кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Oktyabrionok
михаил76:

Это “набор заготовок пилотажной модели самолёта. С размахом крыла 840 мм”. Вот, собственно и всё, что об этом самолёте известно. Даже названия у него нет.

Давеча в субботу помогал облётывать именно такой,, на движке КМД. Вообщем для учебки неплохо летает, но две петли подряд делать страшновато - проседает и может “заморковиться”, фюзеляж не облегчался, взлётный вес 670 грамм. Вообще для КоМоДа модель маловата я считаю, для него площадь крыла можно сделать побольше и профиль потолще.
Фото и видео предоставил Владимир MVM).

www.youtube.com/watch?v=nbKWcTOoAwY

Aeroplex
михаил76:

“набор заготовок пилотажной модели самолёта. С размахом крыла 840 мм”

михаил76:

Стоимость этого набора (по сравнению с зарубежными ARF) - копеечная.

Цена этого чуда 800 - 1190р.!!! Спрашивается, зачем покупать набор обрезков строительной фанеры, если в тех же магазинах можно взять бальзы на две - три соразмерные модели и за те же деньги. Остальное, что потребуется - подножные материалы: велосипедные спицы, жесть от банок, лавсан - обертка от цветов для любимой женщины 😁 , обрезки фанеры или текстолит… Разве что сосновую доску придется на рейки распустить, но и тут “голь на выдумки хитра”.
Советские наборы подчас покупали ради высококачественной авиационной фанеры, микалентной бумаги, реек, корд, проволоки ОВС, медных трубок. А уж творили из них своё.

михаил76
Aeroplex:

зачем покупать набор обрезков строительной фанеры,

Да ко же спорит? Бальзу, плёнку покупаю регулярно. А здесь реально захотелось изучить - что сейчас выпускается нашей промышленностью.
Думаю, что спрос на такие наборы сегодня всё-таки есть. Небольшой, но имеется. Иначе бы их не делали вовсе.

Кстати, ещё на такой момент вчера забыл обратить внимание: обычно мы в кружке привыкли полки лонжерона делать из реек сечением 4х4, 4х6 и 4х8мм.
В этом же наборе конструкторы не поскупились и забабахали рейки сечением 6х6 (!). Хотя, надо отдать должное: рейки ровные, гладкие. Обязательно для чего-нибудь сгодятся. )

Aeroplex:

Советские наборы подчас покупали ради… А уж творили из них своё.

Опять-таки не в 100% случаев. Мне не раз приходилось наблюдать, как ребята в кружке кропотливо выпиливали и собирали самолётики точь в точь, как было написано в инструкции набора (как сейчас модно говорить: по мануалу)))
Я и сам использовал поначалу заготовки из наборов по их самому прямому назначению. Иногда получалось, иногда… не очень.

playxx

А не у кого не осталось фото набора “Кордовая гоночная модель самолета”. Помню купил ее во втором классе и с неё начался мой путь в авиамоделизме. Помню как мама принесла с работы лобзик, пилки и я начал свой долгий и упорный путь в моделизм, точнее начал пилить нервюры. Пилил долго, с перерывами, целый год. Помню как мечтал выйти во двор и запустить самолет на кордах на глазах у девчонок, чтоб по выпендриваться. Тогда мало понимал в управлении и хотел сделать самолет на одной корде, молодой был, глупый. Но так хотелось объемный фюзеляж.

Анатольевич
Mekhanik:

Алексей! А откуда Вам то, это известно? Вы, в той стране практически не жили! Так что не стоит, рассуждать о том, чего Вы не знаете!

Ага,не жил…Ни разу в теме барахолка не видел “продам российские двс”.

Frame
Aeroplex:

Спрашивается, зачем покупать набор обрезков строительной фанеры, если в тех же магазинах можно взять бальзы на две - три соразмерные модели и за те же деньги.

Ну здесь всё же уже готовый набор со всем необходимым. Его покупают не моделисты, а дилетанты, ну или папа из бывших моделистов для своего чада. Ну и охота ему искать по разным магазинам всякую мелочь? А то, что дороговато, так набор ещё же нужно укомплектовать, напилить реек, сделать коробку, что-то заказать в разных фирмах. Всё это труд и он должен оплачиваться. Конечно, возможно если подобный набор делали бы в каком-нибудь провинциальном городке, его цена была бы ниже, чем в Москве. Разный уровень зарплаты и уровень жизни.

михаил76
Frame:

Его покупают не моделисты, а дилетанты, ну или папа из бывших моделистов для своего чада

Игорь, не соглашусь с вами! Для дилетантов и папиных чад сейчас полным полно RTF-ов на любой вкус и кошелёк, где уже есть всё. Вставил батарейки и полетел (вверх или вниз - это уже не суть важно).
А такие “дровянные наборчики” как раз хороши для осваивания азов в конструировании моделей, набивания руки, трудолюбия, в конце концов.
Дилетант такое не возьмёт никогда.

Mekhanik

И так, по просьбам трудящихся! Представляю Набор №22 - Кордовая гоночная модель самолета. К сожалению мой набор из поздних выпусков, 1986 года - нет герба “ДОСААФ СССР” на лицевой стороне коробки, вместо него логотип Гомельских мастерских. Так же в наборах поздних выпусков, фюзеляж делался наборным из двух реек и двух маленьких брусочков. В ранних выпусках данного набора, фюзеляж выпиливался из цельного липового бруска. Что было ценностью данного набора. Так же в моем наборе, лобик крыла предлагается зашить ужасным, непонятного происхождения шпоном. В ранних выпусках набора, тоже самое предлагалось выполнить из тонкой 1 мм, березовой, 1-го сорта фанеры, изготовленной на Костромском фанерном комбинате (на некоторых заготовках, иногда, встречался штамп этого комбината). Ну, а в остальном, набор за многие годы не претерпел особых конструктивных изменений. Фирменная фишка, этой гоночной модели - алюминиевый капот! Ничего подобного, не встречалось в других наборах кордовых моделей самолетов! Да и пожалуй вся конструкция фюзеляжа данной модели - это шедевр! И ведь действительно, по моему, это был единственный из наборов кордовых моделей самолетов, производимых в СССР, где фюзеляж предлагалось сделать объемным! Все остальные модели были с плоским фюзеляжем. Мною было построено несколько, моделей из таких наборов. Первые две были сделаны в соответствие с чертежами. На них были установлены четырехканальные двигатели “Ритм”. Но запускали мы их конечно, как простые тренировочные, кордовые модели, с бачками на 4-5 минут полета. Летали эти модели, тоже как простые тренировочные модели… не более! Думаю, что такие же “гонки”, были построены не только у нас в кружке, так что, возможно кто то еще поделится своими воспоминаниями…

Анатольевич:

Ага,не жил…Ни разу в теме барахолка не видел “продам российские двс”.

Алексей! И при чем тут “Барахолка”? Вы, вообще о чем?
Мы, здесь наборы кордовых моделей, обсуждаем!
Если Вам есть, что сказать по этой теме - напишите!
А флудить тут не нужно!

GeeBee
Mekhanik:

Что было ценностью данного набора.

Не только липа. В ранних наборах, 70-е годы, пенопласт был светлокоричневого цвета весь, марку не знаю. Его ацетон не “трогал”, можно было эмалитом клить. Фонари были прозрачные.

bayker

А в моих наборах " Кордовая гоночная " фюзеляж был из сосновой доски это точно , а не из липы. На память остались два фонаря и капот . Фонари один прозрачный . другой матовый белый.

михаил76
bayker:

На память остались два фонаря и капот

А у меня где-то качалка из этого набора валяется )))

В кружке у нас было два таких набора (при мне во всяком случае). Из одного модель собрали. И даже на выставках она висела и на соревнованиях на ней пытались летать.
А другой раздербанили на запчасти. Те, кто был поопытнее, себе фанеру прикарманил и тот пенопласт, который ацетоном не разъедался.
А нам - мелочёвка досталась. Я урвал капот (сам не знал для чего… понравился просто), и качалку. В итоге капот так и не нашёл применения и канул с годами в небытие, а качалка так и лежит где-то в архивах ))

Mekhanik

Наткнулся на просторах Инета вот на такую, схематическую модель самолета, изготовлявшуюся когда то Симферопольскими мастерскими. Отдельную тему не стал делать по этому поводу, хотя модель конечно не кордовая, но все же советский набор. К моему стыду, я никогда не видел такого набора! И для меня он в какой то мере - открытие. Так как я всегда думал, что в советские время, был только Гомельский Набор №6 - “Схематическая модель самолета”. Может быть кто то из Вас строил такие, Симферопольские схематички - поделитесь впечатлениями.
P.S. Во избежание путаницы, фото набора №6 так же прикрепляю - это последние две фотографии.

михаил76
Mekhanik:

я никогда не видел такого набора! И для меня он в какой то мере - открытие.

Вот так совпадение! У меня же был такой самолётик резиномоторный. Это была моя самая самая первая модель. Я ещё в начальной школе учился.
Я и не знал, что она из набора, думал, что самоделка.
Узнал её по чертежу!
Подарил дальний родственник полностью собранную (я тогда вообще и представления не имел о конструкции моделей).
Но восторга было немерено. С отцом пускать с горки ходили.
Потом с ребятами во дворе. Потом, как это обычно бывает… сломали во время очередного спора. Ногой на крыло наступили.
Для меня тогда это была трагедия. Слёзы, сопли… и т.д.
Пытался восстановить, проволочками скручивал, клеем каким-то капал. Но не имея никаких навыков в постройке, ничего толкового не вышло.
Валялась за шкафом с отломанным крылом, пылилась. Потом просто… пошла в утиль.
Эх! Такие воспоминания оживили! Можно сказать, что с этой схематической резинки увлечение у меня и пошло.

михаил76

В продолжение поста #150
Вот, “самолётик из детства” доделан и готов к облёту.

Нашёл бачок от старой модели, подлатал.
Поставил КМД, произведённый когда-то в нашем городе.
Взял из старых запасов родной Гомельский винт.
Единственный! Поэтому если сломается, придётся искать современную замену.

В общем, как модели строить, руки помнят.
Главное теперь, чтобы они вспомнили, как ручку корда держать. 20 лет не держал уже )))

коля-техник
михаил76:

Вот так совпадение!

Во!.. А у меня еще пропеллер живой от этой модельки! Но как то она плохо летала…

GeeBee
Mekhanik:

Может быть кто то из Вас строил такие, Симферопольские схематички - поделитесь впечатлениями.

У меня был похожий набор. Может быть даже это был “предшествинник” этому. Нервюры были из алюминиевой проволоки, кромки из фанеры с отверстиями в который нервюры вставлялись и концы загибались. Законцовкт то же из проволоки. Обтягивалось папиросной бумагой. Винт липовый, наборе брусочек был. Стабилизатор : кромки фанерные и законцовки проволочные. Киля кажется проволочный. Это было примерно так с 69 по 71 год. До летного состояния я его не довел тогда. Помню отец винт делал. Мне было лет 8-9.

GistWarGeneral
михаил76:

Вот, “самолётик из детства” доделан и готов к облёту.

Выкос мотора “из круга” не практикуете? При небольшом ветре корды будут слабнуть.

pakhomov4
GeeBee:

Мне было лет 8-9.

GeeBee:

Это было примерно так с 69 по 71 год

С арихметикой - просто бяда…

Mekhanik
GeeBee:

У меня был похожий набор. Может быть даже это был “предшествинник” этому. Нервюры были из алюминиевой проволоки, кромки из фанеры с отверстиями в который нервюры вставлялись и концы загибались. Законцовкт то же из проволоки. Обтягивалось папиросной бумагой. Винт липовый, наборе брусочек был. Стабилизатор : кромки фанерные и законцовки проволочные. Киля кажется проволочный. Это было примерно так с 69 по 71 год. До летного состояния я его не довел тогда. Помню отец винт делал. Мне было лет 8-9.

У Вас был Гомельский Набор №6 - Схематическая модель самолета. Вот чертежик прикрепляю из этого набора.

михаил76
GistWarGeneral:

Выкос мотора “из круга”

Там есть выкос. Небольшой, правда, но есть.
И киль немного под углом приклеен, и грузик на внешнем крыле закреплён. Всё как и положено.
Но не пилотажка же. Просто, элементарные фигуры бы вспомнить, которые раньше делал. )))

GeeBee:

Нервюры были из алюминиевой проволоки. Законцовки то же из проволоки. Обтягивалось папиросной бумагой.

Такой набор не застал. Но похоже на схематическую резиномоторную модель из книги “Авиамодельный кружок” В.С.Рожкова. Я такую собирал в своё время.

коля-техник:

А у меня еще пропеллер живой от этой модельки! Но как то она плохо летала…

Пропеллер тот у меня тоже долго жил. Помню, был из белой пластмассы. Я его на схематическую резиномоторку потом ставил, про которую написал чуть выше.
А на счёт, сколь плохо или хорошо летала та… модель из набора. Сейчас и не вспомню за давностью лет. Помню точно, что не камнем вниз, а в воздухе держалась пока винт крутился ))) Чем приводила меня тогда в большой вострог.

Ант157
михаил76:

как ручку корда держать. 20 лет не держал уже )))

Было такое, но когда ручка легла в руку, то перерыва как не было, уже на третьем кругу на спину…