Двигатель из детства

Saturno

у меня знакомый моделист, старшего поколения тоже очень хвалил ласточку…но к сожалению очень мало информации и о его применении на конкретных моделях, о форсировании и тд. Вот пара моделей двух спортсменов - там же результаты (может Вы и знали кого из них)в то же время некоторые спортсмены еще летали в этих категориях на цамл-50,… полагаю, что речь в данных на фото именно о мк12с, так как 12в вроде как с 56ого года начали выпускать серийно, а 12 с в конкурсе двигателей уже в 55 году участвовал. Кто что то подробней знает, пишите

ЕВГЕНИЙ-ARM

Сильно простые чертежи и скорее всего эти скоростные были на монокорде.
Я конечно не застал те времена , но мой рук делал бойцовки которые по правилам должны были быть полукопиями .
Как ни странно но все повторяется - самой удачной была модель полукопия ИЛ-2 и Ил-10 . Попытки сделать И-16 как он рассказывал была провальная ( сейчас радиобойцовки подтверждают практику наших дедов ).
Летали тогда на МК-12 с высокой рубашкой ( наверное ласточка) , тоже вроде хвалили , но быстро забросили как только начали поставлять ЕНЫ .
ЕНА сделала крест в карьере МК-12 , так как это действительно моторчик превосходил МК.
Причем ену форсировать не нужно было , их было столько модификаций что можно было просто выбирать под что будешь ей использовать .
С широкой фазой , с узкой фазой , С золотником или клапаном . Причем золотник был правильный а не то что потом стали ставить в МК ( вроде как на первых МК золотник тоже был стальной ). Калильные ЕНЫ так вообще ляпота ( их свечи не стреляли и не имели кардона со слюдой - стеклянный изолятор ). Причем даже золотниковые ЕНЫ имели возможность менять вращение путем перестановки в посадочное отверстие ( ятаких ен правда не застал уже и шли только одного вращения в версии с золотником)
Короче даже мой рук не застал тех времен когда на бООльших соревнованиях катировались МК-12.
Делали пилотажки на ритмах - ритм был хорош под мелкие кордовые пилотажки , так как крутил приличные по диаметру винты.

Saturno

эти чертежи из книжки 57года “Кордовые модели”, конечно они не доскональны. И все таки интересно, где успешно использовали"Ласточкаи". Насчет ишака совершенно не согласен, многие меня убеждали что и кпд винта на модели мало, и голланский шаг возможен, и взлет -посадка без шансов(жаль тут не та тема,долго не могу оппонировать)я делал ишак под 10ку Талку с размахом приблизительно 1100(не набор-посылка)Летал отлично, шасси не убирающиеся, в воздухе сидел как влитой, только на посадке сложнее других. Основная задача была сделать его максимально легким.(сейчас почти закончил еще один чуть поболее под Супер G71,никак не могу взяться и докончить обтяжку)

ДедЮз
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Сильно простые чертежи и скорее всего эти скоростные были на монокорде.

Модели старые, до ограничения площадей. Монокорд появился лет через 10

ЕВГЕНИЙ-ARM:

делал бойцовки которые по правилам должны были быть полукопиями

На бойцовки, таких ограничений никогда не было. ЦЕЙС-АКТИВИСТ-ы (ЕНЫ) были неплохо сделаны, довольно универсальные. 1,5 и 2,5 пары с поршневыми пальцами вкручивались в один картер с шатуном. Но на союзных соревнованиях они погоду не делали. Для кружков были хороши, хотя гонки с клапанными ЦЕЙС-ами, были веселым зрелищем, моторы порой заводились в обратную сторону и модели “убегали” вспять. Еще на золотниковых цейсах стояли декомпрессоры. Очень удобно было для таймеристов останавливать мотор.

Saturno:

только на посадке сложнее других.

Как на настоящем! Хорошую посадку делали на приличной скорости без именения глиссады. Выравнивали только на высоте не более 1м (для модели, соответственно, 20-30 см). С посадкой на 3 точки. Это из воспоминаний моего учителя, летавшегона них до войны.

Saturno

да, три точки обязательно, иначе-капотирование. Мало, совсем мало осталось стариков, летавших на ишачках, помню фильм “Истребители”, далал стоп-кадр и по-долгу разглядывал как там все сделано было…Теперь есть много материалов благодаря энтузиастам, но за основу я все же брал чертежи из моделиста-конструктора.

ЕВГЕНИЙ-ARM
ДедЮз:

1,5 и 2,5 пары с поршневыми пальцами вкручивались в один картер с шатуном.

Я с большим трудом могу понять о чем идет речь , но сумбурно догадываюсь вы об конструкции поршня ( причем там картер).

Если о поршне какой палец ?
Какие картера и пр.
Там два полусектора и шатун с круглой головкой поджимаемый кольцом.

В остальном насчет полукопий я тоже не могу ничего сказать так как по времени описывалось моим руком за несколько лет до появления в публикации в МК этой модельки В.Литвинова - publ.lib.ru/ARCHIVES/…/''MK'',1970,N09.[djv].zip и я мог просто как вас при описании поршня ены чего то не понять - меня то тогда небыло.
------------------------
Но ишак в модели проигрывал не из-за морды ( полукопии были по умолчанию контурными ) - бешенная нагрузка на крыло у модели , центровка и плечо.

Кто не представляет о чем идет речь фото классического поршня ены и его модифа с шатуном в виде шара вместо пальца.

ДедЮз
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Там два полусектора и шатун с круглой головкой поджимаемый кольцом.

Вы правы, на последних сериях соединение поршня с шатуном было через сверическую опору. На первых, а может серийно, были с пальцами. Кстати, форма каналов отличалась с годами и клапана были разные, на первых были круглые в рамочке, потом видел с прямоугольным клапаном. На вашем снимке, мне кажется, картера и гильзы разные. Что, разные кубатуры? Последний раз ЦЕЙС я видел в 60-61 году. А картер при том, что меняя кубатуру, картер не меняли, хотя и со сверич. тоже можно, если снять зад. крышку. Не знаю, было ли это предусмотрено?

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Но ишак в модели проигрывал не из-за морды ( полукопии были по умолчанию контурными ) - бешенная нагрузка на крыло у модели , центровка и плечо.

“Бешенная” не получается если делать легкую модель. Возможно стаб-р приходится увеличить. А в целом не летучих самолетов не бывает, иначе это не самолет.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Я же писал что версий ЕНЫ было очень много , у меня где то лежат еще хахоряшки от посудной ены ( с водяной рубашкой охлаждения).
Картера разные потому как были с широкими фазами выхлопа - форсированные и у них картера были низкие по высоте резьбы под головку.
И были Ены с узкими фазами ( эти были больше для пилотажек) - у них у картера были высокие резьбы под гильзу.
У меня ена была с квадратным клапаном - заводилась если не переливать именно туда куда заводишь.
Если перелил то тогда да молотила в другую сторону .
Я незнаю как и где , в каком регионе матушки страны , но ЕНА пошатнула популярность МК-12 сильно .
Да что сделаешь немцы были чистоделы ( гильзы, резьбы просто красота ) - а МК-12 аккуратно делали только те с цельноалюминевой рубашкой .
Потом стали делать так что вид у МК-12 был настолько стремный и качество изготовления , что после ены перешли на ритмы и потом КМД .
Лично у меня в регионе было так .
А МК -12 больше как наглядное пособие в ящике с металлоломом.
Так что увы но тот завод который выпускал МК-12 очень быстро его испортил всем что можно было придумать.

Да метеоры упустил - авиа тоже вполне использовали .
Очень нравился метор компрессионный.
Моторчик легко заводился , работал вполне сносно и легко форсировался.
Так же легко отрывало противовесы с мотылем если переточить.
Метеор с маховиком был гуано практически не работающее так как брак на браке .

Да пока искал хахоряшки от ены нарыл три Радуги-7 .
Две мясорубочные ( литьё такое было ) и одна пескоструенная.
Вот этот моторчик я любил .

Ишачок у меня есть в планах и МИГ-3 - больше всего нравятся именно эти самики Поликарпова …
Но планы это одно реальная действительность другое .
Но я даже купил чертежи у TDM чтобы сравнить решения к моменту когда начну что то делать ( а можит так и останется планами) …
www.tdmsoftware.com/majewski/…/mig3photos.html - миг3

www.tdmsoftware.com/majewski/…/ratadesign.asp - И16

Да и ИЛ-2 тоже до кучи прикуплены уж больно красиво сделаны эти модельки .

aiz

Да уж! Когда моторов “не меряно” - это то, что называется " молоко в реку"-лишь бы конкуренту не досталось! У кого моторов было много- делиться не торопились (примеров не знаю!) У нас в кружке не было моторов никогда в"завал"- каждый мотор числился за определённым моделистом (мальчишкой!)… Из Г. восстановил, можешь куда хочешь - а хороший был всегда на учёте!
МК12В - крайний мотор! МК16- иногда попадались…а про 12с и Харьков, Йена…только по наслышке! Всё остальное - собирался весь городок посмотреть…что это такое!? ММВС, Полёт, Акробат…цскам…!!!Супер!!!- это ЦИРК…-невидаль!После побед на республиканских соревнованиях наступало “протрезвление” - нас туда никто не звал!!! Всё было отмеряно до нас… (“украдено”- операция Ы…!!)…т.ч. Москва-москвой, а перефирия, так же “помогала” развитию моделизма!!

Кузя
Saturno:

не могу взяться и докончить обтяжку

А мой ишачёк хоть маленький, но уже скоро весь ресурс вылетает.

Saturno
ДедЮз:

Но ишак в модели проигрывал не из-за морды

кстати там на ишачке площади весьма большие (после прсмотра фильма “Ракетчик” на видаке в 98 году я заинтересовался историей, собирал материалы и строил копию GEE BEE Z 1931

) они близки с ишачком, но у GEE BEE и площадь несущих плоскостей и киля меньше, вот он был “смертельной машиной”,

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Ишачок у меня есть в планах и МИГ-3 - больше всего нравятся именно эти самики Поликарпова …

здесь наверно очепятка))МиГ- Микоян-Гуревич(я кстати тоже очень люблю поликарповские машины и делал так же копию и-17, при случае пару фоток тут выложу)

ДедЮз

Странностей в “региональном” моделизме было много, читаю и понимаю, почему на Украине было много сильных моделистов. Я модели строил с 50 года. Построив новую, старую дарил ребятам. Потом приехав в Харьков увидел, что и тренеры и спортсмены где могли помогали, не смотря на команду помогаемого. С 64-го года летал на своих моторах, до сих пор ни одного не накопил. Вместе с моделями отдавал ученикам или менялись для колекции. То же делали в окружении. Перечислять, займет много места. Потом и колекцию раздал. К сожалению в России до сих пор, похоже, старые традиции, а ради чего?

Saturno:

Сообщение от ДедЮз Но ишак в модели проигрывал не из-за морды

Извините, этого я не говорил. Откуда взято?

ЕВГЕНИЙ-ARM

Это я сказал но видать очепятка вышла.
А насчет кто автор МИГ-1\3 (И-200) - вы полистайте историю и узнаете как после 38 года детки партократов подсидели Поликарпова пока он был на выставке в германии и его самолет стал вдруг самолет Микояна и Гуревича а Поликарпова чуть не расстреляли…

aiz:

Да уж! Когда моторов “не меряно”

Не мерянно у нас такого тоже скажим не было .
КМД собирали иногда по методу общины.
Разбирали все моторы и детали в кучу и потом собирали подбирая пары . Так удовалось из искатанных десятков моторов собрать 5-6 штук еще с более менее нормальными свойствами.
Потом уже начали поршня перетачивать с метеоров и притирать, а потом и новые поршня делать научились, притирать гильзы.
Новые моторы выдавались только на соревнования и только на ответственные.
А так на мелкие соревнования выходили на изношенных моторах и все компенсировалось кучей присадок в топливе чтоб улучшить запуск и режимы.
При этом амил мы не видели рук составлял по ему известным рецептам гремучие смеси .
Но чтоб сесть на опять МК-12 - это было из рук , в углах стоят токарные станки иди и делай себе , чини мотор.
----------------------------------------
Зато я бальзу получил только в 16 лет , и до этого кроме кедра и фанеры ничего не видели …
Но моё детсво это 80-е , а как обходились в 70-х я не вкурсе.
У нас так же неплохо делал дядька конверсию когда в ритм ставилась пара от ЕНЫ - получался вполне неплохой 3см3 мотор .
Рассыпался он , но зато мощнее КМД.

Да вот еще можите скачать книгу про МИГ-3 - kinozal.tv/details.php?id=287137
Тут диск про кб МИГ - kinozal.tv/details.php?id=765829 ( правдо незнаютам есть ли что про Поликарпова - еще не скачал )
Тут про самики Поликарпова - kinozal.tv/details.php?id=764698
Тут справочник по самикам второй мировой - kinozal.tv/details.php?id=724039
Тут самолет ПО-2 - kinozal.tv/details.php?id=621783
-----------------------------------------------------------
Так что инфы много даже на приведенном мной ресурсе.

Saturno
ЕВГЕНИЙ-ARM:

А насчет кто автор МИГ

Историю эту я знаю. Правильно, про МиГ-1)))а вот третий уже … Кстати высотный скоростной МиГ очень напоминает именно Поликарповские разработки середины 30-х.Тогда по инициативе Сталина были попытки создать рекордный скоростной самолет.Начальник ЦКБ Сергей Илюшин поручил Поликарпову разработку этого самолета и сам взялся за аналогичную работу, в результате чего Поликарпов переделал И-17(И-18), а Илюшин разработал И-21. И Яковлев не способствовал продвижению самолетов конкурента Поликарпова, мягко говоря.(Спасибо, Евгений, за материалы, в моей библиотеке есть множество работ по данной теме, тем более, что Поликарпов наиболее интересный для меня конструктор)

Яшин_Н_М

МиГ-1 ,машина Поликарпова,доводил Микоян.
И-153,машина Микояна,но делалась под патронажем Поликарпова.

Saturno

всё верно - ведь история не столь категорична, было большое колличество взаимных влияний и интеграций. wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/Mig3/03.htm

А это,что б вернуться к теме- всем известный "Ветерок"1,5. Доводилось с ним в детстве возиться, но впечатления он особо никакого не оставил.Пара была плохенькая-вал в носке по аллюминию, но помню кто то на нем тихонько летал…по кругу

ДедЮз
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Да что сделаешь немцы были чистоделы ( гильзы, резьбы просто красота ) - а МК-12 аккуратно делали только те с цельноалюминевой рубашкой

“Ены” изготавливались на оптико-механическом заводе, одном из самых передовых в мире, а наши моторы (до КМД), делались в артелях на “инвалидном” оборудовании, еще рационализаторы не от моделизма, руку прикладывали.

aiz
ДедЮз:

“Ены” изготавливались на оптико-механическом заводе, одном из самых передовых в мире,

Но! не на самом заводе а в ПТУ (нашим языком…) при заводе, с целью подготовить молодых специалистов к настоящему производству!!
А по поводу наших “усовершенствований” моторов, так без вверения упрошений и модификаций просто снимали с работы начальство - были компании по всей стране:- то металлоёмкость снизить, то себестоимость, то просто извернуться и перевернуться… Вот и родилась пословица: - “Лучшее,- враг хорошего!”😃

ДедЮз
aiz:

Но! не на самом заводе а в ПТУ (нашим языком…)

На самом заводе, а собирали в … . Возможно были и комбинации. Я помню первые моторы и информацию о “поступлении в соцлагерь первых моторов от завода “ЦЕЙС” в Ене”, в журнале “ГДР”, это год 55-56. Глянцевый журнал, с большим кол-вом фото, долго хранил.

ЕВГЕНИЙ-ARM
Saturno:

всем известный "Ветерок"1,5

Эту моторку видел только в книжках.
Зато имею визуальное представление семейства “пернатых”

  • у рука был Сокол (2,5см3) ( кажется харьковчан) не летали и не заводили
  • у меня был Стриж (1,5см3) на нем пытался летать , но блин в самый ответсвенный момент перед пуском когда вывел мотор на обороты у него лопнул коленвал с какого то перепугу по впускное окно.
  • есть Колибри ( 0,7см3) , его судьба проще , ему с нуля испортили поршень , и у меня никак не доходят руки выточить новый.
    -----------------------
    А из раритетеных мне нравится Красавица Москва - ну очень красивый моторка.
    Целый моторчик я не видел ( тут где то был топ про Москву ) - у нас только были остатки в виде картера и без пары.
    Мотор если так не сильно хвалили и виной был косячек в задней крышке - сделали дыру в канале после футорки что организовывало подсос мимо золотника.
    Устранив это косяк моторчик заводили и он работал вполне сносно.
    По паре точно незнаю , можит было два модифа , а можит еще как - но есть инфа что была Москва с поршневыми кольцами и была Москва с " гладкой парой".
    Но повторюсь моторка очень красивый - литьё безупречного качества , анодированный носик и задняя крышка в черный цвет , анодированная головка и футорка красным цветом . Пузатенький перепускной канальчик.
    Эх ляпота…
Saturno

Вот “Москва”, в принципе мы её обсуждали на ветке коллекция двс, это вариант с кольцами, обьем 2,3 - с ним у нашего изготовителя похоже вышла ошибка)))У аналогичного, являющегося эталоном MVVS обьем был 2,5. Уже в самой брошюре рекомендовалось делать для них гладкие пары, но серийных таких я не видел. Этот моторчик я заводил, у него сносная компрессия,но оборотов больших он не давал. Совсем непростой и недешевый(2 подшипника качения, заднее распределение, кольца) в производстве, знаменитым и популярным “Москва” так и не стал.