Пилотажка Янки для крутых пареней

Слава_Ямпольский

Что делать когда надоело строить модели других?
Что если некоторые люди на этом форуме ВДОХНОВЛЯЮТ пробовать что-то новое?
Что делать когда смотришь на то как люди строият и уверен что можешь придумать лучше?
Что делать когда модель потеряна или старые уже надоели?
Что делать когда единственное приемущество электро: два угла на верхушке песочных часов, можно уравнять только если двигатель с дудкой?
Что если хочется строить модели из бальзы а не в формах с стеклотканью и пенопластом?
Что если хочется научится чертить в CAD а не на бумаге?
Что делать когда покупать пилотажку не хочется или не по карману?
Что делать когда понимаешь что большинство наборов с лазерной нарезкой не используют лазер как приемущество и продолжают выпускать дорогие наборы которые не намного лучше старых напечатанных?
Что делать когда хочется создать наборы которые люди с доступом с лазеру смогут сами себе нарезать и не платить огромные деньги за пересылку?

Ответ: новый проэкт! И как обычно, с историей!

Всё началось с наборов! Много лет назад я построил свою первую модель с лазерного набора. Это была классика опубликованная в далёком 1968-м году. Модель называлась Chipmunk/Бурундук и была похожа на канадский самолёт компании деХавиланд( ru.wikipedia.org/…/De_Havilland_Canada_DHC-1_Chipm… ). Строил запоем! После этого я несколько лет строил свои модели и мечтал о наборах красивых моделей лазерной нарезки. Когда вышла пилотажка Trivial Pursuit, тут-же купил но не строил, хранил на будуещее. Потом появился набор Thundergazer и я его тоже взял. Потом появился Як-9 под Super Tigre 46, МoBest с плоским фузеляжем, Stilletto 660. Ни одной я не строил, хранил когда дойдёт время.
В те годы я летал на своих моделях и не нуждался в новых. Были регулярные победы на региональном уровне. Я зачастую побеждал тех кто входил в 20 лучших пилотажников США. Топ 20 может и кажется ничего особенного но когда понимаешь что в стране свыше двух тысяч активных пилотажников, картина совсем другая. Но вот в чём беда: уровень пилотажа этих ребят на много выше других а возится на донышке топ 20 я не хотел. Что делать? Посмотрел на свои модели, на то как летаю и понял: строить хорошие модели могу а вот правильно летать нет! Что бы научится летать лучше надо сначало понять что такое правильно летать. Думал поехать на чемпионат США и смотреть как летают лучшие. Вспомнил как ездил на чемпионат мира в 2004-м и то как был полностью в конфузе ибо те чьи полёты мне нравились получали низкие оценки. Тогда-то я и решил занятся вплотную судейством и понять что такое правильные фигуры. Приемущество судьи ещё в том что у них самое лучшая позиция что бы наблюдать за полётами! На судейство потратил много лет. Не раз судил на чемпионате США, понял на что смотреть и в голове прояснилось что надо делать. Строить новую модель и начинать тренеровки!

Для начала решил построить Як-9 с набора. Пока строил начал понимать что в наборе много вещей которые казались неудобными или тяжёлыми или сложными в постройке. Пока закончил модель настроение на ней летать потерял. Модель хорошая но каждый раз я на неё смотрю в голове вижу вещи которые сделал по чертежу но не правильно. Модель до сидит набирает пыль в подвале. Уверен с павильной настройкой она бы давила всех и вся но душа к ней не лежит.

Потом пришла новость что скончался мой старый друг Ларри Канингхам. Ларри был 100% инженером в своём подходе к моделированию. Его модель MoBest по моему мнению была самая красивая и технически интересная пилотажка для OS 46LA с плоским фузеляжем. У меня был набор и в память о друге решил построить. Начал строить крыло, не понравилось как оно собирается. Слишком сложно, слишком легко сделать его кривым. Выбросил крыло с набора и построил с пенопласта обшитого бальзой. Получилось ровное и лёгкое крыло. Потом не понравился фузеляж. Он строился по классической схеме а у Ларри был свой подход к постройке который был намного лучше. В общем фузеляж тоже выборсил и построил свой. В конечном итоге от набора в модели осталось только хвостовое оперение!

MoBest отличная модель но на чемпионат США с ней не поедешь. Надо строить что-то посерьёзней. Но тут прояснилась ещё одна проблема: ехать в Индиану на машине слишком далеко, особенно одному. На самолёте и быстрее и удобней но у меня небыло ни одной разборной модели! Что-же делать? Строить!

В тот момент мне очень хотелось построить модель Derringer и я начал. Всё двигалось отлично и модель была построена на 75%. Как и с предидущими наборами, половину наборы выбросил. Оставалось доделать пару вещей, обтянуть и покрасить. В то время у меня в доме шёл ремонт. Рабочие как-то умудрились уронить что-то тяжёлое на модель. Единственно что сохранилось целым это был стабилизатор. Как понимаете настроение было гнусное. Строить не хотелось…

В начале 2017-го решил ещё раз построить модель с набора. В этот раз это был Thundergazer. Тут-же не понравилось как строилтся фузеляж. сделал свой. Потом не понравилось сьёмное крыло. Оно было цельное. Выбросил и начал делать сборное с двух половинок. Тут мне то-же что-то не нравилось в постройке и я переделывал крыло 3 раза. Каждый раз выходило лучше, прочнее и легче. Но тут я понял что уже строю не с набора а что-то своё! А уж если строю всё с нуля, почему бы не сделать что-то своё.

Вот так и зарадилась идея новой пилотажки.

Продолжение следует…

Для тех кто не терпит и по-английски шпрехает ок, github.com/syampolsky/yankee-cookies/wiki
github.com/syampolsky/yankee-cookies/…/fuse.pdf

LEKA-S

Так строите?
Свой .

Первые десять вопросов хорошие, правильные! -чтобы начать строить.

С Уважением,LEKA.

20 days later
LEKA-S

Слава! Где продолжение ВАШЕЙ идеи?,где искать то?

Слава_Ямпольский

Руки не доходят написать но преключение продолжается. Я пишу очень медленно, вон, Минский репортаж до сих пор пишу.
По техонечку сбрасываю фото с альбом что бы позже использовать в описаниях.

photos.app.goo.gl/QvEY8GgVkgKX5pJZ6

Creolka

Слав, а чем режиш? Сколько ват и за один проход или несколько?

Lerik

Мне резак тоже понравился, можно поподробнее ссылку и тп?

Слава_Ямпольский

Бальзу 2.5мм режет со скоростью 30мм/сек в пять проходов. Можно и за один проход но медленно(5мм/сек) но у меня бальза загарается на такой скорости. Проще быстро и несколько раз. набор нервюр нарезаю за час максимум.
Пользуюсь программой LightBurn. Она в 100 раз легче чем всякие другие а я перепробовал их ВСЕ! Правда она не бесплатно. Как говорится за качество надо платить…

Фанеру 2.7мм режет со скоростью 5мм/сек, 15 проходов. Это медленно и долго но фанера не горит и можно спокойно на ночь оставлять без присмотра. Когда режу бальзу я не отхожу не на минуту. Все шпангоуты в модели из фанеры(их 10 штук) и это занимает где-то 6-7 часов.

  1. Вот набор резака: OpenBuilds ACRO 300х800
  2. Лазер компании OptLaser из Польши: PLH3D-6W-XF Engraving Laser Head. Можно конечно найти дешевле но качество о этого продукта на уровень выше всех!
  3. CNC контроллер CNC xPro(уже появились подобные и подешевле но ни один на уровне этого.): CNC xPRO Controller V3
    Приемущество этого контроллера в том что к не му можно подключить обычный Power Supply от компьютера: там штепсель такой-же как на motherboard. так что от любого старого компьютера можно снять. Главно что-бы минимум был 300W.

А вот видео как собирать:

Если не хотите возится, можно купить уже готовый и дешёвый из Kитая но он меньших габаритов: EleksMaker EleksLaser 5500mW

Кстати, раму можно потом удлиннить очень просто. Я свой удлиннил с 1000мм до 1100мм купив пару алюминевых профилей(два 2020 и один 2040). Там самое дорогое это сам лазер и контроллер: на них дешевится не надо. А вот остальные вещи можно спокойно искать как можно подешевле!

Слава_Ямпольский
Станислав_Дубовицкий:

Самолет делается под дудку?

Опытная модель будет для ДВС с дудкой НО это не обязательно. Модель очень легко строить под двигатели с задним или боковым выхлопом. Особенно просто сделать если двигатель с боковым выхлопом. Если задний выхлоп, там нужно смотреть по двигателю чтобы выхлопной патрубок не попал на шпангоут #2. Просто вырезаем отверстие в пузе где надо и заглушку. Потолок дудочного тунеля в фузеляже служит что-бы сделать фузеляж жёстким но и так-же для упрощения вывота выхлопа и охлаждения. Этот потолок закрывает внутрености фузеляжа от масла, тепла и выхлопа.

Собираюсь строить по крайней мере четыре модели:

  1. Опытная с дудкой и двумя разными хвостами: класический и цельный(на основе работы с Иосифом). Идея модели, проверить если все запчасти правильно нарезаны и удобные в постройке а так-же для эксперементов с хвостами.
  2. Спортивная модель с ДВС дудкой для соревнований. Это будет модель с которой буду путешествовать по соревнованиям.
  3. Спортивая модель под Сталкер 66. Это будет модель на случай если будут проблемы с топливом в Европе. Как знаете достать топливо с чистой ситнетикой и 5-15% нитры не так просто. Например, на ЧМ 2018, топливо настолько плохим что у людей с дудками были сплошные проблемы: масло в этом топливе было на 90% касторка плюс намешали 25% масла.
  4. Спортивная модель под электро. Это будет уже для друзей кто этим увлекается.

Модель получила имя Янки по двум причинам: в детстве читал кижку Марка Твена “Янки при дворе короля Артура”. Эта книжка привела на меня ОГРОМНОЕ впечатление. Помню в пионерском лагере, в библиотеке брал все книжки про авиацию и замучал нашу библиотекаршу. Она мне предложила книжку с рисунками не связанную с авиацией. Я взял её нехотя. Выдя из библиотеки, сел на ступенкях и решил пару страниц думая что если не понравится сразу-же отнесу! Меня так захватила эта книжка что я пропустел обед, тихий час, полдник и ужин! Если бы меня важатая не нашла и не погнала на линейку, сидел бы до ночи! Может кто-то помнит эти ресунки:

Вторая причина это дань человеку который создал модель на основе которой все мои модели основанны плюс он был моим “гуру”. Его звали Давид Кук и он был типичный Янки: исключительно независемый и всё делал сам. Свой дом он построил сам, все свои модели строил сам с нуля. Денег на дорогие матриалы для моделей и у него было: он смог выростить 6 детей и дать им всем институтское оброзование на зарплату бригадира смены на судостроительном заводе. Он умел строить модели исключительно простые и лёгкие в то-же время имели велеколепные лётные характеристики. Его советы мне очень помогали и его.

SERIY1975

Слава , расскажите немного по-подробнее о Давиде Куке, о его подходе к моделизму, оего моделях, если можно и если вас не затруднит. При наличии финансов можно строить дорогие модели или даже покупать, а строить качественно и в тоже время не дорого это уже своего рода мастерсво достойное уважения.

13 days later
LEKA-S
Слава_Ямпольский:

Опытная модель будет для ДВС с дудкой НО это не обязательно. Модель очень легко строить под двигатели с задним или боковым выхлопом. Особенно просто сделать если двигатель с боковым выхлопом. Если задний выхлоп, там нужно смотреть по двигателю чтобы выхлопной патрубок не попал на шпангоут #2. Просто вырезаем отверстие в пузе где надо и заглушку. Потолок дудочного тунеля в фузеляже служит что-бы сделать фузеляж жёстким но и так-же для упрощения вывота выхлопа и охлаждения. Этот потолок закрывает внутрености фузеляжа от масла, тепла и выхлопа.

Собираюсь строить по крайней мере четыре модели:

. Помню в пионерском лагере, в библиотеке брал все книжки про авиацию и замучал нашу библиотекаршу. Она мне предложила книжку с рисунками не связанную с авиацией. Я взял её нехотя. Выдя из библиотеки, сел на ступенкях и решил пару страниц думая что если не понравится сразу-же отнесу! Меня так захватила эта книжка что я пропустел обед, тихий час, полдник и ужин! Если бы меня важатая не нашла и не погнала на линейку, сидел бы до ночи! Может кто-то помнит эти ресунки:

Вторая причина это дань человеку который создал модель на основе которой все мои модели основанны плюс он был моим “гуру”. Его звали Давид Кук и он был типичный Янки: исключительно независемый и всё делал сам. Свой дом он построил сам, все свои модели строил сам с нуля. Денег на дорогие матриалы для моделей и у него было: он смог выростить 6 детей и дать им всем институтское оброзование на зарплату бригадира смены на судостроительном заводе. Он умел строить модели исключительно простые и лёгкие в то-же время имели велеколепные лётные характеристики. Его советы мне очень помогали и его.

ну чисто так -это в каком пионерском лагере ВЫ имели Библиотеку,где были такие книги,именно про авиамоделизм,про янки,который строил сам с нуля.самолеты,работая на Судостроительном заводе?В каких годах то?
Тут куча народа вам плюсиков кинуло-и весьма уважаемых.
Наверно не читая.

Зачем тут политика?

Сейчас мне дадут минус ,за слишком обьёмное сообщение.А как по другому?

ZigZag_f2b

а в чем сомнение то? Есть книжка Марка Твена, прочитанная в детстве
и есть человек, который самолеты руками строил, строя при этом и корабли в свободное от хобби время

avia_tor

Наверно не читая.

Похоже это вы плохо читали.

LEKA-S
avia_tor:

Похоже это вы плохо читали.

А в каком пионерском лагере Вы читали похожие книги? Я не про МАРКА ТВЕНА. В школьных библиотеках была одна хрень.
Книги были и читали ,интересное можно было найти в только в некоторых библиотеках.

Зачем тут про пионэров?

Слава_Ямпольский
LEKA-S:

А в каком пионерском лагере Вы читали похожие книги?

п/л Смена при Минском подшипниковом заводе(ГПЗ-11) имел не просто библиотеку а аж культурный центр где было место для библиотеки, театра(за одно и кинозал), кружка рисования, кукольного театра, итд. Он был так-же домом отдыха для заводчан в другие времена года. Так как ГПЗ не имел Дома Культуры в городе, как например тракторный завод, они решили вложится в этот дом отдыха. Вот и результат: дети имели широкий выбор книг в библиотеке. Ну и Минск всё-же сталица…

Слава_Ямпольский

Давайте продолжим историю…

Перед тем как начать работу ножом и циакрином, надо подумать о том какие цели будут у модели. Я все свои мысли записывал в тетраду с эскизами. Те кто был в Минске на соревнованиях в Липках помнит как я мучил Витю Саленек и Сашу Голубчина с эскизами и тетрадкой. Для начала написал что хочу в новой модели применить: photos.app.goo.gl/Pj5dondHUTctYv3b9

  1. Двигатель VF или RoJett с дудкой.
  2. Крыло прямое, не овальное прямой задней кромкой крыла(не закрылка)
  3. Площадь крыла примерно 40.5
  4. Цельно двигающийся стабилизатор
  5. очень толстый закрылок спереди
  6. разборный фузеляж(позади крыла) и сьёмное крыло
  7. вид модели как у Thundergazer с угловатыми чертами хвоста
  8. боковые фейковые щёки на носу фузеляжа
  9. овальное сечение фузеляжа
  10. шасси в фузеляже
  11. перпендикулярная задняя кромка закрылка

Такой список очень важен когда создаётся новая модель. Это заставляет себя продумать и доказать самому себе почему я делаю именно так а не иначе. Прошу заметить пару вещей: этот список разбивается на три категории:

  • что-то новое
  • что-то привычное; ну и…
  • что-то что придаст модели уникальность

Когда прочесал изначальный лист и понял что баланса нету: слишком много уникального или нового и мало привычного. пришлось переиграть пару вещей:

  • Убрал овальный фузеляж. Так как одну и ту-же форму я делать не собираюсь пока, строить овальный фузеляж в стапеле не удобно. Пока соображу как собирать на стапеле овальный фузеляж, потеряю много времени. Решил для начала сделать плоский а в будующем посмотрим
  • Убрал щёчки. Они имеют чисто эстетическую пользу и выглядят они немного смешно(так мне кажется) когда двигатель головкой вниз. Да конструкция упрощается.
  • Модель может в себя принимать двигатели с кубатурой от 6.5(40) до 12.5(76) шасси должно быть достаточно длинным чтобы крутить большие винты. Ту возникает проблема эстетики. В фузеляже нижняя часть имеет в себе туннель для дудки а это значит шасси крепится над тунелем. Получаются ОЧЕНЬ длинное шасси и модель начинает выглядеть как бусел(цапля). Можно конечно поставить шасси и на дно фузеляжа но тогда нижняя часть фузеляжа должна быть квадратной и мне это не нравится. Поэтому решил перенести шасси в крыло. Что бы придать иллюзию короткого шасси, буду ставить его шире обычного укреплю лонжерон углепластиком.
  • цельный стабилизатор меня немного смущает своей новизной и поэтому решил строить два типа оперения: классический и цельный. Так ка фузеляж разборный, буду строить два хвоста. приемущество будет в том что на смогу их испробовать оба типа на одной модели. должно быть здорово!

После окончательного анализа, в листе остался цельное оперение и толстые закрылки как “что-то новое”. Вот окончательный лист с обьяснением почему именно так:

  1. Двигатель VF или RoJett с дудкой. Это привычная комбинация плюс у меня эти двигатели есть и я вполне удобно себя чувствую в их эксплуатации. Я не скажу что эта комбинация лучше всех но для меня это удобная схема.
  2. Крыло прямое, не овальное прямой задней кромкой крыла(не закрылка). Приехав в Киев увидел как все летают на элипсоидах. Изначально думал построить овальное крыло но потом понял что слишком много нового может испортить модель так как не смогу понять что улучшело модель а что ухудшело. Решил делать прямуе кромки но потом подключился мой друг Рик Камбэл и пытался меня настроить на крыло где задняя кромка крыла(ну и ось вращения закрылков) имет маленький угол вперёт. Это делает модель более устойчивой при ветренной погоде. Опять-же в действие пришла теорема “слишком много нового = непонятной модели”. Решил делать приямой
  3. Площадь крыла примерно 40.5. Mои предидущие модели имели площадь 42 что давало возможность строить модель чуть тяжелее но и естественно нужен был более мощный двигатель чтобы придать достаточно энергоёмкости. Уменьшив площадь и вес модели, я мосгу использовать более малые двигатели выдерживая высокую энергоёмкость силовой системи. Плюс маленькие модели легче в перевозке…
  4. Цельно двигающийся стабилизатор. Это из области чего-то уникального. Я могу только представить что будет когда я появлюсь на соревнованияс с таким хвостом! Класс!!! На всякий случай сделаю классический хвост если цельный хвост не сработает.
  5. очень толстый закрылок спереди. Я всегда строил сравнительно тонкие закрылки. у них всегда была проблема с жёстокстью. либо строиш их з твёрдой бальзы что придаёт вес, либо ламинируешь стеклотканью(опят-же, лишний вес) либо приделываешь кучу петель. Всё это усложняет конструкцию,вес или добавляет излишнее трение как в случае когда много петель. Можно конечно сделать петли как любят на моделях Российских и Украинский спортсменов но там тоже конструкция слишком сложная. карманы для петель, кабанчик из проволки, врезы для той проволки. В общем хочу сделать чтото по проще. Для жёсткости решил преблизить профиль закрылка к форме треугольника что должно дать максимум жёсткости. В общем позже обьясню что я там “придумал”.
  6. разборный фузеляж(позади крыла) и сьёмное крыло. Это обязаловка если собираюсь путешевствовать с этой моделью. Ещё один плюс с фузеляжем это что это позволи мне эксперементировать с разным оперением.
  7. угловатый вид модели мне как-то не понравился. Слишком простой. Плавные линии типа Джиби мне тоже как-то не очень. Отличный баланс мне понравился у модели Two Bits а так-же у моделей Страхова. Вот и решил немоного округлить здесь и там. посмотрим что выйдет.
  8. шасси в крыле из проволки. Это и просто и красиво и привычно.
  9. Перпендикулярная задняя кромка закрылка. Это что-то новое из области “последний писк моды”. Пол Уокер лет 10 назад заметил что если не закруглять закрылки, при резких поворотах модель реагирует более предсказуемо. Все кто это пробует говорит что разница очень заметна. Думаю мне это ничего не испортит плюс даст возможность использовать фанеру 0.4мм вместо задней кромки. Это сделат закрылок более жёстким и ровным так как фанеру не крутит от влаги.

Ну пока всё. надеюсь вам это даст идею того какой мысленный процесс идёт в создании модели.

Преключения следуют…

Для тех кого интересуют двигатели с дудками, вот видео обзор:

Для тех кого интересуют что будет слдующеий этап в разработке, небольшой тизер:
drive.google.com/open?id=1o2ZKYw2FUwfcMAnALi1NRvuC…