Конверсия EDGE 540 EP 3D в кордовую

Губанов_Игорь

Товарищи, интернет-прочнисты-хоббисты!!! Ну не выдержал, извиняйте😁😁😁

Автор топика чемпион России по кордовым гонкам среди юношей, если память не изменяет, 1979 года в Вологде. Это раз. И сертифицированный инженер по эксплуатации Эрбаса, это два.

Хватит уж грузить про теорию флаттера и передние кромки из сосны😁😁😁

papaAlex
Aeroplex:

совпадают частоты мотора и самой силовой установки

Не понятно. Объясните поконкретней пожалуйста.

NK-2106
Sputnik:

роговые компенсаторы рулей, кстати они могут вообще обратить усилия в системе управления и привести к автоколебаниям рулей.

Согласен, могут.

Sputnik:

Как вариант все рули сделать … без компенсаторов.

Не согласен. Чем изгиб тяги лучше автоколебаний, или автоколебаний возбуждаемых изгибом тяги?!

Sputnik:

очется наборные оставить - увеличить число нервюр в каркасе вчетверо, кромки из сосны и обтянуть толстым и жесткми лавсаном, а не мягкой самоклейкой.

Наверное, это слишком радикально. Достаточно переднюю кромку сделать не из рейки 6х6, а скажем, 12х6 (или еще шире) плюс три нервюры (корневую и концевые) по шире, чем обычно и жесткость станет вполне приемлимой. Или совсем хороший классический вариант: на бальзу 1 мм приклеиваем тонкие кромки и нервюры, вышкуриваем под профиль и сверху наклеиваем еще лист 1 мм. Получается наборный руль высоты с максимально возможной жесткостью минимального веса.

Aeroplex:

Уровень вибраций здесь не причем.

Колебания по конструкции самолета (от винта или мотора) являются возбудителем автоколебаний рулей.

Губанов_Игорь:

Автор топика чемпион России по кордовым гонкам среди юношей, если память не изменяет, 1979 года в Вологде. Это раз. И сертифицированный инженер по эксплуатации Эрбаса, это два.

Классно!
Давайте мерятся у кого длинней: чемпион среди юношей по скоростным кордовым моделям образца 1988 г, КМС, сейчас ведущий инженер по летным испытаниям легких гражданских самолетов. В 2007 г занимался сертификационными испытаниями двухмоторного самолета массой 2200 кг. В том числе - наземныеми виброиспытаниями (на территории ЛИИ-ЭМЗ Мясищева, проводили спецы ЦАГИ) и у себя - летными испытаниями на флаттер.

Я так думаю, в этом форуме чужие не ходят 😃

Aeroplex:

Вибрации нет, кроме одного режима когда совпадают частоты мотора и самой силовой установки - при прохождении его начинается тряска.

Не совсем понятно.

А для автоколебаний нужны несколько условий, и самое главное - подвод энергии извне. Либо от колебаний мотора либо от аэродинамических сил. На рулях все это есть. Второе условие взаимное расположение центра жесткости и центра масс колеблещейся пластины. Потому все и советуют: переместить либо центр жесткости (сосновая рейка) либо центр тяжести (грузики на рога).

Sputnik

Шаг нервюр, в той же тонкой пластинке, вчетверо это не много, получится ведь вот как тут например, но какой толшины там кромки 12-15мм… kordovie.ru/attachment.php?attachmentid=2143&d=132…

Губанов_Игорь:

чемпион России по кордовым гонкам среди юношей, 1979 года. И сертифицированный инженер по эксплуатации Эрбаса

Это прекрасно, но флаттеру этого конкретного EDGЕ это безразлично, такова суть таких конструкций как EDGЕ, максимально облегченных.
С год назад я купил набор Як-55 (такого же размера как EDGЕ) с мечтой сделать из него кордовую электрическую пилотажку, но изучив его конструкцию, в сравнении с обычной пилотажкой рядом лежащей, решил, что “малой кровью” конверсия не получится, надо вскрывать всё и усиливать иначе он имеет шанс рассыпаться в полёте. К сожалению опыт Валентина подтвердил мои опасения.

Aeroplex
NK-2106:

Потому все и советуют: переместить либо центр жесткости (сосновая рейка) либо центр тяжести (грузики на рога).

Я это сделал при ремонте, мне это было понятно сразу. Вдоль задней кромки стаба и на 1/3 от передней кромки вклеены карбоновые лонжероны 3мм. Весовую компенсацию рулей сделаю.

papaAlex:

Сообщение от Aeroplex
совпадают частоты мотора и самой силовой установки
Не понятно. Объясните поконкретней пожалуйста.

Силовая установка это моторама, мотор, винт
И проблему решил очень просто - обрезал немного вал двигателя и сместил место установки винта (кока с цангой), и никакой тряски во всем диапазоне оборотов не стало

papaAlex
Aeroplex:

обрезал немного вал двигателя и сместил место установки винта

Кривой был? Или… “в этом месте гнулся”?

Aeroplex
papaAlex:

Кривой был? Или… “в этом месте гнулся”?

Нет, не кривой и все сбалансировано. Проблемка была только в очень узком диапазоне оборотов и когда их пройдешь вибрация опять исчезала, явно резонанс.
Я может простую вещь скажу, но может кто то не механик не понимает сущность резонанса механической системы, заранее извините.

Любая мех система имеет собственную частоту колебаний - струна на гитаре, мост или газотурбинный двигатель. И если рядом будет источник создающий такую же частоту, то мех система войдет в резонанс с ним и колебания разрушат эту систему. Именно по этому запрещают солдатам ходить по мосту в ногу или при настройке гитары дергаешь одну струну, а вибрирует соседняя.

papaAlex
Aeroplex:

Я может простую вещь скажу, но может кто то не механик не понимает сущность резонанса механической системы, заранее извините.

Ну, что такое резонанс, представление имею. Интересно - как именно он зависел от длинны вала… Сейчас, при новом месте положения винта и цанги, не наблюдается? С одним винтом или с разными? Интересно…

Aeroplex
papaAlex:

Интересно - как именно он зависел от длинны вала…

Вал давно хотел подрезать, а получилось что не меняя винт изменил собственную частоту силовой установки и она ушла за пределы частот создаваемые мотором. Сейчас уже ничего не наблюдается, мотор сгорел на воде, а новый такой же пока не ставил 😃

NK-2106
papaAlex:

Ну, что такое резонанс, представление имею.

Еще раз ликбез - не любое автоколебание в авиастроении называется резонансом. В данном случае не смотря на вибрацю силовой установки автоколебания могли бы возникнуть сами по себе, в силу индивидуальных характеристик системы. Флаттер и на планерах бывает. Без мотора и винта.

Автор ведь отметил, что крутильная жесткость руля - низкая.

papaAlex
NK-2106:

Флаттер и на планерах бывает. Без мотора и винта.

Флаттер, как явление, мало связан с вибрацией - это нежёсткость (или недостаточная) плоскости на кручение. Лечится либо “ужестчением”, либо противофлаттерной загрузкой. Разрушения в следствии флаттера, наступают в силу значительного увеличения нагрузок на несущие элементы. Присутствует резонанс конструкции, взаимодействующей с внешней средой…

NK-2106
papaAlex:

Флаттер, как явление, мало связан с вибрацией - это нежёсткость (или недостаточная) плоскости на кручение. Лечится либо “ужестчением”, либо противофлаттерной загрузкой. Разрушения в следствии флаттера, наступают в силу значительного увеличения нагрузок на несущие элементы. Присутствует резонанс конструкции, взаимодействующей с внешней средой…

Так точно.

NK-2106:

для автоколебаний нужны несколько условий, и самое главное - подвод энергии извне. Либо от колебаний мотора либо от аэродинамических сил. На рулях все это есть. Второе условие - взаимное расположение центра жесткости и центра масс колеблющейся пластины. Потому все и советуют: переместить либо центр жесткости (сосновая рейка) либо центр тяжести (грузики на рога).

Aeroplex
Aeroplex:

Захотелось сделать хоббийную кордовую пилотажную полукопию и обязательно электричку.

В общем цели добился. Сегодня, спустя 20 лет, сделал 10 тестовых полетов по 1 мин. 😃
В первом полете еще один сюрприз - очень высокая скорость (3,6 сек/круг = 120 км/ч, на 18 м тросах + полукрыло и рука 😮) и флаттер закрылков и крыла.
Отсоединил привод закрылков, закрепил их армированным скотчем и прибрал скорость до 4,8 сек/круг. Ветер был достаточно сильный, догрузил внешнее крыло и нос.
При крайней посадке (есть на видео) ешё сюрприз - вырвало площадку крепления шасси 😃. Вклеена была почти никак, да и опиралась на явно не силовые шпангоуты.
Хотя самолет получился несколько перетяжеленным, после доработок летать будет. Правда на несколько высокой скорости. Поставлю 4,2 сек на круг - гарантированное натяжение и ветрозащищенность. Закрылки или доработаю в плане увеличения жесткости их самих и их трансмиссии или вообще закреплю.
Винт надо бы полегче, думаю 12х6 будет в самый раз, а то при входе на горку как бы давится. Да и разгон до крейсерской скорости великоват, почти круг. Время полета с этим акком пока 5 мин.
Еще надо бы регуль вертолетный поставить с говернером, для постоянства оборотов.
В целом доволен, получил удобный и простейший в использовании хоббийный самолет.

youtu.be/IHtYgc-Isr0

Tazz

Полёт на видео похож на полёт камня на верёвочке 😃

Aeroplex
Tazz:

Полёт на видео похож на полёт камня на верёвочке 😃

Там про это ещё и буквами написано :0)

Tazz

Да читал, читал.
Мне кажется, что тут могут быть следующие проблемы: центровка задняя, маленькая площадь (всмысле большая нагрузка на крыло) в совокупности с большим весом (хотя по мне так вес не большой). Ну не летит она как-то совсем. Хотя идея конечно отличная из RC ARF запилить кордовый самолёт.

Ради интереса полез на ютуб смотреть электро-пилотажки, впечатлился первым же видео:

Aeroplex
Tazz:

маленькая площадь (всмысле большая нагрузка на крыло) в совокупности с большим весом (хотя по мне так вес не большой). Ну не летит она как-то совсем

Все верно. Да и собственно чистую пилотажку делать и не ставил целью. Изначально знал, что при самом лучшем раскладе, нагрузка меньше 40 не будет, а получилась 50. А для пилотаги такого размера предел вообще 30. Зато теперь, когда все реально полетело и почувствовав возможности кордового электромотора есть смысл заложить и пилотагу. Сидит в голове один самолет с некоторыми нестандартными идеями, который полетел еще в начале 90х просто как песня, жаль что не пережил первый полет в руках моих пацанов. А потом ВСЁ кончилось.

Creolka
Aeroplex:

Закрылки или доработаю в плане увеличения жесткости их самих и их трансмиссии или вообще закреплю.

О чём и было сказано!

Creolka:

Оськи минимум 2.5 мм диаметром и в месте выхода оськи из фюзеляжа вклеить латунные рубочки

Creolka:

Дело тут в торсионе, закрылки могут флатерить.

“И опыт, сын ошибок трудных…”
АС Пушкин.

А в прочем всё нормально получилось!

22 days later
Aeroplex

www.youtube.com/watch?v=mxlpb1ySZ_I

Спасибо Владимиру Страхову.
После этих полетов:
-доработано управление (удалены нейлоновые наконечники в трансмиссии закрылков, как чрезмерно гибкие. Тяги закрылков (2мм) соединены между собой ближе к качалке. В целом, схема оставлена изначальная;
-усилена площадка шасси;
-уменьшен угол закрылков из за чрезмерной эффективности, как был до этого;
-догружено внешнее крыло и подстроен внешний закрылок;

Работа над ошибками и настройка продолжаются :rolleyes:

Aeroplex

Самолет, после доработок и настроек, реально летает и способен выполнять комплекс. Даже поучаствовал в соревнованиях “Кубок Самары” 😁, скорее конечно для показа красоты и чистоты стартов электричек. Самолетом управлял председатель ФАС Самарской области Айрат Гарфутдинов, за что ему отдельное спасибо. Электросетап вызвал неподдельный интерес.

Nat

Скорость полёта для пилитажа великовата. В целом впечатления от полёта хорошие.