Двигатель из детства

ДедЮз
aiz:

Но! не на самом заводе а в ПТУ (нашим языком…)

На самом заводе, а собирали в … . Возможно были и комбинации. Я помню первые моторы и информацию о “поступлении в соцлагерь первых моторов от завода “ЦЕЙС” в Ене”, в журнале “ГДР”, это год 55-56. Глянцевый журнал, с большим кол-вом фото, долго хранил.

ЕВГЕНИЙ-ARM
Saturno:

всем известный "Ветерок"1,5

Эту моторку видел только в книжках.
Зато имею визуальное представление семейства “пернатых”

  • у рука был Сокол (2,5см3) ( кажется харьковчан) не летали и не заводили
  • у меня был Стриж (1,5см3) на нем пытался летать , но блин в самый ответсвенный момент перед пуском когда вывел мотор на обороты у него лопнул коленвал с какого то перепугу по впускное окно.
  • есть Колибри ( 0,7см3) , его судьба проще , ему с нуля испортили поршень , и у меня никак не доходят руки выточить новый.
    -----------------------
    А из раритетеных мне нравится Красавица Москва - ну очень красивый моторка.
    Целый моторчик я не видел ( тут где то был топ про Москву ) - у нас только были остатки в виде картера и без пары.
    Мотор если так не сильно хвалили и виной был косячек в задней крышке - сделали дыру в канале после футорки что организовывало подсос мимо золотника.
    Устранив это косяк моторчик заводили и он работал вполне сносно.
    По паре точно незнаю , можит было два модифа , а можит еще как - но есть инфа что была Москва с поршневыми кольцами и была Москва с " гладкой парой".
    Но повторюсь моторка очень красивый - литьё безупречного качества , анодированный носик и задняя крышка в черный цвет , анодированная головка и футорка красным цветом . Пузатенький перепускной канальчик.
    Эх ляпота…
Saturno

Вот “Москва”, в принципе мы её обсуждали на ветке коллекция двс, это вариант с кольцами, обьем 2,3 - с ним у нашего изготовителя похоже вышла ошибка)))У аналогичного, являющегося эталоном MVVS обьем был 2,5. Уже в самой брошюре рекомендовалось делать для них гладкие пары, но серийных таких я не видел. Этот моторчик я заводил, у него сносная компрессия,но оборотов больших он не давал. Совсем непростой и недешевый(2 подшипника качения, заднее распределение, кольца) в производстве, знаменитым и популярным “Москва” так и не стал.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Да у вас она немного не так выглядит . Вчера наткнулся на крышку и носок - черненькие.
А обсуждали мы её, так года два назад - их дядька воостановил и завел устранив подсос в канале .
А популярность мотора ну чтож много было косячных моторов - зато в том виде ( разноцветный) который до меня кто то раздербанил и только несколько хахоряшек осталось этот мотор действительно коллекционный , по причине что их было очень мало .
И такое ощущение что кок у вас от метеора .
-----------------
Из серии косячных вот представитель.

Моему руку как то повезло обеспечить нас хорошей партией КМД . Он сумел в Досааф выдернуть заводской ящик коробок с " камодами" - кажится 50штук.
Но условием было что в нагрузку он заберет ведро ( не оговорился, прямо в помойное 12 литровое ведро свалили нам и выдали с ящиком КМД) этих цсткамов и убогих калильных судо\авто Метеоров которые почти не удовалось возбудить к жизни по причине голимого брака.
Тоже вполне яркий представитель и пример как не надо делать.

Saturno

да уж- цсткам 2,5д я помню появился в маге по цене 16руб - немало))накопил, купил, так себе впечатления,надо было дорабатывать, впрочем вот имею новый цсткам-3,2 дизель, так вот у нулячего с завода уже просаженная пара,это натуральный брак. Почитали бы Вы, как готовят в Англии на продажу подобные массовые дизельные двигатели PAF, берешь из коробки и на модель…и никаких проблем. А по поводу Москвы - это есть натуральный серийный образец, причем маркированый серией А, что значит из ранних

Пал_Ник
ЕВГЕНИЙ-ARM:
  • у рука был Сокол (2,5см3) ( кажется харьковчан) не летали и не заводили

О Соколе остались самые хорошие воспоминания.В 70-ые годы ,мы на них летали за милую душу (без всяких переделок.) Особенно летом в пионерском лагере (много лет ездил руководителем кружка в Юный Зиловец).Заводились с пол тычка и тянули достаточно прилично (для нашего производства) 😒

Olaf
ЕВГЕНИЙ-ARM:

выдали с ящиком КМД) этих цсткамов и убогих калильных судо\авто Метеоров которые почти не удовалось возбудить к жизни по причине голимого брака.

До 80-х практически все летали на Метеорах. Других же серийных калилок не было ! Как то “возбуждали”. Достал из закромов “судо\авто Метеор”, купленный эдак в году 80-м. Руки не доходили как то. Отличная компрессия оказалась ! Собираюсь “возбудить”.
ЦСТКАМы 2.5Д нормальные движки были, по крайней мере поначалу. Главное, что с передним распределением. Надоело, понимаете ли, резать переднюю кромку под карбюратор для МК12В и Ритм. Им не повезло только в одном - они появились практически одновременно с КМД. КМД их, конечно, сразу затмили. Резать переднюю кромку пришлось и дальше… 😦😉
Кстати, ЦСТКАМы Д были довольно экономичные. Моя бойцовка с этим движком и стандартным баком (в пылу боя) улетела… Не смог догнать, поднялась высоко, унесло ветром ! Помню только, что двигатель продолжал и продолжал работать… 😮😁 Другой бы, Ритм, например, уже заглох бы давно…

ЕВГЕНИЙ-ARM

Ну а как не затмить - подшей нет, хотя втулка металлокеромическая. Окно выхлопа очень маленькое по проходному сечению, фаза впуска зажата , к.вал имеет очень маленький противовес .
Короче недостатков больше чем плюсов . Но это история и вроде как именно вариант самостоятельной разработки а не клонирование фирменного мотора.
Хотя с другой стороны метеор компрессионный за меньшие деньги имеющий подши не уступал ЦСТКАМУ - но он просто имел продувку которую уже тогда считали устаревшей.

Причем сколько у нас не покупали Компрессионные метеоры в магазине “Пионер” - все попадались хорошего качества и работали . А вот что сливал Досааф - вот тут не знаю половина была некондицией.

sanych49

Olafу Другой бы, Ритм, например, уже заглох бы давно… Да нет ,если бачок правильный,то выработка горючки до последний капли. В давнее время,в 70 году мы с моим пилотом тренировались на аэродроме,вместе с другими моделистами, и вот мы заводим “Ритм” , мой пилот берет ручку с кордами,я выкидываю модель в воздух и …у моего пилота от не вытертой горючки .ручка выскакивает из руки. А дальше все кто был на аэродроме наблюдал как модель с кордами набирала высоту ,и все видели пока можно было её наблюдать по высоте и дальности. Улетела далеко,но горючка кончилась и модель нашлась в пределах аэродрома.

Olaf
sanych49:

и вот мы заводим “Ритм” , мой пилот берет ручку с кордами,я выкидываю модель в воздух и …у моего пилота от не вытертой горючки .ручка выскакивает из руки. А дальше все кто был на аэродроме наблюдал как модель с кордами набирала высоту ,и все видели пока можно было её наблюдать по высоте и дальности. Улетела далеко,но горючка кончилась и модель нашлась в пределах аэродрома.

Моя тоже улетела с ручкой ! 😁 Но я ее сам бросил за мгновение до встречи модели с землей. Это ж бой был, корды переплелись, падение было неизбежно. Бойцовка каким то невообразимым образов вывернулась и, уходя по радиусу от центра круга, набрала высоту и… ушла ! В 13-14 лет я не знал, что кордовые, бывает, улетают без “баласта” на противоположном конце корд. 😁
Она была обклеена пленкой, т.е. практически невидима при низкой облачности в апреле. Слышен был только звук мотора, визуально я ее скоро потерял из вида. К тому же летела по направлению к Волге, которая была, вообщем, недалеко. На лед по сугробам я бы не пошел в апреле. Даже не знаю, перелетела или нет реку. Хоть я и бежал, она улетала гораздо быстрее по ветру. Думал, что крепко получу от руководителя клуба за новый движок… Но, нет, обошлось. Посмеялся, сказал, что зря за ней бежал и рассказал кучу похожих случаев. 😁
Я сейчас думаю, что если б рассверлить дырку в футорке у этого дизеля с 4-х до 6-6.5мм (футорка позволяет), то он может и прибавил бы мощности. Только в тот момент мы уже с этими движками не экспериментировали. Чуть раньше пришли КМД. Сверлили дырки в футорках до 4.5 мм уже в них.
Если б ЦСТКАМы Д были с подшипниками, то может их и использовали по полной. Даже с их трехканальной продувкой псевдо-Шнюрле. А так, не имело смысла. Вообщем, компактный, лекгий по сравнению с КМД движок, с передним распределением - удобным для бойцовок, но… Не сложилось… Жаль. Так и не появилось серийного дизельного движка для боя в то время, да и позже, вообщем, тоже…

ДедЮз
Olaf:

трехканальной продувкой псевдо-Шнюрле

Что такое “Шнюрле” и чем отличается от “псевдо Шнюрле”? Спасибо.

Olaf
ДедЮз:

Что такое “Шнюрле” и чем отличается от “псевдо Шнюрле”? Спасибо.

Не может быть что б ВЫ не знали? Или не знаете как сформированы каналы в ЦСТКАМ 2.5 Д ? Каналов, собственно, и нет. Есть некая общая область на все три “дыры” в гильзе. Так же как в Метеоре - на две большие “дыры” в гильзе одна “общая область”.

ДедЮз
Olaf:

Есть некая общая область на все три “дыры” в гильзе. Так же как в Метеоре - на две большие “дыры” в гильзе одна “общая область”.

Честно говоря, плохо представляю “области”. В гильзе “общая область на три дыры”, можно понять как одно отверстие. Про метеор, вообще ничего не понял. Шнюрле свой патент получил за геометрию каналов формирующих 2 и более потока смеси в виде петель, обеспечивающих наполнение надпоршневого пространства без мертвых зон. Обычно каналы изображаются в виде сечений, развертки зеркала гильзы и поперечного сечения картера с гильзой в плоскости пересекающей все окна в гильзе. Термины типа “псевдо” скорее напоминают “полусыр”- по Жванецкому. Спасибо.
P.S. Может разработчки этих моторов изобрели свою продувку?

Olaf
ДедЮз:

Шнюрле свой патент получил за геометрию каналов формирующих 2 и более потока смеси в виде петель, обеспечивающих наполнение надпоршневого пространства без мертвых зон.

Вот именно - “за геометрию каналов” ! А здесь каналов то и нет. В самом деле, не назовете же Вы “каналом” пусть даже скошенные края окон в гильзе толщиной порядка одного миллиметра? Что они могут сформировать ? Какие петли и в каком направлении ? Для этого нужны полноценные каналы “с правильной геометрией” в теле двигателя, которых как раз и нет.
Возмите Метеор, представьте, что перепускной канал не у противоположной стенки от выхлопного отверстия, а имеет протяженность практически по всей окружности - от одного края выхлопного отверстия до другого. Теперь вставьте в этот картер гильзу от… Росси 15… У Вас получился “Росси 15” (образно говоря) с трехканальной продувкой Шнюрле ? Нет, Вы получите… ЦСТКАМ 2.5 Д с продувкой псевдо-Шнюрле !
Хотя, нет - у Метеора есть таки подшипники… Этот сборный двигатель все таки был бы несколько лучше. 😉 😃

ДедЮз
Olaf:

А здесь каналов то и нет.

Понял суть. Петли и геометрию потока формируют, именно окна в гильзе, образно говоря это сопла (дюзы) направленного действия, система подачи смеси в эти сопла (каналы или канал общий) влияют только на скоростные и разонансные (стоячие волны в канале) свойства, которые могут влиять на качество продувки. Однозначно утверждать что это хуже или лучше, я не берусь. Такие вещи просчитываются на проектной стадии, а потом корректируются по результатам испытаний, причем, показателем для коррекции являются косвенные данные, например обороты или характер нагара и другие. Оценку любого двигателя принято вести по его работе. Когда он отвечает поставленным требованиям, значит все в порядке, а если нет, то причин может быть множество, начните с метрологии всех движущихся частей, потом, подбор и качество материалов (пара, втулки, вал). Возможно, окажется что “собака зарыта” далеко от формы каналов в картере.

Saturno

наверно сам ЦСТКАМ 2,5 Д и не ожидал, что о нем будут так профессионально общаться))как бы не экономили, например ,в производстве Торпедо, одного из самых массовых двигунов в штатах, но палку не перегибали, уж втулку то в носок ставить необходимо, и не класть в коробку винт, изначально непригодный, а по данным 200/100 скорее для калилки. Так же как и в коробку с метеором клали и калилкам и дизелям одну хрень, основным преимуществом которой было то,что она лезла в кок))))

ДедЮз
Saturno:

наверно сам ЦСТКАМ 2,5 Д и не ожидал, что о нем будут так профессионально общаться))как бы не экономили, например ,в производстве Торпедо, одного из самых массовых двигунов в штатах, но палку не перегибали, уж втулку то в носок ставить необходимо, и не класть в коробку винт, изначально непригодный, а по данным 200/100 скорее для калилки. Так же как и в коробку с метеором клали и калилкам и дизелям одну хрень, основным преимуществом которой было то,что она лезла в кок))))

К сожалению. НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ СПРОС рождает ХАМОВИТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Saturno

у нас все это принимало парадоксальный оттенок, неужто не помните,Josef? У нас тоннами выпускали продукцию на которую никакого спроса вообще не было))Но кое чем можно было гордиться!Вот на строительном рынке вчера купил пробойник со знаком качества,изг на заводе Калибр в советские времена, Никакое китайское барахло не сравнится с подобными инструментами))вопрос: как можно было развалить такие заводы???)))Ответ в первой фразе большими буквами Вашего предыдущего поста

ДедЮз
Saturno:

у нас все это принимало парадоксальный оттенок

Как говорит мой друг: “Что да, то да!” У меня сверла, фрезы, мерители, напильники и надфили работают 30 + 10 лет. Все сделаны в Союзе. Чтобы сдесь купить инструмент (режущий, меритель), я беру с собой маленький личной надфиль Харьковского инст-го завода и часто показываю продавцам, что их, поставщики надувают. Отверткам Павловского инструм. завода износу нет. Концевым мерам из Челябинска, более 40 лет, как новые! Что да, то да!

6pvv
ДедЮз:

К сожалению. НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ СПРОС рождает ХАМОВИТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Лично я наткнулся в наше время на нечто другое, когда “хамовитое предложение” диктует “некомпетентный спрос”. В словесном выражении это звучит как: “Не нравится - не бери! Больно умный нашелся.”
Таков наш “рынок”…

omsk55

Интернет и “РЫНОК ПО РОССИЙСКИ” всё же сделали более доступным инструмент и его ассорт-т по сравнению с временами до 1991 года. А качество во все времена стоило,стоит и будет стоить очень дорого даже в массовом производстве.Увы, либо бери-либо ищи дешевле;-)