Проект "Безколлекторная Лама4"
Решил поделится результатами апгрейда своей ламы4 на БК моторы…
Итак, по порядку:
Моторы F1818 (куплены по акции 18$ долларов за пару + 8$ доставка)
3600Kv внеший диаметр 18мм, диаметр вала 2.3мм. Вес 18г.
Единомышленники! В контексте самодельной бесколлекторной Ламы хочется конкретно обсудить и подытожить результаты уже накопившегося у нашего брата опыта по выбору самих бесколлекторных моторов. Моя личная мотовировка в следующем: пробный вариант, вроде, есть и доказывает работоспосбность. Конечно, еще буду его доводить, испытывать и модернизировать. Но у меня есть еще одна точно такая же древняя Валкера, практически ни разу не включавшаяся (не хотел долбать, пока не научусь/разберусь, как заставить их летать.) Хоть ей уже и более трех с половиной лет. Вот я и хочу из нее тоже что-нибудь летабельное бесколлекторное сделать, основываясь на тестовой версии ее повидавшей виду близняшки. Так вроде все устраивает, но остается вопрос выбора мотора.
На моей модели Валкеры моторы утоплены внутри корпуса, так что критичен диаметр мотора. На более поздних моделях, обсуждаемых в этой ветке, это не так существенно, если я правильно понимаю (никогда сам не держал их в руках). 18мм тех F1818, что я сюда поставил, похоже, на пределе – уже пришлось снимать дремелем большую часть пластика. Это конструктивные особенности, впрочем. А вот главный вопрос:
Какой kV наиболее подходит для этого вертолета? У меня стоят F1818 с номинальным kV=3800. Видно, что это великовато, во всяком случае, для работы на 2S LiPo. В принципе, программно уменьшив реакцию на газ процентов до 60-70 и, соответственно, чувствительность гироскопа, реакцию вернул к норме. Теперь вертолет нормально летает на дохлом Dualsky 1050, которому уже больше 3.5 лет и который с грехом пополам выдает 420мАч емкости при разряде током 2А – т.е. можно их еще не выкидывать, а сколько-то попользовать (большой плюс перехода на бесколлекторники!). Но, все-таки, излишняя высокооборотистость моторов ничего хорошего не дает. Думаю, и эффективность на таком же моторе с оптимальным kV может оказаться ощутимо выше.
Мои сомнения подогреваются тем обстоятельством, что, вроде, есть аналоги этих же F1818 с заявленным kV=2500. По-видимому, это просто “звездовая” версия тех же “треугольных” F1818, что у меня. На первый взгляд, это как раз примерно те параметры, что нужны, и возникает большое искушение попробовать заказать их. Или будет маловато оборотов?
К этому же примыкает вопрос шестеренок (пинионов). Если бы вместо прежних 8-зубовых поставить 10-зубые, наверное, kV=2500 было бы в самый раз. Кто-нибудь пробовал? Есть комплементарный аспект: наиболее уязвимая часть всей конструкции, коллекторный мотор, теперь устранена, но остались шестерни, и пинионы у меня довольно здорово снашивались даже при том коротком сроке службы коллекторных моторов. Невооруженным глазом видно, что эти латунные восьмизубовые пиньоны не в состоянии обеспечить приемлемое зацепление зубов, там идут сплошные удары шестерней друг о друга из-за ужасного контакта. В тоже время я, просто в качестве эксперимента, еще на на одном из старых моторов попробовал поставить пластиковую 10-зубую шестерню. Качество зацепления просто небо и земля! И звук от нее нежный и мягкий. К сожалению, у меня была только одна такая шестеренка, найденная на улице в составе обломков какого-то примитивного устройства непонятного происхождения (похоже, 80х годов). Но если бы были еще, не задумываясь поставил бы их!
Кто-нибудь знает, где можно найти пластиковые пиньоны 10-12 зубов модуля 0.4? (По-моему, это как раз тот модуль, что подходит к нашим ведомым шестерням.) Я бы с радостью отхватил дюжину, уверен, при этом сэкономил бы на замене ведомых шестеренок в будущем… Или, может быть, есть приемлемые пары ведущая/ведомая, которые можно туда поставит взамен стоковых? Там, правда, с размерами некоторая напряженка…
И, наконец, возвращаясь к моторам. Какое-то время назад я купил, на всякий случай, еще более мелкие моторы, пятиграммовые: www.r2hobbies.com/proddetail.php?prod=rcps81534_20… .
Вроде они тянут ток до 2.5 ампер. kV, правда, маловат, 2000, но с шестеренкой 12 зубов, наверное, нормально. Поднимут они наши вертолеты, или слабоваты? Их достоинство – мелкие размеры, так что уж проблем с местом не должно быть.
Собственно, вот такие вопросы по подбору наиболее подходящих моторов для бесколлекторной переделки. Интересно бы было собрать имеющийся опыт…
господа, и всё-таки, 3800kV - это много или мало для ламы? нужно ли менять шестеренки, ограничивать газ и тд?
Кароче вес вместе с батарейкой 274 грамма.
А сколько она в родном состоянии весила? У меня вертолет получился 210 грамм с 1050мАч батарейкой…
господа, и всё-таки, 3800kV - это много или мало для ламы? нужно ли менять шестеренки, ограничивать газ и тд?
Ну уж точно не мало!
Можно ничего не делать, но это не значит, что не нужно. С этим мотором менять шестеренки некуда, меньше 8 зубов не бывает, а при таком 3800kV уменьшать понижение редуктора явно не стоит.
Можете газ и не ограничивать, если аккуратно с газом обращаться. Но у меня даже при 70%-м ограничении можно долетать аккумулятор до 5В, а им это очень для здоровья вредно…
AEO 180 Size Coaxial Heli Brushless Conversion Combo за $63 - пиньоны только поставить
AEO 180 Size Coaxial Heli Brushless Conversion Combo за $63 - пиньоны только поставить
Так похожий кит вроде на исходном сайте $46 сейчас стоит… Тоже без пиньонов, впрочем.
А вообще-то делать по отдельному преобразователю на каждый мотор как-то глупо, почему эти AEO не сделали все на одном контроллере?!
> Так похожий кит вроде на исходном сайте $46 сейчас стоит… Тоже без пиньонов, впрочем
для кита за $46 нужен напильник (замена коротких валов, нештатные посадочные места в раме).
для этого кита напильник не нужен
для кита за $46 нужен напильник (замена коротких валов, нештатные посадочные места в раме).
Так неужели они не могли нужной длины валы сразу сделать и отверстия правильно просверлить? Это ж не кустари в гараже собирают! Дела…
Так что, получается, с 8 зубами нужно kV в районе 2900? Но все-таки мне хочется пластиковые 10-12 зубовые пинионы попробовать. Где их можно найти, под модуль 0.5?
Но у меня даже при 70%-м ограничении можно долетать аккумулятор до 5В
а регуляторы разве не умеют выключаться или тормозится при падении напряжения?
меньше 8 зубов не бывает, а при таком 3800kV уменьшать понижение редуктора явно не стоит.
ну вот если прикинуть, большие шестерни на ламе имеют 66 или 67 зубов, отношение получается ~8.3
при среднем напряжении на аккумуляторе 7,4В имеем 28К об/мин мотора (для 3800kV), соответственно ~3400 об/мин на роторе.
для 2900kV мотора - ~2500 об/мин на роторе.
если кто знает, какие обороты у штатной ламы, выбрать мотор останется делом математики.
скажем, 3800kV мотор с 8-ми зубовой шестерней получается аналогичен 2500kV с 12-тью зубами. только вот нагрузка возрастет, и хватит ли мощности - вопрос.
а регуляторы разве не умеют выключаться или тормозится при падении напряжения?
Умуеют, но это как раз то, что вам очень не хочется иметь: в какой-то момент вертолет вдруг начнет сильно вращаться в одну сторону потому, что один из ESC станет тормозить (особенно, если около шкафа…) Ведь они не могут срабатывать синхронно! Их устройство таково, что если один убавит обороты, то второй уже не будет, во всяком случае, значительный период времени.
Это можно сделать программно в контроллере вертолета (или в том, что переводит PWM в PPM – у меня это делает один и тот же МК), вот тогда никакого эффекта вращения не будет.
ну вот если прикинуть, большие шестерни на ламе имеют 66 или 67 зубов, отношение получается ~8.3
На моем верте там, похоже, то ли 69, то ли 70 зубов.
при среднем напряжении на аккумуляторе 7,4В имеем 28К об/мин мотора (для 3800kV), соответственно ~3400 об/мин на роторе.
для 2900kV мотора - ~2500 об/мин на роторе.
если кто знает, какие обороты у штатной ламы, выбрать мотор останется делом математики.
Не совсем. Обороты-то ротора для подъема известны, около 1700-1800. Да вот kV по такой формуле определяет лишь (максимальные) обороты холостого хода, а под нагрузкой они меньше. Насколько – зависит не только от нагрузки, но и от мотора.
скажем, 3800kV мотор с 8-ми зубовой шестерней получается аналогичен 2500kV с 12-тью зубами. только вот нагрузка возрастет, и хватит ли мощности - вопрос.
Вот пересчитывать таким образом для прикидки вполне можно. Собственно, я и писал о 10 зубах вместо исходных 8, основываясь на этом скейлинге. А мощности у тех моторов, про которые мы говорим, с лихвой. Собственно, более существенен здесь крутящий момент, нежели мощность. Мощность пропорциональна оборотам (при данном моменте). Но поскольку противодействующий момент ротора сильно растет с оборотами, если мотор в состоянии раскрутить ротор быстрее, значит, и момента ему хватит на более зубастом пинионе.
Кстати, произвел замер: при моем нынешнем ограничении подачи газа вертолет перестает взлетать при 6.2В. Но вот что интересно: я давно заметил, что при понижении напряжения он теряет стабильность. Я думал, что это просто какой-то эффект снижения тяги и скорости роторов. По-видимому, дело не в этом! В схеме сам микроконтроллер питается от стабилизатора 5В, но у этого стабилизатора dropout voltage около 1.2В. То есть, при напряжении аккумулятора ниже 6.2В начинает просаживаться напряжение на процессоре. Поскольку он работает не от кварца, а от встроенного RC осциллятора, его частота ползет (уменьшается), что приводит к кажущемуся увеличению длительности управляющих импульсов, причем этот сдвиг сам зависит от команд на серво. Поэтому как раз при 6.2-6.3В и начинается этот расколбас, хотя по мотору спокойно можно было бы летать и до 5.5 вольт. Впрочем, на хороших аккумуляторах процентная часть емкости, остающейся ниже 6.2В при такой умеренной нагрузке, невелика; это существенно лишь для дохлых аккумуляторов с повышенным внутренним сопротивлением.
По моему вы в такие дебри залезли!!! Посмотрите мои посты о переделке. Все очень и даже очень просто! Заказал детали, 2 недели подождал посылку из китая и за 3 часа собрал! Не парясь не о чем!!!
господа, и всё-таки, 3800kV - это много или мало для ламы? нужно ли менять шестеренки, ограничивать газ и тд?
это нормально для ламы. У меня 3500, дак на 8-ми зубом пинионе немного не хватает оборотов, на 9-ти зубом самое оно. Так что 3800 для родных пинионов самое то!
По моему вы в такие дебри залезли!!! Посмотрите мои посты о переделке. Все очень и даже очень просто! Заказал детали, 2 недели подождал посылку из китая и за 3 часа собрал! Не парясь не о чем!!!
Интересно, а кому Вы, собственно, отвечаете? Кто в какие дебри залез?
Но, в принципе, интересно. Я тоже заказал посылку из Китая, только она шла больше месяца (до меня; до аэропорта Москвы, действительно, всего неделю). За три часа собрал, включая PPM конвертр? Поздравляю. Но мне, только чтобы ATTINY13 купить (а именно этого AVRа у меня дома, не поверите, не оказалось!), больше трех часов понадобилось, не говоря уже о прочих мелочах.
Кстати, я вообще в результате без него обошелся, и без отдельного миксера и гироскопа.
Ну, может, следует добавить, что и заказ я делал немного раньше Вас, год назад, когда информации-то особой не было. Да и модель вертолета у меня слегка другая, со стажем – на него, я думаю, даже Вы за три часа не поставили бы. Ну и, заметим, что некоторые баню за удовольствием посещают (вспомним бессмертного Мягкова с компанией). А то ведь можно и двух недель не ждать, люди просто идут в ближайший магазин и уже через час поднимают (или пробуют поднять) в воздух то, что хотят…
Народ, по некоторым причинам я долго отсутствовал и от темы отключился. Наконец, вроде, добил…
Теперь нам точно скучно не будет 😂
Теперь нам точно скучно не будет 😂
А для чего на форум ходите, не для того же, чтобы поскучать?!
это нормально для ламы. У меня 3500, дак на 8-ми зубом пинионе немного не хватает оборотов, на 9-ти зубом самое оно. Так что 3800 для родных пинионов самое то!
Не может быть! Или у Вас слабенькие моторы? По всем прикидкам 2800-3000 на 8 зубах должно быть нормально, если мотор с запасом по моменту… Вон и китайские братья в ките моторы с kV=2900 дают… Может, Вас с kV надрали? Я тоже раз купил моторы, очень приличные, как kV=1050, а они оказались на 1400… Ничего, перепаял с треугольника на звезду, теперь где-то под 850…
Не может быть! Или у Вас слабенькие моторы? По всем прикидкам 2800-3000 на 8 зубах должно быть нормально, если мотор с запасом по моменту… Вон и китайские братья в ките моторы с kV=2900 дают… Может, Вас с kV надрали? Я тоже раз купил моторы, очень приличные, как kV=1050, а они оказались на 1400… Ничего, перепаял с треугольника на звезду, теперь где-то под 850…
Все относительно. Моторы не слабенькие. Они адекватные требуемой нагрузке, т.к. не сильно нагреваются, а лишь слегка. И с kv не надрали. Экспериментальным путем народ на форуме подобрал 3500. Весь форум вроде на моторах 3500-3700 летает, а у вас вот 2900. Если не секрет как подсчитали?
Кстати и валкера у меня маленькая тоже на 3700 успешно летает. Меньше точно не покатит. Проверял.
Всем привет!
Недавно купил Третью Ламу на 2.4. Сразу прикупил набор для перехода на бк двигатели. Мне вместе с двигами пришли реги MANTIS OS12A.
Народ, этот контрольник можно програмить через пульт или надо покупать карту дли програмирования (MANTIS Program Card). Если пультом програмится то поделитесь мануалом плз. Весь инет облазил и не нашел…
Я скажу так. Пробовал разные настройки на регулях. В результате поставил те, которые были по умолчанию.
Главное как я считаю:
- Старт - нормальный или резкий.
- Плавное снижение оборотов при падении напряжения (не резкое отключение)
- Тормоз - откл.
С карты особо больше нечего настраивать. Максимальный и минимальный газ все равно с пульта.
Экспериментальным путем народ на форуме подобрал 3500. Весь форум вроде на моторах 3500-3700 летает, а у вас вот 2900. Если не секрет как подсчитали?
2900kV - указано в параметрах вот этого набора:
www.elemodel.com/shopen/html/product_1669.html
на хоббисити этот набор кто хвалит, кто критикует, мол вообще движки не крутятся, но вроде как-то решается с раздельным питанием. но 2900kV - это цифра, которую указывают почти все сайты продающие этот набор.
можно ведь поставить и 5000kV (если таки есть), и полетит, только газ наверное не выше 50% придется делать.
потом, не раз встречал лопасти для ламы, на которых написано “2400rpm max”, то есть и получается, что мотор для этого нужен 2900-3000 (если рассчитывать по передаточному отношению).
Обороты-то ротора для подъема известны, около 1700-1800
откуда известны? никак инфы не найти по этому поводу.
кстати, на экстримовских лопастях обещают меньшие обороты за счет более аэродинамического профиля. но тогда нагрузка больше получается.
Кстати и валкера у меня маленькая тоже на 3700 успешно летает. Меньше точно не покатит. Проверял.
сколько у нее оборотов при висении на самом деле - очень хотелось бы знать (не меньше, чем сколько оборотов у ламы). я видел в продаже дистанционные тахометры (типа такого), но честно говоря жаба душит для одной задачи брать такую штуку. может у кого уже есть?
- Плавное снижение оборотов при падении напряжения (не резкое отключение)
В том то и дело что у меня сразу стояло резкое отключения при просадке питания.
Мне нужен мануал (алгоритм) програмирования…
описание типа как на “маркусе” -
**********************************
Для входа в режим программирования настроек регулятора необходимо:
- Включить передатчик, перевести ручку газа в максимум.
- Включить регулятор. Через 5 секунд должна прозвучать “трель”. В случае ошибочного входа в режим программирования, возможен выход в нормальный (рабочий) режим эксплуатации регулятора переводом ручки газа в минимум.
- Переводим ручку газа в среднее положение - дожидаемся следующей “трели”
Главное как я считаю:
- Старт - нормальный или резкий.
кстати, а почему? при резком старте лопасти бьются (если свободно закреплены), нагрузка на зубья шестеренок практически срывная, в первый момент сильная вибрация.
я пока без таких вещей обхожусь, но стараюсь плавно-плавно газ включать.
кстати, а почему? при резком старте лопасти бьются (если свободно закреплены), нагрузка на зубья шестеренок практически срывная, в первый момент сильная вибрация.
я пока без таких вещей обхожусь, но стараюсь плавно-плавно газ включать.
Потому, что на плавном старте слишком медленно раскручиваются роторы, а при резком вполне адекватно. Шестерни ни разу не срывались. На плавном старте мне летать не комфортно. Если в воздухе сбросить газ до нуля, то вертолет может упасть, т.к. плавный старт не позволяет им сразу выйти на рабочие режимы. Время уходит и вертолет на полу:).
Мое личное мнение подкрепленное практикой. А у вас на резком может и срывает зубья, тогда летайте на мягком.
…получается, что мотор для этого нужен 2900-3000 (если рассчитывать по передаточному отношению)…
А если не только по передаточному числу?
И тут наверняка есть нюансы.
- По передаточному отношению можно расчитывать только когда лопасти сняты, т.е. нагрузка отсутствует. Когда есть лопасти, появляется нагрузка на моторе, и соответственно при том же напряжении обороты упадут.
- Обороты роторов зависят еще и от массы верта, которая получилась после переделки. Соответственно, чем верт легче тем обороты нужны меньше для висения и наоборот.
А с набором, на который вы ссылаетесь тут на форуме вроде никому не удалось еще полететь.
Если вам удалось покажите фотки и видео полета. Мне интересно.
А вот кстати ссылка на мою самую первую версию валкеры 5 5. На движках 3800 и 18г она не полетела. Они оказались для нее тяжелые, а вот на движках 5250 10г как зверюга.
YouTube - Полет Валкеры 5#5