Проект "EVA"(кордовая пилотажка под лазер из Красноярска)
В общем, после не большого краша (очень не большого, заменены шасси и основные лопасти) заметил, что в полёте заметна значительная вибрация шассей с лыжами, а затем и рамы. Такое впечатление, что что-то вошло в резонанс. Причём эффект не стабилен. Сегодня летал днём, повесил его рядом, смотрю - вибрирует сильно (амплитуда колебаний лыж чуть ли не сантиметр). Испугался, посадил резво, проверил люфты - всё пучком. Думаю, дай обороты снижу - убрал полпроцента в пульте. Взлетаю - нет вибрации, но через пару минут она появилась снова. Помотал его туда-сюда пару минут, попируетил, посадил для замены акков. Следующий подъём - и нет вибрации, а через пару минут она опять есть. Посадишь, убавишь обороты, взлетаешь - опять нет… В чём может быть причина? Колбасит именно нижнюю часть борта относительно вертикальной оси влево-вправо. центр ротора визуально - как раз точка опоры относительно которой и колбасит. Частота расколбаса - единицы герц, т.е значительно ниже оборотов ротора.
Вертолёт - 600-ка. Лопасти одинаковые (разница 0,1г., центры масс на равном расстоянии, явной кривизны не видно, бабочка настроена (ну может не более миллиметра расхождение есть). В процессе раскручивания ротора, да и на рабочих оборотах на земле (1950) ничего плохого не заметно, всё идеально ровно крутится, только на определённых оборотах хвостовой плавник подколбашивает что проходит с дальнейшей раскруткой. Валы проверены - ровные. Система стабилизации - микробист. Ни каких эффектов заваливания нет - всё стабильно.
ПыСы, ах, да ещё заменил основную шестерню и пиньён на косые…
Скорее всего вал погнулся. У меня такое было, вылечил заменой валов.
всё идеально ровно крутится, только на определённых оборотах хвостовой плавник подколбашивает что проходит с дальнейшей раскруткой.
Попробуй немного поиграться с компоновкой бортового оборудования, особенно, если развесовка вертолёта не идеальная. Иногда резонансная частота может быть смещена простой перекомпоновкой оборудования на борту. Но скорее всего у тебя совсем немного погнут какой-то вал ОР или ХР и этого достаточно для возникновения резонанса. Ещё вариант это сам мотор или сместился с прежней точки крепления или его ротор повреждён. Также увеличение оборотов на роторе довольно часто убирает паразитную вибрацию тушки. Посмотри ещё хвостовые лопасти, нет ли на них сколов и бабочки на самом ХР.
У меня такая же ерунда на Fusion 50 от рождения была. Менял всё, ничего не помогло. Последний раз заменил подушку под FBL и, о чудо, вибрация пропала. Правда не совсем, на хороших лопастях нет, на плохих есть.
после не большого краша (очень не большого, заменены шасси и основные лопасти)
Предполагаю, не отбалансированы лопасти. Разный вес или не одинаковый центр тяжести.
или не одинаковый центр тяжести
Вот это скорее всего. Кстати, так и не понял что главное при балансировке -равный вес или равноудалённый ЦТ. Или просто на балансире ловить центр… Тагда и вес, и ц.т. побоку. Недавно наблюдал на ютубе как человек летал на одной лопасти, а вместо второй грузик…
что главное при балансировке -равный вес или равноудалённый ЦТ
Одинаково важно. Смещение ЦТ на 1% равносильно изменению массы на 1%.
Ага, значит если у меня лопасти имеют одинаковую массу, но цт одной чуть смещён к внешнему радиусу, то я могу слегка утяжелить вторую… до получения середины на балансире?
Самое смешное, что вертолётчик я давно, летаю как-то… а вот ясности в голове по этому вопросу нет.
Ага, посчитай на сколько он относительно смещен (в процентах) и на эту величину (тоже в процентах) утяжели другую лопасть в точке ЦТ, или ближе к концу лопасти на меньшую величину. Или методом тыка, утяжеляй пока не исчезнет вибрация. Утяжелять лучше на конце, меньше груз потребуется.
ЗЫ: Я бы приклеивал кусочки велокамеры клеем для резины. Можно оторвать если понадобится, а если само отлетит то никого не убьет.
Утяжелять лучше на конце
Вот тут вопрос спорный. До сих пор считал, да и корифеи тут писали что утяжелять можно только на линии ц.т…
Но вообще баласир, я так понимаю, по-любому проблему решает?
По-хорошему мы балансировкой пытаемся добиться вот чего. 1) Продольные ЦТ каждой лопасти должны находиться на одном и том же расстоянии от комля. 2) массы лопастей при этом должны быть одинаковы.
Поэтому сначала взвешиваем лопасти на точных весах. Тут засада, потому что весы должны быть точные.
На тяжёлой лопасти находим и отмечаем продольный ЦТ.
Отрезаем кусок балансировочной ленты по массе равный разнице между тяжёлой и лёгкой лопастями.
Ищем на лёгкой лопасти место, куда приклеить ленту, так чтобы продольный ЦТ оказался бы там же, где и на тяжёлой.
Случай, когда лопасти одинаковой массы, оставляем как упражнение для читателя. 😃
- Продольные ЦТ каждой лопасти должны находиться на одном и том же расстоянии от комля. 2) массы лопастей при этом должны быть одинаковы.
Т.е. вот эти два условия обязательны? Получается что если более тяжелая лопасть вдобавок ещё и имеет ц.т. ближе к комлю то такая пара отправляется на помойку…
Так что же, балансира не достаточно?
Т.е. вот эти два условия обязательны? Получается что если более тяжелая лопасть вдобавок ещё и имеет ц.т. ближе к комлю то такая пара отправляется на помойку…
Вообще-то да, обязательны. Ответ на второй вопрос можно получить сделав предложенное упражнение. 😃 Подсказка: нет, на помойку не отправляется.
Так что же, балансира не достаточно?
Теоретически можно и одним балансиром добиться выполнения условий, но на практике намного проще с весами. Предполагается, что балансир устроен так, что позволяет находить и ЦТ лопасти. Например, вот.
нет, на помойку не отправляется.
Не понял. По условию 2 я должен утяжелить легкую лопасть. После этой процедуры раница в дистанции до ц.т. только увеличится… А по условию 1 я должен сдвинуть ц.т. тяжелой лопасти от комля чем ещё больше её утяжелю…
До сих пор считал, да и корифеи тут писали что утяжелять можно только на линии ц.т…
Схрена? Хотя если имеется в виду продольная линия, а не поперечная, то всё верно.
Млин, ну я всегда считал что “грузики” можно вешать только на центр масс… Вертолёту-то какая разница? Если я при помощи балансира теми или иными путями добился равной центробежной силы действующей на цапфы…
Т.е. вот эти два условия обязательны?
Нет. Необходимо соблюсти условие: R1 x M1 = R2 x M2, где R и M - это расстояния от оси до ЦТ и массы лопастей, соответственно. Сам же писал:
Недавно наблюдал на ютубе как человек летал на одной лопасти, а вместо второй грузик…
Получается что если более тяжелая лопасть вдобавок ещё и имеет ц.т. ближе к комлю то такая пара отправляется на помойку…
Если очень хочется, можно сделать чтобы и масса и ЦТ стали одинаковые, для этого нужно утяжелять обе лопасти но в разных местах.
Если очень хочется
Ну, это, кабэ… Хочется чтоб шасси не трясло. Вообще, ранее шла речь о том, что оба условия обязательны…
Млин, ну я всегда считал что “грузики” можно вешать только на центр масс…
Да, можно их и туда тоже вешать. Кто запрещает?
и туда
Куда? 😃
Слуууухайте! Это чем же я до сих пор занимался? Оборачивал лопасти скотчем в два слоя по центру масс… Иногда в ход шла алюминиевая и даже медная фольга. Получается что можно было обойтись весьма гомеопатическими корректировками если не обязательно в ц.т. вешать…
Да попробуй и так, и эдак. Резиновый клей от пластика можно отодрать и отчистить без следа. Или термоусадку на лопасти насади. Или резиновые колечки намотай. Экспериментируй
После этой процедуры раница в дистанции до ц.т. только увеличится…
Мне кажется Вы не поняли. Нашли, что у тяжёлой лопасти ЦТ находится на 150мм от отверстия. Отмериваем 150мм от отверстия на лёгкой лопасти и ставим точку. Кладём лёгкую лопасть на балансир, чтобы ось балансира совпала с точкой. Наклеиваем взвешенный кусочек ленты так, чтобы лёгкая лопасть была в балансе.
Наклеиваем взвешенный кусочек ленты так, чтобы лёгкая лопасть была в балансе.
А потом проверяем что эта лопасть не стала тяжелей первой. Или легче. И правим чтобы было одинаково.
А потом проверяем что эта лопасть не стала тяжелей первой. Или легче. И правим чтобы было одинаково.
Сергей, Вы всегда только последний пост читаете? Написано же, что этот кусочек уже нужной массы.
Балансир хорошая штука. Можно отбалансировать лопасти даже не доводя их массу и ЦТ до одинаковости.
Написано же, что этот кусочек уже нужной массы.
Тогда всё будет чотко!
Сергей, Вы всегда только последний пост читаете?
Нет.
Можно отбалансировать лопасти даже не доводя их массу и ЦТ до одинаковости.
На самом деле можно действительно отбалансировать балансиром без весов, наклеивая ленту в ЦТ лёгкой лопасти. Потом посмотреть, насколько различается расстояние до ЦТ у лопастей и забить, потому что почти наверняка разница будет незначительной. 😃
До 12-13мм можно спокойно строить плоские с круглой передней кромкой. Больше 13мм ставновится проблематично
Делал стабилизаторы с плоским профилем, с круглой передней кромкой, толщиной 20 мм (в корне), на конце утоньшался до 13 мм. Задняя кромка руля плоская, 4 мм толщиной, на весь размах. И всё летело ровно и без колебаний. И квадраты делало прекрасно.
Слава видел на фотос американских соревнований. Модели с турбулизаторамина крыльях, читал ваш форум пишут что крыльями самолет. Меньше машет как на самом деле? Не сталкивался?
Никогда не делал никаких турбулизаторов, ни на передних, ни на задних кромках. Могу совершенно точно утверждать, что модели с большой стреловидностью по передней кромке, машут крыльями значительно меньше, чем классическая конструкция. Считаю, что наклейка турбулизаторов и тому подобных реек на задние кромки рулей, лишь попытками настроить ненастраиваемую модель.
А зачем двигатель вниз
для устранения гироскопического момента
Какой движок планируете ставить?
Какой движок планируете ставить?
os 46la
Слава видел на фотос американских соревнований. Модели с турбулизаторамина крыльях
“Волшебная” формула пилотажных моделей была окончательно установлена лет 10-15 назад. С тех пор, все развития в пилотажных моделях связаны с улучшением качества управляемости модели. Новая геометрия качалок Игоря Бургера и турбулизаторы это два примера этих развитий.
Качалка Бургера это та в которой малое плечо под углом?
Качалка Бургера это та в которой
мальтийский крест
мальтийский крест
Можно в эскизе?
Да!
Говорят что сей дивайс был изобритен при СССР нашим авиамоделистом по радиоуправляемым пилотажным моделям.
Фамилию не помню!
Руслан, механическая экспонента изобретена основателями термеха (теоретическая механика) и ТММ (теория машин и механизмов), за много лет до появления авиамоделизма как явления…😒😒😒
Тут, от бессоницы, пришла бредовая идея. Если у кого есть доступ к аэродинамической трубе или к соответствующей кафедре, то можно провести полезную лабараторку. Продуть крыло (только крыло) кордовой пилотажки со среднестатистической геометрией в плане, со среднестатистическим профилем, на предмет определения наиболее приемлемых значений Сх/Су при: а) различной относительной ширине и размахе закрылков; б) определение эффективного угла отклонения (с увеличением которого лобовое сопротивление растет, а подъемная сила менее эффективна (строим поляры крыла и определяем). Такие данные позволят сделать механизм обратной эспоненты для закрылков с фиксацией предельного отклонения, не зависимо от отклонения РВ!!!
Всем привет!
Новый сезон начинается. Пора в небо!
Любопытно, кто уже построил и облетал ЕВУ, выложите фото и комментарии своих впечатлений.
После выхода статьи в журнале, так же были желающие, интересно кто и как строит.
С уважением, Евгений.
Евгений, напомните пожалуйста плечи кабанчиков рулей. Медленно доделываю. Фото выложу.
Тут, от бессоницы, пришла бредовая идея. Если у кого есть доступ к аэродинамической трубе или к соответствующей кафедре, то можно провести полезную лабараторку. Продуть крыло (только крыло) кордовой пилотажки со среднестатистической геометрией в плане, со среднестатистическим профилем, на предмет определения наиболее приемлемых значений Сх/Су при: а) различной относительной ширине и размахе закрылков; б) определение эффективного угла отклонения (с увеличением которого лобовое сопротивление растет, а подъемная сила менее эффективна (строим поляры крыла и определяем). Такие данные позволят сделать механизм обратной эспоненты для закрылков с фиксацией предельного отклонения, не зависимо от отклонения РВ!!!
Привет Иосиф! Не только тебя бессонница донимает, есть и другие печали … положим разница в весе на десятке и соотношения тросов относительно центра тяжести, даже при регулируемом выходе. оБЪЯСНИ БЕСТОЛКОВОМУ…
вОЗМОЖНО ВЕТЕР К КОЭФФИЦИЕНТЕ…
“Привет Иосиф!”
Привет! Честно говоря, не врубился “разница в весе на десятке и соотношения тросов относительно центра тяжести, даже при регулируемом выходе.” Десятка-это кубатура мотора? Что значит соотношение тросов относительно ЦТ? Регулируемый выход - понятно, меняет положение модели в гор. плоскости и меняет натяжение.
Если имеется ввиду, что более тяжелый мотор сместил ЦТ модели вперед, то это может сказаться на маневренности модели и, естественно, на натяжении корд (более тяжелая модель, более мощный мотор, более передняя центровка относительно точки выхода корд из крыла). Смещая выход корд вперед вы уменьшите натяжение до комфортной величины (проверяется на “8” над головой), при этом, если маневренность ухудшилась, придется смещать ЦТ назад. По идее настройка должна начинаться с поиска хорошей управляемости, т.е. правильного ЦТ, а потом уже, натяжения. Маневренность проверяется на прямых и обратных “горках”, безопасно во всех отношениях, позволяет судить о резкости управления и о задержке команд (инертности), когда отработаете ЦТ, потом и вывод корд из крыла и грузик можно перенастроить.