Большие проблемы маленького мотора.

Дядя_Витя

Хочу поделится результатами доработки мотора Фора-2.5Д Юниор. По началу, моторчик вызвал бурю положительных эмоций, не дорогой, с алюминиевой парой, прекрасно сделанн, с технологической точки зрения. Все хорошо, только работает, так себе, ни богу свечка, ни черту кочерга. Режим плавает, при зажатии давится, беда… Снял со стенда, стал разбираться. При обнаружении причины, аж огорчился до невозможности. Это же надо додуматься, аллюминиевую, моноблочную гильзу стягивать стальными шпильками, между головкой и картером? Подобной безграмотности я не ожидал от знаменитой фирмы. При работе гильза прогревается и стремится к расширению, а стяжные болты неволят, не дают расширятся. Гильза прет в стороны, геометрия уходит. Правда осмотрев моноблок понял, еще не все потеряно, внизу приличный кусок материала, и возможно развязать мотор по теплу. И так, взяв торцевое сверло диаметром 5мм и зажав моноблок в оправку на фрезерный станок, заглубился по родным отверстиям на 10мм и изготовил площадки и каналы для крепежных винтиков. Будьте осторожны материал хрупковат, обороты побольше, подачу поменьше, иначе сколются края оребрения, если нет фрезерного станка, операцию можно провести бормашиной, но тогда рубашку придется прорезать насквозь. Взяв 4 винтика длинной 6мм, с головкой под шестигранник, притянул моноблок к картеру. Теперь крепление головки, поворачиваем головку на 90, от прежнего положения, размечаем и сверлим под резьбу М3, на глубину 6мм, 3 ребра. Закрепляем головку болтиками и летим. Сразу заметите результат доработки, мотор сильно добавляет, режим становится стабильным. Воздухобойка с винтом DSD 4 резанным до 180, полетела весьма шустро, но заметил можно еще поджать, ан некуда, выкинул прокладки, все равно не хватает. Хочется поджаться еще капельку, но упор. Обороты высокие, можно жать. Зажал вкладыш головки в оправку на токарный станок и проточил торец на 0,3мм. Зазор между поршнем и контриком сохраняется 0,1мм. Побежал тут же пробовать, мотор запел, на земле 22000, режим звонкий, устойчивый, сплошная радость в полете.

Aeroplex

Держу в руках, новый некатаный. Действительно косяк производителя. Коэффициент линейного расширения стали 13, а алюминия 22. Правда есть нерж. стали AISI 304 (Российские аналоги стали: 304 AISI по ГОСТ – 08Х18Н10, 304 L AISI – 03Х18Н11) с к-том 17,3. Попробую поискать.

Дядя_Витя:

поворачиваем головку на 90, от прежнего положения, размечаем и сверлим под резьбу М3

На 45* наверное.

Дядя_Витя

Спасибо, заболтался, конечно же на 45. По поводу сталей это интересно, но наверное не сработает, болты в любом случае холоднее гильзы, и предварительный натяг надо учитывать.

Aeroplex
Дядя_Витя:

болты в любом случае холоднее гильзы, и предварительный натяг надо учитывать.

Это все так, только боюсь что при креплении блока за новый нижний фланец, движку башку быстро оторвет. Теперь жду опыта Вашей эксплуатации. Надеюсь на успех.

Дядя_Витя

На данный момент налетал 18 полетов на самом пиковом режиме. Следов каких- либо поползновений нет. Моноблок деталь цельная, а сверления не нарушают общую целостность, да, на КМД бывало уши обламывало, но это уши, а здесь цельный блок.

КОТяRUS

“Дядя Витя” а Вы калильный или дизельный вариант пробовали?

Дядя_Витя

Я работал с дизелем, хотя там есть возможность ставить калильную голову, но калилка из нее бесперспективная, до боевой Форы не до тянет. Есть дальний прицел на контурные гонки. Сейчас, когда выжат режим без присадок, поработаю с ними, попытаюсь наладить горячий запуск. А фотограф я никакой, и фотика нет. Кстати внешне практически никаких изменений.

Слава_Ямпольский

Я всегда восхищаюсь людмьми которые могут так легко работать с двигателями. Я так никогда и не научился доводить движки. Эх, обучил бы кто нибудь.

ДедЮз
Слава_Ямпольский:

Я всегда восхищаюсь людмьми которые могут так легко работать с двигателями. Я так никогда и не научился доводить движки. Эх, обучил бы кто нибудь.

Если когда-нибудь посетишь Святую Землю, местные святые просветить смогут. Большие доки в области моторной медицины!😉

Дядя_Витя

Моторчики люблю с детства, занимался всю жизнь моторными классами, скоростью, механичал на бою. Все дело в оборудовании, мне удалось сохранить несколько станков, они конечно развалины, строить на таких мотор бессмысленно, но какие то простые доработки делать можно. Самое главное понять, что мотору нужно, а это уже простите опыт- сын ошибок, как известно.

КОТяRUS

Всем доброго времени суток, по скольку тема про фору-пионер, то вставлю свои пять копеек из личного опыта. 1) мотыль на каленвалах производитель начал не запресовывать, как на предыдущих моторчиках, а делает зацело. 2) один из 2-х моторов отработал туеву хучу времени и был отложен в ремящик по причине сильного износа мотыля. У другого же этот самый мотыль оторвало уже на 4-ом запуске и что самое неприятное на серевнованиях. Моторы спокойно летают с футоркой 4мм в гоночном режиме, при чем можно настроить их до 45-и кругов при средней скорости полета 26,15. Присадка, да, нужна, но начинать надо с 1% , винты оптимально 7х6, пробовали с большем шагом, двиг начинает давиться. Ну вот пока как бы все, будет еще чего интересного напишу, сфоткаю, выложу.

Дядя_Витя

Хочется добавить, поэксперементировал с присадкой Super Diesel Additiv. Результаты хорошие, 15мл на 500мл топлива меняют моторчик на корню, контрик отжался на 1 оборот, мощность чувствуется подросла, режим стал легче настраиваться. Что касается обрывов мотыля, мне кажется это следствие сильно зажатого мотора. Присадки надо лить, хотя бы для того, что бы отжаться, моторчику легче крутиться. Что касается задавливания мотора на винтах большого шага, все верно, обороты упали, надо отжиматься…

КОТяRUS

К сожалению мотор был разжат, две прокладки под головкой и контрик еще можно было бы дожать на оборот, но несудьба. Химии в топливе был ровно 1%, а не 1.25 как в предыдущий лил.

14 days later
КОТяRUS

Всем форумчаном ДОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК! Вчера на кордодроме в Химках тестировали Фору-дизель-пионер, переделанный как было уже описано выше. ОГРОМНЫЙ РЕСПЕКТ И УВАЖЕНИЕ “ДЯДЯ ВИТЯ”. Да подтверждаю- мотор РЕАЛЬНО стал работать лучше! При сильном поджатии не давится, работает очень хорошо. Данный двигатель тестировался на модели F-2F, Видео заснять неудалось, просто были приятно удевлены работой двигателя! Модель показала скорость 24.2с винт APC C-2 резаный по диаметру до 155мм. Топливо самопал присадка 1%…
С уважением , экипаж Михеев-Катасонов.
P.S. Полное фото мотора в разборе гарантирую после соревнований в Жуковском, для особо нетерпеливых, приезжайте на соревнования. Покажу, дам повертеть, расскажу.

КОТяRUS

Винт АРС 7Х7, обрезан до ф155. С-2 как я понял это тип этого винта, у С-2 комель ф 12-14мм и лопасть узкая.

Дядя_Витя

Cпасибо за высокую оценку моих скромных трудов, про соревнования интересно, при хорошей скорости, получаются ли круги?

КОТяRUS
Дядя_Витя:

Cпасибо за высокую оценку моих скромных трудов, про соревнования интересно, при хорошей скорости, получаются ли круги?

Да, получаются! И при грамотной подборке диаметра футорки, проходных сечений питателя, стартовой дозы, почирка под поршень- двигатель стабильно заводится с первого-третьего “тычка”. И неторопитесь с дерганьем, каждый тычек нужно укладывать в 1.3-1.5 секунды но сам тычек должен быть МАКСИМАЛЬНО резким. Есть и хреновые моменты- прсле 800-850 кругов на максимальном режиме начинает осыпаться шарики в коренном подшипнике.

ДедЮз
КОТяRUS:

начинает осыпаться шарики в коренном подшипнике.

Наверно, не шарики осыпаются, а сепаратор разваливается. Упреждайте. Делайте свои сепараторы, можно и подшипник улучшить, все в ваших руках.

КОТяRUS
ДедЮз:

Наверно, не шарики осыпаются, а сепаратор разваливается. Упреждайте. Делайте свои сепараторы, можно и подшипник улучшить, все в ваших руках.

Да, “Josef”, вы как всегда абсолютно правы! Сегодня имел разговор за эту проблему со своим наставником по двигателестроению, он мне тоже самое озвучил.

Дядя_Витя

Да, проблема знакомая. На высоко нагруженных моторах, порой не только сепаратор рассыпается, но и шары шелушаться. Здесь путь один, разгрузка подшипника. Или пытаться подобрать более тяжелый в данной серии, лучше импортный, или разбирать подшипник и пытаться его усилить. Подборка шаров по среднему размеру, муторный поцесс, но себя оправдывает. Лишний шар, снижает нагрузку на подшипник, но новый сепаратор делать надо и шары тщательно мерить и подбирать. Есть более простой путь, закупить подшипники и менять, скажем после 500 кругов. У меня Фора пока столько не налетала, спасибо за обозначение проблемы.

Pasha#

А что вы думаете о варианте с “засыпкой” шаров без сепаратора. Давно есть мысли попробовать.

ДедЮз
Pasha#:

А что вы думаете о варианте с “засыпкой” шаров без сепаратора. Давно есть мысли попробовать.

Есть точные рекомендации по этому поводу. Справочник Орлова. Насыпной шариковый для низких (очень) оборотов, роликовые просчитываются. Есть опред. ограничения. Какая проблема сделать сепаратор сборный или с “защелками”? Или цельный сепаратор с макс. числом шариков (не кратных носовому), но с проточкой одного из колец подш-ка.