кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Слава_Ямпольский
Губанов_Игорь:

что бы пионеры и их родители слюну пускали

В нашем кружке её попробовали запустить. модель пролетела пол круга и упала, сломав колесо. Повесили как декорацию и так чтобы поломанное шасси небыло видно. 😉

greg120

А этот набор забыли? Считали его “дровами”, но с точки зрения нас “крутых пацанов”, работающих в 70-е исключительно с бальзой. Даже бойцовки из нее делали. Но эта моделька реально летала, даже с подушатанным МК-12в.
Пилотажка за 1р.92к. (набор №18), была взята как стандартная учебка. Изготовлено десятки, если не сотни. Но липовый фюз, уменьшен шаг нервюр, профилировали и облегчали стабилизатор. С 4-х канальным" Ритмом" базовые фигуры прямого и обратного пилотажа без проблем!
Позавчера проскакивал на велосипеде мимо останков когда-то одного из лучших кордодромных комплесов в СССР- на Боровой в Минске. Ребята-бойцы тренировались. Приятно посмотреть! Самого ностальжи взяло, за ручку подержаться опять захотелось!

михаил76
Губанов_Игорь:

Стоила дорого, но по сути своей была просто бестолковой и не практичной.

Вот именно так я про неё и подумал… с первого взгляда на фото. Хотя в реалии не видел ни разу.

Губанов_Игорь:

Обычно в каждом клубе просто висела на стенке

А у нас - не было. И в других кружках города, где мне доводилось бывать - тоже не наблюдалась.

А, кстати, не припомните, сколько же этот ИЛ-2 тогда стоил?
Если сравнить с ценами на
МИГ-3 - 2 руб 40 коп,
ЯК-18 - 2 руб,
ПО-2 тоже около 2 руб.
То получить получить картину её реальной дороговизны будет несложно.

Mekhanik
Губанов_Игорь:

Примерно так и было. “Рационализаторы” видимо придумали. Стоила дорого, но по сути своей была просто бестолковой и не практичной. Обычно в каждом клубе просто висела на стенке в сборе с МК-17 и пропеллером, что бы пионеры и их родители слюну пускали

Вот в корне не соглашусь с Вашим мнением! Вас послушать, так получается, что все аналогичные наборы, которые выпускали и выпускают, американские компании Testors и COX (Ju87, P-40, Texan, Helldiver и т.п.), тоже “бестолковые и не практичные”?! Тогда встречный вопрос, почему же эти кордовые модели и сейчас пользуются популярностью и их покупают? Что бы не быть голословным вот, например ссылки:
www.ebay.com/itm/…/321917797062
www.ebay.com/itm/…/141809062691
www.ebay.com/itm/…/111820591978
А ведь эти модели возможно и послужили толчком, для того что бы в СССР появилось, что-то похожее, а именно обсуждаемая здесь модель самолета Ил-2. До этой модели в СССР, ничего подобного не было! И надо отдать должное, разработчикам, они постарались, довести эту модель до летного состояния, несмотря на то, что в СССР не было легких калильных микродвигателей типа COX или Testors. Все что имелось из относительно легких серийных моторов к тому моменту: МК-16, Ветерок, МК-17. Ну и из чего было выбирать то? Более-менее качественный был МК-17, т.к. производился на ЭКСПОРТ! Соответственно его и установили на этот Ил-2. Хотя понятно было, что в общем то, тяги у него, явно недостаточно. Кто разбирал эту модель, наверняка помнит, что модель весила прилично, не только из-за того, что полностью была сделана из полистирола… для обеспечения нужной центровки, в носовой части размещался не слабый такой груз в виде стального кольца. И Мкашка со всем этим балластом, справлялась ведь! Даже удивительно!? Слабым местом конструкции были шасси. Колеса на основных стойках, отлетали при первой же посадке! Просто сама их конструкция была неудачной. У нас в моделке, например, они сразу же были заменены на самодельные. Так же был установлен самодельный бак из жести, увеличенного объема (насколько позволяла конструкция фюзеляжа). Для большей копийности на несколько Ил-2, силами наших кружковцев, был нанесен камуфляж, как на стендовые модели. И в воздухе эти модели смотрелись, очень даже не плохо! Тем более, что аналогов то не было! На 12 метровых кордах, на асфальте, модель (как копия) вполне нормально летала!
А вот здесь прозвучало мнение, что если её “шандарахнуть” то и собирать будет нечего! Ребята, Вы заблуждаетесь! “Шандарахали”, и не слабо! Как ни странно, но планер из полистирола оказался очень живучим! При “шандараханьях” - отлетали колеса, фонарь пилотской кабины, антенна, еще какие-то мелочи, которые были легко восстановимы! Ни разу у нас в моделке, не было, чтобы Илы ушли в мусорку! Так, что прочностью они обладали вполне достойной. В заключении скажу, что эти Ил-2 выпускались в двух вариантах: в такой квадратной коробке - полностью собранные (по сегодняшним понятиям, это, наверное, RTF) и в прямоугольной коробке, пред собранные (ARF). Модели поставлялись на экспорт в страны восточной Европы. И скажу, что по качеству они не уступали аналогичным моделям от Testors или COX. А вот цена то, на эти Ил-2 была ниже, американских аналогов!

михаил76:

А, кстати, не припомните, сколько же этот ИЛ-2 тогда стоил?

Припомним… на первых Ил-2 которые поступили к нам в моделку, в начале 80-х, цена была 25 рублей. Модель как, я уже упоминал, комплектовалась микродвигателем МК-17 в полной заводской комплектации.

Alx1m1k
Mekhanik:

При “шандараханьях” - отлетали колеса, фонарь пилотской кабины, антенна, еще какие-то мелочи, которые были легко восстановимы!

Mekhanik:

Так, что прочностью они обладали вполне достойной

Спасибо Игорь.теперь имею представление о модели.жаль что не видел как она летает.

Mekhanik:

а эти “забугорные” из какого теста,из чего сделаны?

Mekhanik
Alx1m1k:

а эти “забугорные” из какого теста,из чего сделаны?

Кордовые модели COX и Testors, тоже сделаны из полистирола. Только наш Ил-2, размером в 1,5-2,5 раза больше был, этих американских моделей и весил соответственно.

Alx1m1k
Mekhanik:

Более-менее качественный был МК-17, т.к. производился на ЭКСПОРТ! Соответственно его и установили на этот Ил-2. Хотя понятно было, что в общем то, тяги у него, явно недостаточно.

Всё ясно.МК-17-трудяга для всех поколений.

Игорь_K

Из своего опыта.
Заменил комплектный 3-х лопастной винт /до сих пор где-то в кладовке валяется/ на родной, зелёный из прозрачной коробочки МК-17. Снял копийный кок. В пластиковый бак вплавил, разогретыми, нормальные медные трубки .
Но полетел он вменяемо только когда, я толстым лавсаном сделал нижнюю поверхность профиля крыла , насколько это было возможно. Причём обычным БФ-ом клеиться не хотел, пришлось использовать клей 88 с заворотом на верхнюю поверхность крыла по 10 мм.

Mekhanik
Игорь_K:

Заменил комплектный 3-х лопастной винт /до сих пор где-то в кладовке валяется/ на родной, зелёный из прозрачной коробочки МК-17.

Зеленый стандартный винт?! Так его диаметр не позволил бы Илу, взлететь с шасси!

Марат
Alx1m1k:

Может эта модель была как “наглядное пособие”?

У меня летала и неплохо - правда не на родном винте… И я когда пускал, был уже давно не начинающий…

Alx1m1k:

если её шандарахнуть то нечего собирать будет-пластик!

А зачем шандарахать??

михаил76

Вот нашёл кое-что в архивах.
Это наши соревнования. 1991 и 1992 г.г. вроде как.
Хотя тут моделей из наборов и нет, но атмосферу тех времён фотографии очень неплохо отражают.

Можно было в тему “история кордовых в фотографиях” добавить. Но мне интереснее сюда )

Игорь_K
Mekhanik:

Зеленый стандартный винт?! Так его диаметр не позволил бы Илу, взлететь с шасси!

Конечно не позволил бы! Я уж не стал писать,что были сделаны колёса, максимально возможного диаметра, из обувной микропорки и пропеллер был укрочен по диаметру ,насколько это позволял новый стояночный угол самолёта. В процессе полётов винт “досамообточился” и самолёт летал.

Губанов_Игорь
Mekhanik:

Вот в корне не соглашусь с Вашим мнением!

Так он на то и форум, что разные точки зрения встречаются, думаю, это совершенно нормально

Creolka
михаил76:

Можно было в тему “история кордовых в фотографиях” добавить. Но мне интереснее сюда )

Интересные фотки. Спасибо.
Но правильнее туда!

Mekhanik

Ну, вот не успели мы еще обсудить кордовую модель Ил-2, а уже поступили предложения в “барахолке”. Модель конечно б/у и не совсем комплектная, но и “ценик”, вполне демократичный, ссылка: rcopen.com/forum/f18/topic434978

михаил76:

Хотя тут моделей из наборов и нет…

А вот и не правда! Я разглядел одну наборную модель, на последнем, нижнем снимке, верхняя модель! Это кордовая модель для воздушного боя! Постараюсь немного позднее выложить фото, такого набора.

михаил76
Mekhanik:

б/у и не совсем комплектная, но и “ценик”, вполне демократичный

Похоже, что цена указана за мотор, а модель бонусом прилагается )))

Mekhanik:

Я разглядел одну наборную модель,

Если быть точнее, то там от модели из набора был только фюзеляж. Крыло - самодельное и… ощутимо разной длинны.

Mekhanik:

Это кордовая модель для воздушного боя!

Тот набор мне известен. Был такой. Пытался построить. Но… не могу понять, при чём тут “воздушный бой”. Под параметры бойцовки тот самолётик с ажурными наборными крылышками, ну никак не подходил.

Mekhanik

Кстати фотографии автора объявления о продаже Ил-2, позволяют увидеть те моменты, о которых я написал выше: хлипенькие колеса и стойки шасси, огромное стальное кольцо в носовой части, для смещения центровки вперед. Так же видно чего нет на модели: фигурки пилота, пулемета кормового стрелка, стойки антены, фирменного обтекателя воздушного винта с гайкой.

А-50
Mekhanik:

А ведь эти модели возможно и послужили толчком, для того что бы в СССР появилось, что-то похожее, а именно обсуждаемая здесь модель самолета Ил-2. До этой модели в СССР, ничего подобного не было! … Модели поставлялись на экспорт…

Вообще это достаточно долгая история. Планировалась целая серия моделей, в основном под двигатели 0,8. Можно поковыряться в старых МК, кажется 75г, там статья с картинками на центральном развороте. Из того, что там было, до прилавков дошли:

  • несколько моторчиков серии ОТМ;
  • пожарный катер и его производные;
  • парусная яхта;
  • обсуждаемый Ил-2.
    А вот серию “мелких” кордовых моделей-копий я неожиданно увидел “живьем” во второй половине 80-х на ВДНХ.
    Это как раз, когда многие предприятия ВПК стали пытаться выпускать ТНП.
    Насколько помню в серии были: И-153, Як-3/9, Ла-5/7, Як-18Т и пара его пилотажных вариантов.
Mekhanik
А-50:

Вообще это достаточно долгая история. Планировалась целая серия моделей, в основном под двигатели 0,8. Можно поковыряться в старых МК, кажется 75г, там статья с картинками на центральном развороте. Из того, что там было, до прилавков дошли:

Если быть более точным, то это была центральная вкладка в журнале “Моделист-Конструктор” №5 за 1974 год. Прикрепляю.

КОТяRUS
Mekhanik:

Если быть более точным, то это была центральная вкладка в журнале “Моделист-Конструктор” №5 за 1974 год. Прикрепляю.

КАПЕЦ!!! Столько красоты загубили!!!

Mekhanik
Анатольевич:

Не,не загубили…Просрали,продали,украли…

Алексей! А откуда Вам то, это известно? Вы, в той стране практически не жили! Так что не стоит, рассуждать о том, чего Вы не знаете!

Aldar_Balzhinov

Не похоже на фабричную модель, но надпись интересна)

михаил76

Пока в воспоминаниях о минувших днях установилось затишье, расскажу немного об одном наборе, который можно сегодня встретить в продаже.

Это “набор заготовок пилотажной модели самолёта. С размахом крыла 840 мм”. Вот, собственно и всё, что об этом самолёте известно. Даже названия у него нет.

Приобрести сегодня этот набор можно без проблем в ряде московских магазинов, которые продают наборчики кордовых и радиоуправляемых моделей отечественного производства. Жива ещё наша промышленность!
Стоимость этого набора (по сравнению с зарубежными ARF) - копеечная.
Если верить сайту “Термика”, то данный набор - это производство “Термика”. Хотя ни на коробке, ни внутри неё я не смог найти никакой информации
о реальном производителе комплекта. Её просто нет.

Далее, в коробке можно найти забавный чертёж, выполненный на двух раздельных листах формата А3. И на этих же листах написана в верхнем углу инструкция по сборке.

Больше всего “восхитили” 12 нервюр, нарисованных чуть ли не шариковой ручкой на 4мм фанере. Сразу вспомнился кружок, где ребята (и я в том числе) часами выпиливали такие нервюрки, периодически ломая пилки в лобзиках.

Впрочем в данном наборе есть и ноу-хау (чего в наборах времён СССР не было) - деталь из бальзы. Киль! И… всё. Больше ничего бальзового в этом наборе нет.
Я долго пытался найти заготовки стабилизатора и руля высоты, пока наконец не понял, что две одинаковых прямоугольных фанерки 4мм - это они и есть.
Также в наборе есть кусочек жести для изготовления бачка, заготовка тросика, качалка и кабанчик… очень большого размера. Ну просто вызывающе большого для такой небольшой модели.

В целом конструкция модели меня немало удивила. Интересно посмотреть на того конструктора, который создал такую модель и назвал её ПИЛОТАЖНОЙ.
В результате я собрал модель внеся в конструкцию ряд изменений. Получилось нечто среднее между данной “пилотажной моделью” и “тренировочной моделью” из книги В.С.Рожкова “авиамодельный кружок”.

На фото модель пока ещё недособрана, но общий вид уже понятен. Специально решил сделать модель в стилистике кордовых тренировочных самолётиков, которые мы делали в кружке. Умышленно использовал лавсан из своих старых запасов, сделал классическое “школьное” одностоечное шасси, изменил форму фюзеляжа, сделав его длиннее, нервюры изготовил из деревянных линеек, и… для удобства транспортировки сделал съёмное крыло, для чего качалку пришлось вынести из крыла наружу и закрепить на фюзеляже. Кабанчик конечно же заменил на более миниатюрный )))
Ни на какие конструкторские ухищрения я при сборке данной модели не претендовал. Просто делал самолётик, стараясь сделать его похожим на модель образца 80-х годов.

Так что резюмируя, хочу добавить, что если у кого-то будет желание окунуться в авиамодельное детство, то подобные наборы неизвестного отечественного производителя (хотя… пусть это всё-таки будет “термик”))) могут помочь в этом приятном занятии.