Новый отечественный серийный мотор
Александр да что писать. Перебираются они просто. у моих подшипники сами не выпадают , приходится греть. Пасаметра дома нет, микрометром мерить размер подшипников это бесполезное дело. Да и нет у меня 10 подшипников что бы выбирать. Для меня не важна скорость, летаю для себя. Моторы не жал. По этой причине может и свечи долго живут. Была одна проблема с белой парой . Производитель все поменял . Как сотру белые пары :)поменяю на латунь .
кубовик принесли посмотреть - эмоции через край !
фора профи или ещё цикло?
И ещё, один из первых моторов, теперь лежит на полочки. Там подшипники 12х22,5. Но он налетал очень много. Пара была латунная
Ярослав не надо пафоса, если я последнее время не занимаюсь серьезным классом это не означает что я не отслеживаю последние веяния в данной теме.
При чем тут пафос?? Просто в курсе что почем. С некоторыми тюнерами по обе стороны океана имею честь быть лично знакомым.
Подобные подшипники покупал еще лет восемь назад по озвученной цене. Другое дело, что на тот момент просто не знал как их правильно использовать. Цены с тех пор мало изменились, а качество и разнообразие улучшилось.
Что касается “позабытых” времен, и того чего там не снилось, вот в те времена как раз “прфои” и набирались опыта у “стариков”, которые замечу бесплатно рассказывали то чего сейчас все раздув щеки скрывают в “тетрадках под за…цей”…
И кстати на очч скромной станочной базе достигали результатов!!!
И щеки раздувают, и язык наружу и другие смешные вещи, но из-за этого меньше профессионалами не становятся. Где, и как они получили подобные знания, как и делиться ими, или нет - личное дело каждого. И если у меня была бы подобная тетрадка, то держал бы ее не под попой, а в несгораемом шкафу за семью замками.
Да и чтобы сделать нормальный подшипник, не нужна станочная база от слова совсем, если только уж вздумается самому сепаратор мастерить.
О точности и качестве современных шариков я осведомлен…
bcprecision.com/…/copy-of-7-64-inch-chrome-steel-b…
www.abbottball.com/products/precision-balls.html
Позвольте усомниться… в приведенной ссылке шар Г25. Что это такое? Это допустимое отклонение от сферической формы на 25 миллионных дюйма и средним качеством поверхности в два милионных.
Сейчас подшипниками с шарами точнее два раза никого не удивишь, а вы - Г25…
Признаюсь, я не знаю, какое качество шаров/подшипников было доступно в СССР широким массам населения, но что-то мне говорит о том, что если было бы супер, то сейчас летали все на советских (российских) подшипниках да шариках, но вот факты говорят о том, что российские спортсмены предпочитают забугорное барахлишко, веселее крутятся моторчики на таких подшипниках почему-то. Я не говорю о том, что потому-что сделано “за бугром”, но о том, что то, что надо спортсмену, чтобы улучшить свои показатели, в России к сожалению не производится, или просто недоступно.
Вам наверное не очень приятно читать про “сны” и все такое, воспринимаете это весьма близко к сердцу. Но факты упрямая штука, и если спортсмену не снится спортивный снаряд лучше того, который у него есть, то какой-же он спортсмен? Пардон за аллегории
вы поругаться или про моторы ? Да в теме здесь многие - просто поставить даже правильные подшипники правильно - то искусство! хватит умных слов - напишите всю - именно ВСЕ ! без утайки что и как вы ставите и на какие моторы , как люфты измеряете на горячую и на холодную , чем и как смазываете и смазываете ли вообще - хватит мерится умными словами - дожили ! Молодежь не может мотор нормально собрать ! Все все в тайне держат - со словами - да чего там - греем и закидываем в картер !
Так в основном все написал в посте 2890
rcopen.com/forum/f95/topic367133/3216
Единственное что, те, кто подшипниками занимается серьезно, у них готовые шары уже, с шагом 1-2мкм. Просто ставятся шары нужного диаметра и все. После сборки, подшипник проверятеся на радиальный люфт и переделывается снова, по надобности.
Измеряться и подшипники и посадочные гнезда и дальнейшие корректировки, должны при одной температуре. Очень критично для посадочного гнезда в картере, на таком диаметре в алюминии размер “плавает” прилично с изменением температуры.
Смазывать, или не смазывать внешнюю обойму не пренципиально, но в некоторых случаях разборка проще, когда обойма была смазана. Чем смазывать - не принципиально, сам пользую густую смазку на основе глины.
Насчет установки, действительно, если утрировать, то “закидывается” в картер. От вас требуется чтобы подшипник сел полностью, до конца. А как вы это сделаете, надев его на вал, или же на приспособу, думаю не принципиально. Нагревается картер до 110-120 град Ц., этого достаточно даже для натяга 8мкм
Ну а после установки, на полностью остывшем картере, с надетой опорной шайбой, коком и винтом, проверяете осевой люфт, если надо, подстукивается с обеих сторон алюминиевой палочкой.
Ну а насчет утайки, так ведь это производитель конкретного мотора должен написать, какие должны быть люфты на подшипниках, чтобы получить максимальную отдачу. Производитель ведь конструировал мотор и знает то, чего он хотел достичь тем, или другим. Мы, как пользователи, можем только догадываться. Просто иметь хороший подшипник и заставить его хорошо крутиться в картере
это полдела. Там ряд других параметров картер/вал, которые надо учитывать, а как, вам может сказать только производитель.
Позвольте усомниться… в приведенной ссылке шар Г25. Что это такое? Это допустимое отклонение от сферической формы на 25 миллионных дюйма и средним качеством поверхности в два милионных. Сейчас подшипниками с шарами точнее два раза никого не удивишь, а вы - Г25…
Сомнение это личное дело каждого, Вам приведена ссылка из закладок,на производителя шариков, специально искать вам нужные не стал.
Признаюсь, я не знаю, какое качество шаров/подшипников было доступно в СССР широким массам населения, но что-то мне говорит о том, что если было бы супер, то сейчас летали все на советских (российских) подшипниках да шариках, но вот факты говорят о том, что российские спортсмены предпочитают забугорное барахлишко, веселее крутятся моторчики на таких подшипниках почему-то.
Потому-что либо давно не выпускаются и приходится доставать “кота в мешке”, шарики были недоступны отдельно, за исключением выноса абы каких “в шапке”.😦
Но факты упрямая штука, и если спортсмену не снится спортивный снаряд лучше того, который у него есть, то какой-же он спортсмен? Пардон за аллегории
Ну тут согласен.
Единственное что, те, кто подшипниками занимается серьезно, у них готовые шары уже, с шагом 1-2мкм. Просто ставятся шары нужного диаметра и все. После сборки, подшипник проверятеся на радиальный люфт и переделывается снова, по надобности. Измеряться и подшипники и посадочные гнезда и дальнейшие корректировки, должны при одной температуре. Очень критично для посадочного гнезда в картере, на таком диаметре в алюминии размер “плавает” прилично с изменением температуры.
Угу и после посадки в обойму радиальный люфт изменяется за счет обжатия обоймы, неплохо тоже бы померить. Видел у одного чела для этих целей кольцо в которое он сажал подшипник и мерял радиальный люфт с учетом посадки, чтобы не разбивать посадку в картере. Обычно после этого “рождается запись в тетрадке” с люфтом перед и после, для того чтобы в будущем не маяться.😃
Александр да что писать. Перебираются они просто. у моих подшипники сами не выпадают , приходится греть. Пасаметра дома нет, микрометром мерить размер подшипников это бесполезное дело. Да и нет у меня 10 подшипников что бы выбирать. Для меня не важна скорость, летаю для себя. Моторы не жал. По этой причине может и свечи долго живут. Была одна проблема с белой парой . Производитель все поменял . Как сотру белые пары :)поменяю на латунь .
фора профи или ещё цикло?
И ещё, один из первых моторов, теперь лежит на полочки. Там подшипники 12х22,5. Но он налетал очень много. Пара была латунная
Профи - пара белая - так там топливо с нитрухой - а помыть не дано - внутри сам понимаешь что творится - вот руки просто , да и голову этим эксплуатантам - напрочь ! пытаюсь оживить -но так думаю без новых весчей не обойдусь , да и бойцовые попадают иногда в руки не намного лучше
Смазывать, или не смазывать внешнюю обойму не пренципиально, но в некоторых случаях разборка проще, когда обойма была смазана. Чем смазывать - не принципиально, сам пользую густую смазку на основе глины.
спасибо - про глину конкретнее если можно ! Читаю такие мысли и радуюсь - не знакома вам проблема фретинга , хотя на паре бойцовых встречал . Поэтому задаю где только можно эти вопросы
Ну а насчет утайки, так ведь это производитель конкретного мотора должен написать, какие должны быть люфты на подшипниках, чтобы получить максимальную отдачу. Производитель ведь конструировал мотор и знает то, чего он хотел достичь тем, или другим. Мы, как пользователи, можем только догадываться. Просто иметь хороший подшипник и заставить его хорошо крутиться в картере
это полдела. Там ряд других параметров картер/вал, которые надо учитывать, а как, вам может сказать только производитель.
- все так и есть - вынимаешь уже после хорошего пробега и о ужас ! все не то - говорил 12 мкм а там 8 ? точно обмерился ! один раз почти новый мотор собирал вал 12 часов - задал вопрос - а мене зачем полез ? чего не хватает ? ну не могу я когда не нравиться пущать его в воздух ! И как показала жизнь чаще у меня чуток луше подшипники живут после переборки
Угу и после посадки в обойму радиальный люфт изменяется за счет обжатия обоймы, неплохо тоже бы померить. Видел у одного чела для этих целей кольцо в которое он сажал подшипник и мерял радиальный люфт с учетом посадки, чтобы не разбивать посадку в картере.
не замечал такого, чтобы после смены нескольких подшипников увеличивался диаметр посадочного гнезда. В основном работаю с моторами Фора
спасибо - про глину конкретнее если можно ! Читаю такие мысли и радуюсь - не знакома вам проблема фретинга , хотя на паре бойцовых встречал .
AEROSHELL 7, AEROSHELL 22
они на основе глины. У разных марок разные эксплуатациаонные свойства. Если есть знакомые в аэропорту механики попросите их принести немножко, ими обслуживают шасси на иномарках и трущиеся элементы фюзеляжа/крыла, 22-я держит температуру до 240Ц. Только не AEROSHELL 33, эта - на основе мыла
спасибо про смазку ! будем пробовать
Спасибо, потравил душу))) Жаль давно нет таких массовых полетов…
От Иосифа (ДедЮз)
…Теперь о посадках.
По валу переходная тугая посадка для размера диаметра 12мм она состваляет 0…-11мкм.
Для корпуса переходная плотная при диаметре расточки от 21 до 30мм - +8…-5 мкм. А тугая +2…-11мкм.
Есть и другие поля допусков применяемые для конкретных конструкций, в данно случае я дал то что работает в качесвенных моторах из добротных материалов.
Иосиф, вы не поясните? Немного непонятно.
Объястните пожалуйста “на пальцах”, как понять {Для корпуса переходная плотная при диаметре расточки от 21 до 30мм - +8…-5 мкм. А тугая +2…-11мкм.}
Ведь если в плюс расточка посадочного места, внешняя обойма будет болтаться в гнезде?
И еще такой вопрос, как по-вашему, уменьшается ли внешняя обойма в диаметре после установки (обжимает остывший алюминий) и если да, то учитывается какой-то коэффициент?
К примеру. Внешняя обойма +7 к гнезду, значит ли, что внешняя обойма уменьшится на то-же значение?
Слышал разные мнения на этот счет. Свое - однозначно уменьшается, но не знаю на сколько, инструмент есть, но недостаточно точный, чтобы через дорожки померить (разрешение > 5мкм)
К примеру. Внешняя обойма +7 к гнезду, значит ли, что внешняя обойма уменьшится на то-же значение? Слышал разные мнения на этот счет. Свое - однозначно уменьшается, но не знаю на сколько, инструмент есть, но недостаточно точный, чтобы через дорожки померить (разрешение > 5мкм)
Обойму сожмет, насколько точно не скажет никто, для этого делаются измерения довольно простым способом. Для этого ставятся оба подшипника в картер, точится ось в размер вала проходящая через носовой и коренной подшипник и выходящая через отверстие задней крышки, длинна оси после задней крышки милиметров 150. Далее точится оправка в отверстие под цилиндр с отверстием под индикатор, индикатор берется с ценой деления 0.001 и длинным щупом, чтобы при установке мог достать до оси установленной в подшипники (фиксацию индикатора и самой оправки обычно делают “на разжим штифтом”). Выставляете шкалу индикатора в 0 и “шатаете” ось в направлении оси установки индикатора (без фанатизма!!!). При установке ось не должна стягивать внутренние обоймы подшипников иначе измерения будут неверными. Если зазор не устраивает, вытаскиваете подшипник, дорабатываете обоймы (меняете шарики), делаете шаманский ритуал, собираете обратно, меряете и т.д.
И так пока зазор не удовлетворит.
Кольцо про которое я рассказывал и которое вас “развеселило” нужно для таких исследовательских работ.
И так пока зазор не удовлетворит.
И что это даст, с учётом того, что в зависимости от разных факторов картер нагреется в области вала во время работы?
Как-то намерил 84 градуса… а если после “закапывания” так и более 100…
Т.е. я думаю, все эти замеры в статике при комнатной температуре малоинформативны, а тем более для обычного потребителя.
Посадки, с которыми двигатель работает хорошо при определённом развале картера, думаю были найдены при многочисленных экспериментах именно в поле а не в мастерской…
И что это даст, с учётом того, что в зависимости от разных факторов картер нагреется в области вала во время работы?
Это даст то с чем хотя бы можно выйти “в поле”.
Обычному потребителю в поле можно выходить даже с “граненым стаканом”!😁
Это даст то с чем хотя бы можно выйти “в поле”.
Ну с чем выйти в поле, имея размеры и данные подшипников, не сложно и посчитать…
А алкоголь и спорт вещи несовместимые:P
А алкоголь и спорт вещи несовместимые:P
это вы про каких авиамоделистов )
это вы про каких авиамоделистов )
Про спортивных;)
А алкоголь и спорт вещи несовместимые
Обычному потребителю в поле можно выходить даже с “граненым стаканом”!
Дык а я что написал?
Насчет во время несовместимые, хотя бывали варианты!!! А опосля даж Великие не отказывали себе в удовольствии.😒
Ну с чем выйти в поле, имея размеры и данные подшипников, не сложно и посчитать…
К сожалению только с расчетами в “поле” не выйдешь.
А вот посчитать, практически подобрать подшипника 3-4 с шагом 3-5 микрон, а потом в “поле” с помощью сухого спирта и прямых рук проверить теорию, это даже очч помогает.
А особенно когда от “поля” до мастерской не один десяток км…😵
Обойму сожмет, насколько точно не скажет никто
Приблизительно можно посчитать.
При посадке с натягом сжимается стальное кольцо, и растягивается алюминиевый картер. Нужно найти отношение характеристик сжатия кольца к растяжению картера.
Для кольца подшипника Ø21.0 и толщиной стенки примерно 1.0 мм и коэффициентом упругости для углеродистой стали 2,1*10^5 получаем 21,0/19,0 * 2,1 * 10^5 = 2.32 * 10^5
Для картера с посадкой под подшипник Ø21.0, наружным диаметром Ø25.0 и коэффициентом упругости для алюминиевого сплава 0.79*10^5 получаем 25,0/21,0 * 0.79 * 10^5 = 0.94 * 10^5
Отношение кольцо/картер = 0.40.
Т.е. при натяге кольца в картере в 12-15 микрон, кольцо сожмется на 5-6 микрон
Интересно, а овальность внешней обоймы можно посчитать (жесткость картера в районе посадочного места неравномерная) или это уже компьютерное моделирование нужно?
Отношение кольцо/картер = 0.40.
Т.е. при натяге кольца в картере в 12-15 микрон, кольцо сожмется на 5-6 микрон
Небольшая коррекция. 0.4 должно составлять соотношение сжатия/растяжения кольца/картера, поэтому приняв растяжение картера за Х, получим
х+0.4х = 12 мкм (итоговый натяг)
Итого сжатие кольца получается 12/1.4 * 0.4 = 3.5 микрона
Интересно, а овальность внешней обоймы можно посчитать (жесткость картера в районе посадочного места неравномерная) или это уже компьютерное моделирование нужно?
Если упростить неравномерность, к примеру приняв что в районе лапок толщина стенок не 2-2.5 мм а 8.0, а в районе бустера/жиклера скажем 3.5, то наверное можно. Но получится очень приблизительно конечно
Приблизительно можно посчитать.
Все в нашем бренном мире относительно!!!😒
Даже в том способе определения который я описал, есть определенные допущения. Я чесно сказать думал что об этом напишет Марат, как человек абсолютно приближенный к метрологии.😁
А именно:
- Точность индикатора, если сказать по простому отклонение показаний в зависимости от хода штока, у приличных индикаторов (Mitutoyo, Tesa, Mahr) есть паспорт где это указано в форме графика и всегда можно скорректировать показания.
- Точность и качество обработки (поверхности) измерительной оправки в вал, а также ее посадки в обоймы подшипников, там может набежать вполне прилично.
- Температурные колебания.
И в итоге, ожидаем 8, а выходит 12…😦
коэффициентом упругости для углеродистой стали 2,1*10^5
У стали ШХ-15 (из которой обычно делали обоймы подшипников)
Модуль упругости нормальный Ε, ГПа - 211
oitsp.ru/marochnik/stal-shh15
У сплава Ак4-1
Модуль упругости нормальный Ε, ГПа -72
oitsp.ru/marochnik/ak4-1