли в новостройку заводить мотор.
Забились в шахту вентиляции на чердаке, строяшеся многоэтажки которая шла с первого этажа будущего магазина.
Видать была утечка газа - забыли строители закрыть балон и в каморке вентиляции где они пытались возбудить МК-12 шпана решила закурить.
Произошел взрыв - все пятеро сгорели живем даже не успев обратно пролезть через установленный но неработающий вентилятор вытяжки.
Сгорели буквально за 5 минут .
Выносили их в пакетах с которых вываливались части тела ( руки ,ноги сварившихся тел) , пробив дыру в комнату вентиляции для этого ( потом уже устронили косяк архитектора и сделали дверь в этот куб) .
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Поэтому рассказы про тубаретки и пр. меня не каким образом не воодушивляют .
Кружков было не меренно , и были все условия чтобы не просто воздыхать на 100 грамм эфира - а плодотворно работать и пускать модели, выступать на соревнованиях при этом моя мама ни копейки не вкладывала в это, так как все оплачивало государство и в немеренном количестве.
За год каждый изводил в ноль как минимум три КМД несчитая смолы и других материалов.
Наборы у нас брались только ради фанеры и липы которая в сибире почти не растет и была дефицитом.
Все остальное - рейки пр. уходило под расходники для сборки - рейками смолу мешали так как напиленны они были на ужасных пилах .
Чертежи только подкладывать под клеющуюся деталь , да проволока ОВС и трубки еще катировались. В остальном набор был ужасным в качестве .
Набор бойцовки летающее крыло - он если его делать по чертежам получался настолько ужасно тяжелым и главное сама модель несуразная что на МК-12 на такой бойцовке летать было не возможно ( мы уже Каховки собирали с переклееными кромками на латексе или казеиновом клее - конструктивная особенность).
Радуг-7 было тоже не мерянно - классический мотор на котором учились общаться с калилками .
Заливали их , учились подбирать камеры и пр. - именно не 2,5см3 а с радуги-7 начинали осваивать калилки .
-----------------------------------------------
У рука был сдоровенный ящик где валялись в виде металлолома МК-12, соколы , дизельные втулочные ЦСТКАМЫ , ритмы и пр. металолом с годов так начало 70-х.
Никому это хламьё для тех лет не нужно было.
у меня знакомый моделист, старшего поколения тоже очень хвалил ласточку…но к сожалению очень мало информации и о его применении на конкретных моделях, о форсировании и тд. Вот пара моделей двух спортсменов - там же результаты (может Вы и знали кого из них)в то же время некоторые спортсмены еще летали в этих категориях на цамл-50,… полагаю, что речь в данных на фото именно о мк12с, так как 12в вроде как с 56ого года начали выпускать серийно, а 12 с в конкурсе двигателей уже в 55 году участвовал. Кто что то подробней знает, пишите
Сильно простые чертежи и скорее всего эти скоростные были на монокорде.
Я конечно не застал те времена , но мой рук делал бойцовки которые по правилам должны были быть полукопиями .
Как ни странно но все повторяется - самой удачной была модель полукопия ИЛ-2 и Ил-10 . Попытки сделать И-16 как он рассказывал была провальная ( сейчас радиобойцовки подтверждают практику наших дедов ).
Летали тогда на МК-12 с высокой рубашкой ( наверное ласточка) , тоже вроде хвалили , но быстро забросили как только начали поставлять ЕНЫ .
ЕНА сделала крест в карьере МК-12 , так как это действительно моторчик превосходил МК.
Причем ену форсировать не нужно было , их было столько модификаций что можно было просто выбирать под что будешь ей использовать .
С широкой фазой , с узкой фазой , С золотником или клапаном . Причем золотник был правильный а не то что потом стали ставить в МК ( вроде как на первых МК золотник тоже был стальной ). Калильные ЕНЫ так вообще ляпота ( их свечи не стреляли и не имели кардона со слюдой - стеклянный изолятор ). Причем даже золотниковые ЕНЫ имели возможность менять вращение путем перестановки в посадочное отверстие ( ятаких ен правда не застал уже и шли только одного вращения в версии с золотником)
Короче даже мой рук не застал тех времен когда на бООльших соревнованиях катировались МК-12.
Делали пилотажки на ритмах - ритм был хорош под мелкие кордовые пилотажки , так как крутил приличные по диаметру винты.
эти чертежи из книжки 57года “Кордовые модели”, конечно они не доскональны. И все таки интересно, где успешно использовали"Ласточкаи". Насчет ишака совершенно не согласен, многие меня убеждали что и кпд винта на модели мало, и голланский шаг возможен, и взлет -посадка без шансов(жаль тут не та тема,долго не могу оппонировать)я делал ишак под 10ку Талку с размахом приблизительно 1100(не набор-посылка)Летал отлично, шасси не убирающиеся, в воздухе сидел как влитой, только на посадке сложнее других. Основная задача была сделать его максимально легким.(сейчас почти закончил еще один чуть поболее под Супер G71,никак не могу взяться и докончить обтяжку)
Сильно простые чертежи и скорее всего эти скоростные были на монокорде.
Модели старые, до ограничения площадей. Монокорд появился лет через 10
делал бойцовки которые по правилам должны были быть полукопиями
На бойцовки, таких ограничений никогда не было. ЦЕЙС-АКТИВИСТ-ы (ЕНЫ) были неплохо сделаны, довольно универсальные. 1,5 и 2,5 пары с поршневыми пальцами вкручивались в один картер с шатуном. Но на союзных соревнованиях они погоду не делали. Для кружков были хороши, хотя гонки с клапанными ЦЕЙС-ами, были веселым зрелищем, моторы порой заводились в обратную сторону и модели “убегали” вспять. Еще на золотниковых цейсах стояли декомпрессоры. Очень удобно было для таймеристов останавливать мотор.
только на посадке сложнее других.
Как на настоящем! Хорошую посадку делали на приличной скорости без именения глиссады. Выравнивали только на высоте не более 1м (для модели, соответственно, 20-30 см). С посадкой на 3 точки. Это из воспоминаний моего учителя, летавшегона них до войны.
да, три точки обязательно, иначе-капотирование. Мало, совсем мало осталось стариков, летавших на ишачках, помню фильм “Истребители”, далал стоп-кадр и по-долгу разглядывал как там все сделано было…Теперь есть много материалов благодаря энтузиастам, но за основу я все же брал чертежи из моделиста-конструктора.
1,5 и 2,5 пары с поршневыми пальцами вкручивались в один картер с шатуном.
Я с большим трудом могу понять о чем идет речь , но сумбурно догадываюсь вы об конструкции поршня ( причем там картер).
Если о поршне какой палец ?
Какие картера и пр.
Там два полусектора и шатун с круглой головкой поджимаемый кольцом.
В остальном насчет полукопий я тоже не могу ничего сказать так как по времени описывалось моим руком за несколько лет до появления в публикации в МК этой модельки В.Литвинова - publ.lib.ru/ARCHIVES/…/''MK'',1970,N09.[djv].zip и я мог просто как вас при описании поршня ены чего то не понять - меня то тогда небыло.
------------------------
Но ишак в модели проигрывал не из-за морды ( полукопии были по умолчанию контурными ) - бешенная нагрузка на крыло у модели , центровка и плечо.
Кто не представляет о чем идет речь фото классического поршня ены и его модифа с шатуном в виде шара вместо пальца.
Там два полусектора и шатун с круглой головкой поджимаемый кольцом.
Вы правы, на последних сериях соединение поршня с шатуном было через сверическую опору. На первых, а может серийно, были с пальцами. Кстати, форма каналов отличалась с годами и клапана были разные, на первых были круглые в рамочке, потом видел с прямоугольным клапаном. На вашем снимке, мне кажется, картера и гильзы разные. Что, разные кубатуры? Последний раз ЦЕЙС я видел в 60-61 году. А картер при том, что меняя кубатуру, картер не меняли, хотя и со сверич. тоже можно, если снять зад. крышку. Не знаю, было ли это предусмотрено?
Но ишак в модели проигрывал не из-за морды ( полукопии были по умолчанию контурными ) - бешенная нагрузка на крыло у модели , центровка и плечо.
“Бешенная” не получается если делать легкую модель. Возможно стаб-р приходится увеличить. А в целом не летучих самолетов не бывает, иначе это не самолет.
Я же писал что версий ЕНЫ было очень много , у меня где то лежат еще хахоряшки от посудной ены ( с водяной рубашкой охлаждения).
Картера разные потому как были с широкими фазами выхлопа - форсированные и у них картера были низкие по высоте резьбы под головку.
И были Ены с узкими фазами ( эти были больше для пилотажек) - у них у картера были высокие резьбы под гильзу.
У меня ена была с квадратным клапаном - заводилась если не переливать именно туда куда заводишь.
Если перелил то тогда да молотила в другую сторону .
Я незнаю как и где , в каком регионе матушки страны , но ЕНА пошатнула популярность МК-12 сильно .
Да что сделаешь немцы были чистоделы ( гильзы, резьбы просто красота ) - а МК-12 аккуратно делали только те с цельноалюминевой рубашкой .
Потом стали делать так что вид у МК-12 был настолько стремный и качество изготовления , что после ены перешли на ритмы и потом КМД .
Лично у меня в регионе было так .
А МК -12 больше как наглядное пособие в ящике с металлоломом.
Так что увы но тот завод который выпускал МК-12 очень быстро его испортил всем что можно было придумать.
Да метеоры упустил - авиа тоже вполне использовали .
Очень нравился метор компрессионный.
Моторчик легко заводился , работал вполне сносно и легко форсировался.
Так же легко отрывало противовесы с мотылем если переточить.
Метеор с маховиком был гуано практически не работающее так как брак на браке .
Да пока искал хахоряшки от ены нарыл три Радуги-7 .
Две мясорубочные ( литьё такое было ) и одна пескоструенная.
Вот этот моторчик я любил .
Ишачок у меня есть в планах и МИГ-3 - больше всего нравятся именно эти самики Поликарпова …
Но планы это одно реальная действительность другое .
Но я даже купил чертежи у TDM чтобы сравнить решения к моменту когда начну что то делать ( а можит так и останется планами) …
www.tdmsoftware.com/majewski/…/mig3photos.html - миг3
www.tdmsoftware.com/majewski/…/ratadesign.asp - И16
Да и ИЛ-2 тоже до кучи прикуплены уж больно красиво сделаны эти модельки .
Да уж! Когда моторов “не меряно” - это то, что называется " молоко в реку"-лишь бы конкуренту не досталось! У кого моторов было много- делиться не торопились (примеров не знаю!) У нас в кружке не было моторов никогда в"завал"- каждый мотор числился за определённым моделистом (мальчишкой!)… Из Г. восстановил, можешь куда хочешь - а хороший был всегда на учёте!
МК12В - крайний мотор! МК16- иногда попадались…а про 12с и Харьков, Йена…только по наслышке! Всё остальное - собирался весь городок посмотреть…что это такое!? ММВС, Полёт, Акробат…цскам…!!!Супер!!!- это ЦИРК…-невидаль!После побед на республиканских соревнованиях наступало “протрезвление” - нас туда никто не звал!!! Всё было отмеряно до нас… (“украдено”- операция Ы…!!)…т.ч. Москва-москвой, а перефирия, так же “помогала” развитию моделизма!!
не могу взяться и докончить обтяжку
А мой ишачёк хоть маленький, но уже скоро весь ресурс вылетает.
Но ишак в модели проигрывал не из-за морды
кстати там на ишачке площади весьма большие (после прсмотра фильма “Ракетчик” на видаке в 98 году я заинтересовался историей, собирал материалы и строил копию GEE BEE Z 1931
) они близки с ишачком, но у GEE BEE и площадь несущих плоскостей и киля меньше, вот он был “смертельной машиной”,
Ишачок у меня есть в планах и МИГ-3 - больше всего нравятся именно эти самики Поликарпова …
здесь наверно очепятка))МиГ- Микоян-Гуревич(я кстати тоже очень люблю поликарповские машины и делал так же копию и-17, при случае пару фоток тут выложу)
Странностей в “региональном” моделизме было много, читаю и понимаю, почему на Украине было много сильных моделистов. Я модели строил с 50 года. Построив новую, старую дарил ребятам. Потом приехав в Харьков увидел, что и тренеры и спортсмены где могли помогали, не смотря на команду помогаемого. С 64-го года летал на своих моторах, до сих пор ни одного не накопил. Вместе с моделями отдавал ученикам или менялись для колекции. То же делали в окружении. Перечислять, займет много места. Потом и колекцию раздал. К сожалению в России до сих пор, похоже, старые традиции, а ради чего?
Сообщение от ДедЮз Но ишак в модели проигрывал не из-за морды
Извините, этого я не говорил. Откуда взято?
Это я сказал но видать очепятка вышла.
А насчет кто автор МИГ-1\3 (И-200) - вы полистайте историю и узнаете как после 38 года детки партократов подсидели Поликарпова пока он был на выставке в германии и его самолет стал вдруг самолет Микояна и Гуревича а Поликарпова чуть не расстреляли…
Да уж! Когда моторов “не меряно”
Не мерянно у нас такого тоже скажим не было .
КМД собирали иногда по методу общины.
Разбирали все моторы и детали в кучу и потом собирали подбирая пары . Так удовалось из искатанных десятков моторов собрать 5-6 штук еще с более менее нормальными свойствами.
Потом уже начали поршня перетачивать с метеоров и притирать, а потом и новые поршня делать научились, притирать гильзы.
Новые моторы выдавались только на соревнования и только на ответственные.
А так на мелкие соревнования выходили на изношенных моторах и все компенсировалось кучей присадок в топливе чтоб улучшить запуск и режимы.
При этом амил мы не видели рук составлял по ему известным рецептам гремучие смеси .
Но чтоб сесть на опять МК-12 - это было из рук , в углах стоят токарные станки иди и делай себе , чини мотор.
----------------------------------------
Зато я бальзу получил только в 16 лет , и до этого кроме кедра и фанеры ничего не видели …
Но моё детсво это 80-е , а как обходились в 70-х я не вкурсе.
У нас так же неплохо делал дядька конверсию когда в ритм ставилась пара от ЕНЫ - получался вполне неплохой 3см3 мотор .
Рассыпался он , но зато мощнее КМД.
Да вот еще можите скачать книгу про МИГ-3 - kinozal.tv/details.php?id=287137
Тут диск про кб МИГ - kinozal.tv/details.php?id=765829 ( правдо незнаютам есть ли что про Поликарпова - еще не скачал )
Тут про самики Поликарпова - kinozal.tv/details.php?id=764698
Тут справочник по самикам второй мировой - kinozal.tv/details.php?id=724039
Тут самолет ПО-2 - kinozal.tv/details.php?id=621783
-----------------------------------------------------------
Так что инфы много даже на приведенном мной ресурсе.
А насчет кто автор МИГ
Историю эту я знаю. Правильно, про МиГ-1)))а вот третий уже … Кстати высотный скоростной МиГ очень напоминает именно Поликарповские разработки середины 30-х.Тогда по инициативе Сталина были попытки создать рекордный скоростной самолет.Начальник ЦКБ Сергей Илюшин поручил Поликарпову разработку этого самолета и сам взялся за аналогичную работу, в результате чего Поликарпов переделал И-17(И-18), а Илюшин разработал И-21. И Яковлев не способствовал продвижению самолетов конкурента Поликарпова, мягко говоря.(Спасибо, Евгений, за материалы, в моей библиотеке есть множество работ по данной теме, тем более, что Поликарпов наиболее интересный для меня конструктор)
МиГ-1 ,машина Поликарпова,доводил Микоян.
И-153,машина Микояна,но делалась под патронажем Поликарпова.
всё верно - ведь история не столь категорична, было большое колличество взаимных влияний и интеграций. wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Mig3/03.htm
А это,что б вернуться к теме- всем известный "Ветерок"1,5. Доводилось с ним в детстве возиться, но впечатления он особо никакого не оставил.Пара была плохенькая-вал в носке по аллюминию, но помню кто то на нем тихонько летал…по кругу