Конверсия EDGE 540 EP 3D в кордовую

NK-2106
Aeroplex:

Первый полет состоялся Перед этим все-таки усилил трансмиссию закрылков латунной трубкой, сделал ее жесткой. Хотя и уменьшил ток на 4-5A, скорость все таки получилась большая, больше 100км/ч. Уже на втором круге почувствовал сильную тряску, после чего повис внутренний закрылок. Вырвало майоларовые петли с мясом (недостаточно глубоко вклеил). Даже в такой “конфигурации” самолет продолжал лететь со скоростью 90 км/ч. После посадки увидел оторванную внешнюю половинку стабилизатора и 2 перелома на внутренней. Тряска и разрушение из за флаттера. Стабилизатор усилен карбоновым прутком (лонжерона до этого вообще не было). Самолет восстановлен.

Вот это да!!! Да вы летчик-испытатель: “самолет цел, экипаж жив - задание выполнено!” У вас теперь есть бесценный опыт - публикуйте рекомендации по доводке RC-китайцев под корды.

ZigZag_f2b
NK-2106:

самолет цел

да вот с этим как раз можно поспорить… обычно после полета они целее

развороченный стабилизатор и оторванный закрылок (и это только при облете и по горизонту) - спорный вопрос на счет “бесценного опыта”…

Aeroplex

Все таки склонен думать что это был обычный резонанс. Не такой уж хлипкий был стаб и на кордовых такие не редкость. Да и после разрушения вибрация сразу прекратилась и хорошо надломленная левая половинка спокойно долетала. Полет покажет, сейчас собственная частота изменилась.

Aeroplex
Губанов_Игорь:

Когда облет?

В воскресенье уже привозил в Прибрежный. Дождался конца соревнований, но ветрище стал сильными порывами. Теперь даже не знаю где 40х40м площадку найти поближе.

papaAlex
Русинов_Сергей:

Кордовой пофиг на него.

И на “песочных часах”? Засняли бы - как они у вас без киля получаются…

NK-2106
Aeroplex:

это был обычный резонанс

Не совсем обычный, и не только соственная частота изменилась после разрушения. Если бы стоял ДВС, то можно говорить о резонансе. Причем в резонанс может войти как сам руль, так и слишком длинная не жесткая тяга. Вы же летали на электро, где уровень вибраций никакой по сравнению с ДВС. Значит это был флаттер, крутильный или изгибный, хрен знает какой, да и в общем то не важно. Но и с флаттером тоже можно бороться - нужно отбалансировать руль высоты, так чтобы на узлах подвески он висел ровно или чуть отклонялся вверх. Стандартный метод борьбы, весовая балансировка - на рог руля высоты скотчем приклеить монетки по 10 коп.

Есть еще один вариант сделать жестче руль, но это уже из другой области…

Aeroplex
NK-2106:

Вы же летали на электро, где уровень вибраций никакой по сравнению с ДВС

У меня как раз для примера есть один радио электросамолет. Вибрации нет, кроме одного режима когда совпадают частоты мотора и самой силовой установки - при прохождении его начинается тряска. Уровень вибраций здесь не причем.

Sputnik

Вибрации на радио, наверно связаны с жесткостью длинной моторамы ?

Aeroplex:

Все таки склонен думать что это был обычный резонанс. Не такой уж хлипкий был стаб и на кордовых такие не редкость.

Не согласен, стабильник нормально кордовой гораздо жестче. Способствуют флаттеру и просто отламывают стабилизатор на такой скорости роговые компенсаторы рулей, кстати они могут вообще обратить усилия в системе управления и привести к автоколебаниям рулей.
Как вариант все рули сделать из бальзовых пластин и без компенсаторов. Хочется наборные оставить - увеличить число нервюр в каркасе вчетверо, кромки из сосны и обтянуть толстым и жесткми лавсаном, а не мягкой самоклейкой.

Губанов_Игорь

Товарищи, интернет-прочнисты-хоббисты!!! Ну не выдержал, извиняйте😁😁😁

Автор топика чемпион России по кордовым гонкам среди юношей, если память не изменяет, 1979 года в Вологде. Это раз. И сертифицированный инженер по эксплуатации Эрбаса, это два.

Хватит уж грузить про теорию флаттера и передние кромки из сосны😁😁😁

papaAlex
Aeroplex:

совпадают частоты мотора и самой силовой установки

Не понятно. Объясните поконкретней пожалуйста.

NK-2106
Sputnik:

роговые компенсаторы рулей, кстати они могут вообще обратить усилия в системе управления и привести к автоколебаниям рулей.

Согласен, могут.

Sputnik:

Как вариант все рули сделать … без компенсаторов.

Не согласен. Чем изгиб тяги лучше автоколебаний, или автоколебаний возбуждаемых изгибом тяги?!

Sputnik:

очется наборные оставить - увеличить число нервюр в каркасе вчетверо, кромки из сосны и обтянуть толстым и жесткми лавсаном, а не мягкой самоклейкой.

Наверное, это слишком радикально. Достаточно переднюю кромку сделать не из рейки 6х6, а скажем, 12х6 (или еще шире) плюс три нервюры (корневую и концевые) по шире, чем обычно и жесткость станет вполне приемлимой. Или совсем хороший классический вариант: на бальзу 1 мм приклеиваем тонкие кромки и нервюры, вышкуриваем под профиль и сверху наклеиваем еще лист 1 мм. Получается наборный руль высоты с максимально возможной жесткостью минимального веса.

Aeroplex:

Уровень вибраций здесь не причем.

Колебания по конструкции самолета (от винта или мотора) являются возбудителем автоколебаний рулей.

Губанов_Игорь:

Автор топика чемпион России по кордовым гонкам среди юношей, если память не изменяет, 1979 года в Вологде. Это раз. И сертифицированный инженер по эксплуатации Эрбаса, это два.

Классно!
Давайте мерятся у кого длинней: чемпион среди юношей по скоростным кордовым моделям образца 1988 г, КМС, сейчас ведущий инженер по летным испытаниям легких гражданских самолетов. В 2007 г занимался сертификационными испытаниями двухмоторного самолета массой 2200 кг. В том числе - наземныеми виброиспытаниями (на территории ЛИИ-ЭМЗ Мясищева, проводили спецы ЦАГИ) и у себя - летными испытаниями на флаттер.

Я так думаю, в этом форуме чужие не ходят 😃

Aeroplex:

Вибрации нет, кроме одного режима когда совпадают частоты мотора и самой силовой установки - при прохождении его начинается тряска.

Не совсем понятно.

А для автоколебаний нужны несколько условий, и самое главное - подвод энергии извне. Либо от колебаний мотора либо от аэродинамических сил. На рулях все это есть. Второе условие взаимное расположение центра жесткости и центра масс колеблещейся пластины. Потому все и советуют: переместить либо центр жесткости (сосновая рейка) либо центр тяжести (грузики на рога).

Sputnik

Шаг нервюр, в той же тонкой пластинке, вчетверо это не много, получится ведь вот как тут например, но какой толшины там кромки 12-15мм… kordovie.ru/attachment.php?attachmentid=2143&d=132…

Губанов_Игорь:

чемпион России по кордовым гонкам среди юношей, 1979 года. И сертифицированный инженер по эксплуатации Эрбаса

Это прекрасно, но флаттеру этого конкретного EDGЕ это безразлично, такова суть таких конструкций как EDGЕ, максимально облегченных.
С год назад я купил набор Як-55 (такого же размера как EDGЕ) с мечтой сделать из него кордовую электрическую пилотажку, но изучив его конструкцию, в сравнении с обычной пилотажкой рядом лежащей, решил, что “малой кровью” конверсия не получится, надо вскрывать всё и усиливать иначе он имеет шанс рассыпаться в полёте. К сожалению опыт Валентина подтвердил мои опасения.

Aeroplex
NK-2106:

Потому все и советуют: переместить либо центр жесткости (сосновая рейка) либо центр тяжести (грузики на рога).

Я это сделал при ремонте, мне это было понятно сразу. Вдоль задней кромки стаба и на 1/3 от передней кромки вклеены карбоновые лонжероны 3мм. Весовую компенсацию рулей сделаю.

papaAlex:

Сообщение от Aeroplex
совпадают частоты мотора и самой силовой установки
Не понятно. Объясните поконкретней пожалуйста.

Силовая установка это моторама, мотор, винт
И проблему решил очень просто - обрезал немного вал двигателя и сместил место установки винта (кока с цангой), и никакой тряски во всем диапазоне оборотов не стало

papaAlex
Aeroplex:

обрезал немного вал двигателя и сместил место установки винта

Кривой был? Или… “в этом месте гнулся”?

Aeroplex
papaAlex:

Кривой был? Или… “в этом месте гнулся”?

Нет, не кривой и все сбалансировано. Проблемка была только в очень узком диапазоне оборотов и когда их пройдешь вибрация опять исчезала, явно резонанс.
Я может простую вещь скажу, но может кто то не механик не понимает сущность резонанса механической системы, заранее извините.

Любая мех система имеет собственную частоту колебаний - струна на гитаре, мост или газотурбинный двигатель. И если рядом будет источник создающий такую же частоту, то мех система войдет в резонанс с ним и колебания разрушат эту систему. Именно по этому запрещают солдатам ходить по мосту в ногу или при настройке гитары дергаешь одну струну, а вибрирует соседняя.

papaAlex
Aeroplex:

Я может простую вещь скажу, но может кто то не механик не понимает сущность резонанса механической системы, заранее извините.

Ну, что такое резонанс, представление имею. Интересно - как именно он зависел от длинны вала… Сейчас, при новом месте положения винта и цанги, не наблюдается? С одним винтом или с разными? Интересно…

Aeroplex
papaAlex:

Интересно - как именно он зависел от длинны вала…

Вал давно хотел подрезать, а получилось что не меняя винт изменил собственную частоту силовой установки и она ушла за пределы частот создаваемые мотором. Сейчас уже ничего не наблюдается, мотор сгорел на воде, а новый такой же пока не ставил 😃

NK-2106
papaAlex:

Ну, что такое резонанс, представление имею.

Еще раз ликбез - не любое автоколебание в авиастроении называется резонансом. В данном случае не смотря на вибрацю силовой установки автоколебания могли бы возникнуть сами по себе, в силу индивидуальных характеристик системы. Флаттер и на планерах бывает. Без мотора и винта.

Автор ведь отметил, что крутильная жесткость руля - низкая.