кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня
Наборы (отечественные) для сборки кордовых моделей, есть и сегодня!
Да, да! Вот об этом тоже хотелось бы поговорить. Тем более что один такой наборчик я себе приобрёл и сейчас собираю. Правда сам набор больше используется, как просто, набор материалов. А сам самолёт претерпел ряд изменений. И на то есть рад причин.
Но об этом позже. Когда доделаю )
А сейчас немного вспомню ту модель на которой я впервые самостоятельно полетел, и взлетел и петлю сделал и упал.
И модель эта - тоже фанеройд из набора ПО-2.
В кружке было несколько таких самолётиков. Но мне хотелось собрать его самому.
Мечта сбылась. Когда был в Москве, то купил в центральном “Детском мире” такой набор.
Совершенно верно здесь написали - продолговатая коробка с ярко-оранжевой крышкой с изображением модели ПО-2 в двух проекциях.
И что особенно запомнилось - на одной из боковин нарисованы фигуры, которые эта модель может выполнять.
Это стала моя первая модель, которую я собрал ОТ и ДО и довёл до лётного состояния и… полетел. Причём собирал не в кружке, а дома, регулярно советуясь с толковым моделистом, который непроизвольно стал моим другом и наставником.
Из приколов конструкции больше всего запомнились непропорционально длинные шасси, благодаря которым модель теряла даже намёк на полкупопийность.
Причём проволока для стоек шасси была достаточно тонкая и постоянно гнулась. Шасси разъезжались при каждой посадке и их приходилось сгибать заново.
Второй момент - это миниатюрный топливный бак, который крепился на крыло двумя винтиками. Не смотря на экономичный МК-17, горючего в этот бак влезало буквально на пару минут полёта. Ну может чуть больше.
Я тогда не обладал знаниями, чтобы самостоятельно модернизировать конструкцию модели. И поэтому собрал всё как было написано в инструкции.
Не смотря на отсутствие профиля, модель получилась весьма летучей. В первую очередь за счёт тяги двигателя. Планирующий момент на этом ПО-2, как таковой, отсутствовал. Стоило мотору заглохнуть, как самолётик клевал носом и падал в траву.
А когда мотор работал хорошо, то носился достаточно быстро и мог крутить незамысловатые фигуры. Не в моих руках, конечно, а в руках опытного коллеги-моделиста.
Я единственный раз сделал на нём петлю, которая закончилась морковкой.
Тем не менее пострадал ПО-2 не сильно: отстегнулось верхнее крыло и злополучная стойка шасси вывернулась в обратную сторону.
В общем там и ломаться было нечему. А потому этот ПО-2 прожил у меня достаточно долго, пока просто не надоел за счёт своих весьма ограниченных возможностей.
Так что Гомельскому фанеройду ПО-2 я остался благодарен за то, что первые самостоятельные полёты совершил именно на нём.
А я , из за этой “венгерки” ,однажды стал счастливым обладателем нескольких наборов- абсолютно бесплатно.
В школьные годы жил я в Подмосковье. И конечно все модельным имуществом закупался в Детском Мире. В классе пятом , накопив необходимую сумму для приобретения набора кордовой модели явился в необходимый мне отдел универмага / от центрального входа ,направо/. Купил набор и стал проверять содержимое на соседней витрине. В это время большой,усатый дядька покупает набор для постройки резиномоторной модели, молча вынимает оттуда моток резины , суёт мне коробку с содержимым и так-же молча уходит. Я не понимаю что произошло,но в коробку заглянул. Ну что делать? Дали-надо брать. Пока я завязывал посылки, ситуация повторилась 6 /шесть / !!! раз.
Оказывается это рыбаки брали наборы с резиной для донок, а ненужное выбрасывали в мусорный контейнер. А тут наудачу рядом стоит пацан с похожей коробкой, и мусорку искать не надо.
В итоге домой я возвращался сказочно богатым.
Наглядно представляю Набор - Кордовая модель самолета По-2. После описания топикстартера, как то и добавить особо нечего. Единственное, скажу, что у нас в моделке в конце 80-х годов, было некоторое колличество таких наборов, которые были очень хорошо построены тогдашними кружковцами! И богатый опыт постройки и главное окраски, популярных тогда, стендовых моделей, был применен моими мальчишками, при сборке и покраске этих фанерных бипланов. Получилось этакое звено из нескольких камуфлированных, краснозвездных полукопий По-2! Так же имелось в тот момент в кружке, десятка два новеньких микродвигателей МАРЗ-2,5, часть из них была доработана в соответствии с популярной тогда статьей в М-К - “Не работает - ЗАСТАВИМ!” и установлена на эти “кукурузники”. Надо сказать, все модели были изготовлены на отлично и двигатели МАРЗ-2,5 на мой вгляд, подошли этим бипланам лучше, чем МК-17. Шасси на наших моделях было изменено - проволока был более толстой, колеса на некоторых были самодельные резиновые с дюралевыми втулками, так же вклеивался проволочных хвостовой костыль. А все вместе (более мощный двигатель + надежное шасси) давали хороший взлет и посадку, на асфальте. Бачки конечно же были, на всех моделях самодельные, увеличенного объема. Жалею только об одном, фотографировали в то время мало! Сейчас бы снимки этих моделей, были бы в тему! Но, увы! Прикрепляю фото, набора поздних годов выпуска, из своей коллекции. Думаю на фото все видно, “без лишних слов”?!
Вот, кстати на счёт современных наборов кордовых моделей.
Наткнулся на тему rcopen.com/forum/f95/topic355400 как раз такая пилотажная модель в “термике” и продаётся.
Михаил как хорошо РАСКРЫВАЕТСЯ ваша тема для всех возрастов.сейчас народ будет ещё больше подтягиваться: “и СТАР и МАЛ”.
Думаю на фото все видно
Если есть такая возможность не могли бы сфоткать детали с приложенной линейкой?
Или хотя-бы написать точные размеры?
Если есть такая возможность не могли бы сфоткать детали с приложенной линейкой?
Или хотя-бы написать точные размеры?
Пока нет такой возможности, модели убраны и в данное время, можно сказать не доступны. Ремонт. Может быть позднее, смогу Вам помочь.
А пока хочу, напомнить о незаслуженно забытом, еще одном фанеролете, который был наверное у многих?! Это Набор №10 - Кордовая тренировочная модель самолета. Такие наборы можно было купить в магазинах “Культтоваров”, заказать через “Посылторг”, а те кто занимался в авиамодельных кружках, получали их на занятиях, бесплатно. Мною лично, в школьные годы, было построено несколько таких моделей, на которых я учился “летать”. Бачки в наборах изготовленых в начале 70-х, были из целлулоида. А позднее, они стали стандартными из жести и ими комплектовались многие кордовые модели. Хотя как тут уже упоминал топикстартер, бачки эти были маленькими и даже с полуторакубовым движком, топлива в них хватало максимум на пару минут. Колеса шасси были из очень твердой и тяжелой плассмасы и ими так же комплектовались многие модели. На моделях поздних выпусков эти колеса были заменены, на колеса из полистирола, меньшего диаметра, такие же как скажем на Як-18. Конструкция модели, совсем не сложная и не представляла проблем со сборкой. Профилировкой крыла, я себя не утруждал особо, просто закруглял передние и задние кромки, на этом и все. Двигатель рекомендовался МК-12В, у меня в то время были такие, поэтому я их и использовал. Но модель с успехом могла летать и с МК-16 или МК-17. Стандартные баки из набора, я не применял, только самодельные, рассчитанные на 4-5 минут полета. Шасси ставили, только если предполагалось запускать модель с асфальта. Но большинство полетов, проходило на футбольном поле, так сказать на траве и чаще шасси не ставили, а запускали модель с рук. Модель предназначалась для получения начальных навыков управления кордовой моделью и считаю, что с этим она вполне справлялась. Ломались эти модели крайне редко - ломаться там, просто нечему! Что из себя представлял данный набор, видно на фото. Да, забыл упомянуть, что в 80-х годах Гомельский завод, сделал “Ребрендинг” - вместо эмблемы ДОСААФ СССР, на коробках появилась Гомельская стрекоза. И данный набор, тоже подвергся глубокой модификации - крыло было изготовлено из пенопласта и стало иметь объемный профиль. В конструкции появилось много элементов из пластмассы. Вот только на летных характеристиках, эта конверсия слабо сказалась. Но это уже история, по сути другого набора…
Что из себя представлял данный набор, видно на фото.
Первая моя модель однако, набор 😃 ещё с липовой пластиной для крыла😒
Из воспоминаний особенно запомнилось как профиль вышкуривал в 7 лет тяжко было, где то с неделю возился 😎
ЗЫ
Если будет такая возможность сфоткайте тоже с линейкой.
просто можно будет сохранить для истории фотки и чертежи может кто захочет построить.
Если будет такая возможность сфоткайте тоже с линейкой.
просто можно будет сохранить для истории фотки и чертежи может кто захочет построить.
Фотографии, которые я сейчас выкладываю, были сделаны мною для той, другой темы. Сейчас я их просто сбрасываю сюда, с компа. Но когда будет возможность, обязательно сделаю с линейкой.
Первая моя модель однако, …
И моя первая. Но я ее в воздух так и не запустил… Куплена была в магазине “Юный техник”, долго делалась. Потом не было мотора. А потом записался в Кют. Но сначала, как малолетка, попал в группу для младших школьников. А когда в 4м классе наконец попал в желанную авиамодельную лабораторию, этого самолета уже почему-то не было.
А я в первый раз увидел ПО-2 в пионер лагере ,окрашен в зеленый цвет с мк-17-красавец. Был еще набор кордовая учебная пилотажка “Пионер” , ее собирал сам наш руководитель тк она казалась очень сложной для нас. Еще помню считалось что мк-17 с оранжевой головой ,лучше работает чем с красной. Видел еще кордовую из грампластинки .
те кто занимался в авиамодельных кружках, получали их на занятиях, бесплатно.
Не было такого. Никто нам на занятиях в кружке самолётики такие даром не выдавал. Хотя может их к тому времени уже все раздали )))))
А вообще мне кажется, что этот самолёт был предшественником тренировочной кордовой модели самолёта, которая появилась в продаже в начале 90-х годов. Там примечательно было то, что крыло было сделано из цельного куска пенопласта (без кромок и лонжеронов), а киль и стабилизатор были пластмассовыми.
Михаил, просто это Вас тогда еще не было😒 Примерно до середины-конца восьмидесятых в кружках и клубах все нормально было, снабжались очень хорошо, никто денег не просил…
Давали. еще как давали .Ребенком в пионерском лагере за смену сделал три модели набор N 10 .Один забрали на выставку другой подарили начальству завода от которого лагерь. третий привез домой родителям. Перед армией году так 81-82 работал инструктором в пионерском лагере от авиационного завода им Баранова г.Омск два сезона по три смены.в кружки на сезон завозили газон 53 всего для технического творчества.Было время. В 87 году устроился руководителем авиамодельного кружка в северный район Омской области. не забуду первую закупку на складах ДОСААФ с подачи районного заведующего районо 10000 советских рублей .30 кмд за раз. а наборов не помню сколько .детям все выдавалось бесплатно , и моторы и модели ,и списывалось как то . Было время.
30 кмд за раз. а наборов не помню сколько
Ёмоё,во времена были.обстругаешься и облетаешься…
А вообще мне кажется, что этот самолёт был предшественником тренировочной кордовой модели самолёта, которая появилась в продаже в начале 90-х годов. Там примечательно было то, что крыло было сделано из цельного куска пенопласта (без кромок и лонжеронов), а киль и стабилизатор были пластмассовыми.
Так, я ведь об этой тренировочной и написал в заключении! Вот для наглядности фото такого набора. К сожалению у меня в коллекции нет такой модели, поэтому эти фото взяты из Инета.
Вот для наглядности фото такого набора.
Она самая ) Правда мне довелось увидеть только сам набор. Модели такой у меня не было. И впоследствии самолётиков собранных из этого набора я, также, не встречал.
Наверное он так и не получил широкого распространения.
Может у кого-то был опыт сборки такого набора?
просто это Вас тогда еще не было
Математика простая: в школу я пошёл в 1983 году. В авиамодельный кружок попал учась в 4-м классе. Это 1987 год был. Ну до окончания школы я в кружок регулярно ходил.
Такого снабжения тогда там не было уже точно. Инструменты и станки были. Материалы: рейки пилили на циркулярке, фанера была стандартная строительная 4 мм. Одномиллиметровка доставалась далеко не всем. В основном то были остатки из наборов. А бальза - вообще была роскошью для избранных. Ну и наборы, если кто и приносил в кружок, то свои.
Так что, если и было снабжение, то не везде. Ну или где-то в 70-х годах наверное. Те времена я действительно не застал.
Да Михаил, было. И на соревнования, и сборы, и питание, и моторы, и аппаратура, и смолы/краски/лаки, и “посылки №14”, и…, и…, и… .
Смидесятые и восьмидесятые до половины.
А бальзы и у нас не было, просто так, хотя в Ташкенте на Ил-86 звукоизоляцию из бальзы делали… . За валюту!
было
Значит в данном вопросе кому-то повезло больше. А кому-то меньше. Вполне реалистично. )
Не было такого. Никто нам на занятиях в кружке самолётики такие даром не выдавал.
Я активно занимался в авиамодельном кружке с 77 по 83гг.,служба в СА и далее 85-90гг.
БЫЛО БЕСПЛАТНО:
-все применяемые тогда материалы + брус бальзы 10Х10Х1000 как члену сборной области
- станки все
- моторы- МК 12, Метеор,Комета,Радуга,Ритм,Полет,МДС,ЦСТКАМ,КМД ( как грязи) но Супера по 25 р
- областные старты бесплатно в т.ч. питание, проживание и проезд, на оставшиеся талоны питания иногда выручали эксклюзивный общепит 😃
- зона и Россия так же все оплачивалось, вплоть перелеты самолетом, питание в гостиничной ресторации. Даже деффки тогда бесплатные были:)
- Р/У Новопропы, Супранары, Моделы, Сигналы- проблем не было. Грауптнеры- членам.
Вот такое у меня было авиамодельное счастье 😃
у меня было авиамодельное счастье
Ну так это действительно было счастье. Не смотря на то, что радио тогда было уделом избранных, соревнования по свободному лёту и кордовым собирали тучи мальчишек. Два дня, зачастую старты проводились. За один не успевали все классы отлетать.
…ностальжи! 😒