Опять про Big Lama. Настройка гироскопа.

Vadim_AK

Здравствуйте, уважаемые форумчане.

Делал несколько заходов по изучению этой ветки, но свой вопрос решить не смог. Если ответ на этот вопрос был, просто дайте ссылку. Суть такая:

Некоторое время назад купил ребёнку плюс к давно и изумительно облётанной малышке Syma S107 более крупную Big Lama. Комплектация стандартная - коллекторная, 2.4GHz. И вот с тех пор не могу настроить ей гироскоп. В лучшем случае триммер рудера требуется сдвинуть вправо до упора и постоянно ещё и стиком подруливать.

Инструкцию читал - убираем на миксере Gian, ставим триммер в “0”, подкручивая Proportional добиваемся отсутствия вращения вертолета, затем потихоньку добавляем Gain до появления дёргания хвоста, после чего откручиваем Gain немного назад. Все регулировки делаем с отключенным питанием борта. Я ничего не забыл?

Так вот, у меня этот вариант не проходит… Сегодня принял очередную попытку: С убранным Gain подкручивая Proportional я хоть как-то минимизировал вращение вертолёта. Не убрал на 100%, а именно минимизировал, т.к. точнее ±10 градусов подстроечник не выставишь, к тому же, в воздухе вертолёт может немного начать закручивать и в одну, и в другую сторону. От чего это зависит - от напряжения на батарее, от времени полёта (температуры компонентов приемника/микшера?) понять не могу. Ладно, переходим к Gain, по идее, после добавления этой настройки и должны уйти небольшие плавания хвоста и появится независимость от напряжения аккумулятора и времени полёта. Но не тут-то было! Малейший поворот Gain в “+” тут же сбивает всю предыдущую настройку и приводит к сильному вращению вертолёта. Пытался потихоньку добавляя Gain для каждого его положения находить то положение Proportional, при котором вращение минимально - находил, но стабильность при этом была такая же, как и с Gain в “0”…

Находил на форуме предположение, что на микшере перепутаны подписи для Gain и Proportional, проверил, попробовал настроиться в предположении, что это так - не настраивается вообще. Значит не перепутаны. Такое впечатление, что оба подстроечника - это грубая и точная подстройка Proportional… А что за подстроечник стоит на плате 3-в-1 левее Gain (спрятан под обёрткой)? Может его покрутить?

Некоторое время назад решил, что гироскоп в микшере дохлый и заказал новый блок 3-в-1. Получил, поставил - результат тот же… Решил, что Big Lama - это мёртворождённая игрушка, но на форуме про неё полно неплохих отзывов - на ней летают, её советуют, её апгрейдят!

Что я делаю не так? Помогите, научите, наставьте на путь истиный…

ЛисК

Прошу не помидорить за совет. Купите сыну WL V911 или аналогичный. Сыну понравится. Безопасная неубиваемая игрушка. Умеет летать на улице и дома. Моему младшему 7 лет. Доволен 911м на все сто. Соосники сразу забыл.
по сути вопроса. Раз с другой платой ситуация аналогичная - дело не в гироскопе. Проверить механику. Фиксацию шестерен на валах. Деформацию валов. Махнуть моторы местами. Найдется что и где не так.

rocketman

А что за подстроечник стоит на плате 3-в-1 левее Gain (спрятан под обёрткой)? Может его покрутить?
Его крутить не нужно,на нем выставлена отсечка по питанию вертолета(3v)
может с регулями что то?
А по моему это обычное поведение Ламы(в них не очень хорошие гироскопы стоят)

alien131314
rocketman:

А по моему это обычное поведение Ламы(в них не очень хорошие гироскопы стоят)

нормальный в ней гироскоп. Честно говоря, странное поведение, похожее на неисправность датчика гироскопа ( по - крайней мере в мелких соосниках, где этот датчик был разбит, примерно то же и происходило. Я бы для начала сделал то, что советуется в посте №2 этой темы. Биглама замечательно держит хвост.

Vadim_AK
ЛисК:

Прошу не помидорить за совет. Купите сыну WL V911 или аналогичный. Сыну понравится. Безопасная неубиваемая игрушка. Умеет летать на улице и дома. Моему младшему 7 лет. Доволен 911м на все сто. Соосники сразу забыл.

Да, я уже пожалел, что взял Big Lama, хотел, чтобы ребёнок перед классикой после 3-х канального соосника ещё и на 4-х канальном попробовал порулить…

alien131314:

Честно говоря, странное поведение, похожее на неисправность датчика гироскопа ( по - крайней мере в мелких соосниках, где этот датчик был разбит, примерно то же и происходило.

Вот и я об этом же подумал, когда заказывал новый микшер. У ребёнка Syma S107 держит балку, как гвоздём прибитую. Видел другие вертолётики её же класса (с гироскопом!) - там балка вообще не держится, постоянно подруливать надо. Решил, что гироскопы или плохие, или не настроены. Но там у них и настроек-то никаких нет. А тут настройки есть, а поведение такое же, как будто нет гироскопа…

alien131314:

Я бы для начала сделал то, что советуется в посте №2 этой темы.

Купить WL V911 или протянуть все болты? 😃
Ладно, завтра протяну ещё раз. Первоначально мы пробовали летать в полном стоке, спустя некоторое время поставил удлиненный вал, чтобы лопасти при перехлёсте не ломать. При смене вала вроде бы проверял все болты. Но и с родным, и с длинным валом поведение было одинаковым.
Поменять движки местами? А что это может дать?
Валы проверить? Так унитаза вроде нет, бабоку на верхнем роторе регулировкой линка при смене вала убрал.

alien131314:

Биглама замечательно держит хвост.

Мечтаю увидеть это у себя… Не третий же микшер заказывать? А как выгладит “разбитый датчик”? Разбит внешне или внешне целый, а внутри разбит? Может не микшер, а сам датчик заказать? Я бы перепаял. К тому же у меня в микшерах разные датчики стоят - один поменьше, другой побольше. Завтра попробую маркировку считать. Как думаете, найти и заказать их реально?

alien131314
  1. перетягивать болты не надо. надо переставить моторы местами, проверить что везде нормальные контакты.
Vadim_AK:

А как выгладит “разбитый датчик”?

Выглядит как рабочий, просто сигнал не выдает. Датчик там фирмы Murata, и, насколько я помню, с усилителем внутри. Хрен вы такой найдете. Гироскоп - это который большой, 4 ногий.
Чето мне не понравился удлинненный вал. Управление поганеньким становится. И - лопасти тоже надо брать стоковые, они самые лучшие. Все остальное - фигня.

Вообще, я еще раз перечитал симптомы, и мне кажется, что у вас какие - то проблемы с мотором. Оба вала должны свободно вращаться. Моторы местами поменять не получится, хотя, если вы перепрессуете пиньоны ( что я делал ), то моторы у него жлектрически одинаковые.

Oris

Не перепутаны ли у Вас моторы верхний нижний?
Поменяйте местами провода, возможно надо будет отреверсировать канал рудера в аппе.
Направление вращения лопастей - верхние (A) против часовой стрелки, нижние (В) соответственно по часовой ( это чтобы правильно полярность каждого мотора)

По симптомам у меня сложилось впечатление что гира работает в реверсе. ( перепутаны моторы)- и работать будет ТОЛЬКО С ГЕЙНОМ В НОЛЬ, при этом закручивая то в одну то в другую сторону.
Если верт держать в руке раскрутив лопасти и крутить в руке - сопротивляется? Или наоборот еще сильнее в туже сторону закручивает?

У меня гейн можно было на всю накрутить. Трясет хвостом но рулится и держит курс отлично. Оптимум чуть более половины.

Пропорционал - настраивал как в мануале

P.S. Биг Лама создана для больших помещений ( спортзал )
Ветра боится, штиль - событие редкое, поэтому улица - нет. ( хотя если быть асом то можно спорить с небольшим ветерком- но кончится тем что тангаж на всю против ветра - вертолет кренится против ветра - газ в пол - а его все равно сносит назад. И если поставить его боком при этом к ветру то краш неизбежен - его тут же начинает трепать как флаг по ветру)
Все вышесказанное от себя как от чемпиона мира по сооснику биг лама:)

alien131314

кстати, очень может быть, что действительно моторы просто перепутаны местами. Чота я об этом даже не подумал…

7 days later
Vadim_AK

Нет, не то. Перекинул провода от двигателей местами - вообще не смог оторваться от земли без вращения ни при каких настройках. Подержал вертолет в руке - при малейшей попытке его поворота, он не сопротивляется ей, а наоборот пытается ещё сильней раскрутиться в эту же сторону. Значит двигатели были подключены правильно. И гироскоп работает. Вернул провода моторов на место. Снова при gain в нуле регулировкой proportional добился отсутствия вращения. Чуток добавил gain - вертолет начало закручивать. Триммером убрал вращение. Поднимаюсь, нормально вишу в метре от земли, через некоторое время снова начинается вращение. Стиком пытаюсь его парировать, вроде бы получается. Сильнее сдвигаю триммер, уже до упора, вращение почти прекращается. Через какое-то время снова надо работать стиком рудера. Я бы ещё понял, если бы это был 10-20 минутный полет, но это всё происходить за 20-30 секунд!

Поставил обратно всё стоковое - и короткий вал, и родные лопасти. Попутно капнул по капле масла в подшипники двигателей. Взлетаю - всё то же самое. Всё-таки это гироскоп нифига не держит. А пока я бьюсь с этой Ламой, сын, как бы дразня меня, развлекается с Syma S107… Вот там я вижу, как должен работать гироскоп - взлетел, и через 10 минут полета при отпущенном стике рудера никакого вращения! И чуть-чуть, еле заметно, подёргивает балкой… А у Ламы, даже с gain до упора, никакого подёргивания, только вращение…

Блин, что делать-то? Ещё один 3-in-1 заказывать? Где? Чтобы на этот раз снова на дохлый не нарваться…

Oris

Поставьте безколлекторные движки и внешний гироскоп с режимом удержаия балки. Вы забудете слова хвост и гироскоп

Vadim_AK
Oris:

Поставьте безколлекторные движки и внешний гироскоп с режимом удержаия балки. Вы забудете слова хвост и гироскоп

Честно говоря, уже думал об этом…
Но:

andy077:

Если бы это было так просто… 😃

Все виденные мною наборы для переделки Лам на бесколлекторники имели в своём составе кроме самих движков ещё и конверторы сигналов управления коллекторными движками в сигналы управления бесколлекторными. При этом предусматривалось сохранение старого блока 3-в-1. Соответственно сохраняется и гироскоп…

Для использования внешнего гироскопа, насколько я себе представляю, надо либо поставить какой-то другой блок микшера с отдельным входом от внешнего гироскопа, либо совсем от него отказаться и микшировать газ и рудер в пульте, включив гироскоп между приемником и одним из регуляторов БК двигателя. Вход управления чувствительностью гироскопа надо будет повесить на отдельный канал приемника.
Какой микшер нужен в первом случае я не знаю. Если бы был микшер с возможность подключения внешнего гироскопа и выходами на имеющиеся коллекторные моторы (2-in-1) - это бы меня устроило.
Второй случай чуть более реален, т.к. есть используемый на самолётках комплект FlySky (Turnigy) с прошивкой ER9x и с отдельно лежащим 6ch приемником. В этом пульте я могу сам замикшировать что угодно. Понадобятся только БК моторы, регуляторы и внешний гироскоп.

НО! Всё это уже практически сборка новой вертушки. Проще плюнуть на эту и купить какую-нибудь готовую небольшую классику…

Я надеялся эту Биг Ламу какими-то менее кардинальными мерами привести в рабочее состояние…

andy077

Я пробовал переделывать. И с конвертерами от 3в1 и с отдельным гироскопом. С перешитой турнигой. Вот свой микшер я делать не пробовал, каюсь. Не скажу, что у меня кривые руки, но летать пристойно оно так и не захотело. А денег потрачено, как на новую ламу. Так что не заморачивайтесь… 😃 Здесь, кстати, пара-тройка больших тем по переделке есть. Почитайте. Там и описание микшера, и программы…

alien131314

Да держит бигламовская гира хвост! А БК апгрейд для бигламы - судя по отзывам говно полнейшее. Кстати, extended shaft - аналогичное говно.
Накуа портить нормальный верт всем этим говном? Для чего?

DaGGeR
Vadim_AK:

Триммером убрал вращение. Поднимаюсь, нормально вишу в метре от земли, через некоторое время снова начинается вращение. Стиком пытаюсь его парировать, вроде бы получается. Сильнее сдвигаю триммер, уже до упора, вращение почти прекращается.

Вадим, вопрос:

Вращение при НЕ нулевом GAIN всегда в одну и ту же сторону? или в разные? (если в одну и ту же - сдыхает один из двух движков)
вопрос 2: когда сажаете вертолет и газ в ноль - лопасти нижние и верхние одинаково останавливаются? (если нет - где то перетянут вал)
вопрос-3: Как закреплена плата? нет ли сильных вибраций (а если есть, то не передаются ли они на плату)? Гироском может неадекватно работать из-за сильных вибраций.
вопрос-4: Сколько циклов проши аккумы? Если аккум просаженный (не выдает максимальный ток, что от него требует ESC), то каждую минуту, по мере снижения напряжения на аккуме, придется работать триммером руддера, так как один движок “берет на себя больше”, а второму достается амперчиков меньше. Налицо разбаланс. Попробуйте с новым аккумом.

Лама должна лержать хвост не то, что бы железно, а “чугунно”. И только когда кпд движков различается на более, чем допустимое значение - гироскоп не в силах стабилизировать хвост.
Вы можете хоть 5 плат поменять - результат будет неизменен.

Oris

Прокомментирую вопрос 2

Лопасти верхние крутятся намного дольше. Из за флайбара.

DaGGeR
Oris:

Прокомментирую вопрос 2 Лопасти верхние крутятся намного дольше. Из за флайбара.

ну в принципе слогласен. Хорошо, изменим формулировку: покрутить рукой верхние и нижние лопасти и убедиться, что они вращаются довольно свободно, без заеданий и излишних усилий. И верхние и нижние - должны прокручиваться относительно легко.

Смысл-то я думаю понятен)))

Вот Вадим, что я еще вспомнил: (проверить не могу, так как обе ламы улетели в лес)
Так вот на плате, там 2 переменника. Первый отвечает за чувствительность гироскопа, а вот второй, который Вы постоянно крутите и ждете результата, так вот он, если мне не изменяет память, отвечает за расход серв!! а к гироскопу никакого отношения не имеет.
Проверить легко: Попросите сына отклонить правую рукоятку, например вперед и удерживать ее так. Посмотрите, насколько отклонилась тарелка, а потом вращая переменники найдите тот, который увеличивает и уменьшает максимальный наклон тарелки. Соответственно оставшийся - и есть переменник чуйки гироскопа. Но вот какой из них какой - на память не помню((

Oris

Один чувствительность гироскопа второй пропорционал - частоты вращения моторов, для настройки симметричного вращения при нулевом гейне. Чтобы гира не рулила постоянно.

А если уменьшить производительность одного из роторов ( укоротить лопасти ) то можно тоже менять направление вращения))))

Я вам говорю сток гира шлак полный на ламе постоянно дрейфовал в зависимости от солнечной активности или лунных фаз. Выход - ставить внешнюю гиру.

Насчет безколлекторников я бы не стал так категорично утверждать что не нужно

Плюсы :

Ресурс
Меньший вес при той же мощности или
бОльшая мощность при том же весе
То же и к потреблению относится - меньше ток потребления выше кпд
Гибкость системы, можно комбинировпть различные регуляторы гироскопы микшеры и т.д., строя более продуктивную систему
Организовывать мягкий старт, стоп и т.д.

Минусы:
Цена комплекта

Лично долгое время летал на сток ламе а потом на безколлекторной. В ветер ее болтает так же, но запаса по мощности хватало для сопротивления ему и бодрых маневров.

Например на сток биг ламе ставлю против ветра ее, газ “в пол”, тангаж вперед “в пол”- верт накренился вперед, но несет его назад - тупо не хватает мощности.

Если для спокойных движений в помещении стоковой комплектации - за глаза при условии конечно ее работоспособности )

alien131314

Биглама должна держать хвост при любых вибрациях и при любой разбалансировке КПД моторов.
Если один мотор подсел, поддох, заедает и т.п. то контроллер будет давать команду снизить мощность второго двигла. И хвост все равно будет держаться, но полная мощность не разовьется. Т.е. полную мощность, помимо всего прочего, ограничивает именно самый слабый мотор.
Когда на контроллере загорается, насколько помню, красная лампочка, это значит, что оставшаяся мощность двигателя будет зарезервирована для управления по руддеру.

Vadim_AK
DaGGeR:

Вращение при НЕ нулевом GAIN всегда в одну и ту же сторону? или в разные? (если в одну и ту же - сдыхает один из двух движков)

Врать не буду, сегодня попробую точно посмотреть. На вскидку, после настройки gain при нулевом proportional и последующем добавлении gain, всегда начинает крутить в одну сторону. Но ведь с нулевым gain всё нормально! При чем здесь движки? Да и не летали на нём. Разве что врождённый дефект.

DaGGeR:

вопрос 2: когда сажаете вертолет и газ в ноль - лопасти нижние и верхние одинаково останавливаются? (если нет - где то перетянут вал)

Как уже писали, верхний ротор останавливается позже. IMHO, это нормально.

DaGGeR:

вопрос-3: Как закреплена плата? нет ли сильных вибраций (а если есть, то не передаются ли они на плату)? Гироском может неадекватно работать из-за сильных вибраций.

Крепёж штатный.

DaGGeR:

вопрос-4: Сколько циклов проши аккумы? Если аккум просаженный (не выдает максимальный ток, что от него требует ESC), то каждую минуту, по мере снижения напряжения на аккуме, придется работать триммером руддера, так как один движок “берет на себя больше”, а второму достается амперчиков меньше. Налицо разбаланс. Попробуйте с новым аккумом.

Акк прошел не больше 10 циклов. Заряжаю с балансировкой. Зарядник нормальный, не из комплекта. Тока не хватает? Не уверен. Когда ещё по теплу пытались в штиль летать на улице, уходил вверх на раз. Правда он после “подлетушек” всегда тёплый, но для лития это не аномалия.

С одинаковым ли усилием крутятся роторы? Возможно нижний совсем на чуть-чуть тяжелее верхнего. Попробую обратить на это более пристальное внимание.

Oris, напишу в личку.

DaGGeR
alien131314:

Биглама должна держать хвост при любых вибрациях и при любой разбалансировке КПД моторов. Если один мотор подсел, поддох, заедает и т.п. то контроллер будет давать команду снизить мощность второго двигла. И хвост все равно будет держаться, но полная мощность не разовьется. Т.е. полную мощность, помимо всего прочего, ограничивает именно самый слабый мотор.

К сожалению- - все это так, но только в теории. Даже мой MCX-2, а там гироскоп с удержанием, и то не смог держать нормально хвост, когда просел один из движков. В соответствующей теме я даже видео выкладывал, как хорошо у меня держал вертолет свой хвост (кто-то в теме просил показать, при резком движении газа). Причем высоту, вертолет, даже с просаженным движком набирал “на ура”, только вот хвостом вертел - как хотел. Заменил просевший движок - теперь опять летает образцово, как на видео.

alien131314
DaGGeR:

К сожалению- - все это так, но только в теории.

Почему теории? Я не один движок посадил на бигламе, и всегда было одно и то же: один движок теряет мощность и контроллер начинает душить второй двиг, чтобы удержать хвост на месте. И это… вы не сравнивайте мцпх и соосник - у них совершенно разный механизм удержания хвоста.

DaGGeR
alien131314:

И это… вы не сравнивайте мцпх и соосник

ну вообще-то я про MCX-2 (это самый настоящий соосник)
про mCPX - я ни словом не обмолвился. Он-то тут вообще причем? Откуда вы его взяли?

alien131314
DaGGeR:

про mCPX - я ни словом не обмолвился. Он-то тут вообще причем? Откуда вы его взяли?

тьфу, ошибся, сорри.