кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня
У меня был такой набор… Но весь был из сосны…
В этом наборе, фюзеляж из липы, крыло пенопласт, стабилизатор, руль и киль из полистирола.
Бруски вместо буковых, тоже из липы, проволока шасси какая то мягкая, но согнута уже на заводе, если буду строить, то заменю на более прочную.
Троса в комплекте 32м 3-х жильные.
Проволока на карабины, стальная, но тоже какая то мягкая.
Проволока для тяги, на оборот каленая, упругая, гнуть только в тисках.
В первом моем наборе, фюзеляж тоже был из сосны, а стойка шасси и проволока на карабины, была каленая.
Если буду строить, то конечно заменю все и переделаю крепление качалки и спаяю правильный бак.
Качалка должна крепиться на кронштейн из алюминия, но он настолько мягкий, что его выгибает даже под собственным весом модели.
Короче, на “заводе” - я его слепила, из того, что было…Хорошо, что еще фюзеляж не из войлока вырезали…)))
Ну как бы все наборы тех времен так делались. Обычно они уходили на материалы, ценились за дифицитную 1мм фанеру в основном.
Но например применение пенопласта, нас освождало от длительного шкурения и благодаря этому крыло имеет хоть какой-то профиль в отличаи от набора N10
Кстати, видел в этой теме публиковали фото набора Юниор, с пенопластовым крылом. Если у кого-то этот набор остался, скиньте размеры крыла и обводы профиля, за ранее спасибо.
В этом наборе, фюзеляж из липы, крыло пенопласт, стабилизатор, руль и киль из полистирола…
.
Я такой собрал по детству, как в инструкции было написано. При первых вспышках двигателя обе половинки крыла отвалились. Осталось только то, что внутри фюзеляжа.
Это как надо было дергать за винт, что крылья отвалились)))
У меня ничего не отвалилось, просто мотор не сосал топливо из бака и все.
За винт-слегка. А двигатель сделал несколько вспышек резких, и все-нет крыльев. Пенопласт там даже не строительный был, а с шариками.
У меня такой же, после правильной обтяжки бумагой, жесткость крыла достаточная, чтобы выдержать все нагрузки. Я заводил упираясь крылом в коленку, мотор сьедал все топливо в картере и глох. Такое крыло довольно прочное. Если его изготовить правильно.
Бумагу надо сначало намочить, а потом клеить. Во время сушки надо контролировать равномерность высыхания бумаги, иначе свернет в бараний рог. Края сохли быстрее чем центральная часть, их приходилось дополнительно смачивать. На обтяжку крыла у меня уходил день. Пока собрал самолет как надо, крыло перетягивал 5 раз (((.
Короче, на “заводе” - я его слепила, из того, что было…
Подобные наборы, которых было великое множество, делались не для того, чтобы летать или кого-то тренировать. Их основным назначением было занять миллионы пионеров в летних лагерях, а также вечно мигрирующую “текучку” в “стационарных” кружках. В инструкции все написано. Лобзик в зубы - и пили. Так незаметно и смена пройдет. Я лично помню два досаафовских набора, которые для пионера было реально сделать дома, и которые могли неплохо летать - планер А1 и пилотажка №18. “В работу” выпускались два универсальных набора - по 3,80 и 4,10 (в тех рублях), номера не помню. В них и были материалы, которые действительно можно было использовать для постройки моделей (кроме бальзы, естественно).
Когда я пошел в кружок, то там закупали наборы, где было много шлифованной липы, так как купить ее было сложнее чем бальзу или надо было шлифовать самому.
Хорошая липа у нас ценилась больше, так как бальза к тому времени была в любом модельном магазине.
А вот с липой почему то было туго, только в наборах пластины.
Тоже самое было с 1мм фанерой. Сейчас она стоит дороже бальзы.
На этапе начала производства этих наборов (60-70 гг), качество материала было гораздо лучше. Модели могли летать (пилотажка и бойцовка, в частности).
Да все эти наборы могут летать, вот только для этого надо было их собирать под руководством опытного руководителя или со знанием дела.
Даже те наборы, что есть сейчас в продаже, собрать по инструкции трудно, если не понимаешь что делаешь и как это должно быть.
Поэтому хитрые китайцы и придумали три вида наборов RTF бери и лети, ARF для более опытных и KIT всё вырезано, только собрать правильно.
Российйские, то что сейчас выпускают и СССР-овские, это ниже чем KIT, полет фантазии открыт полностью))) в наборе дрова))
Все правильно. Только “дрова” тоже должны быть качественными…)
Вот тут тоже вопрос спорный, где лучше, могу сказать точно, в советский и российских, материалы не хуже чем в импортных, а местами даже лучше.
Тоже самое было с 1мм фанерой. Сейчас она стоит дороже бальзы.
А как же Ангарский фанерный завод? Обеспечивающий страну авиационными фанерами. В конце 50-ых в поезде случайно познакомился с мастером этого завода и до 72 года у нас не было дифицита. Спасибо Алексею! 6-и килограммовые посылки целиком состояли из фанеры 1-1,5-2,0-2,5 и 3,0 мм 400х300мм.
Поэтому хитрые китайцы и придумали три вида наборов
китайцы ли? в каких годах? может все же умные американцы?
В советских,50-70 годах и немного в 80-х, да, материалы были неплохие. Про современные наши наборы лично я ничего сказать не могу, не пользовался. Но, полагаю, что их производство в частных руках, а это много значит.
Сергей, Не принципально, возьмите слово “китайцы” в скобки.))
Базар, базар и еще раз базар… Уж что точно, в советские времена любой уважающий себя пионер, который уже более-менее всерьез занимался моделизмом, очень бы обиделся, если бы руководитель ему вдруг предложил бы построить нечто из такого набора. Эти издевательства были чем-то вроде курса молодого бойца в кружках - если хватило терпения и пережил - может, будет толк. Могу подсказать еще одно чудо-раритет, которое выдавали только что пришедшим пацанам младше 10 лет - был такой набор “планер-резинка” за 21 копейку с кромками из суровой нитки, тот вообще склеивался канцелярским клеем за одно занятие, а потом - соревнование, у кого полетит, и кто дальше кинет. Обратно можно не приносить.
Дайте же побазарить…)))
Привет всем!
А как же Ангарский фанерный завод? Обеспечивающий страну авиационными фанерами.
ДедЮз, с этого места по подробнее. Просто это точка на карте однофамилица моему городу или как?
В этом городе проживаю с 1966г. И сколько занимаюсь моделизмом с авиционной фанерой всегда были проблемы в те времена.
Всем пока, пока, пока.