Всё о F2D. События, модели, фотки, моторы, обзоры, тренировки, анонсы мероприятий
Вопрос по конструкции модели / кто ещё помнит/. Как на известной, чемпионской модели Дорошенко , крепилась моторама к крылу ?
Как это можно сделать я знаю , интересно как это делалось .
Там было все предельно просто. Главным там было правильная подгонка моторамы к лобику крыла
Такое крепление мотораммы первыми применили французы в 1959 г., мне об этом рассказывал Борис Алексеевич Киселёв, который долгое время строил схему “Дракон” с аналогичный мотораммой.
s017.radikal.ru/i419/1412/62/6386a95e297c.jpg
Многие спортсмены из Австралии, Англии и Тайланда до сих пор делают такие мотораммы.
Вот наглядный пример формованной карбоновой мотораммы модели “Торнадо” ( Ювенко, Украина)
s014.radikal.ru/i329/1412/b1/09fcde76c8b9.jpg
У нас в клубе был специальный профильный шаблон, по которому подгонялись все детали (нижний и верхний брусок, щека, грибки, фанерная или бальзовая основа с вертикальными слоями), которые собирались и вклеивались в лобик на эпоксидной смоле К-153 или КДА.
Без каких либо стержней, усиливающих слоёв стеклоткани, приклеивалось на смоле ко лбу и косынкам? Центральная нервюра накрывается косынками или заподлицо ?
Иногда мы сверлили пару-тройку отверстий под рейки-гвоздики, или делали сквозные пропилы вклеивая перпендикулярно полоски из авиационной фанеры 1-1,5 мм. Но как показывала практика в этом месте и без дополнительного усиления узел был практически неубиваемым.
Были даже попытки сделать моторамму съёмной, с креплениями на вклеинных грибках.
Когда пошла мода на дюралевые уголки все моделисты дружно перешли на этот тип мотораммы.
Можно делать и заподлицо и накрывать центроплан профилированными косынками. Главное равномерно распределить нагрузку на всю переднюю кромку-лобик, избегая концентраторов и точек излома.
В любой современной схеме “бойцовки” это достигается за счёт боковых бальзовых накладок между лобиком и центральной нервюрой.
В ранней схеме Олега Дорошенко лобик состоял из трёх толстостенных пластин-брусков, без сосновых лонжеронов и врезных передних кромок.
В начале 80-х годов все стали вклеивать конические рейки-лонжероны и квадратную 5х5 переднюю кромку.
Без каких либо стержней, усиливающих слоёв стеклоткани, приклеивалось на смоле ко лбу и косынкам? Центральная нервюра накрывается косынками или заподлицо
Косынки мной показаны несколько некорректно. А именно, жестяной бак сопрягался с центральной нервюрой и бальзовой задней стенкой лобика. а косынка а точнее накладка это было продлением обшивки образующей лобик. Мы сейчас в моделке и Автандил все больше вспоминает эту модель, пишу с его слов поскольку эту модель я в жизни не видел. По поводу моторамы, там площади для склейки было вполне достаточно чтобы не добавлять всякие чопики для надежность. Автандил говорит что он покрывал его трехсоточной тканью на двухкомпонентном лаке. Моторама жила с моделью до конца без проблем. Да еще грибки тогда не доставались и их он точил из стали 45 и вклеивал в буковую мотораму.
Мераб, раз уж первоисточник рядом,/ к тому- же он забанен/ пожалуйста , расспросите как строилась передняя кромка- лоб модели.
Уже завтра. Авто ушел домой. Завтра придет да и наверное сам нарисует ее.😃
Ну вот и обещанное.
На верхнем рисунке прототип чемпионской модели О.Ф. Дорошенко (она была опубликована в книге Киселева Б.). Как вы можете заметить модель была очень трудоемкой в постройке и материала тоже уходило немерено, но то была необходимость поскольку микалента, которая использовалась для обтяжки модели не давала никаких шансов другим более “простым” конструкциям. Но в скором времени модель трансформировалась в более простую и не материалоемкую модель, поскольку появился новый обтяжечный материал лавсан, именно на этой модели О. Дорошенко завоевал титул чемпиона мира в 1980г. Я по памяти ее нарисовал и она представлена ниже. Модель была полностью бальзовой. И только лонжерон и прердняя кромка сосновые которые далее прикрывались бальзой. Так же миллиметровые фанерные накладки клеились на месте выхода корд бак был установлен в лобик а питающая трубка выходила аккурат за мотором из лобика, а трубка давления наверх в бальзовую косынку. Бак паянный из луженной жести 0.35 мм качалка держалась на 3 мм на скобе из ОВС и была припаяна к к задней стенке бака.
Лобик- он загибался на оправке полукругом по форме профиля нервюры, да важный момент лобик имел одну и ту же толщину на всем своем протяжении. Между нервюрами вклеивались бальзовые пластины и лобик приобретал необычайную жесткость на изгиб и кручение. Ну вот все что вспомнил из тех далеких. Эти модели не долго прожили, уже в 81 появились пенопластовые лобики и скорлупки типа киндерсюрприз для Пустышек в качестве бака под давлением и это знаменовало что эра цельнобальзовых самолетов пришла к своему логическому концу. Ну если и есть какие то огрехи прошу сильно не пинать поскольку пишу о модели с 34 летней “дистанции” 😃 Но вроде все передал правильно
Эскиз не претендует на точность размеров поскольку Автандил говорит что просто их не помнит, модель им нарисована на глазок
вот здесь всё есть f2b.io.ua/album521156
вот здесь всё есть f2b.io.ua/album521156
Там самолета Олега Дорошенко образца 80-ого нет
- Вова Д.
- Лебедев-Швецов
Спасибо за ответы. Книжка Б. Киселёва у меня есть “живьём” и по чертежу из Моделяра я сделал не одну модель /но только из имеющимся на тот момент материалов/. Сейчас захотел сделать “как это было”.
Владимир Ромашин, вы ещё ведёте авиамодельную секцию ? Если - да, то киньте мне в личку ваш почтовый адрес .
Всех бойцов с Рождеством! После 23 лет перерыва, решил вернуться в строй. Возник вопрос, когда я занимался боем, то модели делал с качалкой снаружи, а сейчас смотрю все модели опять (как в старые времена) качалка с кордами внутри крыла. С чем это связано? И ещё, какие моторы брать: MS новый классика, Фора 2014 2,5см3(новый),Залп-К(новый).
качалка с кордами внутри крыла. С чем это связано?
наверно с живучестью модели…
Кто-то предпочитает MS, кто-то Фору, а кто-то даже и Залп, каждый сам выбирает для себя моторчик…
Всех Братьев-Моделистов с Рождеством Христовым !
Да, Вадим дествительно в 90-е г. была повальная мода на компоновку качалки сверху ценральной нервюры. Это было связано с “мифом” о том, что при повреждении внутреннего крыла механик успеет переставить проволочную заделку с внутренней законцовки на внешнюю, тем самым дав возможность повторного взлёта на “половинке”.
Кроме этого некоторые “конструктора” даже делали зеркально дублирующий контейнер в внутреннем крыле для бака-соски.
Но, по статистике за “отчётный” период таких “резервных” взлётов было зарегистрировано немного, и тем более не каждый пилот имел ( и сейчас тоже не имеет) достаточной практики корректного взлёта на “половинке” модели. (Несомненно многое зависит и от навыков “выброса” самолёта механиком).
К тому же наружное расположение качалки имеет достаточное количество негативных моментов, одним из которых является ассинхронность управляемости модели, а вторым - повышенное сопротивление ( что на больших скоростях уже само по себе не есть хорошо). Третьим негативным фактором явился момент запутывания ленты в этих наружных тросах, что приводило к затягиванию распутывания корд и поздний взлёт. Четвёртым фактором, как ни странно явилась статистика “отруба всей ленты соперника”. Возможно это была просто статистическая погрешность, но по факту ( и как правило) самолёт с наружным управлением почему то рубил всю ленту под корень, а сама лента ещё и умудрялась запутаться в собственных же тросах. Пятым фактором является сложность компоновки внутреннего АО - автомата остановки с дублирующей качалкой, который работает на пережимание подачи топлива от натяжки корд и является более надёжным ( опять же по статистике), чем наружный центробежный АО. В итоге все более-менее серьёзные бойцы от идеи " аварийного дублирования" управления моделью отказались.
Что касается моторов, то самым оптимальным на сегодняшний день вариантом является калильная ФОРА 2014 г. ( с обычным или совмещённым подшипником - это уже решать Вам, по деньгам, наличию обслуживающего персонала, ремонтной базы, частоты участия в соревнованиях, прогнозируемых результатах и целях и т.д.)
Самым мощным и дорогостоящим мотором возможно является АКМ ( Анатолий Коханюк - Михаил Журавлёв), но с приобретением, обслуживанием, зап. частями и т.д. скорее всего возникнут серьёзные проблемы.
МS, ЗАЛП, ПРОФИ, ЦИКЛОН - тоже неплохие силовые установки, но всё же Самым Лучшим Спортивным Двигателем является ФОРА ( Сергей Узких-Вадим Савенко).
Двигатель “БУРАН” ( Сергей Мальков г. Новосибирск) очень похож на АКМ и неплохо себя зарекомендовал, но по “массовости”, распространнёности, ресурсу ещё находится в "творческом " поиске.
Наш клуб “Высота” сотрудничает с Компанией ФОРА с первых дней выпуска серийных моторов, причём как калильных, так и компрессионных:
www.aviaf2d.ru
И все победы и подиумы за многие годы и десятилетия наши спортсмены и юниоры-воспитанники связывают именно с ФОРОЙ ! Слава ФОРЕ ! Слава Сергею Узких и Вадиму Савенко !
Паша ! С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ ! Может создать отдельную тему и с высоты твоего опыта и оценить моторчики не словами нравиться не нравиться а цифрами - мощность - обороты - ресурс - запчасти - доступность - я лично имею в наличие ряд моторов - использую их не на бойцовках - и если честно разницы особой не заметил , я про ФОРУ , ЗАЛП , ПРОФИ - по ударо прочности об асфальт есть кое какие данные .
Может напишешь такую информацию ОБЬЕКТИВНО - для многих это будет полезно !
После 23 лет перерыва, решил вернуться в строй.
За это время произошло сформировался рынок и класс пользователей авиамодельной продукции. До нынешнего года каждый мог купить себе не только всё оборудование, но и услуги по поддержанию всего этого в работоспособном состоянии.
В этом году ситуация зависла, помимо непоняток с ценами добавились сложности с оргвопросами из-за чего было сильно сокращено количество стартов.
Вобщем, сейчас то самое время когда нужен твёрдый характер бойца.
По моделям.
Верхняя качалка вносила искажения в управление в те времена, когда мотор стоял горизонтально, сегодня помимо качалки аэродинамику портят автомат и глушитель.
Самое главное в такой компоновке - автомат не должен мешать управлению.
По моторам.
Из широкоприменяемых лучший Матюша-Сосновский, далее Фора. Залп лучше обходить стороной.
Нет такого моторчика - один вопрос - чем плох Залп ? Может что то мне в долнейшем поможет в его эксплуатации - мы его активно используем .