История кордовых в фотографиях
Стоит учитывать, что советские и иностранные пилотажники были в очень неравных условиях…
Меня всегда удивляла страница из книги Сироткина 60-х годов “В воздухе пилотажные модели”
Для кого были приведены иллюстрации зарубежных моторов?
Понятно что в книге приводятся чертежи и сведения о иностранных моделях под данные двигатели, но ведь для подавляющего числа людей они были абсолютно недоступны.
Как собственно и просто пилотажный мотор приемлемого качества, до появления Талки 7.
Можно только предполагать, что могло быть если бы в 60-70е наши пилотажники могли выбирать между Super Tigre, OS Max, Enya, Merco, Veco и.т.д.
Алдар, да я на эти моторы в 90-х смотрел и облизывался. Потому что кроме Радуги 7 не чего серьезной кубатуры достать у нас тогда не мог. МДСы 6,5 поразбирали и буквально молились на них радисты, Талки 7 были только у опытных старших пилотажников причём редко у кого был даже запасной мотор и у запасливых копиистов в сейфах лежали) В 60-х 70-х довольствовались поставками от друзей по социалистическому лагерю MVVS 5,6A и MVVS 5,6 AL и немного из приобретённых самими спортсменами на соревнованиях фоксиков 35 и то это все исключительно для сборников и талантливых кандидатов в сборную! До появления Петровского Акробата 7 спасал ситуацию Кондратенко с своей переделкой Кометы или же как Святкин, Плоциньш и Колесников занимались самоделом.
Давайте посмотрим результаты все того же ЧМ 72 года, два спортсмена от СССР в первой десятке и все в финале. В 1974 году сборная так же выступала на ЧМ в пилотаже
Я на это смотрю по другому. Пилотаж в СССР потерял 10 лет опыта и прогресса. Победа Колесникова в том-то и уникальна ибо он победил используя пилотажку и двигатель 70-х против нового поколения пилотажек. Его подход в начале 80-х был тот-же что весь мир делал в 70-х: брал супелёгкий картер с маленького двигателя и самоделом разворачивал обьём. То-же самое делали весь мир проходил этот этап в 70-х. Лес Макдональ победил на ЧМ когда умудрился запихнуть 9 кубиков в 7.5 кубовый корпус. Ал Рабб, один из членов сборной США в 70’х вообще умудрился впихнуть 10.2 в копус тигрика 46V. Весь мир в 70-х искал пути развития мощности не меняя веса и аеродинамики . К ЧМ в 86-м, большинство переходили на двигатели типа OS 46 FSR или ST 60V который подняли мощность на следующий уровень.
Если посмотреть обьективно на 80-е, кроме уникального таланта Колесникова, вклад в возрождение пилотажа в СССР огромный толчёк сделал Саленек и его известная статья в МК. По моему эти два события дали тот самый толчёк который дал началу новому поколению пилотажников в СССР и пост-советском прастранстве. Новые двигатли, новые методи постройки(корочные), новое поколение пилотажников с свободным доступом за рубеж быство перенявшие опыт пилотажников внешнего мира, догоняя и перегоняя его в каких-то характеристиках.
В общем, как не смотри, 60-е и 80-е были золотыми десятилетиями советского пилотажа. 70-е по сравнению с этими декадами выглядит как-то “сереньким”(не хочу использовать двух-значное слово “застойное” хотя оно подходит очен даже неплохо).
П.С. пытаясь прикрасить плохое, мы теряем точку сравнения с вещами которые были действительно исклчительными: всё становится выглядеть примерно одинаково что исторически не верно.
В 70е годы наши пилотажники Еськин, Листопад и другие - летали ничуть не хуже своих старших товарищей в 60х и были примером для нового поколения 80х годов. Так что , с какой стороны не посмотри, никогда СССР не терял 10 лет прогресса. Тем более, что весь мировой прогресс и пошел от самолетов и моторов Каленникова, Саленеков, Страхова и впоследствии был очень качественно переосмыслен, дополнен и массово растиражирован на высшем уровне братьями Яценко и их коллегами. За эти “так называемые 10 лет застоя” СССР и наработал техническую базу, которою до сих пор с удовольствием используют все пилотажники мира.
Не нужно переворачивать историю задом наперед, ни к чему…
Именно в начале этого периода «застоя» Евгением Петровым был создан прорывной для всего пилотажного мира мотор Акробат 7 сочетавший в себе необходимую мощность для моделей того времени и потрясающую простоту и весовое совершенство конструкции. А уже к концу 70-х Листопад и многие другие эксплуатировали эти моторы с самодельными парами АВС обеспечиваюшие отличную мощность и ресурс, а Колесников увеличив объём создал на базе того же Акробата свой чемпионский мотор. И полностью согласен с Игорем, такие спортсмены как Еськин, Листопад, Петров в те годы довели технику до высочайшего совершенства, и уже на в начале 80-х на базе их достижений Колесников, Клычков, Саленеки, Страхов, Каленников реально выстрелили с самодельными моторами и моделями, поставив нашу технику на вершину мирового уровня.
всё становится выглядеть примерно одинаково что исторически не верно.
Слава, ты не присутствовал во внутреннем мире пилотажников СССР, подними протоколы международных встреч в “слабый” периуд и увидишь, что все было на высоком уровне, а “самостийная” работа отдельных спортсменов, только улучшала результативность и в целом класс школы. На мировой арене, конечно же были падения и подъемы, это связано с резким увеличением сильных пилотажников + внедрение азиатских спортсменов.
Тем более, что весь мировой прогресс и пошел от самолетов и моторов Каленникова, Саленеков, Страхова
Вы явно не туда. На чем основанны ваши утвеждения? вот два аргумента:
-
На моделях Яценко летают единицы по сравнению с количеством людей по всему миру строящих даже те-же ноблеры. Это очень дорогие модели и ими пользуются те кто за это может уплатить. Мало того, из-за правилам о постройке модели, крупнейший рынок для их моделей: штаты, увы практически не доступен. Я уже не говорю о моделях Калесникова, Саленеков или Страхова. Об этих модялх вообще никто за рубежем не знает. Причина простая: ни один из выше указанных людей не публиковал чертежи или статьи в международных журналах. Единствнный чертёж когда-то либо попавший в руки “мира” это когда Колесников от руки на салфетке набросал габариты своей модели для ребят с Французкой команды в 1990-м году. Серже Делабраде по моему любил летать не этих моделях и построил их штуки 3 в 90-х.
-
Давайте посмотрим на результаты всех чемпионатов мира с 80-х. Сколько моделей выше указанных людей или двигателей использовали чемпионы? Хоть один был основан на развитях Талки или других двигателей из СССР? Итальянский Супер Тигр конца 60-х годов выпуска: чуть не половина(Китайцы в 80-е и 90-е, Корнмайер в 2010-м). Японские Saito(Французы в 2006, Китайцы в 2002) и OS(Уокер в 1992): не меньше тигров. Парочка двигателей PA(Верваж в 2004 и Фицджеральд в 2008) на основе двигателя ОS 40-46 VF.
Я рекомендую перечить статью Колесникова в МК где он писал что сборная впервые выехала за рубеж в 1979 и то только на чемпионат дружественных народов где они бы вряд-ли увидели новинки достижений или смогли поделистся новейшими разработками своих пилотажными моделей. В той-же статье он писал что он заметил что модели на которых летала сборная были маленькие не уступали в мощности. поэтому он пошёл по пути срочного развития новой модели и двигателя. Как вы обьясните эти реалии?
Проблема с историей пилотажников и их достижений из СССР в том что они по привычке прячутся. Никто не хочет записать из историю. Кромей моей статьи интервью с Еськиним опубликованной в “Новости Пилотажа” в 2015-м, НИ ОДНОЙ статьи за последнив 20 лет не было опубликованно об истории пилотажа в СССР и людей которые это двигали. А жалко. Та-же самая ситуация с чертежами и наборами моделей Еськина, Плоцинша, Листопада или Колесникова. НИ КТО не пытается их восстановить/опубликовать. Я затрахаля в 2014-м пытаясь найти хоть один нормальный чертёж этих людей и переделать их в современный CAD формат и нарезать наборы лазером! Громаднейшими усилиями нашёл синьку в масштабе 1:2 КА-05 Колесникова(спасибо Пете Гойкману из Израиля). Нашёл бывшего чертёжника/пилтажника согласившего перересовать чертёж, нашёл даже произвотиделя готового нарезать наборы из лазера. Когда дошло дело до заказов, только 10 человек подписалось и подчи половина этой десятки потом отказалось от покупки. В результате, набор оказался дорогим($175) и мнеи извсно только о двух летающих экземплярах.
Ребята, не злитесь. Лучше помогите создать библиотеку чертежей моделей известных пилотажников. Лично я мечтаю пострить модель Листопада.
Слава, на счет набора идея хорошая, но есть загвоздка с этими авторскими моделями, все они требуют тот двигатель под который они проектировались, хоть моторы были и стоковые, теже акробаты и талки, но характеристики этих моторов были далеки от оригинала.
А доделывать туже талку до того состояния, что была она у автора, это проще построить новый мотор.
Поэтому если хотите выпускать наборы как ноблеры, то их сначала надо облетать с современными и доступными моторами типа бродак, ос, асп и им подобные, внести необходимые изменения в конструкцию.
Таже модель ка5, делалась под переделанный двигатель полет, от которого из родного ничего почти не осталось. А купить близкий хотя бы по весу мотор практически не возможно, современный китайский асп будет весить куда больше.
Резать лазером, это не дешевое удовольствие, одну модель для души куда проще сделать по старинке, к тому же конструкции данных моделей не сложные и не требуют высоких технологий для постройки.
внедрение азиатских спортсменов
Китай впервые выстипил на ЧМ только в 1984-м. Это никак не могло повлиять на события 70-х.
Все повторяют те-же самые вещи что мол двигатели были отлиные но это познаётся в сравнени. Талка была практически копией одноканальных двигателей типа МаКой, Фокс на которых летали в сборной Плицинш/Ескин. Эти двигатели были созданны в конце 40-х и к концу 60-х уже не считались серьёзными пилотажными двигателями. Если я не ошибаюсь(поправьте если не прав) но Талка вышла в начале 70-х и была всего 7 кубиков, одноканалка без подшипников. Я уже не говорю о страшном дефиците. В то-же время в начале 70-х большинство пилотажников перешло на более мощные много каналки с шариковыми подшипниками типа Super Tigre 46V. Этот двигатель был уровень мощнее и стабильней в поведении. Размеры моделей сильно вырозли буквально за пару лет. Бил Вераж, обычный чернорабочий на ферме, поразил весь мир когда победил на ЧМ в '72, летая модель с площадью крыла 45 дм2 и новым Тигриком со скоростью 5.5-5.6 что считалось безумно медленным в те годы. буквально за три года, все пилотажники мира перешел на эту новую формулу и 70-е стали извесными своими большими моделями и двигателями Super Tigre 46V.
А для сравнения посмотрите на чем летала сборная в те годы. К примеру, по рассказа самого Еськина, в начале 70-х он пересел со своих пилотажек-реактивных истребителей на копию модели Oriental опубликованной в британском журнале Аэро Моделер в 67-м если я не ошибаюсь. Эта модель была уже устаревшая когда Еськин начал её использовать.
Я так-же предлогаю посмотреть на прогресс достижения гонщиков СССР. За десять те 10 лет, прогресс развития технологий советских двигателей F2C и F2A был просто обалденный! Вот у кого был во истину было золодое десятилетие: у гонщиков и скоростников СССР. Сколько инновационных решений,разработок, сколько достижений. А что было у пилотажников? за 10 лет Талка осталась дефицитом и более продвинутые пилотажнки поменяли чёрную пару на цветную. Ах да, тот ужас под именет Радуга 7 вышел в призводство…
А теперь добавьте запрещение на выезды сборной Ф2Б и закрытие финансирования на государственном уроне, в то время как гонщики, скоростники и бойцы колесили повсему свету, уставанвливали рекорды и собирая золотые медали где бы они не появились. Вот и получается картина какая-то такая, серая…
Слава, я не о технологиях и о моде, я о вашей попытке выпустить набор.
А что касается Радуги, то мотор довольно интересный, дури в нем дофига, единственное ее направили не в то русло.
Сделать пару с правильными фазами, отбалансировать и он будет таскать пилотагу под 1,8 кг как пушинку.
Слава, ты не присутствовал во внутреннем мире пилотажников СССР, подними протоколы международных встреч в “слабый” периуд и увидишь, что все было на высоком уровне, а “самостийная” работа отдельных спортсменов, только улучшала результативность и в целом класс школы. На мировой арене, конечно же были падения и подъемы, это связано с резким увеличением сильных пилотажников + внедрение азиатских спортсменов.
Вопрос к Сторожилу - Когда Листопад свой мотор первый сделал ? Я с ним говорил на эту тему - только забыл - но что то рано .
Второе - может я жил в другой стране или в другом мире - да бесплатно было сложно получить Акробат - а что Росси всем давали ? на зональных , на России их было пруд пруди и не по одному в ящике . Я пацаном работал в деревне после 7 класса и заработал на гончий мотор от Бугля за 50 рублей . Так и Акробат можно было заработать за месяц работы руководителем кружка - у нас стандартный Акробат в 1974 году стоил 30 руб - конечно не в магазине , а через старших товарисчей - кто хотел тот имел - но данный метод был для многих просто не приемлем по социалистическим соображениям - не более того , и с импортом так же
Ах да, тот ужас под именет Радуга 7 вышел в призводство…
Тоже хочу вступится за Радугу 7. От МДС 6.5 протачивали гильзу,ставили проставку 3.5 мм,так как гильза от МДС выше,головка также шла от МДС.Надо было только отверстия под болты расшарошить в сторону,так как они немного не совпадали.Кто то пересверливался.Мотор был на выходе хорош.И не была радуга совсем прям ужасом. До сих пор радует.
если Радуга - "был ужас ", хотя Радуга была для многих бесплатным выходом из положения с прикладыванием рук , и родные поршня облегчали и вольфрамом грузили вал , и просто напаивали балансир - все в кружке на коленке - и она оживала ! У Соколова переделанная Радуга без фокусов до сих пор на показушной модели 90-х прошлого века летает - запуск - ПЕСНЯ !!!
а вот FOX 35 современный - кошмар похмельный - купили 2 шт в штатах по 100 гринов - теперь не знаем то ли выкинуть то ли подарить кому - главное что не возьми - все надо другое - ну не поставишь , все окромя жиклера и винтов - такого издевательства себе позволяли только перестроечные МК- 12 последних партий
вот выдержка из местного форума "Конец легенды или о моторе Fox-35
Всю жизнь мне хотелось иметь моторчик фокс,и вот недавно он попал мне в руки.Абсолютно новый,в красивой коробке,счастью не было предела.Однако…
Я в некотором плане моторист,в свое время и доробатывал моторчики, и строил свои.Итак открыв коробку,я вытащил американское чудо на свет божий.Первое,что неприятно поразило-это литье.Множество заусенцев,не срезанный облой и похоже го…ненький материал.Охнул горестно,ну да ладно,спишем на раритетность.Далее полез в потроха.Шок,это по нашему,но не на столько,стружка… разная и витая стальная и бронзовая сыпучка.Дальше хуже.Мотылевого пальца шлифовка не коснулась,как был из под резца,так и остался,даже с окалиной.Забыли видно.Пришлось городить притир и шмурыгать до посинения,заодно и зазор правильный получился.На гильзе убирал заусенцы,на поршне пасаметром обнаружил 9 микронный элипс,поохал,промыл все и собрал.Завелось это чудо,правда сразу.Но на стандартном топливе работает хреново,режим плавает,обороты с винтом250 на 152 едва едва 8200.Поработал минут 10 и я его разобрал смотреть.На поршне боковой прогар,понятно,элипс.Тут или поршень городить новый или терпи.Намешал топливо по инструкции…5 нитрухи.Запустил ,немного пошустрей,но все на пределе 9200 и чувствуется немощь.О заявленных037 нет и речи по ощущениям слабее кмд.Я слегка загрустил неужели давным давно они были лучше и ремейк вышел неудачным или он такой был всегда,а остальное только легенда?
У наших пилотажников очень хорошая история и пройден огромный путь развития, но в чем то я соглашусь со Славой. На последнем ЧМ в Ландресе многие летели на моделях Яценко (включая и чемпиона мира Лиу Янга и второго Марко Вальера), но летели на електротяге. 2010 - чемпион мира Рихард Корнмаер, 2012, 2014 - Игорь Бургер, 2016 - HERNANDEZ Orestes. Как то так
В умелых руках и Fox 35 и Радуги 7 на кордовом пилотаже работали отлично, но с коробки и то и другое откровенное г…, уж сильно разброс качества в серийном производстве был большой, встречались отдельные экземпляры которые сносно работали после обкатки.
Боюсь что не на десять лет отстали а совсем эту тему похерили! В штатах много делается для того спорт опирался на любительское движение,правила написаны таким образом чтобы стимулировать постройку моделей самостоятельно,есть соревнования подклассов любителей с витражными моделями и т.д.
В России с точностью наоборот. А не имея массового хобби спорта,какие бы не были супер личности,не будет движения вперед у этого спорта.
Возьмите федерацию , мне кажется там все делается что бы до конца добить авиамоделизм. Ну хорошо нет денег,финансирования и реалии таковы что не будет . Ну зачем тогда упираться в фаевские правила,не ужели у нас нет людей грамотных и с глубокими знаниями в этой отрасли. Вполне можно отказаться от финансирования участия нескольких человек в стартах чемпионатов по фаи. Приоритет должен быть на внутренние старты. Что бы спорт жил прежде всего внутри страны. Он нужен такой моделизм когда покупается все в комплекте и корды и рука, модель, мотор,ящик и прочее. Пускай кому нравится тот и занимается и ездит за свой счет. Но мне кажется это путь к полной деградации.
Именно в начале этого периода «застоя» Евгением Петровым был создан прорывной для всего пилотажного мира мотор Акробат 7 сочетавший в себе необходимую мощность для моделей того времени и потрясающую простоту и весовое совершенство конструкции.
Как высоко поднялся этот прорывной для всего пилотажного мира мотор на мировом пьедестале?
Как высоко поднялся этот прорывной для всего пилотажного мира мотор на мировом пьедестале?
С модернизацией один раз до чемпиона Европы, один раз до Чемпиона Мира, и несколько раз в серебрянных призерах на мире и европе, все это в лице Колесникова и Еськина. Или вы знаете куда можно ещё выше? Я думаю если б не эпоха железного зановеса то нашлись бы поклонники этому мотору и в других странах.
С модернизацией
Вскоре, Женя Петров переключился на радиомодели и мотор остался на откуп самодельщикам.
С модернизацией один раз до чемпиона Европы, один раз до Чемпиона Мира, и несколько раз в серебрянных призерах на мире и европе, все это в лице Колесникова и Еськина.
Я правильно понимаю, что “мотор 8 кубов, с точно таким Анатолий стал Чемпионом мира в Венгрии 1986, двигатель изготовлен на базе картера и гильзы от Талки 7, объём был увеличен только за счёт хода поршня” это “Акробат 7 с модернизацией”, который стоял на КА-10? “Прорывной для всего пилотажного мира”.
И я хочу высказаться, тема пилотажа для меня бальзам. О том что было я не могу рассуждать молодой еще. Но кое какая статистика у меня есть.
Техническая часть.
- Дефицит двигателей для пилотажа, да и в целом для модельного хобби в РФ. Причем реанимировать Талку-7 было бы отличным вариантом. С ценником в 100-150$ как это сделать в реальности я не представляю. Но у некоторых это получается. Brodak 40 отпускается по цене в 130 $
- Дефицит наборов, посылок, которые по простому мать, брат, отец, дед мог бы купить и подарить своему внуку по какому либо случаю. Как это сделать экономически выгодно не знаю. По хорошему хотелось бы, что бы набор был достойный.
- Модельные специализированные магазины. Хотя знаю, что это скорее утопия, т.к это дело мало рентабельное.
- Чертежи учебно тренировочных моделей от авторитетных моделистов РФ. Очень часто молодые ребята не знают что же строить. Я тут построил Primary Force так после с десяток людей построили и успешно летают. Так же популярна Урлановская (Формат 333). Согласитесь, что строить модель по рекомендации самого чемпиона мира, европы, союза куда престижней.
- Доступность чертежей советских (Российских) спортсменов. Для опытных моделистов не составит труда нарисовать чертеж с эскиза опубликованного в книге. Но не все ведь такие. Знаю людей которые не прочь купить чертеж\и как у нас так и за границей.
- Не хватает Российского Тома Диксона, который бы и двигатели изготовил, и разную мелочевку изготовил и отправил.
SMM продвижение авиамоделизма - Social Media Marketing
Новое время, новые вызовы! Если быть честным то каждый из нас имеет в памяти какую нибудь фотографию, вырезку из журнала, статьи, книги связанную с авиамоделизмом, которая косвенно или напрямую привела вас в моделизм.
- Отсутствие каких либо печатных материалов об кордовых моделях, не говоря уже о специальных типа журнала Lina, Новости пилотажа, или других зарубежных изданий.
- Мастера спорта, Чемпионы, где ваши статьи о пройденных соревнованиях, ваши статьи обмена опытом, публикации. Может блог, колонку, соц.сеть, даже тут на форуме? Понимаю время нет.
- Обзоры, тестирование ДВСов, разработки, анонсы и т.п.
- Промо ролики, видео отчеты, видео тренировок, интервью, советы и т.п.
- Проще говоря нужно зацепить внимание, вложить мечту в молодое поколение.
В целом ситуация меняется к лучшему, моделизм оживает. Вопросы которые еще 3 года назад казались абсурдными сейчас имеют ответ " А почему бы и нет"
P.S Метафора “Вода камень точит”