кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Mekhanik
А-50:

Вообще это достаточно долгая история. Планировалась целая серия моделей, в основном под двигатели 0,8. Можно поковыряться в старых МК, кажется 75г, там статья с картинками на центральном развороте. Из того, что там было, до прилавков дошли:

Если быть более точным, то это была центральная вкладка в журнале “Моделист-Конструктор” №5 за 1974 год. Прикрепляю.

КОТяRUS
Mekhanik:

Если быть более точным, то это была центральная вкладка в журнале “Моделист-Конструктор” №5 за 1974 год. Прикрепляю.

КАПЕЦ!!! Столько красоты загубили!!!

Mekhanik
Анатольевич:

Не,не загубили…Просрали,продали,украли…

Алексей! А откуда Вам то, это известно? Вы, в той стране практически не жили! Так что не стоит, рассуждать о том, чего Вы не знаете!

Aldar_Balzhinov

Не похоже на фабричную модель, но надпись интересна)

михаил76

Пока в воспоминаниях о минувших днях установилось затишье, расскажу немного об одном наборе, который можно сегодня встретить в продаже.

Это “набор заготовок пилотажной модели самолёта. С размахом крыла 840 мм”. Вот, собственно и всё, что об этом самолёте известно. Даже названия у него нет.

Приобрести сегодня этот набор можно без проблем в ряде московских магазинов, которые продают наборчики кордовых и радиоуправляемых моделей отечественного производства. Жива ещё наша промышленность!
Стоимость этого набора (по сравнению с зарубежными ARF) - копеечная.
Если верить сайту “Термика”, то данный набор - это производство “Термика”. Хотя ни на коробке, ни внутри неё я не смог найти никакой информации
о реальном производителе комплекта. Её просто нет.

Далее, в коробке можно найти забавный чертёж, выполненный на двух раздельных листах формата А3. И на этих же листах написана в верхнем углу инструкция по сборке.

Больше всего “восхитили” 12 нервюр, нарисованных чуть ли не шариковой ручкой на 4мм фанере. Сразу вспомнился кружок, где ребята (и я в том числе) часами выпиливали такие нервюрки, периодически ломая пилки в лобзиках.

Впрочем в данном наборе есть и ноу-хау (чего в наборах времён СССР не было) - деталь из бальзы. Киль! И… всё. Больше ничего бальзового в этом наборе нет.
Я долго пытался найти заготовки стабилизатора и руля высоты, пока наконец не понял, что две одинаковых прямоугольных фанерки 4мм - это они и есть.
Также в наборе есть кусочек жести для изготовления бачка, заготовка тросика, качалка и кабанчик… очень большого размера. Ну просто вызывающе большого для такой небольшой модели.

В целом конструкция модели меня немало удивила. Интересно посмотреть на того конструктора, который создал такую модель и назвал её ПИЛОТАЖНОЙ.
В результате я собрал модель внеся в конструкцию ряд изменений. Получилось нечто среднее между данной “пилотажной моделью” и “тренировочной моделью” из книги В.С.Рожкова “авиамодельный кружок”.

На фото модель пока ещё недособрана, но общий вид уже понятен. Специально решил сделать модель в стилистике кордовых тренировочных самолётиков, которые мы делали в кружке. Умышленно использовал лавсан из своих старых запасов, сделал классическое “школьное” одностоечное шасси, изменил форму фюзеляжа, сделав его длиннее, нервюры изготовил из деревянных линеек, и… для удобства транспортировки сделал съёмное крыло, для чего качалку пришлось вынести из крыла наружу и закрепить на фюзеляже. Кабанчик конечно же заменил на более миниатюрный )))
Ни на какие конструкторские ухищрения я при сборке данной модели не претендовал. Просто делал самолётик, стараясь сделать его похожим на модель образца 80-х годов.

Так что резюмируя, хочу добавить, что если у кого-то будет желание окунуться в авиамодельное детство, то подобные наборы неизвестного отечественного производителя (хотя… пусть это всё-таки будет “термик”))) могут помочь в этом приятном занятии.

Oktyabrionok
михаил76:

Это “набор заготовок пилотажной модели самолёта. С размахом крыла 840 мм”. Вот, собственно и всё, что об этом самолёте известно. Даже названия у него нет.

Давеча в субботу помогал облётывать именно такой,, на движке КМД. Вообщем для учебки неплохо летает, но две петли подряд делать страшновато - проседает и может “заморковиться”, фюзеляж не облегчался, взлётный вес 670 грамм. Вообще для КоМоДа модель маловата я считаю, для него площадь крыла можно сделать побольше и профиль потолще.
Фото и видео предоставил Владимир MVM).

www.youtube.com/watch?v=nbKWcTOoAwY

Aeroplex
михаил76:

“набор заготовок пилотажной модели самолёта. С размахом крыла 840 мм”

михаил76:

Стоимость этого набора (по сравнению с зарубежными ARF) - копеечная.

Цена этого чуда 800 - 1190р.!!! Спрашивается, зачем покупать набор обрезков строительной фанеры, если в тех же магазинах можно взять бальзы на две - три соразмерные модели и за те же деньги. Остальное, что потребуется - подножные материалы: велосипедные спицы, жесть от банок, лавсан - обертка от цветов для любимой женщины 😁 , обрезки фанеры или текстолит… Разве что сосновую доску придется на рейки распустить, но и тут “голь на выдумки хитра”.
Советские наборы подчас покупали ради высококачественной авиационной фанеры, микалентной бумаги, реек, корд, проволоки ОВС, медных трубок. А уж творили из них своё.

михаил76
Aeroplex:

зачем покупать набор обрезков строительной фанеры,

Да ко же спорит? Бальзу, плёнку покупаю регулярно. А здесь реально захотелось изучить - что сейчас выпускается нашей промышленностью.
Думаю, что спрос на такие наборы сегодня всё-таки есть. Небольшой, но имеется. Иначе бы их не делали вовсе.

Кстати, ещё на такой момент вчера забыл обратить внимание: обычно мы в кружке привыкли полки лонжерона делать из реек сечением 4х4, 4х6 и 4х8мм.
В этом же наборе конструкторы не поскупились и забабахали рейки сечением 6х6 (!). Хотя, надо отдать должное: рейки ровные, гладкие. Обязательно для чего-нибудь сгодятся. )

Aeroplex:

Советские наборы подчас покупали ради… А уж творили из них своё.

Опять-таки не в 100% случаев. Мне не раз приходилось наблюдать, как ребята в кружке кропотливо выпиливали и собирали самолётики точь в точь, как было написано в инструкции набора (как сейчас модно говорить: по мануалу)))
Я и сам использовал поначалу заготовки из наборов по их самому прямому назначению. Иногда получалось, иногда… не очень.

playxx

А не у кого не осталось фото набора “Кордовая гоночная модель самолета”. Помню купил ее во втором классе и с неё начался мой путь в авиамоделизме. Помню как мама принесла с работы лобзик, пилки и я начал свой долгий и упорный путь в моделизм, точнее начал пилить нервюры. Пилил долго, с перерывами, целый год. Помню как мечтал выйти во двор и запустить самолет на кордах на глазах у девчонок, чтоб по выпендриваться. Тогда мало понимал в управлении и хотел сделать самолет на одной корде, молодой был, глупый. Но так хотелось объемный фюзеляж.

Анатольевич
Mekhanik:

Алексей! А откуда Вам то, это известно? Вы, в той стране практически не жили! Так что не стоит, рассуждать о том, чего Вы не знаете!

Ага,не жил…Ни разу в теме барахолка не видел “продам российские двс”.

Frame
Aeroplex:

Спрашивается, зачем покупать набор обрезков строительной фанеры, если в тех же магазинах можно взять бальзы на две - три соразмерные модели и за те же деньги.

Ну здесь всё же уже готовый набор со всем необходимым. Его покупают не моделисты, а дилетанты, ну или папа из бывших моделистов для своего чада. Ну и охота ему искать по разным магазинам всякую мелочь? А то, что дороговато, так набор ещё же нужно укомплектовать, напилить реек, сделать коробку, что-то заказать в разных фирмах. Всё это труд и он должен оплачиваться. Конечно, возможно если подобный набор делали бы в каком-нибудь провинциальном городке, его цена была бы ниже, чем в Москве. Разный уровень зарплаты и уровень жизни.

михаил76
Frame:

Его покупают не моделисты, а дилетанты, ну или папа из бывших моделистов для своего чада

Игорь, не соглашусь с вами! Для дилетантов и папиных чад сейчас полным полно RTF-ов на любой вкус и кошелёк, где уже есть всё. Вставил батарейки и полетел (вверх или вниз - это уже не суть важно).
А такие “дровянные наборчики” как раз хороши для осваивания азов в конструировании моделей, набивания руки, трудолюбия, в конце концов.
Дилетант такое не возьмёт никогда.

Mekhanik

И так, по просьбам трудящихся! Представляю Набор №22 - Кордовая гоночная модель самолета. К сожалению мой набор из поздних выпусков, 1986 года - нет герба “ДОСААФ СССР” на лицевой стороне коробки, вместо него логотип Гомельских мастерских. Так же в наборах поздних выпусков, фюзеляж делался наборным из двух реек и двух маленьких брусочков. В ранних выпусках данного набора, фюзеляж выпиливался из цельного липового бруска. Что было ценностью данного набора. Так же в моем наборе, лобик крыла предлагается зашить ужасным, непонятного происхождения шпоном. В ранних выпусках набора, тоже самое предлагалось выполнить из тонкой 1 мм, березовой, 1-го сорта фанеры, изготовленной на Костромском фанерном комбинате (на некоторых заготовках, иногда, встречался штамп этого комбината). Ну, а в остальном, набор за многие годы не претерпел особых конструктивных изменений. Фирменная фишка, этой гоночной модели - алюминиевый капот! Ничего подобного, не встречалось в других наборах кордовых моделей самолетов! Да и пожалуй вся конструкция фюзеляжа данной модели - это шедевр! И ведь действительно, по моему, это был единственный из наборов кордовых моделей самолетов, производимых в СССР, где фюзеляж предлагалось сделать объемным! Все остальные модели были с плоским фюзеляжем. Мною было построено несколько, моделей из таких наборов. Первые две были сделаны в соответствие с чертежами. На них были установлены четырехканальные двигатели “Ритм”. Но запускали мы их конечно, как простые тренировочные, кордовые модели, с бачками на 4-5 минут полета. Летали эти модели, тоже как простые тренировочные модели… не более! Думаю, что такие же “гонки”, были построены не только у нас в кружке, так что, возможно кто то еще поделится своими воспоминаниями…

Анатольевич:

Ага,не жил…Ни разу в теме барахолка не видел “продам российские двс”.

Алексей! И при чем тут “Барахолка”? Вы, вообще о чем?
Мы, здесь наборы кордовых моделей, обсуждаем!
Если Вам есть, что сказать по этой теме - напишите!
А флудить тут не нужно!

GeeBee
Mekhanik:

Что было ценностью данного набора.

Не только липа. В ранних наборах, 70-е годы, пенопласт был светлокоричневого цвета весь, марку не знаю. Его ацетон не “трогал”, можно было эмалитом клить. Фонари были прозрачные.

bayker

А в моих наборах " Кордовая гоночная " фюзеляж был из сосновой доски это точно , а не из липы. На память остались два фонаря и капот . Фонари один прозрачный . другой матовый белый.

михаил76
bayker:

На память остались два фонаря и капот

А у меня где-то качалка из этого набора валяется )))

В кружке у нас было два таких набора (при мне во всяком случае). Из одного модель собрали. И даже на выставках она висела и на соревнованиях на ней пытались летать.
А другой раздербанили на запчасти. Те, кто был поопытнее, себе фанеру прикарманил и тот пенопласт, который ацетоном не разъедался.
А нам - мелочёвка досталась. Я урвал капот (сам не знал для чего… понравился просто), и качалку. В итоге капот так и не нашёл применения и канул с годами в небытие, а качалка так и лежит где-то в архивах ))

Mekhanik

Наткнулся на просторах Инета вот на такую, схематическую модель самолета, изготовлявшуюся когда то Симферопольскими мастерскими. Отдельную тему не стал делать по этому поводу, хотя модель конечно не кордовая, но все же советский набор. К моему стыду, я никогда не видел такого набора! И для меня он в какой то мере - открытие. Так как я всегда думал, что в советские время, был только Гомельский Набор №6 - “Схематическая модель самолета”. Может быть кто то из Вас строил такие, Симферопольские схематички - поделитесь впечатлениями.
P.S. Во избежание путаницы, фото набора №6 так же прикрепляю - это последние две фотографии.

михаил76
Mekhanik:

я никогда не видел такого набора! И для меня он в какой то мере - открытие.

Вот так совпадение! У меня же был такой самолётик резиномоторный. Это была моя самая самая первая модель. Я ещё в начальной школе учился.
Я и не знал, что она из набора, думал, что самоделка.
Узнал её по чертежу!
Подарил дальний родственник полностью собранную (я тогда вообще и представления не имел о конструкции моделей).
Но восторга было немерено. С отцом пускать с горки ходили.
Потом с ребятами во дворе. Потом, как это обычно бывает… сломали во время очередного спора. Ногой на крыло наступили.
Для меня тогда это была трагедия. Слёзы, сопли… и т.д.
Пытался восстановить, проволочками скручивал, клеем каким-то капал. Но не имея никаких навыков в постройке, ничего толкового не вышло.
Валялась за шкафом с отломанным крылом, пылилась. Потом просто… пошла в утиль.
Эх! Такие воспоминания оживили! Можно сказать, что с этой схематической резинки увлечение у меня и пошло.

михаил76

В продолжение поста #150
Вот, “самолётик из детства” доделан и готов к облёту.

Нашёл бачок от старой модели, подлатал.
Поставил КМД, произведённый когда-то в нашем городе.
Взял из старых запасов родной Гомельский винт.
Единственный! Поэтому если сломается, придётся искать современную замену.

В общем, как модели строить, руки помнят.
Главное теперь, чтобы они вспомнили, как ручку корда держать. 20 лет не держал уже )))

коля-техник
михаил76:

Вот так совпадение!

Во!.. А у меня еще пропеллер живой от этой модельки! Но как то она плохо летала…