Заочная школа пилотажа.
Здравствуйте друзья и коллеги. Я открываю эту тему не столько из чувства тщеславия, сколько из за того, что мастера и мэтры класса молчат. Опыт надо передавать, расширять и совершенствовать. Класс F-2B переживает не лучшие времена. Людей которые летают на состязаниях совсем мало в масштабах огромной страны. Причин здесь много, но некоторые являются очень важными. Тут и развал системы кружков, и небольшое количество соревнований, и , как не странно, информационный вакуум. Современной литературы по классу нет, книжка многоуважаемого Юрия Сироткина на данный момент слегка устарела, да и по нынешним временам библиографическая редкость. Радиоуправляемые модели тоже собрали свою жатву с поля кордовых моделей. Ничего не скажешь, электронный век. Но класс все еще жив, есть люди, они строят модели и летают на них. Я хочу в этой теме передать свой опыт, получить знания для себя, и помочь начинающим начать занятия этим интересным классом моделей. Свои статьи я буду именовать уроками и разделю их на темы о самолетах, о моторах, о системе управления, о методике тренировок и выполнении фигур пилотажа. Мы постараемся поговорить о всем, что составляет класс, от техники до психологии.
И так, начнем:
Урок первый. Что такое F-2B?
Когда я задумываюсь о классе в котором я сейчас летаю, я невольно ищу аналогии в спорте. Если скоростные модели спринтеры, все силы в один рывок,а гоночные модели, марафонцы, сохраняющие темп на всю дистанцию, то пилотаж, это… Это? Это фигурное катание. Аналогия блестящая, та же обязательная программа, комплекс. То же ограниченное время, такая же система оценки судей. Все такое же. И оценка зачастую состоит не только из оценок за мастерство, но и за общее впечатление. Если судье нравится модель, если спортсмен производит хорошее впечатление, то судья невольно добавит, чуть-чуть. Это, как красивая одежда фигуристов. Посмотрел бы я сколько поставили бы спортсмену, выступающему в мешке из под картошки. Вроде можно, но судить заведомо будут с предубеждением. Так и у нас, модель должна быть красивой. О поведении самого спортсмена на старте мы еще поговорим позднее. Сразу нужно сказать, что бы потом не было разочарований, класс субъективный. Одному судье нравится, другому нет, третий просто не выспался и дурное настроение. Поэтому нужно всегда стараться летать выше головы, в переносном смысле. Тогда можно рассчитывать на высокий средний результат. Еще стоит приготовится много летать. С этим трудно. Как некий ориентир нужно говорить примерно о ста полетах в сезон. Ниже, ты хронически не готов. Как трудно пересечь черту ста полетов в сезон знаю по себе. Иногда просто устал и идти не хочется. Если учесть по пять полетов за тренировку, то это двадцать выходов, плюс соревнования. Кстати опыт соревнований очень важен. Даже у меня, посвятившего всю жизнь авиамодельному спорту, иногда возникает стартовый мандраж… Редко, но бывает. Нужно привыкать летать на зрителя. На соревнованиях реально видны недочеты тренировок и всей подготовки. Ну, что же класс в общем обрисовал. Добавляйте замечания по возможности.
Здравствуйте друзья и коллеги. Я открываю эту тему не столько из чувства тщеславия, сколько из за того, что мастера и мэтры класса молчат. Опыт надо передавать, расширять и совершенствовать. Класс F-2B переживает не лучшие времена. Людей которые летают на состязаниях совсем мало в масштабах огромной страны. Причин здесь много, но некоторые являются очень важными. Тут и развал системы кружков, и небольшое количество соревнований, и , как не странно, информационный вакуум. Современной литературы по классу нет, книжка многоуважаемого Юрия Сироткина на данный момент слегка устарела, да и по нынешним временам библиографическая редкость. Радиоуправляемые модели тоже собрали свою жатву с поля кордовых моделей. Ничего не скажешь, электронный век. Но класс все еще жив, есть люди, они строят модели и летают на них. Я хочу в этой теме передать свой опыт, получить знания для себя, и помочь начинающим начать занятия этим интересным классом моделей. Свои статьи я буду именовать уроками и разделю их на темы о самолетах, о моторах, о системе управления, о методике тренировок и выполнении фигур пилотажа. Мы постараемся поговорить о всем, что составляет класс, от техники до психологии.
И так, начнем:
Урок первый. Что такое F-2B?
Когда я задумываюсь о классе в котором я сейчас летаю, я невольно ищу аналогии в спорте. Если скоростные модели спринтеры, все силы в один рывок,а гоночные модели, марафонцы, сохраняющие темп на всю дистанцию, то пилотаж, это… Это? Это фигурное катание. Аналогия блестящая, та же обязательная программа, комплекс. То же ограниченное время, такая же система оценки судей. Все такое же. И оценка зачастую состоит не только из оценок за мастерство, но и за общее впечатление. Если судье нравится модель, если спортсмен производит хорошее впечатление, то судья невольно добавит, чуть-чуть. Это, как красивая одежда фигуристов. Посмотрел бы я сколько поставили бы спортсмену, выступающему в мешке из под картошки. Вроде можно, но судить заведомо будут с предубеждением. Так и у нас, модель должна быть красивой. О поведении самого спортсмена на старте мы еще поговорим позднее. Сразу нужно сказать, что бы потом не было разочарований, класс субъективный. Одному судье нравится, другому нет, третий просто не выспался и дурное настроение. Поэтому нужно всегда стараться летать выше головы, в переносном смысле. Тогда можно рассчитывать на высокий средний результат. Еще стоит приготовится много летать. С этим трудно. Как некий ориентир нужно говорить примерно о ста полетах в сезон. Ниже, ты хронически не готов. Как трудно пересечь черту ста полетов в сезон знаю по себе. Иногда просто устал и идти не хочется. Если учесть по пять полетов за тренировку, то это двадцать выходов, плюс соревнования. Кстати опыт соревнований очень важен. Даже у меня, посвятившего всю жизнь авиамодельному спорту, иногда возникает стартовый мандраж… Редко, но бывает. Нужно привыкать летать на зрителя. На соревнованиях реально видны недочеты тренировок и всей подготовки. Ну, что же класс в общем обрисовал. Добавляйте замечания по возможности.
Очень правильно и своевременно сделали, Виктор, что затронули эту тему. Абсолютно верно.
Мудрое решение! С ув.
Пожалуйста продолжайте!
я как то уже высказывался ранее, что цикл статей “пилотаж от А до Я” был бы очень полезен
Спасибо за оказанное доверие. Продолжим.
Урок 2. С чего начать? Сколько будет стоить?
С чего начинается мир пилотажных моделей? Наверное надо говорить о умении пилотировать кордовую модель, как таковую. Наивно полагать, что построив или приобретя пилотажную модель, сразу становишься пилотажником. Основой пилотажа является стабильный прямой и перевернутый полет. С этих базовых знаний начинается пилотаж. Любая фигура комплекса содержит в себе элементы прямого и обратного полета. Осваивать эти элементы на дорогой спортивной модели бессмысленно, скорее всего самолет будет разбит, а о моральном ущербе я вообще не говорю. Для первоначальной подготовки нужен простой и относительно дешевый тренировочный самолетик, способный выполнять простые фигуры пилотажа. Какой? Законный вопрос. Можно ли его купить? Тоже по нынешним временам законный вопрос. И так по порядку. Лучшим самолетиком для первоначального обучения считаю самолет описанный Юрием Сироткиным в его книге. Обязательно прочтите эту книгу, в интернете она есть. Эта модель не плохо летает, обладает отличной ремонтопригодностью и быстро строится, даже при отсутствии серьезных авиамодельных навыков. Рекомендации Сироткина по мотору для модели можно пропустить, их уже нет. Поэтому я рекомендую для этого самолета детскую, компрессионную “Фору”. “Фора-2.5 Д” Мотор не дорогой, со стабильным запуском и вполне обеспечивающая получение начальных навыков. Особенно хорошо этот моторчик работает на стандартном дизельном топливе из магазина с добавлением двадцати кубиков на литр цетан- корректора фирмы Ликвимолли. Его можно купить в автомагазинах. Пропеллер 220 на 150 или 200 на 160 и летать. Присадка нужна для уменьшения потребной степени сжатия. Контрпоршень отжимается примерно на полтора оборота, моторчику легче крутиться, режим мягче, ровнее. “Фора” без этой присадки сильно пережата и возникают проблемы из за ошибки конструкторов. Стальные шпильки которые неволят моноблок вызывают коробление при сильном нагреве и режим становиться не стабильным. Присадка эту проблему отчасти снимает. Если постройка этой модели вызывает непреодолимые трудности, такое бывает. То можно попытаться купить модель. Есть в продаже наборы для начинающих или готовые самолеты. Рекомендовать какую то конкретную модель не буду, все зависит от региона, в Москве она есть, а где то может и не быть. Это я отношу и к моторам. Вполне возможно, что пресловутую “Фору” где то не возможно купить. Подойдет любой мотор объемом 2.5 кубика. Есть смысл потрясти дедушек и пап, может у кого на антресолях залежался моторчик из детства. После промывки и осмотра вполне можно пустить в дело. Теперь поговорим немного о стартовом оборудовании. Приспособьте для полетов небольшой ящик, в который должны входить емкость с литром топлива, заправка, мягкий полиэтиленовый флакон со штуцером, катушка с кордом и ручкой, инструмент для обслуживания модели и… тряпки. Корд на данном этапе лучше иметь 15.92 метра, более длинный потребует большей мощности мотора, да и маленький самолет его не понесет. Меньший корд сильно увеличит угловую скорость модели, пилотирование затрудниться. Можно использовать мононить или трос диаметром 0.3, 0.4 мм. Трос предпочтительнее, меньше боится перегибов и завиваний. Ручка должна быть удобной и хорошо лежать в руке. Полеты и методику начальных тренировок я расскажу на следующем уроке.
Это фигурное катание. Аналогия блестящая, та же обязательная программа, комплекс. То же ограниченное время, такая же система оценки судей. Все такое же.
Вот здесь стоит подчеркнуть невозможность занятий данным видом без тренера, т.к. попытка скрутить десятерной тулупоаксель закончится в больнице и поставит крест на продолжении карьеры.
Есть много видов деятельности в которых заочное(виртуальное) обучение невозможно. Среди них медицина, фигурное катание и, конечно, кордовый пилотаж.
предлагаю не мешать Человеку!
хочется поговорить на эту тему, создай новую ветку и там начинай писать что возможно, а что нет и даже пробовать не стоит
заочное(виртуальное) обучение невозможно
Сергей, я не соглашусь. Яркий пример- Евгений Хромов.
Виктор Баравков, пожалуйста , продолжайте. Такой самоучитель достоин полиграфического варианта. Иногда книга удобнее планшета.
Есть много видов деятельности в которых заочное(виртуальное) обучение невозможно. Среди них медицина, фигурное катание и, конечно, кордовый пилотаж.
Я не претендую на тренерство… Я просто хочу обсудить подготовку пилотажника на начальном и последующих этапах. Если человек захотевший научиться летать найдет тренера это великолепно, а как быть если тренера нет? Вопросов всегда куча, ошибок явных и скрытых еще больше. Может кому мое литературное творчество пригодится в его занятиях авиамоделированием. Жестоко отсекать от занятий данным классом людей у которых тренера просто нет, по тем или иным причинам. Да и большинство из нас прошло путь самостоятельно, наступая на грабли, набивая шишки лезли вперед. Я был бы очень признателен если в свое время кто то просто написал о некоторых вещах, ошибок и жертв было бы меньше.
Следующую статью о освоении простого пилотажа напишу на днях, сегодня устал малость.
Вечер добрый!
Ко всему сказанному выше, я бы добавил - стоит подумать об автостарте - трудно одному создать приличный самолёт и научиться летать, ещё труднее найти товарища, способного всегда быть готовым помочь… Может даже с катапультой…
Я тоже хотел поднять этот вопрос, но это, наверное, в отдельной теме.
Добрый день, друзья. И так третий урок. Он в основном адресован тем, кто начинает все с нуля. Есть тренировочный самолет, есть стартовое оборудование, но нет опыта полетов. Хорошо, если рядом окажется человек умеющий пилотировать модель, если нет, то придется осваивать это не легкое дело самому.
Первое, это найти помошника, одному на данном этапе модель не запустить. Есть конечно устройства для самостоятельных запусков моделей и мы поговорим о них позднее, но на первом этапе они могут сыграть злую шутку. Опыта нет, и неудачно стартовавшая модель будет непременно повреждена. Для организации полетов нужно подобрать площадку, в идеале это асфальтовый пятак подходящих размеров. Модель должна хорошо катиться на колесах. Не везде такие площадки есть, Подойдет и футбольное поле, хорошо утоптанное. Травяные поляны я не рекомендую потому, что взлет с земли там не возможен, а старт с рук на этапе первоначального обучения не реален, алгоритм действий пилота сложнее. Найдя площадку тщательно измерьте ее. Модель должна проходить с большим запасом.
Прицепите корд к модели и проверьте систему управления. При взятии ручки на себя, рули идут вверх, при отдаче от себя вниз. Отмаркируйте ручку, верх, низ, что бы не перепутать при старте. Проверьте управление на прочность, плавно потяните за ручку удерживая модель одной рукой за фюзеляж, другой за законцовку внутреннего крыла. Усилие должно быть примерно равно десятикратному весу модели. Постарайтесь перевести проверку управления в привычку.
Попросите помошника пронести модель по кругу, и еще раз проверьте отсутствие препятствий. Если все в порядке можно попытаться совершить первый полет. Не скажу, что это легко, но вы в положении первого кордового пилота. ему учится было просто не у кого. Поэтому надо просто совершить попытку придерживаясь рекомендаций.
Заправьте бак, запустите двигатель. Его лучше всего отрегулировать заранее, что бы на старте он не создавал лишних проблем. Звук мотора должен быть ровный и звонкий. Рокочущий звук и дым, признак богатой смеси. Закрывая иглу добейтесь устойчивого и звонкого режима. Если мотор работает с металлическим звуком и явно перегревается, скорее всего он пережат, отпустите немного контрпоршень. Если мотор работает с перебоями и , как бы схватывает, скорее всего бедная смесь, приоткройте иглу. Настроив мотор поставьте модель на землю и передайте помошнику. Не забудьте, очень важно заранее согласовать по какому сигналу помошник отпустит модель. Бывали случаи когда помошник отпускал модель до того, как пилот возьмет ручку. Да и неожиданный старт внесет сложности в пилотирование. Подойдите к ручке управления, не бегите, а именно подойдите. Правильно возьмите ручку и слегка натянув корд поставьте руль в положение ровно. Дайте сигнал помошнику отпустить модель.
Самолетик пробежав примерно четверть круга наберет скорость и сам, повторяю сам отделится от земли. Вмешиваться в этот момент в управление не стоит, можно спровоцировать неожиданно резкие маневры модели, парировать которые при отсутствии опыта просто не удастся. Напомню, что первый полет лучше всего проводить в штиль, ранним утром или после захода солнца. Самолет плавно отделится от земли и начнет набирать высоту. Обычно модель сама стабилизируется на высоте руки пилота, но если продолжит лезть вверх это не очень страшно. Плавным движением всей руки , повторяю опуская всю руку, переведите модель в горизонтальный полет. Держите руку прямой, не сгибая в локте. Управляйте моделью плавным поднятием и опусканием всей руки, избегая кистевых движений, они слишком резкие на данном этапе. Конечно,первый полет будет проходить волнами. Модель будет то подниматься вверх, то опускаться. Компенсируйте колебания плавными движениями всей руки. По принципу рука вверх, модель вверх. Рука вниз, модель вниз. Весь процесс управления это плавно перетекающие друг в друга движения руки по принципу ВЗЯЛ вверх для изменения траектории,ОТДАЛ вниз для устранения изменения. Постепенно полет будет становиться ровнее. Самолет летит по кругу, но впереди посадка. После остановки двигателя не волнуйтесь и не совершайте никаких управляющих движений. С высоты пять метров модель будет устойчиво планировать на приемлимой вертикальной скорости и сама коснется земли. Посадка будет немного жесткой, но вполне безопасной для учебного самолета. Вмешательство в управление может привести к потери скорости и жесткому падению с приличной высоты.Сказать, что все просто не хочу, это не правда. Будут и волнение, и страх. Возможно будет кружиться голова. Но эйфория первого полета останется с вами навсегда. Именно так я совершил свой первый полет давным давно. Руководитель моего кружка уже глубокий старик, да и свободник, ничем не мог мне помочь, кроме совета.И я вышел на пятак в Тушино на дрожащих ногах. Взял ручку и… Полетел, уповая на удачу и советы моего руководителя. Самолет остался цел, я летаю до сих пор, а первый полет буду помнить до гробовой доски.Это лирическое отступление. Осмотрите модель, тщательно протрите от масла. Совершите несколько полетов для закрепления навыков. На этом этапе возможны аварии, не огорчайтесь, они были и будут у всех. Отремонтируйте самолет и продолжайте тренироваться до полного освоения взлетов, полета и посадок.
Спасибо! Очень хорошие статьи для начинающих пилотов!!!
По просьбе моих читателей рассмотрю применение устройств автостарта. Увы, я летаю один. Мои сверстники и друзья уже пожилые люди ,и вытащить их на полеты весьма проблематично. Поэтому я использую устройства для автостарта. Я их называю самостартеры. Их у меня два, одно для полетов на газоне, второе на кордодроме. Устройство для газона очень простое, Г- образный плоский штырь, который я забиваю в землю вровень с травой, изгибом внутрь круга. На хвостовом колесе самолета жесткая проволочная петелька. После запуска мотора, я надеваю петельку на свободный конец штыря и ставлю самолет на землю, слегка вывернув из круга. На траве устройство абсолютно надежно удерживает самолет. Для старта надо просто потянуть самолет на себя. Так, как шасси несколько впереди Ц.Т., то хвост начинает двигаться внутрь круга, петелька соскакивает и я стартую.
Устройство для полетов на кордодроме несколько сложнее. Это водостойкая фанера толщиной 5 мм. Выпиленная так, что бы основные и хвостовое колеса самолета находились на ней. Снизу приклеена по углам микропорка резина, для лучшего сцепления с асфальтом. Толщиной 3 мм. Во внешней стороне фанеры и сзади просверлены отверстия и привязаны капроновые шнурки некой длинны, для закрепления к сетке кордодрома. В месте старта, я ставлю систему на асфальт в направлении полета на расстоянии метра от сетки и привязываю боковые шнурки к сетке, а задний более длинный к сетке, но гораздо дальше назад. Все система заневолена в плоскости. Вперед не пойдет, в круг тоже. Самолет фиксируется замком с вытяжной шпилькой за петельку на хвостовом колесе. Шпилька выдергивается при старте из круга с помощью обычной толстой лески с наконечником. Я приноровился и не испытываю неудобств. Единственное, немного трудно устанавливая самолет с работающим мотором, вставлять шпильку. Когда ни будь разработаю защелкивающийся замок, с ним будет удобнее. Но это для самолетов с нижним расположением двигателя. На второй модели у меня боковое расположение мотора, и я запускаю мотор на установленном на устройство самолете. Вообще никаких проблем.
Добрый день!
Покажите пожалуйста фото самостартов.
С уважением.
Добрый день!
Покажите пожалуйста фото самостартов.С уважением.
Вот мое приспособление для старта модели без помощника, конструкция была повзаимствована у старших спортсменов, большенство наших пилотажников уже долгие годы используют аналогичные, все очень просто и надёжно. При стартах на асфальтированной площадке достаточно самореза длинной 70…100 мм который вкручивается в подходящую трещинку асфальта и дальше долгие годы использую только это отверстие, думаю вред для покрытия от одного отверстия 4мм минимален. При старте с травы беру саморез длинной 200…300мм в зависимости от твердости грунта и вкручиваю его под корень подходящего сорняка. К карабину (что на фото) прсиегиваем тросик идущий к месту расположения ручки управления в центре круга, модель цепляем за колечко на задней стойке, взявшись за ручку управления дергаем трос на себя и полетели…
Добрый день, Друзья. К несчастью у меня комп не не видит фотоаппарат. Так, что пока выкладывать фотографии просто не могу. Работаю над этим. Ну, что же, продолжим.
Урок 4. Основа пилотажа перевернутый полет.
Я приступаю к очень трудной задаче. Дать рекомендации к освоению перевернутого полета. Трудность здесь для новичков лежит в области психологии. Очень трудно заставить себя сломать выработанный динамический стереотип. Ручка вверх, самолет вверх. Поэтому, я считаю, перевернутый полет нужно осваивать, как можно быстрее, после освоения нормального полета. Динамический стереотип еще слабый и мозг меньше бунтует…
Как приступить к освоению? Начать нужно с горок. Плавным движением руки вверх переведите самолет в набор. Верните руль в нейтральное положение. После подъема самолета на 45 градусов и начала снижения, плавным движением вверх скорректируйте траекторию до прямолинейного полета. Модель должна пол круга пролетать выше. Постепенно поднимайте траекторию до прохода модели над головой. Не забывайте поворачиваться за моделью намного быстрее, что бы не ушла за спину. В среднем на это упражнение нужно слетать раз десять. Вы уже почувствовали динамику полета. Самолет уже ходит за ручкой. Если нет, то потренируйтесь еще. Горка должна выполняться уверенно. Теперь о главном. Есть два пути выхода в перевернутый полет. Один с горки, когда пройдя над головой, даешь руль ОТ СЕБЯ и оказываешься в перевернутом полете. Другой с полу петли. Оба имеют достоинства и недостатки. Первый психологически сложнее, очень трудно заставить дать ручку от себя, да и стабилизация в перевернутом полете сложнее. Второй проще психологически , в некотором роде безопаснее и логичнее с точки зрения пилота новичка. И так, в прямом полете, на высоте двух, двух с половиной метров, энергично, всей рукой и немного кистью, совсем чуть, берем ручку на себя, самолет, следуя за рукой выполнит пол петли и окажется на спине. Ставим руль ровно , говорим вслух, Двадцать один и отдаем ручку полностью от себя. Самолет совершит в воздухе немного растянутую фигуру S. Ставим руль ровно и продолжаем горизонтальный полет на несколько большей высоте. Поздравляю, одну секунду Вы летели на спине. Повторите несколько раз эту фигуру. Даже если Вы ошибетесь и рванете на себя, самолетик успеет выполнить полную петлю и полетит дальше. В следующих полетах после выхода на спину, говорите двадцать один, двадцать два и снова от себя. Уже две секунды есть. Буква s будет, как бы растягиваться по горизонту. Упорно тренируясь доведите полет до полного круга на спине. Стереотип будет побежден и восторжествует вариативность реакции. Спина, от себя это вверх. СПИНА, ОТ СЕБЯ ЭТО ВВЕРХ. На первых порах просто твердите себе это при полете на спине. Заранее скажу, возможны аварии. Никто не освоил перевернутый полет, не ремонтируя самолет. Отмечу, что для полетов на это упражнение, мотор должен работать, как часы, иначе возможны проблемы.
Извиняюсь что вклиниваюсь… По поводу перевернутого полета… Я учился летать сам и в обратном полете я как ни старался а всё равно колол дрова особенно после 1/3 или половины круга. Я был один, моделей было мало и они заканчивались, а на иных не было живого места после неоднократных ремонтов и это несмотря на то что учился я на бойцовках с КМД, живу я в провинции и топливо обходилось мне не дешево. Не знаю как другим, но мне перевернутый полет давался очень не легко и я понял что в моих условиях лучше идти другим путем для тренировки обратного полета. 1 вариант, летать на бойцовке с КМД (простой и быстроремонтируемый самолет с небольшой скоростью) зимой в сугробах расчистив в центре круга себе место, падения в снег не так болезненны. 2 вариант сейчас существуют компьютерные программы для обучения кордовиков, ручка управления как правило в этом случае цепляется к старой компьютерной мышке. 3 вариант, построить наипростейший (типа такого как в этой теме: https://rcopen.com/forum/f95/topic300992/22 можно не городить огород и сразу поставить двигатель электро как на зальных или комнатных самолетах, мини сервотестер и небольшой аккумулятор на самолет) самолет и учится на нем. Как не странно но именно с помощью 3 варианта я и научился, “самолет” 😃 в виде куска потолочной плитки и двигателем от фотоаппарата + 2 аккумулятора от сотового на “крыле” пускался помощником сразу перевернутым в обратную сторону, единственное условие безветренная погода 😃
Несомненно, такой вариант тоже возможен. Кордовый тренажер это интересно. Очень может быть, что он поможет в освоении перевернутого полета. В мое время их просто не было. На счет пенопластовых самолетов, не знаю. Это очень специфическая техника, лично для меня, поэтому обсуждать ее я не имею права. Я никогда их не строил и не летал на них. В любом случае спасибо за комментарий, он внес еще одну копеечку в копилку кордового моделизма. Кстати о КМД. Хорошо, когда есть этот моторчик, он позволяет подняться на следующую ступень и построить уже более серьезный пилотажный тренировочный самолет.
Я учился перевёрнутому полёту используя маневр “горизонтальный бантик”. Становишся спиной к ветру, модель пролетает чуть левее, полу петля так чтобы модель легла на спину на верху полу-петрли и постепенно снижалась, и тут-же полу-петля в обратную сторону. И так повторять по техоньку растягивая расстояние между полу-петлями пока не начнёш делать целый круг между поворотами.
У этого подхода есть пару плюсов:
- пилот привыкает что надо остонавливатся когда крутишь фигуру и как “рисовать” фигуры ручкой.
- время которое модель проводит на спине регулируется пилотом по удобству
- Голова не кружится.
Я учился перевёрнутому полёту используя маневр “горизонтальный бантик”. Становишся спиной к ветру, модель пролетает чуть левее, полу петля так чтобы модель легла на спину на верху полу-петрли и постепенно снижалась, и тут-же полу-петля в обратную сторону. И так повторять по техоньку растягивая расстояние между полу-петлями пока не начнёш делать целый круг между поворотами.
У этого подхода есть пару плюсов:
- пилот привыкает что надо остонавливатся когда крутишь фигуру и как “рисовать” фигуры ручкой.
- время которое модель проводит на спине регулируется пилотом по удобству
- Голова не кружится.
Это и есть методика описанная Виктором, я тоже так учился и научил не мало народу этим методом, считаю этот способ самым предпочтительным. Для первых проб перевёрнутого главное запомнить только модель выполнив полупетлю легла на спину, не каких других действий в голове не должно быть кроме « ручку вниз», ( а ещё эту S образную змейку отрепитировать раз 10 без модели но держа ручку и сопровождая рукой и кистью как будто летишь, тогда результат 90% без дров, я вообще пионеров заставлял перед каждой новой фигурой ее вырисовывать без модели и результат поражает) со временем эту команду « ручка вниз» можно чуть притормаживать давая модели пролететь в обратном.
Я учился перевёрнутому полёту используя маневр “горизонтальный бантик”. Становишся спиной к ветру, модель пролетает чуть левее, полу петля так чтобы модель легла на спину на верху полу-петрли и постепенно снижалась, и тут-же полу-петля в обратную сторону. И так повторять по техоньку растягивая расстояние между полу-петлями пока не начнёш делать целый круг между поворотами.
Именно этот маневр я и имел ввиду. Название хорошее, “Бантик”.
У меня, в силу корявости, никак не получалось “бантиком” освоить обратный полет. Поэтому на простенькой пилотажке под КМД поставил бак пониже, в результате самолет в прямом полете летел быстро, я переворачивался на спину, двигатель начинало заливать, и самолет летел медленно, только чтобы натяжки хватало. Летал кругов по тридцать, и так и садился, на спину. На траве это самолет не портило. Десяток тренировок, и влетался, главное, что без дров.
Именно этот маневр я и имел ввиду
Наверно не понял что прочитал. Простите иностранца. Надеюсь это не остановит вас продолжить эту очень важную, полезную и интересную тему.
На соревнованиях в Туле я поговорил с Виктором Баравковым. Он не может выложить фото, комп не видит фотоаппарат. Кто живёт поближе и разбирается в проблеме, окажите помощь пожалуйста. Может бывшие ученики откликнутся. С фотографиями тема будет гораздо информативнее.