Новый отечественный серийный мотор
Все реально, гнездо под подшипник притирается без проблем, главное в этом деле это желание.
Тема существует уже пять лет. И за все время подобные разговоры то с одной то с другой стороны начинаются.
По поводу посадки подшипника коренного, то практически все, кто делают моторы скажут, что посадка должна быть внешней обоймы с натягом. И желательно по верхней отметке(то есть чем больше натяг тем лучше.)
Первый мой МАВР мотор, который я купил три года назад, был сделан наверное практически на коленке тогда, но это не мешало мотору крутить 28000. Кстати в этом моторе подшипник вываливался чуть ли не под собственным весом.
Те моторы, которые я сейчас эксплуатирую, то в них коренной необходимо очень хорошо прогревать, чтобы его заменить. И это также не мешает мотору крутить 28500, и лететь модели на 24 сёк.
Всё зависит, от того как к этому подходить.
В плотной посадке подшипника, ставить подшипник с увеличенным радиальным зазором.
Главное не переборщить с натягом, встречал моторы (не мм), на которых подшипники еле крутились, а когда достанешь его из картера, то все хорошо, а некоторые и достать не получалось. Подшипник просто разваливался, а внешняя обойма оставалась в картере.))
Читаю “сказ про подшипники” и диву даюсь, такое впечатление что позабыты времена когда брались 40-50 подшипников одного размера и производителя, разных партий, разбирались, селектировались по размеру шарики, селектировались внутренние и внешние обоймы и потом деревянным резцом дорожка внутренней (как правило) обоймы дотиралась в размер. Дело это было долгое и для серии точно не годилось.
И кстати материалом для таких “резцов” иногда служил самшит, довольно твердое дерево.
Сейчас доступны подшипники с рядом допусков, но проблема в том что ряд широковат, тут нужно либо договариваться с производителем о более узком допуске (селектровании из уже произведенных), но боюсь цена там будет просто космическая, либо выкатят условие на покупку 10000 подшипников и более с предоплатой!!! Кто пойдет на такие фин.вливания???
Тут мне кажется подойдут варианты с изготовлением мотора и маркировкой его серийным номером, картер после производства на измерительную машину с промером и все данные в паспорт у производителя. Если нужно замену подшипника, все данные есть и отбирается нужный. Делать это для пионэрских моторов нет смысла, а вот для моторов профессиональных наверное есть смысл. Правда непонятен момент связанный с постепенным “увеличением” посадочного места под подшипники, а особенно под коренным. Тут я думаю без отсылки к производителю никак не обойтись.
Интересная мысль насчет подбора подшипника. Только где вы его будете подбирать?
От Иосифа (ДедЮз)
Для Вячеслава Михеева, если хочешь можеш опубликовать:
Подшипники делятся на 5 классов по точности:
нормальный обозначается “0”;
повышенный “6”;
высокой точности “5”;
прицезионный “4”;
сверхприцезионный “2”.
Нужные для моделизма подшипники выпускались ГПЗ4 и его филиалом, в том числе и класса 2.
Шероховатость поверхности “Ra” примыкающих поверхностей рекомендуется по квалитету 9 разряд “в” (девятый класс чистоты) и составляет от 0,16мкм до 0,2мкм на базе 0,25мм.
Теперь о посадках.
По валу переходная тугая посадка для размера диаметра 12мм она состваляет 0…-11мкм.
Для корпуса переходная плотная при диаметре расточки от 21 до 30мм - +8…-5 мкм. А тугая +2…-11мкм.
Есть и другие поля допусков применяемые для конкретных конструкций, в данно случае я дал то что работает в качесвенных моторах из добротных материалов.
Виталик передай плиз ДедЮз что ГПЗ 4уже давно нету … И то что он написпл совершенно не подходит к современным моторам.
И ещё. ДедЮз ненадо всем писать одно и тоже в личку.
Ярослав написал с какой точностью сейчас растачивают посадочное место под коренной подшипник.
Слав, сам черкани ему в личку)) Мое дело кинуть в тему. Моя личка уже переполнена ))))))
Сейчас доступны подшипники с рядом допусков, но проблема в том что ряд широковат, тут нужно либо договариваться с производителем о более узком допуске (селектровании из уже произведенных), но боюсь цена там будет просто космическая, либо выкатят условие на покупку 10000 подшипников и более с предоплатой!!! Кто пойдет на такие фин.вливания???
я боюсь, что вы давно не в теме. Сейчас можно купить переконструированный кореной подшипник за 25-35$, получитe именно то, что надо с точностью до пары микрон и с качеством шаров, которые вам во времена “позабытых времен” и не снились. Сейчас много стало проще и появилось довольно много профи, которые могут сделать подобную работу за более чем доступные деньги.
Тут мне кажется подойдут варианты с изготовлением мотора и маркировкой его серийным номером, картер после производства на измерительную машину с промером и все данные в паспорт у производителя. Если нужно замену подшипника, все данные есть и отбирается нужный.
все это давно есть, и более того, запись полета конкретного образца, с конкретным винтом на видео для клиента. Изнашивается подшипник, получаете ТОЧНО ТАКОЙ-ЖЕ.
Любой каприз за ваши деньги
я боюсь, что вы давно не в теме. Сейчас можно купить переконструированный кореной подшипник за 25-35$, получитe именно то, что надо с точностью до пары микрон и с качеством шаров, которые вам во времена “позабытых времен” и не снились. Сейчас много стало проще и появилось довольно много профи, которые могут сделать подобную работу за более чем доступные деньги.
Ярослав не надо пафоса, если я последнее время не занимаюсь серьезным классом это не означает что я не отслеживаю последние веяния в данной теме. Что касается “позабытых” времен, и того чего там не снилось, вот в те времена как раз “прфои” и набирались опыта у “стариков”, которые замечу бесплатно рассказывали то чего сейчас все раздув щеки скрывают в “тетрадках под за…цей”…
И кстати на очч скромной станочной базе достигали результатов!!!
О точности и качестве современных шариков я осведомлен…
bcprecision.com/…/copy-of-7-64-inch-chrome-steel-b…
www.abbottball.com/products/precision-balls.html
все это давно есть, и более того, запись полета конкретного образца, с конкретным винтом на видео для клиента. Изнашивается подшипник, получаете ТОЧНО ТАКОЙ-ЖЕ. Любой каприз за ваши деньги
Я очч рад за таких производителей…😒
И в курсе того чем занимаются люди тюнингующие моторы. Отношусь к таким людям с очч большим уважением.
Виталик передай плиз ДедЮз что ГПЗ 4уже давно нету …
Да в курсе он, ребята из Самары об этом уже писали. “Торгашня” счас там на этом месте…😈
Интересная мысль насчет подбора подшипника. Только где вы его будете подбирать?
В сухом и светлом месте, желательно при постоянной температуре.😎
вы поругаться или про моторы ? Да в теме здесь многие - просто поставить даже правильные подшипники правильно - то искусство! хватит умных слов - напишите всю - именно ВСЕ ! без утайки что и как вы ставите и на какие моторы , как люфты измеряете на горячую и на холодную , чем и как смазываете и смазываете ли вообще - хватит мерится умными словами - дожили ! Молодежь не может мотор нормально собрать ! Все все в тайне держат - со словами - да чего там - греем и закидываем в картер !
я боюсь, что вы давно не в теме. Сейчас можно купить переконструированный кореной подшипник за 25-35$, получитe именно то, что надо с точностью до пары микрон и с качеством шаров, которые вам во времена “позабытых времен” и не снились. Сейчас много стало проще и появилось довольно много профи, которые могут сделать подобную работу за более чем доступные деньги.
покупал и все равно перебирал прежде чем ставить !не мог добиться правильного вращения ( но это по мне ) И честно твои , что брал у тебя в Польше мне больше понравились и еще есть пара штук
Александр Цыганов, да про моторы мы про моторы. Только про простые и доступные для простых авиамоделистов .
ага спасибо ! а их перебирать не надо ? Рассказал бы как да что ! Поделись ! мне тут кубовик принесли посмотреть - эмоции через край !
Александр да что писать. Перебираются они просто. у моих подшипники сами не выпадают , приходится греть. Пасаметра дома нет, микрометром мерить размер подшипников это бесполезное дело. Да и нет у меня 10 подшипников что бы выбирать. Для меня не важна скорость, летаю для себя. Моторы не жал. По этой причине может и свечи долго живут. Была одна проблема с белой парой . Производитель все поменял . Как сотру белые пары :)поменяю на латунь .
кубовик принесли посмотреть - эмоции через край !
фора профи или ещё цикло?
И ещё, один из первых моторов, теперь лежит на полочки. Там подшипники 12х22,5. Но он налетал очень много. Пара была латунная
Ярослав не надо пафоса, если я последнее время не занимаюсь серьезным классом это не означает что я не отслеживаю последние веяния в данной теме.
При чем тут пафос?? Просто в курсе что почем. С некоторыми тюнерами по обе стороны океана имею честь быть лично знакомым.
Подобные подшипники покупал еще лет восемь назад по озвученной цене. Другое дело, что на тот момент просто не знал как их правильно использовать. Цены с тех пор мало изменились, а качество и разнообразие улучшилось.
Что касается “позабытых” времен, и того чего там не снилось, вот в те времена как раз “прфои” и набирались опыта у “стариков”, которые замечу бесплатно рассказывали то чего сейчас все раздув щеки скрывают в “тетрадках под за…цей”…
И кстати на очч скромной станочной базе достигали результатов!!!
И щеки раздувают, и язык наружу и другие смешные вещи, но из-за этого меньше профессионалами не становятся. Где, и как они получили подобные знания, как и делиться ими, или нет - личное дело каждого. И если у меня была бы подобная тетрадка, то держал бы ее не под попой, а в несгораемом шкафу за семью замками.
Да и чтобы сделать нормальный подшипник, не нужна станочная база от слова совсем, если только уж вздумается самому сепаратор мастерить.
О точности и качестве современных шариков я осведомлен…
bcprecision.com/…/copy-of-7-64-inch-chrome-steel-b…
www.abbottball.com/products/precision-balls.html
Позвольте усомниться… в приведенной ссылке шар Г25. Что это такое? Это допустимое отклонение от сферической формы на 25 миллионных дюйма и средним качеством поверхности в два милионных.
Сейчас подшипниками с шарами точнее два раза никого не удивишь, а вы - Г25…
Признаюсь, я не знаю, какое качество шаров/подшипников было доступно в СССР широким массам населения, но что-то мне говорит о том, что если было бы супер, то сейчас летали все на советских (российских) подшипниках да шариках, но вот факты говорят о том, что российские спортсмены предпочитают забугорное барахлишко, веселее крутятся моторчики на таких подшипниках почему-то. Я не говорю о том, что потому-что сделано “за бугром”, но о том, что то, что надо спортсмену, чтобы улучшить свои показатели, в России к сожалению не производится, или просто недоступно.
Вам наверное не очень приятно читать про “сны” и все такое, воспринимаете это весьма близко к сердцу. Но факты упрямая штука, и если спортсмену не снится спортивный снаряд лучше того, который у него есть, то какой-же он спортсмен? Пардон за аллегории
вы поругаться или про моторы ? Да в теме здесь многие - просто поставить даже правильные подшипники правильно - то искусство! хватит умных слов - напишите всю - именно ВСЕ ! без утайки что и как вы ставите и на какие моторы , как люфты измеряете на горячую и на холодную , чем и как смазываете и смазываете ли вообще - хватит мерится умными словами - дожили ! Молодежь не может мотор нормально собрать ! Все все в тайне держат - со словами - да чего там - греем и закидываем в картер !
Так в основном все написал в посте 2890
rcopen.com/forum/f95/topic367133/3216
Единственное что, те, кто подшипниками занимается серьезно, у них готовые шары уже, с шагом 1-2мкм. Просто ставятся шары нужного диаметра и все. После сборки, подшипник проверятеся на радиальный люфт и переделывается снова, по надобности.
Измеряться и подшипники и посадочные гнезда и дальнейшие корректировки, должны при одной температуре. Очень критично для посадочного гнезда в картере, на таком диаметре в алюминии размер “плавает” прилично с изменением температуры.
Смазывать, или не смазывать внешнюю обойму не пренципиально, но в некоторых случаях разборка проще, когда обойма была смазана. Чем смазывать - не принципиально, сам пользую густую смазку на основе глины.
Насчет установки, действительно, если утрировать, то “закидывается” в картер. От вас требуется чтобы подшипник сел полностью, до конца. А как вы это сделаете, надев его на вал, или же на приспособу, думаю не принципиально. Нагревается картер до 110-120 град Ц., этого достаточно даже для натяга 8мкм
Ну а после установки, на полностью остывшем картере, с надетой опорной шайбой, коком и винтом, проверяете осевой люфт, если надо, подстукивается с обеих сторон алюминиевой палочкой.
Ну а насчет утайки, так ведь это производитель конкретного мотора должен написать, какие должны быть люфты на подшипниках, чтобы получить максимальную отдачу. Производитель ведь конструировал мотор и знает то, чего он хотел достичь тем, или другим. Мы, как пользователи, можем только догадываться. Просто иметь хороший подшипник и заставить его хорошо крутиться в картере
это полдела. Там ряд других параметров картер/вал, которые надо учитывать, а как, вам может сказать только производитель.
Позвольте усомниться… в приведенной ссылке шар Г25. Что это такое? Это допустимое отклонение от сферической формы на 25 миллионных дюйма и средним качеством поверхности в два милионных. Сейчас подшипниками с шарами точнее два раза никого не удивишь, а вы - Г25…
Сомнение это личное дело каждого, Вам приведена ссылка из закладок,на производителя шариков, специально искать вам нужные не стал.
Признаюсь, я не знаю, какое качество шаров/подшипников было доступно в СССР широким массам населения, но что-то мне говорит о том, что если было бы супер, то сейчас летали все на советских (российских) подшипниках да шариках, но вот факты говорят о том, что российские спортсмены предпочитают забугорное барахлишко, веселее крутятся моторчики на таких подшипниках почему-то.
Потому-что либо давно не выпускаются и приходится доставать “кота в мешке”, шарики были недоступны отдельно, за исключением выноса абы каких “в шапке”.😦
Но факты упрямая штука, и если спортсмену не снится спортивный снаряд лучше того, который у него есть, то какой-же он спортсмен? Пардон за аллегории
Ну тут согласен.
Единственное что, те, кто подшипниками занимается серьезно, у них готовые шары уже, с шагом 1-2мкм. Просто ставятся шары нужного диаметра и все. После сборки, подшипник проверятеся на радиальный люфт и переделывается снова, по надобности. Измеряться и подшипники и посадочные гнезда и дальнейшие корректировки, должны при одной температуре. Очень критично для посадочного гнезда в картере, на таком диаметре в алюминии размер “плавает” прилично с изменением температуры.
Угу и после посадки в обойму радиальный люфт изменяется за счет обжатия обоймы, неплохо тоже бы померить. Видел у одного чела для этих целей кольцо в которое он сажал подшипник и мерял радиальный люфт с учетом посадки, чтобы не разбивать посадку в картере. Обычно после этого “рождается запись в тетрадке” с люфтом перед и после, для того чтобы в будущем не маяться.😃
Александр да что писать. Перебираются они просто. у моих подшипники сами не выпадают , приходится греть. Пасаметра дома нет, микрометром мерить размер подшипников это бесполезное дело. Да и нет у меня 10 подшипников что бы выбирать. Для меня не важна скорость, летаю для себя. Моторы не жал. По этой причине может и свечи долго живут. Была одна проблема с белой парой . Производитель все поменял . Как сотру белые пары :)поменяю на латунь .
фора профи или ещё цикло?
И ещё, один из первых моторов, теперь лежит на полочки. Там подшипники 12х22,5. Но он налетал очень много. Пара была латунная
Профи - пара белая - так там топливо с нитрухой - а помыть не дано - внутри сам понимаешь что творится - вот руки просто , да и голову этим эксплуатантам - напрочь ! пытаюсь оживить -но так думаю без новых весчей не обойдусь , да и бойцовые попадают иногда в руки не намного лучше
Смазывать, или не смазывать внешнюю обойму не пренципиально, но в некоторых случаях разборка проще, когда обойма была смазана. Чем смазывать - не принципиально, сам пользую густую смазку на основе глины.
спасибо - про глину конкретнее если можно ! Читаю такие мысли и радуюсь - не знакома вам проблема фретинга , хотя на паре бойцовых встречал . Поэтому задаю где только можно эти вопросы
Ну а насчет утайки, так ведь это производитель конкретного мотора должен написать, какие должны быть люфты на подшипниках, чтобы получить максимальную отдачу. Производитель ведь конструировал мотор и знает то, чего он хотел достичь тем, или другим. Мы, как пользователи, можем только догадываться. Просто иметь хороший подшипник и заставить его хорошо крутиться в картере
это полдела. Там ряд других параметров картер/вал, которые надо учитывать, а как, вам может сказать только производитель.
- все так и есть - вынимаешь уже после хорошего пробега и о ужас ! все не то - говорил 12 мкм а там 8 ? точно обмерился ! один раз почти новый мотор собирал вал 12 часов - задал вопрос - а мене зачем полез ? чего не хватает ? ну не могу я когда не нравиться пущать его в воздух ! И как показала жизнь чаще у меня чуток луше подшипники живут после переборки
Угу и после посадки в обойму радиальный люфт изменяется за счет обжатия обоймы, неплохо тоже бы померить. Видел у одного чела для этих целей кольцо в которое он сажал подшипник и мерял радиальный люфт с учетом посадки, чтобы не разбивать посадку в картере.
не замечал такого, чтобы после смены нескольких подшипников увеличивался диаметр посадочного гнезда. В основном работаю с моторами Фора
спасибо - про глину конкретнее если можно ! Читаю такие мысли и радуюсь - не знакома вам проблема фретинга , хотя на паре бойцовых встречал .
AEROSHELL 7, AEROSHELL 22
они на основе глины. У разных марок разные эксплуатациаонные свойства. Если есть знакомые в аэропорту механики попросите их принести немножко, ими обслуживают шасси на иномарках и трущиеся элементы фюзеляжа/крыла, 22-я держит температуру до 240Ц. Только не AEROSHELL 33, эта - на основе мыла
спасибо про смазку ! будем пробовать