кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня
А я помню только этот.
У меня была с “наборной” заготовкой винта
(но это я ещё в “средних” классах учился 😃)
По случаю, приобрел данный набор К-12.
Это тот набор, с которого началось мое увлечение авиамоделизмом, поэтому он для меня особенно ценен.
Самолет был собран, но так и не полетел, так как по незнанию бак был спаян не правильно. Потом я пошел в клуб, и этот самолет переехал туда жить, а когда клуб закрыли , самолетик там и канул в лета.
Сейчас стою перед дилемой собрать и запустить или оставить как есть или обменяться с кем нить в колекцию. Комплектация полная, не хватает только куска наждачки.
Строить данный самолет как есть в оригинале , смысла нет, пенопластовое крыло ведет при обтяжке бумагой и сделать таким способом его ровным не реально. Да и площадь поверхностей мала, надо ее увеличивать. Этим почемуто страдают многие наборы того времени.
Как в инструкции написано, покрасить самолет нитроэмалями, то это смерть крылу. Краска сьедает крыло, даже через бумагу.
Если самолет и собирать, то обшивать пенопластовое крыло бальзой и наращивать размах.
У меня был такой набор… Но весь был из сосны…
В этом наборе, фюзеляж из липы, крыло пенопласт, стабилизатор, руль и киль из полистирола.
Бруски вместо буковых, тоже из липы, проволока шасси какая то мягкая, но согнута уже на заводе, если буду строить, то заменю на более прочную.
Троса в комплекте 32м 3-х жильные.
Проволока на карабины, стальная, но тоже какая то мягкая.
Проволока для тяги, на оборот каленая, упругая, гнуть только в тисках.
В первом моем наборе, фюзеляж тоже был из сосны, а стойка шасси и проволока на карабины, была каленая.
Если буду строить, то конечно заменю все и переделаю крепление качалки и спаяю правильный бак.
Качалка должна крепиться на кронштейн из алюминия, но он настолько мягкий, что его выгибает даже под собственным весом модели.
Короче, на “заводе” - я его слепила, из того, что было…Хорошо, что еще фюзеляж не из войлока вырезали…)))
Ну как бы все наборы тех времен так делались. Обычно они уходили на материалы, ценились за дифицитную 1мм фанеру в основном.
Но например применение пенопласта, нас освождало от длительного шкурения и благодаря этому крыло имеет хоть какой-то профиль в отличаи от набора N10
Кстати, видел в этой теме публиковали фото набора Юниор, с пенопластовым крылом. Если у кого-то этот набор остался, скиньте размеры крыла и обводы профиля, за ранее спасибо.
В этом наборе, фюзеляж из липы, крыло пенопласт, стабилизатор, руль и киль из полистирола…
.
Я такой собрал по детству, как в инструкции было написано. При первых вспышках двигателя обе половинки крыла отвалились. Осталось только то, что внутри фюзеляжа.
Это как надо было дергать за винт, что крылья отвалились)))
У меня ничего не отвалилось, просто мотор не сосал топливо из бака и все.
За винт-слегка. А двигатель сделал несколько вспышек резких, и все-нет крыльев. Пенопласт там даже не строительный был, а с шариками.
У меня такой же, после правильной обтяжки бумагой, жесткость крыла достаточная, чтобы выдержать все нагрузки. Я заводил упираясь крылом в коленку, мотор сьедал все топливо в картере и глох. Такое крыло довольно прочное. Если его изготовить правильно.
Бумагу надо сначало намочить, а потом клеить. Во время сушки надо контролировать равномерность высыхания бумаги, иначе свернет в бараний рог. Края сохли быстрее чем центральная часть, их приходилось дополнительно смачивать. На обтяжку крыла у меня уходил день. Пока собрал самолет как надо, крыло перетягивал 5 раз (((.
Короче, на “заводе” - я его слепила, из того, что было…
Подобные наборы, которых было великое множество, делались не для того, чтобы летать или кого-то тренировать. Их основным назначением было занять миллионы пионеров в летних лагерях, а также вечно мигрирующую “текучку” в “стационарных” кружках. В инструкции все написано. Лобзик в зубы - и пили. Так незаметно и смена пройдет. Я лично помню два досаафовских набора, которые для пионера было реально сделать дома, и которые могли неплохо летать - планер А1 и пилотажка №18. “В работу” выпускались два универсальных набора - по 3,80 и 4,10 (в тех рублях), номера не помню. В них и были материалы, которые действительно можно было использовать для постройки моделей (кроме бальзы, естественно).
Когда я пошел в кружок, то там закупали наборы, где было много шлифованной липы, так как купить ее было сложнее чем бальзу или надо было шлифовать самому.
Хорошая липа у нас ценилась больше, так как бальза к тому времени была в любом модельном магазине.
А вот с липой почему то было туго, только в наборах пластины.
Тоже самое было с 1мм фанерой. Сейчас она стоит дороже бальзы.
На этапе начала производства этих наборов (60-70 гг), качество материала было гораздо лучше. Модели могли летать (пилотажка и бойцовка, в частности).
Да все эти наборы могут летать, вот только для этого надо было их собирать под руководством опытного руководителя или со знанием дела.
Даже те наборы, что есть сейчас в продаже, собрать по инструкции трудно, если не понимаешь что делаешь и как это должно быть.
Поэтому хитрые китайцы и придумали три вида наборов RTF бери и лети, ARF для более опытных и KIT всё вырезано, только собрать правильно.
Российйские, то что сейчас выпускают и СССР-овские, это ниже чем KIT, полет фантазии открыт полностью))) в наборе дрова))
Все правильно. Только “дрова” тоже должны быть качественными…)
Вот тут тоже вопрос спорный, где лучше, могу сказать точно, в советский и российских, материалы не хуже чем в импортных, а местами даже лучше.
Тоже самое было с 1мм фанерой. Сейчас она стоит дороже бальзы.
А как же Ангарский фанерный завод? Обеспечивающий страну авиационными фанерами. В конце 50-ых в поезде случайно познакомился с мастером этого завода и до 72 года у нас не было дифицита. Спасибо Алексею! 6-и килограммовые посылки целиком состояли из фанеры 1-1,5-2,0-2,5 и 3,0 мм 400х300мм.
Поэтому хитрые китайцы и придумали три вида наборов
китайцы ли? в каких годах? может все же умные американцы?
В советских,50-70 годах и немного в 80-х, да, материалы были неплохие. Про современные наши наборы лично я ничего сказать не могу, не пользовался. Но, полагаю, что их производство в частных руках, а это много значит.