кордовые авиамодели в наборах времён СССР и сегодня
В кружке Юрия Степановича Хухры второй моделью после плосколета из четырех липовых пластин был практически идеальный, на мой взгляд, метровый тренировочный самолет под МК-12В. Трапециевидное крыло с примерно двенадцатипроцентным симметричным профилем, фюз и оперение из липовых пластин, накладная моторама из буковых брусков, фанерный киль, врезавшийся в паз фюзеляжа (паз делался резаком из ножовочного полотна, верхний угол стреловидного киля смачивался и отгибался из круга на кожухе паяльника), одностоечное проволочное шасси. Самолет был очень простой, легкий, делался по готовым шаблонам, при этом позволял освоить основные операции и приемы изготовления, и замечательно летал (даже на неважно работавших двигателях).
Когда я после обязательного ритуального изготовления и освоения на кордодроме первого плосколета принес в кружок модель, ранее изготовленную дома из набора №18 (я тогда не знал, что его автор тоже Ю. С. Хухра), дескать, облетать бы, Юрий Степанович, усмехнувшись, предложил не тратить время и силы, отнести ее назад, убрать подальше и приступить к изготовлению описанного самолета.
Если бы кит этого самолета Юрия Степановича продавался вместо чудовища из восемнадцатого набора (на мой взгляд, не имевшего права на существование), думаю, советский моделизм значительно бы выиграл.
да и цели у наборов были разные - за бугром бизнес - у нас творчество
Э нет Александр - и там и там был бизнес, только один основывался на рыночной экономике, где баллом правит конкуренция и прибыль, а другой на политэкономии социализма… В конечном итоге завод в Гомеле или какой другой, тоже отчитывался по итогам работы перед госпланом… и при невыполнении плана получали по шапке, а выполнение плана, это плановые поступления в госбюджет со всеми вытекающими…
А если по теме, то перепробовал практически все наборы, которые предлагались к продаже с 1968 и позднее и на 99 процентов они были мягко сказать гуано - материалы были подменены - липовые пластины на пластины … даже не знаю из чего - то-ли сосна, то-ли ель. Нервюры из осинового шпона на кривую, влажную фанеру и т.д. Рейки - это вообще отдельная песня. А один процент- это набор номер 4 за 4 рубля и 6 копеек - в котором лежало всё, что необходимо для постройки кордовых учебно-тренировочных моделей. Как первый раз купил, так в дальнейшем на другие даже не смотрел.
Самое главное слово , это БЫЛО!! А сейчас все за свой счет
Я начинал строить модели дома, не в кружках - поэтому наборы всегда покупал в магазине…
твой набор стоит как штаны LEVI’S берем ? штаны стоили 200 руб у нас в то время
Вы забыли посчитать, сколько в пересчёте на обычную зарплату для итальянцев 15 долларов, ну а про СССР, даже обсуждать нечего, цена на джинсы сама за себя говорит…
А я бы напомнил прошлохвалам, что речь шла не о том, что можно было в СССР купить за бутылку водки, а о том, что совецкие модельные материалы из посылок были лучше импортных. И ответа на вопрос, в каком месте это было, от автора этого утверждения так и не поступило.
Ну во первых.
Посылки №14 (мы их так называли) стоила 4,20 (если мне память не изменяет) пузырь водки “Пшеничная”. “Столичная” 3,62.
Во вторых.
Эти наборы были качественными и из материала по авиационным стандартам. Если Вам попадались наборы до, примерно 1975 года выпуска, то это были именно они.
Те что шли позже были откровенный хлам.
В наборах 60-х - 70-х годов все рейки были прямыми и без сучков. Верх из фанеры 1мм и низ из 1,5-ки.
Одна боковина была из бруска сушёной липы, другая из двух реек той же липы и фанеры 2мм.
Во внутри лежало: целлулоид, наждачка, ОВС трёх (кажись) размеров, корд, резина (в очень старых “лапша” в поновее “венгерка”,
колёса, пара чертежей, пара буковых реек, жесть лужёная, трубка медная. Пенопласт ПХВ, кусочек, микалентка. Вроде всё.
Основной объём рейки нескольких размеров.
Если Вам попадались кривые/косые/сучкастые/с 3-х мм фанерой, верх/низ, то это были ну очень поздние “выпуски”.
Или по другому “Вам не повезло”!
Чертежи были ещё …
И да, это был набор материалов для моделок, а не для постройки какой-то одной модели.
Чертежи были ещё …
пара чертежей
и я про тож…
той же липы
пардон, берёзы.
Не смог совладать и сделал прошлым летом на даче.
Волшебная сила ностальгии… 😃
Сколько весит? Что в электросетап входит?
Если Вам попадались кривые/косые/сучкастые/с 3-х мм фанерой, верх/низ, то это были ну очень поздние “выпуски”.
Насколько я помню, к посылкам №14 претензий не было. Коробленый шпон с напечатанными нервюрами и сучковатые рейки мне попадались в каких-то других наборах. Середины семидесятых.
Влажную сосну и гнутый осиновый шпон из родного гомельского набора пришлось заменить на бальзу, липу и фанеру. Мотор 2215/что то -1500KV, рег - 20А, Акк. - 1300 3S. Вес - 550г. корды 15 метров - стандартный тросик 0.3мм.
Летает быстро, голова кружится.
Ну, уж для полного представления:
И это первый полёт после 25 лет радио-управления.
Точно, мне говорили, как на велосипеде - научился - не забудешь!
Мотор 2215/что то -1500KV
Летает быстро, голова кружится.
Я правильно понимаю, что этот двигатель - аналог семикубового двс-а?
Я правильно понимаю, что этот двигатель - аналог семикубового двс-а?
Нет. 2.5 - 3 сс. Кв - об\вольт.
Летает быстро
но недолго…
но недолго…
Ну, за чем же выкладывать все 10 минут полета, как многие форумчане. Да, летает не долго - активно - 7 минут, 3 - долётывает. (если Вы об этом).
Не понятно о чем спор. Для меня достаточно было заглянуть на Ebay лет 10 назад, чтобы испытать культурный шок советского авиамоделиста от капиталистического изобилия. Там не десятки, не сотни, а тысячи, если не десятки тысяч авиамодельных наборов прежних лет времен СССР! Ни в какое сравнение конечно не идёт с нашими простыми советскими наборами числом, наверное, не более десятка, ну может полтора. Сложность, качество, выбор на любой вкус самого привередливого моделиста. Про изобилие бальзы, дефицит которой был в СССР, и говорить нечего. В общем, можно только по доброму позавидовать моделистам из капстран того времени, особенно из США. Самый большой рынок авиамоделизма это безусловно рынок США. Сужу по Ebay. Купил десяток-полтора наборов из США, Великобритании, Германии, Австралии, о которых и мечтать не мог в свое время. Самый желанный Питтс от Robbe купил в Австралии. Ещё бы покупал и покупал, да дороговато, особенно доставка.
Купил десяток-полтора наборов из США, Великобритании, Германии,
Строил около 30 КИТ-ов, столько же ремонтировал - в 90-х годах качество резко упало. Особенно у Америкосов.
Бальза крошится в руках, или наоборот - как сандал, или берёза. В настоящее время рулит только ЕПП (ЕПО) или уголь со стеклом.
Но это уже совсем другая история.
Строил около 30 КИТ-ов, столько же ремонтировал - в 90-х годах качество резко упало. Особенно у Америкосов.
Бальза крошится в руках, или наоборот - как сандал, или берёза. В настоящее время рулит только ЕПП (ЕПО) или уголь со стеклом.
Для меня главное в наборе чертежи - конструкция (инженерная проработка, так сказать, другого соратника-моделиста, интересно как он думал, строя модель). А старую высохшую или крошащуюся бальзу и заменить можно. 😉
ЕПП(ЕПО) - это, конечно, быстро и дешево в производстве, но меня не греет ни внешний пупырчатый вид, а главное - полное отсутствие такого понятия как конструкция. Пенопласт - он и есть пенопласт! 😃
Уголь со стеклом - это уже специфично и для большой серии, иначе не выгодно производителю. Дорогая оснастка.
Я люблю дерево, в особенности бальзу. Легко обрабатывается. Для единичного (не серийного) изготовления моделей самое то. По удельной прочности в диапазоне небольших авиамодельных нагрузок бальза, в конечном счете, выигрывает у всех материалов, включая все остальные виды деревьев, металлы и композиты, если речь, конечно, идет не о полках лонжеронов (где композиты выгодны), а о всей конструкции модели в целом (панели, пластины и т.д.). 😃
Ещё бы покупал и покупал, да дороговато, особенно доставка
Меня ебей по этой причине останавливает, по цене доставки, можно купить бальзы на целый самолет))))) Причем на взрослый самолет))
Когда я после обязательного ритуального изготовления и освоения на кордодроме первого плосколета принес в кружок модель, ранее изготовленную дома из набора №18 (я тогда не знал, что его автор тоже Ю. С. Хухра), дескать, облетать бы, Юрий Степанович, усмехнувшись, предложил не тратить время и силы, отнести ее назад, убрать подальше и приступить к изготовлению описанного самолета.
Может дело было не в наборе, а в изготовителе, на тот момент без опыта?
Мой первый набор тоже не полетел, но я хотябы знаю почему и какие ошибки допустил))) Набор это доски, а что из них напилили…
Видел даже школьники на соревнованиях на таких наборах выступали, на правильно собранных))) Взлет, полет по горизонту, и у кого то даже петля, посадка, для первых стартов помоему набор №18 - самое то, особенно за его цену.
А самая моя первая модель. на которой я учился летать, была типа рамы, 4 рейки , 6 нервюр из 3мм фанеры и центроплан из нее же, на МК-17, и она летела почти весь круглый комплекс.
Так что проблема была не в наборах, а в руках , которые из этих наборов строили модели.))
в 90-х годах качество резко упало. Особенно у Америкосов.
Была причина. Вполне понятная для всех: изделие наборов ушло в Китай, особенно радио наборы. Китай используют бальзу из Малайзии, Вьетнама и с острова Ява. Эта бальза на уровень хуже Аргентинской. Штаты импортируют бальзу из Аргентины. На сегодняшний день только компании Бродак(www.brodak.com) и Бальза Националь(www.nationalbalsa.com) производят наборы с Аргенинской бальзы. Так же есть и компании поменьше которые используют компанию оптовых закупок “Bud Nosen Models”. Вот у них бальза убийственная! ровненькая, чистенькая, лёгенкая… Там правда минимальный размер заказа чуть ли не в тоннах…
Может дело было не в наборе, а в изготовителе, на тот момент без опыта?
Набор, предназначенный для начинающих, при сборке без отклонений от инструкции, даже без опыта, должен обеспечивать заданные ТТХ. Если это условие не выполняется, набор неправильный. Насколько я помню, уложить модель №18 в заданный вес из моих знакомых не удалось никому даже в первом приближении. Поскольку это была моя не первая модель, я к тому времени уже с горем пополам летал и примерно понимал значение веса, у нее был фюзеляж переменного сечения, оперение с вырезами для облегчения, высверленные (отцом на станке) чудовищные штатные колеса и все равно имелся лишний вес.
Взлет, полет по горизонту, и у кого то даже петля, посадка, для первых стартов помоему набор №18 - самое то, особенно за его цену.
Считаете, перечисленного достаточно для “Пилотажной модели самолета”? 😃
Нет. 2.5 - 3 сс. Кв - об\вольт.
Балбес я невнимательный, с киловаттами перепутал. А таймер какой используете?
А таймер какой используете?
“Таймер” - Spectrum-8 с 6-канальным приемником. Очень удобно - по горизонту - пол газа, вверх -полный.