Конверсия EDGE 540 EP 3D в кордовую
самолет цел
да вот с этим как раз можно поспорить… обычно после полета они целее
развороченный стабилизатор и оторванный закрылок (и это только при облете и по горизонту) - спорный вопрос на счет “бесценного опыта”…
Все таки склонен думать что это был обычный резонанс. Не такой уж хлипкий был стаб и на кордовых такие не редкость. Да и после разрушения вибрация сразу прекратилась и хорошо надломленная левая половинка спокойно долетала. Полет покажет, сейчас собственная частота изменилась.
Когда облет?
Еще кстати киль остался неохвачен флаттером…
киль остался
Кордовой пофиг на него. Пусть хоть с корнем вывернет.
Когда облет?
В воскресенье уже привозил в Прибрежный. Дождался конца соревнований, но ветрище стал сильными порывами. Теперь даже не знаю где 40х40м площадку найти поближе.
Кордовой пофиг на него.
И на “песочных часах”? Засняли бы - как они у вас без киля получаются…
это был обычный резонанс
Не совсем обычный, и не только соственная частота изменилась после разрушения. Если бы стоял ДВС, то можно говорить о резонансе. Причем в резонанс может войти как сам руль, так и слишком длинная не жесткая тяга. Вы же летали на электро, где уровень вибраций никакой по сравнению с ДВС. Значит это был флаттер, крутильный или изгибный, хрен знает какой, да и в общем то не важно. Но и с флаттером тоже можно бороться - нужно отбалансировать руль высоты, так чтобы на узлах подвески он висел ровно или чуть отклонялся вверх. Стандартный метод борьбы, весовая балансировка - на рог руля высоты скотчем приклеить монетки по 10 коп.
Есть еще один вариант сделать жестче руль, но это уже из другой области…
Вы же летали на электро, где уровень вибраций никакой по сравнению с ДВС
У меня как раз для примера есть один радио электросамолет. Вибрации нет, кроме одного режима когда совпадают частоты мотора и самой силовой установки - при прохождении его начинается тряска. Уровень вибраций здесь не причем.
Вибрации на радио, наверно связаны с жесткостью длинной моторамы ?
Все таки склонен думать что это был обычный резонанс. Не такой уж хлипкий был стаб и на кордовых такие не редкость.
Не согласен, стабильник нормально кордовой гораздо жестче. Способствуют флаттеру и просто отламывают стабилизатор на такой скорости роговые компенсаторы рулей, кстати они могут вообще обратить усилия в системе управления и привести к автоколебаниям рулей.
Как вариант все рули сделать из бальзовых пластин и без компенсаторов. Хочется наборные оставить - увеличить число нервюр в каркасе вчетверо, кромки из сосны и обтянуть толстым и жесткми лавсаном, а не мягкой самоклейкой.
Товарищи, интернет-прочнисты-хоббисты!!! Ну не выдержал, извиняйте😁😁😁
Автор топика чемпион России по кордовым гонкам среди юношей, если память не изменяет, 1979 года в Вологде. Это раз. И сертифицированный инженер по эксплуатации Эрбаса, это два.
Хватит уж грузить про теорию флаттера и передние кромки из сосны😁😁😁
совпадают частоты мотора и самой силовой установки
Не понятно. Объясните поконкретней пожалуйста.
роговые компенсаторы рулей, кстати они могут вообще обратить усилия в системе управления и привести к автоколебаниям рулей.
Согласен, могут.
Как вариант все рули сделать … без компенсаторов.
Не согласен. Чем изгиб тяги лучше автоколебаний, или автоколебаний возбуждаемых изгибом тяги?!
очется наборные оставить - увеличить число нервюр в каркасе вчетверо, кромки из сосны и обтянуть толстым и жесткми лавсаном, а не мягкой самоклейкой.
Наверное, это слишком радикально. Достаточно переднюю кромку сделать не из рейки 6х6, а скажем, 12х6 (или еще шире) плюс три нервюры (корневую и концевые) по шире, чем обычно и жесткость станет вполне приемлимой. Или совсем хороший классический вариант: на бальзу 1 мм приклеиваем тонкие кромки и нервюры, вышкуриваем под профиль и сверху наклеиваем еще лист 1 мм. Получается наборный руль высоты с максимально возможной жесткостью минимального веса.
Уровень вибраций здесь не причем.
Колебания по конструкции самолета (от винта или мотора) являются возбудителем автоколебаний рулей.
Автор топика чемпион России по кордовым гонкам среди юношей, если память не изменяет, 1979 года в Вологде. Это раз. И сертифицированный инженер по эксплуатации Эрбаса, это два.
Классно!
Давайте мерятся у кого длинней: чемпион среди юношей по скоростным кордовым моделям образца 1988 г, КМС, сейчас ведущий инженер по летным испытаниям легких гражданских самолетов. В 2007 г занимался сертификационными испытаниями двухмоторного самолета массой 2200 кг. В том числе - наземныеми виброиспытаниями (на территории ЛИИ-ЭМЗ Мясищева, проводили спецы ЦАГИ) и у себя - летными испытаниями на флаттер.
Я так думаю, в этом форуме чужие не ходят 😃
Вибрации нет, кроме одного режима когда совпадают частоты мотора и самой силовой установки - при прохождении его начинается тряска.
Не совсем понятно.
А для автоколебаний нужны несколько условий, и самое главное - подвод энергии извне. Либо от колебаний мотора либо от аэродинамических сил. На рулях все это есть. Второе условие взаимное расположение центра жесткости и центра масс колеблещейся пластины. Потому все и советуют: переместить либо центр жесткости (сосновая рейка) либо центр тяжести (грузики на рога).
Шаг нервюр, в той же тонкой пластинке, вчетверо это не много, получится ведь вот как тут например, но какой толшины там кромки 12-15мм… kordovie.ru/attachment.php?attachmentid=2143&d=132…
чемпион России по кордовым гонкам среди юношей, 1979 года. И сертифицированный инженер по эксплуатации Эрбаса
Это прекрасно, но флаттеру этого конкретного EDGЕ это безразлично, такова суть таких конструкций как EDGЕ, максимально облегченных.
С год назад я купил набор Як-55 (такого же размера как EDGЕ) с мечтой сделать из него кордовую электрическую пилотажку, но изучив его конструкцию, в сравнении с обычной пилотажкой рядом лежащей, решил, что “малой кровью” конверсия не получится, надо вскрывать всё и усиливать иначе он имеет шанс рассыпаться в полёте. К сожалению опыт Валентина подтвердил мои опасения.
Потому все и советуют: переместить либо центр жесткости (сосновая рейка) либо центр тяжести (грузики на рога).
Я это сделал при ремонте, мне это было понятно сразу. Вдоль задней кромки стаба и на 1/3 от передней кромки вклеены карбоновые лонжероны 3мм. Весовую компенсацию рулей сделаю.
Сообщение от Aeroplex
совпадают частоты мотора и самой силовой установки
Не понятно. Объясните поконкретней пожалуйста.
Силовая установка это моторама, мотор, винт
И проблему решил очень просто - обрезал немного вал двигателя и сместил место установки винта (кока с цангой), и никакой тряски во всем диапазоне оборотов не стало
обрезал немного вал двигателя и сместил место установки винта
Кривой был? Или… “в этом месте гнулся”?
Кривой был? Или… “в этом месте гнулся”?
Нет, не кривой и все сбалансировано. Проблемка была только в очень узком диапазоне оборотов и когда их пройдешь вибрация опять исчезала, явно резонанс.
Я может простую вещь скажу, но может кто то не механик не понимает сущность резонанса механической системы, заранее извините.
Любая мех система имеет собственную частоту колебаний - струна на гитаре, мост или газотурбинный двигатель. И если рядом будет источник создающий такую же частоту, то мех система войдет в резонанс с ним и колебания разрушат эту систему. Именно по этому запрещают солдатам ходить по мосту в ногу или при настройке гитары дергаешь одну струну, а вибрирует соседняя.
Я может простую вещь скажу, но может кто то не механик не понимает сущность резонанса механической системы, заранее извините.
Ну, что такое резонанс, представление имею. Интересно - как именно он зависел от длинны вала… Сейчас, при новом месте положения винта и цанги, не наблюдается? С одним винтом или с разными? Интересно…
Интересно - как именно он зависел от длинны вала…
Вал давно хотел подрезать, а получилось что не меняя винт изменил собственную частоту силовой установки и она ушла за пределы частот создаваемые мотором. Сейчас уже ничего не наблюдается, мотор сгорел на воде, а новый такой же пока не ставил 😃
Ну, что такое резонанс, представление имею.
Еще раз ликбез - не любое автоколебание в авиастроении называется резонансом. В данном случае не смотря на вибрацю силовой установки автоколебания могли бы возникнуть сами по себе, в силу индивидуальных характеристик системы. Флаттер и на планерах бывает. Без мотора и винта.
Автор ведь отметил, что крутильная жесткость руля - низкая.
Флаттер и на планерах бывает. Без мотора и винта.
Флаттер, как явление, мало связан с вибрацией - это нежёсткость (или недостаточная) плоскости на кручение. Лечится либо “ужестчением”, либо противофлаттерной загрузкой. Разрушения в следствии флаттера, наступают в силу значительного увеличения нагрузок на несущие элементы. Присутствует резонанс конструкции, взаимодействующей с внешней средой…