Новый отечественный серийный мотор

Yaroslav_Melnikov
pv11:

Угу и после посадки в обойму радиальный люфт изменяется за счет обжатия обоймы, неплохо тоже бы померить. Видел у одного чела для этих целей кольцо в которое он сажал подшипник и мерял радиальный люфт с учетом посадки, чтобы не разбивать посадку в картере.

не замечал такого, чтобы после смены нескольких подшипников увеличивался диаметр посадочного гнезда. В основном работаю с моторами Фора

александр52:

спасибо - про глину конкретнее если можно ! Читаю такие мысли и радуюсь - не знакома вам проблема фретинга , хотя на паре бойцовых встречал .

AEROSHELL 7, AEROSHELL 22
они на основе глины. У разных марок разные эксплуатациаонные свойства. Если есть знакомые в аэропорту механики попросите их принести немножко, ими обслуживают шасси на иномарках и трущиеся элементы фюзеляжа/крыла, 22-я держит температуру до 240Ц. Только не AEROSHELL 33, эта - на основе мыла

VitalikV

Спасибо, потравил душу))) Жаль давно нет таких массовых полетов…

Yaroslav_Melnikov
VitalikV:

От Иосифа (ДедЮз)

…Теперь о посадках.
По валу переходная тугая посадка для размера диаметра 12мм она состваляет 0…-11мкм.
Для корпуса переходная плотная при диаметре расточки от 21 до 30мм - +8…-5 мкм. А тугая +2…-11мкм.
Есть и другие поля допусков применяемые для конкретных конструкций, в данно случае я дал то что работает в качесвенных моторах из добротных материалов.

Иосиф, вы не поясните? Немного непонятно.
Объястните пожалуйста “на пальцах”, как понять {Для корпуса переходная плотная при диаметре расточки от 21 до 30мм - +8…-5 мкм. А тугая +2…-11мкм.}
Ведь если в плюс расточка посадочного места, внешняя обойма будет болтаться в гнезде?
И еще такой вопрос, как по-вашему, уменьшается ли внешняя обойма в диаметре после установки (обжимает остывший алюминий) и если да, то учитывается какой-то коэффициент?
К примеру. Внешняя обойма +7 к гнезду, значит ли, что внешняя обойма уменьшится на то-же значение?
Слышал разные мнения на этот счет. Свое - однозначно уменьшается, но не знаю на сколько, инструмент есть, но недостаточно точный, чтобы через дорожки померить (разрешение > 5мкм)

pv11
Yaroslav_Melnikov:

К примеру. Внешняя обойма +7 к гнезду, значит ли, что внешняя обойма уменьшится на то-же значение? Слышал разные мнения на этот счет. Свое - однозначно уменьшается, но не знаю на сколько, инструмент есть, но недостаточно точный, чтобы через дорожки померить (разрешение > 5мкм)

Обойму сожмет, насколько точно не скажет никто, для этого делаются измерения довольно простым способом. Для этого ставятся оба подшипника в картер, точится ось в размер вала проходящая через носовой и коренной подшипник и выходящая через отверстие задней крышки, длинна оси после задней крышки милиметров 150. Далее точится оправка в отверстие под цилиндр с отверстием под индикатор, индикатор берется с ценой деления 0.001 и длинным щупом, чтобы при установке мог достать до оси установленной в подшипники (фиксацию индикатора и самой оправки обычно делают “на разжим штифтом”). Выставляете шкалу индикатора в 0 и “шатаете” ось в направлении оси установки индикатора (без фанатизма!!!). При установке ось не должна стягивать внутренние обоймы подшипников иначе измерения будут неверными. Если зазор не устраивает, вытаскиваете подшипник, дорабатываете обоймы (меняете шарики), делаете шаманский ритуал, собираете обратно, меряете и т.д.
И так пока зазор не удовлетворит.
Кольцо про которое я рассказывал и которое вас “развеселило” нужно для таких исследовательских работ.

Марат
pv11:

И так пока зазор не удовлетворит.

И что это даст, с учётом того, что в зависимости от разных факторов картер нагреется в области вала во время работы?
Как-то намерил 84 градуса… а если после “закапывания” так и более 100…
Т.е. я думаю, все эти замеры в статике при комнатной температуре малоинформативны, а тем более для обычного потребителя.

Посадки, с которыми двигатель работает хорошо при определённом развале картера, думаю были найдены при многочисленных экспериментах именно в поле а не в мастерской…

pv11
Марат:

И что это даст, с учётом того, что в зависимости от разных факторов картер нагреется в области вала во время работы?

Это даст то с чем хотя бы можно выйти “в поле”.
Обычному потребителю в поле можно выходить даже с “граненым стаканом”!😁

Марат
pv11:

Это даст то с чем хотя бы можно выйти “в поле”.

Ну с чем выйти в поле, имея размеры и данные подшипников, не сложно и посчитать…
А алкоголь и спорт вещи несовместимые:P

Марат
Вячеслав_Михеев:

это вы про каких авиамоделистов )

Про спортивных;)

pv11
Марат:

А алкоголь и спорт вещи несовместимые

pv11:

Обычному потребителю в поле можно выходить даже с “граненым стаканом”!

Дык а я что написал?
Насчет во время несовместимые, хотя бывали варианты!!! А опосля даж Великие не отказывали себе в удовольствии.😒

Марат:

Ну с чем выйти в поле, имея размеры и данные подшипников, не сложно и посчитать…

К сожалению только с расчетами в “поле” не выйдешь.
А вот посчитать, практически подобрать подшипника 3-4 с шагом 3-5 микрон, а потом в “поле” с помощью сухого спирта и прямых рук проверить теорию, это даже очч помогает.
А особенно когда от “поля” до мастерской не один десяток км…😵

Alexx=
pv11:

Обойму сожмет, насколько точно не скажет никто

Приблизительно можно посчитать.

При посадке с натягом сжимается стальное кольцо, и растягивается алюминиевый картер. Нужно найти отношение характеристик сжатия кольца к растяжению картера.
Для кольца подшипника Ø21.0 и толщиной стенки примерно 1.0 мм и коэффициентом упругости для углеродистой стали 2,1*10^5 получаем 21,0/19,0 * 2,1 * 10^5 = 2.32 * 10^5

Для картера с посадкой под подшипник Ø21.0, наружным диаметром Ø25.0 и коэффициентом упругости для алюминиевого сплава 0.79*10^5 получаем 25,0/21,0 * 0.79 * 10^5 = 0.94 * 10^5

Отношение кольцо/картер = 0.40.

Т.е. при натяге кольца в картере в 12-15 микрон, кольцо сожмется на 5-6 микрон

maksuttt

Интересно, а овальность внешней обоймы можно посчитать (жесткость картера в районе посадочного места неравномерная) или это уже компьютерное моделирование нужно?

Alexx=
Alexx=:

Отношение кольцо/картер = 0.40.

Т.е. при натяге кольца в картере в 12-15 микрон, кольцо сожмется на 5-6 микрон

Небольшая коррекция. 0.4 должно составлять соотношение сжатия/растяжения кольца/картера, поэтому приняв растяжение картера за Х, получим
х+0.4х = 12 мкм (итоговый натяг)

Итого сжатие кольца получается 12/1.4 * 0.4 = 3.5 микрона

Интересно, а овальность внешней обоймы можно посчитать (жесткость картера в районе посадочного места неравномерная) или это уже компьютерное моделирование нужно?

Если упростить неравномерность, к примеру приняв что в районе лапок толщина стенок не 2-2.5 мм а 8.0, а в районе бустера/жиклера скажем 3.5, то наверное можно. Но получится очень приблизительно конечно

pv11
Alexx=:

Приблизительно можно посчитать.

Все в нашем бренном мире относительно!!!😒

Даже в том способе определения который я описал, есть определенные допущения. Я чесно сказать думал что об этом напишет Марат, как человек абсолютно приближенный к метрологии.😁
А именно:

  1. Точность индикатора, если сказать по простому отклонение показаний в зависимости от хода штока, у приличных индикаторов (Mitutoyo, Tesa, Mahr) есть паспорт где это указано в форме графика и всегда можно скорректировать показания.
  2. Точность и качество обработки (поверхности) измерительной оправки в вал, а также ее посадки в обоймы подшипников, там может набежать вполне прилично.
  3. Температурные колебания.
    И в итоге, ожидаем 8, а выходит 12…😦
Alexx=:

коэффициентом упругости для углеродистой стали 2,1*10^5

У стали ШХ-15 (из которой обычно делали обоймы подшипников)

Модуль упругости нормальный Ε, ГПа - 211
oitsp.ru/marochnik/stal-shh15
У сплава Ак4-1
Модуль упругости нормальный Ε, ГПа -72
oitsp.ru/marochnik/ak4-1

Марат

Кстати не забываем, что и диаметр вала тоже имеет свой допуск и внутренний диаметр подшипника тоже. И диаметры беговых дорожек тоже…И в конечном итоге получаем размерную цепь с большим числом изменящихся элементов, что в конечном итоге обращает все теории практически в ноль. Вот и шарики подбирают, и гнезда подтирают и подшипники с разными радиальными зазорами ищут… конечно кто имеет доступ к соответствующему оборудованию и мерителю может для себя любимого изготовить пару моторов очень точно. Но таких к сожалению единицы…

maksuttt
pv11:

Даже в том способе определения который я описал, есть определенные допущения.

Есть, конечно)) Но при условии, что измерения будут проводиться одним прибором эти “допущения” будут одинаковыми для всех последующих измерений. А уж как добиться хорошего повторения измерений - дело каждого. Можно и вал сделать разжимной, и тп.

александр52

не кто не хочет учитывать реальную температуру картера - подшипника - вала - там наверняка такая чехарда , одно греется локально , другое место топливо студит - все съеживается - расширяется - что все расчеты слетят к черту - это как с развалом , концовка всех этих мучений - результат в итоговой таблицы - просто видел такие случаи и вам наверняка они тоже знакомы - шедевр инженерной мысли и механики - а не робит !а простенький не замысловатый моторчик или модель - творит чудеса

Alexx=
pv11:

Модуль упругости нормальный Ε, ГПа - 211
oitsp.ru/marochnik/stal-shh15
У сплава Ак4-1
Модуль упругости нормальный Ε, ГПа -72
oitsp.ru/marochnik/ak4-1

Если вы про размерность единиц, то модуль упругости обычно измеряется в МПА. В данном случае это неважно т.к. рассчитывается относительная величина.

Если вы про то, что модуль упругости АК4-1 0.72 (а не 0.79), то во первых картер не обязательно сделан из АК4-1 (к примеру у ФОРА сейчас льют из другого материала), а во вторых для АК4-1 размер сжатия кольца для АК4-1 изменится на 0.3 микрона

александр52:

не кто не хочет учитывать реальную температуру картера - подшипника - вала

В данном конкретном случае мы имеем некое совпадение теории и практики с учетом температуры.
При температуре картера порядка 100 градусов, имеем коэффициент линейного расширения для кольца подшипника 11.9, для картера 21.4.
Т.е. при нагреве от 20 градусов до 100, картер расширится на 18 микрон, кольцо подшипника на 9 микрон, т.е. получаем минимальный натяг в 9 микрон.

Это хорошо согласуется с экспериментальными данными: натяг на подшипнике 12-15 микрон, я пробовал уменьшать натяг, притирая посадочное отверстие, при натяге меньше 10 микрон, кольцо начинает проворачиваться.

Марат

“Но при условии, что измерения будут проводиться одним прибором”
Там предлагается ось поставленную в подшипник качать рукой… рука скажу я вам очень не точный инструмент 😛