Проект "Безколлекторная Лама4"

Grom

Всем привет!

Недавно купил Третью Ламу на 2.4. Сразу прикупил набор для перехода на бк двигатели. Мне вместе с двигами пришли реги MANTIS OS12A.

Народ, этот контрольник можно програмить через пульт или надо покупать карту дли програмирования (MANTIS Program Card). Если пультом програмится то поделитесь мануалом плз. Весь инет облазил и не нашел…

М_Ф

Я скажу так. Пробовал разные настройки на регулях. В результате поставил те, которые были по умолчанию.
Главное как я считаю:

  1. Старт - нормальный или резкий.
  2. Плавное снижение оборотов при падении напряжения (не резкое отключение)
  3. Тормоз - откл.

С карты особо больше нечего настраивать. Максимальный и минимальный газ все равно с пульта.

HikeR
М_Ф:

Экспериментальным путем народ на форуме подобрал 3500. Весь форум вроде на моторах 3500-3700 летает, а у вас вот 2900. Если не секрет как подсчитали?

2900kV - указано в параметрах вот этого набора:
www.elemodel.com/shopen/html/product_1669.html

на хоббисити этот набор кто хвалит, кто критикует, мол вообще движки не крутятся, но вроде как-то решается с раздельным питанием. но 2900kV - это цифра, которую указывают почти все сайты продающие этот набор.
можно ведь поставить и 5000kV (если таки есть), и полетит, только газ наверное не выше 50% придется делать.

потом, не раз встречал лопасти для ламы, на которых написано “2400rpm max”, то есть и получается, что мотор для этого нужен 2900-3000 (если рассчитывать по передаточному отношению).

Volante24:

Обороты-то ротора для подъема известны, около 1700-1800

откуда известны? никак инфы не найти по этому поводу.

кстати, на экстримовских лопастях обещают меньшие обороты за счет более аэродинамического профиля. но тогда нагрузка больше получается.

М_Ф:

Кстати и валкера у меня маленькая тоже на 3700 успешно летает. Меньше точно не покатит. Проверял.

сколько у нее оборотов при висении на самом деле - очень хотелось бы знать (не меньше, чем сколько оборотов у ламы). я видел в продаже дистанционные тахометры (типа такого), но честно говоря жаба душит для одной задачи брать такую штуку. может у кого уже есть?

Grom
  1. Плавное снижение оборотов при падении напряжения (не резкое отключение)

В том то и дело что у меня сразу стояло резкое отключения при просадке питания.
Мне нужен мануал (алгоритм) програмирования…
описание типа как на “маркусе” -
**********************************
Для входа в режим программирования настроек регулятора необходимо:

  1. Включить передатчик, перевести ручку газа в максимум.
  2. Включить регулятор. Через 5 секунд должна прозвучать “трель”. В случае ошибочного входа в режим программирования, возможен выход в нормальный (рабочий) режим эксплуатации регулятора переводом ручки газа в минимум.
  3. Переводим ручку газа в среднее положение - дожидаемся следующей “трели”
HikeR
М_Ф:

Главное как я считаю:

  1. Старт - нормальный или резкий.

кстати, а почему? при резком старте лопасти бьются (если свободно закреплены), нагрузка на зубья шестеренок практически срывная, в первый момент сильная вибрация.
я пока без таких вещей обхожусь, но стараюсь плавно-плавно газ включать.

М_Ф
HikeR:

кстати, а почему? при резком старте лопасти бьются (если свободно закреплены), нагрузка на зубья шестеренок практически срывная, в первый момент сильная вибрация.
я пока без таких вещей обхожусь, но стараюсь плавно-плавно газ включать.

Потому, что на плавном старте слишком медленно раскручиваются роторы, а при резком вполне адекватно. Шестерни ни разу не срывались. На плавном старте мне летать не комфортно. Если в воздухе сбросить газ до нуля, то вертолет может упасть, т.к. плавный старт не позволяет им сразу выйти на рабочие режимы. Время уходит и вертолет на полу:).

Мое личное мнение подкрепленное практикой. А у вас на резком может и срывает зубья, тогда летайте на мягком.

HikeR:

…получается, что мотор для этого нужен 2900-3000 (если рассчитывать по передаточному отношению)…

А если не только по передаточному числу?
И тут наверняка есть нюансы.

  1. По передаточному отношению можно расчитывать только когда лопасти сняты, т.е. нагрузка отсутствует. Когда есть лопасти, появляется нагрузка на моторе, и соответственно при том же напряжении обороты упадут.
  2. Обороты роторов зависят еще и от массы верта, которая получилась после переделки. Соответственно, чем верт легче тем обороты нужны меньше для висения и наоборот.

А с набором, на который вы ссылаетесь тут на форуме вроде никому не удалось еще полететь.

Если вам удалось покажите фотки и видео полета. Мне интересно.

А вот кстати ссылка на мою самую первую версию валкеры 5 5. На движках 3800 и 18г она не полетела. Они оказались для нее тяжелые, а вот на движках 5250 10г как зверюга.
YouTube - Полет Валкеры 5#5

Volante24
HikeR:

сколько у нее оборотов при висении на самом деле - очень хотелось бы знать (не меньше, чем сколько оборотов у ламы). я видел в продаже дистанционные тахометры (типа такого)… может у кого уже есть?

Из серии “Сделай сам!” Могу посоветовать попробовать такой прием:
Возьмите какой-нибудь (низкоооборотный) моторчик и насадите на него непрозрачный круг с прорезью. Попросту говоря, сделайте обтюратор. Наверное, можно использовать и дрель. Подберите скорость вращения диска так, чтобы при наблюдении лопастей сквозь щель лопасти остановились. Потом измерьте скорость вращения диска обычным тахометром.

HikeR
М_Ф:

с набором, на который вы ссылаетесь тут на форуме вроде никому не удалось еще полететь.

не нашел даже упоминаний о том, что кто-то его приобрел и не полетел. я его не приобрел, поэтому и показать не смогу. да и не думаю, что уже долгое время на хоббисити продают нерабочий кит.

Volante24:

Потом измерьте скорость вращения диска обычным тахометром.

при наличии тахометра и вопросов бы не задавал 😉

М_Ф:

Если в воздухе сбросить газ до нуля, то вертолет может упасть

вот честно, даже в голову не приходило выключать моторы в воздухе, верт ведь действительно может упасть 😉

М_Ф:

На движках 3800 и 18г она не полетела.

вот и получается, что все моторы независимо от указанного на на них kV под нагрузкой ведут себя по разному.

вот, например, 6-ти долларовый мотор с хоббисити - FC 28-05 Brushless Outrunner 2840Kv
считаем номинал: 7,4*2840 = 21016rpm. народ там отписывается, что неким средним пропеллером тяга 190г, обороты под нагрузкой 17600rpm.
если взять нашу ламу и предположить, что нагрузка одинакова, то по передаточному отношению 8,3 получается 2070rpm на роторе. а вот много это или мало - непонятно.

или уже упоминавшиеся здесь d1811-3800. нашел страничку, там указано, что под нагрузкой этот мотор дает 14850rpm. пересчитываем - получается 1790 на роторе. вроде бы мало, но камрад Genosse на них летает и не жалутеся, а наоборот хвалит.

в итоге, остается ориентироваться только на опыт уже приобревших моторы товарищей, но никак не на цифры. увы.

Volante24
HikeR:

при наличии тахометра и вопросов бы не задавал

Тогда в чем был исходный вопрос? Ну, есть у меня тахометр. И что? Пойдите в клуб или на поле, где летают. Большой шанс будет, что обычный-то тахометр у кого-нибудь есть…

вот честно, даже в голову не приходило выключать моторы в воздухе

Да не все так просто и смешно. Мотор может и сам выключиться, например, сигнал на него зависит не только от вашего мастерства и недрожания пальцев, а и от выхода гироскопа (не говоря уже о сигнале раддера). Нормально-то это учитывать не нужно, но вот на бесколлекторниках старт всегда замедлен, ESC при малых оборотах не включает их на максимальный момент!

под нагрузкой этот мотор дает 14850rpm. пересчитываем - получается 1790 на роторе. вроде бы мало, но камрад Genosse на них летает и не жалутеся, а наоборот хвалит.
в итоге, остается ориентироваться только на опыт уже приобревших моторы товарищей, но никак не на цифры. увы.

Просто нагрузка нагрузке рознь: холостой ход это тоже нагрузка, только инфинитезимальная!

Да все на самом деле достаточно просто, легко это прикинуть. Если нужно, могу пару формул отписать (попозже, разве что). А обороты должны быть (для того верта, что весит 225 грамм – уж не знаю, какая это версия вашей Ламы) порядка 1700 в минуту.

М_Ф
HikeR:

вот честно, даже в голову не приходило выключать моторы в воздухе, верт ведь действительно может упасть 😉

Ну а если не сбросить, то иногда бывает и об потолок можно приложиться 😁

HikeR:

вот и получается, что все моторы независимо от указанного на на них kV под нагрузкой ведут себя по разному.

По разному да, но как раз зависимо от нагрузки и kv. 😃

Volante24
М_Ф:

то иногда бывает и об потолок можно приложиться 😁

А вот этого как раз не нужно. Кстати, говорят, что об люстру хуже.

но как раз зависимо от нагрузки и kv. 😃

От внутреннего сопротивления мотора!

М_Ф
Volante24:

От внутреннего сопротивления мотора!

Внутреннее сопротивление мотора думаю должно коррелировать с kv.

HikeR:

не нашел даже упоминаний о том, что кто-то его приобрел и не полетел. я его не приобрел, поэтому и показать не смогу. да и не думаю, что уже долгое время на хоббисити продают нерабочий кит.

Ну вот например 😂
rcopen.com/forum/f59/topic122285

Купите может у вас полетит.

Volante24
М_Ф:

Внутреннее сопротивление мотора думаю должно корелировать с kv.

Нет, не коррелирует. То есть, на практике, конечно, они связаны, так как на данном “железе” хорошо сделанного мотора нельзя уменьшить kV, не увеличив при этом (пропорционально квадрату) сопротивление. Или наоборот, можно уменьшить сопротивление, но неизбежно вырастет kV. Но в kV еще куча чего входит, включая и силу магнитов.

М_Ф
Volante24:

Нет, не коррелирует. То есть, на практике, конечно, они связаны, так как на данном “железе” хорошо сделанного мотора нельзя уменьшить kV, не увеличив при этом (пропорционально квадрату) сопротивление. Или наоборот, можно уменьшить сопротивление, но неизбежно вырастет kV. Но в kV еще куча чего входит, включая и силу магнитов.

Ну вопщем я это и имел ввиду. Они связаны между собой.

Volante24
М_Ф:

Ну вот например 😂
rcopen.com/forum/f59/topic122285

Купите может у вас полетит.

Так я вроде именно про этот url и писал. А что, неужели киты не работают? Что там может не работать? Я, правда, и сам там отзывы читал, так это мало о чем говорит, слишком большой процент американцев про закон Ома не слышали – чего ж тогда ожидать? А те, что купили и у которых работает, наверное, летают, а не отзывы на сайт пишут…

М_Ф:

Ну вопщем я это и имел ввиду. Они связаны между собой.

Короче – жалко, что не приводят внутреннее сопротивление моторов (а заодно и индуктивность!) Очень нашему брату помогло бы. На одном китайском сайте, впрочем, я эти данные для их моторов видел (или даже на двух?), но это явно исключение.

HikeR
М_Ф:

Ну вот например
Brushless Conversion kit for LAMA4 & LAMA3

Купите может у вас полетит.

в той теме только один человек отписался о неудаче, и больше ничего, ни подтверждения, ни опровержения. остальные только обсуждали коменты.
однако в январе появилась ссылка в тех же коментах (на хоббисити) на нормальную инструкуцию: www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=11247685&po…

я лично отказался от такого кита из за необходимости замены валов, да и просто моторы не понравились (внешне). теперь вот маюсь с выбором.

Volante24:

А обороты должны быть (для того верта, что весит 225 грамм – уж не знаю, какая это версия вашей Ламы) порядка 1700 в минуту.

ну вот опять. откуда эта цифра? вы сами замеряли, или где-то прочитали?

Volante24
HikeR:

я лично отказался от такого кита из за необходимости замены валов, да и просто моторы не понравились (внешне). теперь вот маюсь с выбором.

ну вот опять. откуда эта цифра? вы сами замеряли, или где-то прочитали?

Да сам измерял (грубо). Ну, и до этого тоже видел, что кто-то писал, но сейчас найти не смогу. Может, даже не на нашем форуме.

Просто взял и измерил обычным тахометром, сколько обычный (почти родной) мотор вертел нижний ротор при подаче на него 5 вольт (а верхний был отключен). Обороты были 1620, ток при этом шел 2.38А.

Хотел все аккуратно отписать, все не выходит, извините, друзья. Жена звонит и требует, чтобы я наконец шел с работы домой. Так что до завтра!

P.S. Ну если очень маетесь с выбором, то могу дать ссылку на еБэйного продавца. Поторгуетесь и можете покупать и моторы F1818, и ESC 4 грамма. Про моторы все могу сказать – у меня тянут на 70% газа до 6.2В на аккумуляторе.

Volante24
М_Ф:

Весь форум вроде на моторах 3500-3700 летает, а у вас вот 2900. Если не секрет как подсчитали?
Кстати и валкера у меня маленькая тоже на 3700 успешно летает. Меньше точно не покатит. Проверял.

Ну тут уже сайт упоминался, там указан kV=2900. Могут и приврать насчет продаваемых моторов, конечно, с них станется, но на что-то нужно ориентироваться…

А мои собственные прикидки таковы. Как упоминал вчера, я просто взял и измерил обычным тахометром, сколько обычный (почти родной, а точнее, Protech) мотор вертел нижний ротор при подаче на него 5 вольт (а верхний был отключен). Обороты были 1620, ток при этом шел 2.38А. При 5В он, наверное, уже не летал бы, но где-то близко. На 6-6.3В должен был отрываться. Таким образом, можно считать, что 1750 – обороты висения. Если у кого есть данные точнее – сообщите.

Если передаточное отношение 70/8 (а может оно и 69/8, науке точно неизвестно 😁), то это обороты ротора мотора 15300. Считая, что это должно работать вплоть до 6V, получаем kV=2550. Но это было бы без учета нагрузки. Под нагрузкой обороты меньше, чем kV*V. Насколько? – зависит от мотора и нагрузки. Вот здесь и важно, какой мотор, работает ли он на пределе мощности, или с запасом.

Отношение реальной угловой скорости к теоретической в этом соотношении, собственно, и дает кпд мотора в данном режиме (точнее, его чисто электрическую компоненту – механические потери, конечно, дополнительно ухудшают его). На самом деле эта связь приближенна, справедлива при не слишком больших оборотах и при не слишком малом сигнале газа (иначе эффект скважности тока будет повышать омические потери) – для простоты пренебрежем этими мелочами.

Короче, можем принять за это понижение 80%; для нормальных моторов размером побольше, как правило, кпд повыше. Поскольку мои моторы явно с большим запасом по мощности (рассчитаны на ток 7А, а в полете у меня реально требуют не более 2А), я полагаю, падение оборотов и в самом деле не должно превышать 20% (для висения). Надо было бы просто измерить сопротивление моторов, но как-то пока не озадачился…

Собирая все вместе, для kV получаем 3200 на 6В. Вот так примерно и оценивал. Полскольку все равно выбирать приходится из того, что есть, то полученный результат можно округлить. A posteriori видно, что оценка вполне работала, 3800 этих моторов (если они в самом деле 3800) больше, чем нужно.

А все-таки я убежден, что на этих вертолетах нужно использовать пластиковые пинионы и с числом зубов не меньше 10, а лучше и все 12. Тогда и kV нужно еще меньше.

peters12

Уважаемые знатоки!
Нашлась в инете вот такая штука
www.elemodel.com/shopen/html/product_1669.html
По внешнему виду может кто определить какчество поделки?(подбор компонентов)
Вопрос цены не обсуждается, так как сам понимаю, что сделать самому дешевле выйдет, но негде…
Жду с нетерпением Ваших комментариев!

peters12

Ни кто не знает, или не хочет поделиться знанием???

vladirur

> Ни кто не знает, или не хочет поделиться знанием???
в субботу получу - отпишусь