кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня

Alx1m1k

Михаил как хорошо РАСКРЫВАЕТСЯ ваша тема для всех возрастов.сейчас народ будет ещё больше подтягиваться: “и СТАР и МАЛ”.

Кузя
Mekhanik:

Думаю на фото все видно

Если есть такая возможность не могли бы сфоткать детали с приложенной линейкой?
Или хотя-бы написать точные размеры?

Mekhanik
Кузя:

Если есть такая возможность не могли бы сфоткать детали с приложенной линейкой?
Или хотя-бы написать точные размеры?

Пока нет такой возможности, модели убраны и в данное время, можно сказать не доступны. Ремонт. Может быть позднее, смогу Вам помочь.

А пока хочу, напомнить о незаслуженно забытом, еще одном фанеролете, который был наверное у многих?! Это Набор №10 - Кордовая тренировочная модель самолета. Такие наборы можно было купить в магазинах “Культтоваров”, заказать через “Посылторг”, а те кто занимался в авиамодельных кружках, получали их на занятиях, бесплатно. Мною лично, в школьные годы, было построено несколько таких моделей, на которых я учился “летать”. Бачки в наборах изготовленых в начале 70-х, были из целлулоида. А позднее, они стали стандартными из жести и ими комплектовались многие кордовые модели. Хотя как тут уже упоминал топикстартер, бачки эти были маленькими и даже с полуторакубовым движком, топлива в них хватало максимум на пару минут. Колеса шасси были из очень твердой и тяжелой плассмасы и ими так же комплектовались многие модели. На моделях поздних выпусков эти колеса были заменены, на колеса из полистирола, меньшего диаметра, такие же как скажем на Як-18. Конструкция модели, совсем не сложная и не представляла проблем со сборкой. Профилировкой крыла, я себя не утруждал особо, просто закруглял передние и задние кромки, на этом и все. Двигатель рекомендовался МК-12В, у меня в то время были такие, поэтому я их и использовал. Но модель с успехом могла летать и с МК-16 или МК-17. Стандартные баки из набора, я не применял, только самодельные, рассчитанные на 4-5 минут полета. Шасси ставили, только если предполагалось запускать модель с асфальта. Но большинство полетов, проходило на футбольном поле, так сказать на траве и чаще шасси не ставили, а запускали модель с рук. Модель предназначалась для получения начальных навыков управления кордовой моделью и считаю, что с этим она вполне справлялась. Ломались эти модели крайне редко - ломаться там, просто нечему! Что из себя представлял данный набор, видно на фото. Да, забыл упомянуть, что в 80-х годах Гомельский завод, сделал “Ребрендинг” - вместо эмблемы ДОСААФ СССР, на коробках появилась Гомельская стрекоза. И данный набор, тоже подвергся глубокой модификации - крыло было изготовлено из пенопласта и стало иметь объемный профиль. В конструкции появилось много элементов из пластмассы. Вот только на летных характеристиках, эта конверсия слабо сказалась. Но это уже история, по сути другого набора…

Кузя
Mekhanik:

Что из себя представлял данный набор, видно на фото.

Первая моя модель однако, набор 😃 ещё с липовой пластиной для крыла😒
Из воспоминаний особенно запомнилось как профиль вышкуривал в 7 лет тяжко было, где то с неделю возился 😎
ЗЫ
Если будет такая возможность сфоткайте тоже с линейкой.
просто можно будет сохранить для истории фотки и чертежи может кто захочет построить.

Mekhanik
Кузя:

Если будет такая возможность сфоткайте тоже с линейкой.
просто можно будет сохранить для истории фотки и чертежи может кто захочет построить.

Фотографии, которые я сейчас выкладываю, были сделаны мною для той, другой темы. Сейчас я их просто сбрасываю сюда, с компа. Но когда будет возможность, обязательно сделаю с линейкой.

Andrey68
Кузя:

Первая моя модель однако, …

И моя первая. Но я ее в воздух так и не запустил… Куплена была в магазине “Юный техник”, долго делалась. Потом не было мотора. А потом записался в Кют. Но сначала, как малолетка, попал в группу для младших школьников. А когда в 4м классе наконец попал в желанную авиамодельную лабораторию, этого самолета уже почему-то не было.

alex-27

А я в первый раз увидел ПО-2 в пионер лагере ,окрашен в зеленый цвет с мк-17-красавец. Был еще набор кордовая учебная пилотажка “Пионер” , ее собирал сам наш руководитель тк она казалась очень сложной для нас. Еще помню считалось что мк-17 с оранжевой головой ,лучше работает чем с красной. Видел еще кордовую из грампластинки .

михаил76
Mekhanik:

те кто занимался в авиамодельных кружках, получали их на занятиях, бесплатно.

Не было такого. Никто нам на занятиях в кружке самолётики такие даром не выдавал. Хотя может их к тому времени уже все раздали )))))

А вообще мне кажется, что этот самолёт был предшественником тренировочной кордовой модели самолёта, которая появилась в продаже в начале 90-х годов. Там примечательно было то, что крыло было сделано из цельного куска пенопласта (без кромок и лонжеронов), а киль и стабилизатор были пластмассовыми.

Губанов_Игорь

Михаил, просто это Вас тогда еще не было😒 Примерно до середины-конца восьмидесятых в кружках и клубах все нормально было, снабжались очень хорошо, никто денег не просил…

tsomsk

Давали. еще как давали .Ребенком в пионерском лагере за смену сделал три модели набор N 10 .Один забрали на выставку другой подарили начальству завода от которого лагерь. третий привез домой родителям. Перед армией году так 81-82 работал инструктором в пионерском лагере от авиационного завода им Баранова г.Омск два сезона по три смены.в кружки на сезон завозили газон 53 всего для технического творчества.Было время. В 87 году устроился руководителем авиамодельного кружка в северный район Омской области. не забуду первую закупку на складах ДОСААФ с подачи районного заведующего районо 10000 советских рублей .30 кмд за раз. а наборов не помню сколько .детям все выдавалось бесплатно , и моторы и модели ,и списывалось как то . Было время.

Alx1m1k
tsomsk:

30 кмд за раз. а наборов не помню сколько

Ёмоё,во времена были.обстругаешься и облетаешься…

Mekhanik
михаил76:

А вообще мне кажется, что этот самолёт был предшественником тренировочной кордовой модели самолёта, которая появилась в продаже в начале 90-х годов. Там примечательно было то, что крыло было сделано из цельного куска пенопласта (без кромок и лонжеронов), а киль и стабилизатор были пластмассовыми.

Так, я ведь об этой тренировочной и написал в заключении! Вот для наглядности фото такого набора. К сожалению у меня в коллекции нет такой модели, поэтому эти фото взяты из Инета.

михаил76
Mekhanik:

Вот для наглядности фото такого набора.

Она самая ) Правда мне довелось увидеть только сам набор. Модели такой у меня не было. И впоследствии самолётиков собранных из этого набора я, также, не встречал.
Наверное он так и не получил широкого распространения.
Может у кого-то был опыт сборки такого набора?

Губанов_Игорь:

просто это Вас тогда еще не было

Математика простая: в школу я пошёл в 1983 году. В авиамодельный кружок попал учась в 4-м классе. Это 1987 год был. Ну до окончания школы я в кружок регулярно ходил.
Такого снабжения тогда там не было уже точно. Инструменты и станки были. Материалы: рейки пилили на циркулярке, фанера была стандартная строительная 4 мм. Одномиллиметровка доставалась далеко не всем. В основном то были остатки из наборов. А бальза - вообще была роскошью для избранных. Ну и наборы, если кто и приносил в кружок, то свои.
Так что, если и было снабжение, то не везде. Ну или где-то в 70-х годах наверное. Те времена я действительно не застал.

Creolka

Да Михаил, было. И на соревнования, и сборы, и питание, и моторы, и аппаратура, и смолы/краски/лаки, и “посылки №14”, и…, и…, и… .
Смидесятые и восьмидесятые до половины.
А бальзы и у нас не было, просто так, хотя в Ташкенте на Ил-86 звукоизоляцию из бальзы делали… . За валюту!

михаил76
Creolka:

было

Значит в данном вопросе кому-то повезло больше. А кому-то меньше. Вполне реалистично. )

Андрей_Курылев
михаил76:

Не было такого. Никто нам на занятиях в кружке самолётики такие даром не выдавал.

Я активно занимался в авиамодельном кружке с 77 по 83гг.,служба в СА и далее 85-90гг.

БЫЛО БЕСПЛАТНО:

-все применяемые тогда материалы + брус бальзы 10Х10Х1000 как члену сборной области

  • станки все
  • моторы- МК 12, Метеор,Комета,Радуга,Ритм,Полет,МДС,ЦСТКАМ,КМД ( как грязи) но Супера по 25 р
  • областные старты бесплатно в т.ч. питание, проживание и проезд, на оставшиеся талоны питания иногда выручали эксклюзивный общепит 😃
  • зона и Россия так же все оплачивалось, вплоть перелеты самолетом, питание в гостиничной ресторации. Даже деффки тогда бесплатные были:)
  • Р/У Новопропы, Супранары, Моделы, Сигналы- проблем не было. Грауптнеры- членам.

Вот такое у меня было авиамодельное счастье 😃

михаил76
Андрей_Курылев:

у меня было авиамодельное счастье

Ну так это действительно было счастье. Не смотря на то, что радио тогда было уделом избранных, соревнования по свободному лёту и кордовым собирали тучи мальчишек. Два дня, зачастую старты проводились. За один не успевали все классы отлетать.

…ностальжи! 😒

GeeBee
Андрей_Курылев:
  • зона и Россия так же все оплачивалось, вплоть перелеты самолетом, питание в гостиничной ресторации

так же оплачивались сборы перед соревнованиями, а по месту основной работы платили по среднему.

валера38

А ещё кроме большой посылки №14 была маленькая №21,в ней был чертеж двухбалочной бойцовки…первые петли,прям на взлете
Первая модель тоже фанерка из набора