Проект "Безколлекторная Лама4"

М_Ф

Я скажу так. Пробовал разные настройки на регулях. В результате поставил те, которые были по умолчанию.
Главное как я считаю:

  1. Старт - нормальный или резкий.
  2. Плавное снижение оборотов при падении напряжения (не резкое отключение)
  3. Тормоз - откл.

С карты особо больше нечего настраивать. Максимальный и минимальный газ все равно с пульта.

HikeR
М_Ф:

Экспериментальным путем народ на форуме подобрал 3500. Весь форум вроде на моторах 3500-3700 летает, а у вас вот 2900. Если не секрет как подсчитали?

2900kV - указано в параметрах вот этого набора:
www.elemodel.com/shopen/html/product_1669.html

на хоббисити этот набор кто хвалит, кто критикует, мол вообще движки не крутятся, но вроде как-то решается с раздельным питанием. но 2900kV - это цифра, которую указывают почти все сайты продающие этот набор.
можно ведь поставить и 5000kV (если таки есть), и полетит, только газ наверное не выше 50% придется делать.

потом, не раз встречал лопасти для ламы, на которых написано “2400rpm max”, то есть и получается, что мотор для этого нужен 2900-3000 (если рассчитывать по передаточному отношению).

Volante24:

Обороты-то ротора для подъема известны, около 1700-1800

откуда известны? никак инфы не найти по этому поводу.

кстати, на экстримовских лопастях обещают меньшие обороты за счет более аэродинамического профиля. но тогда нагрузка больше получается.

М_Ф:

Кстати и валкера у меня маленькая тоже на 3700 успешно летает. Меньше точно не покатит. Проверял.

сколько у нее оборотов при висении на самом деле - очень хотелось бы знать (не меньше, чем сколько оборотов у ламы). я видел в продаже дистанционные тахометры (типа такого), но честно говоря жаба душит для одной задачи брать такую штуку. может у кого уже есть?

Grom
  1. Плавное снижение оборотов при падении напряжения (не резкое отключение)

В том то и дело что у меня сразу стояло резкое отключения при просадке питания.
Мне нужен мануал (алгоритм) програмирования…
описание типа как на “маркусе” -
**********************************
Для входа в режим программирования настроек регулятора необходимо:

  1. Включить передатчик, перевести ручку газа в максимум.
  2. Включить регулятор. Через 5 секунд должна прозвучать “трель”. В случае ошибочного входа в режим программирования, возможен выход в нормальный (рабочий) режим эксплуатации регулятора переводом ручки газа в минимум.
  3. Переводим ручку газа в среднее положение - дожидаемся следующей “трели”
HikeR
М_Ф:

Главное как я считаю:

  1. Старт - нормальный или резкий.

кстати, а почему? при резком старте лопасти бьются (если свободно закреплены), нагрузка на зубья шестеренок практически срывная, в первый момент сильная вибрация.
я пока без таких вещей обхожусь, но стараюсь плавно-плавно газ включать.

М_Ф
HikeR:

кстати, а почему? при резком старте лопасти бьются (если свободно закреплены), нагрузка на зубья шестеренок практически срывная, в первый момент сильная вибрация.
я пока без таких вещей обхожусь, но стараюсь плавно-плавно газ включать.

Потому, что на плавном старте слишком медленно раскручиваются роторы, а при резком вполне адекватно. Шестерни ни разу не срывались. На плавном старте мне летать не комфортно. Если в воздухе сбросить газ до нуля, то вертолет может упасть, т.к. плавный старт не позволяет им сразу выйти на рабочие режимы. Время уходит и вертолет на полу:).

Мое личное мнение подкрепленное практикой. А у вас на резком может и срывает зубья, тогда летайте на мягком.

HikeR:

…получается, что мотор для этого нужен 2900-3000 (если рассчитывать по передаточному отношению)…

А если не только по передаточному числу?
И тут наверняка есть нюансы.

  1. По передаточному отношению можно расчитывать только когда лопасти сняты, т.е. нагрузка отсутствует. Когда есть лопасти, появляется нагрузка на моторе, и соответственно при том же напряжении обороты упадут.
  2. Обороты роторов зависят еще и от массы верта, которая получилась после переделки. Соответственно, чем верт легче тем обороты нужны меньше для висения и наоборот.

А с набором, на который вы ссылаетесь тут на форуме вроде никому не удалось еще полететь.

Если вам удалось покажите фотки и видео полета. Мне интересно.

А вот кстати ссылка на мою самую первую версию валкеры 5 5. На движках 3800 и 18г она не полетела. Они оказались для нее тяжелые, а вот на движках 5250 10г как зверюга.
YouTube - Полет Валкеры 5#5

Volante24
HikeR:

сколько у нее оборотов при висении на самом деле - очень хотелось бы знать (не меньше, чем сколько оборотов у ламы). я видел в продаже дистанционные тахометры (типа такого)… может у кого уже есть?

Из серии “Сделай сам!” Могу посоветовать попробовать такой прием:
Возьмите какой-нибудь (низкоооборотный) моторчик и насадите на него непрозрачный круг с прорезью. Попросту говоря, сделайте обтюратор. Наверное, можно использовать и дрель. Подберите скорость вращения диска так, чтобы при наблюдении лопастей сквозь щель лопасти остановились. Потом измерьте скорость вращения диска обычным тахометром.

HikeR
М_Ф:

с набором, на который вы ссылаетесь тут на форуме вроде никому не удалось еще полететь.

не нашел даже упоминаний о том, что кто-то его приобрел и не полетел. я его не приобрел, поэтому и показать не смогу. да и не думаю, что уже долгое время на хоббисити продают нерабочий кит.

Volante24:

Потом измерьте скорость вращения диска обычным тахометром.

при наличии тахометра и вопросов бы не задавал 😉

М_Ф:

Если в воздухе сбросить газ до нуля, то вертолет может упасть

вот честно, даже в голову не приходило выключать моторы в воздухе, верт ведь действительно может упасть 😉

М_Ф:

На движках 3800 и 18г она не полетела.

вот и получается, что все моторы независимо от указанного на на них kV под нагрузкой ведут себя по разному.

вот, например, 6-ти долларовый мотор с хоббисити - FC 28-05 Brushless Outrunner 2840Kv
считаем номинал: 7,4*2840 = 21016rpm. народ там отписывается, что неким средним пропеллером тяга 190г, обороты под нагрузкой 17600rpm.
если взять нашу ламу и предположить, что нагрузка одинакова, то по передаточному отношению 8,3 получается 2070rpm на роторе. а вот много это или мало - непонятно.

или уже упоминавшиеся здесь d1811-3800. нашел страничку, там указано, что под нагрузкой этот мотор дает 14850rpm. пересчитываем - получается 1790 на роторе. вроде бы мало, но камрад Genosse на них летает и не жалутеся, а наоборот хвалит.

в итоге, остается ориентироваться только на опыт уже приобревших моторы товарищей, но никак не на цифры. увы.

Volante24
HikeR:

при наличии тахометра и вопросов бы не задавал

Тогда в чем был исходный вопрос? Ну, есть у меня тахометр. И что? Пойдите в клуб или на поле, где летают. Большой шанс будет, что обычный-то тахометр у кого-нибудь есть…

вот честно, даже в голову не приходило выключать моторы в воздухе

Да не все так просто и смешно. Мотор может и сам выключиться, например, сигнал на него зависит не только от вашего мастерства и недрожания пальцев, а и от выхода гироскопа (не говоря уже о сигнале раддера). Нормально-то это учитывать не нужно, но вот на бесколлекторниках старт всегда замедлен, ESC при малых оборотах не включает их на максимальный момент!

под нагрузкой этот мотор дает 14850rpm. пересчитываем - получается 1790 на роторе. вроде бы мало, но камрад Genosse на них летает и не жалутеся, а наоборот хвалит.
в итоге, остается ориентироваться только на опыт уже приобревших моторы товарищей, но никак не на цифры. увы.

Просто нагрузка нагрузке рознь: холостой ход это тоже нагрузка, только инфинитезимальная!

Да все на самом деле достаточно просто, легко это прикинуть. Если нужно, могу пару формул отписать (попозже, разве что). А обороты должны быть (для того верта, что весит 225 грамм – уж не знаю, какая это версия вашей Ламы) порядка 1700 в минуту.

М_Ф
HikeR:

вот честно, даже в голову не приходило выключать моторы в воздухе, верт ведь действительно может упасть 😉

Ну а если не сбросить, то иногда бывает и об потолок можно приложиться 😁

HikeR:

вот и получается, что все моторы независимо от указанного на на них kV под нагрузкой ведут себя по разному.

По разному да, но как раз зависимо от нагрузки и kv. 😃

Volante24
М_Ф:

то иногда бывает и об потолок можно приложиться 😁

А вот этого как раз не нужно. Кстати, говорят, что об люстру хуже.

но как раз зависимо от нагрузки и kv. 😃

От внутреннего сопротивления мотора!

М_Ф
Volante24:

От внутреннего сопротивления мотора!

Внутреннее сопротивление мотора думаю должно коррелировать с kv.

HikeR:

не нашел даже упоминаний о том, что кто-то его приобрел и не полетел. я его не приобрел, поэтому и показать не смогу. да и не думаю, что уже долгое время на хоббисити продают нерабочий кит.

Ну вот например 😂
rcopen.com/forum/f59/topic122285

Купите может у вас полетит.

Volante24
М_Ф:

Внутреннее сопротивление мотора думаю должно корелировать с kv.

Нет, не коррелирует. То есть, на практике, конечно, они связаны, так как на данном “железе” хорошо сделанного мотора нельзя уменьшить kV, не увеличив при этом (пропорционально квадрату) сопротивление. Или наоборот, можно уменьшить сопротивление, но неизбежно вырастет kV. Но в kV еще куча чего входит, включая и силу магнитов.

М_Ф
Volante24:

Нет, не коррелирует. То есть, на практике, конечно, они связаны, так как на данном “железе” хорошо сделанного мотора нельзя уменьшить kV, не увеличив при этом (пропорционально квадрату) сопротивление. Или наоборот, можно уменьшить сопротивление, но неизбежно вырастет kV. Но в kV еще куча чего входит, включая и силу магнитов.

Ну вопщем я это и имел ввиду. Они связаны между собой.

Volante24
М_Ф:

Ну вот например 😂
rcopen.com/forum/f59/topic122285

Купите может у вас полетит.

Так я вроде именно про этот url и писал. А что, неужели киты не работают? Что там может не работать? Я, правда, и сам там отзывы читал, так это мало о чем говорит, слишком большой процент американцев про закон Ома не слышали – чего ж тогда ожидать? А те, что купили и у которых работает, наверное, летают, а не отзывы на сайт пишут…

М_Ф:

Ну вопщем я это и имел ввиду. Они связаны между собой.

Короче – жалко, что не приводят внутреннее сопротивление моторов (а заодно и индуктивность!) Очень нашему брату помогло бы. На одном китайском сайте, впрочем, я эти данные для их моторов видел (или даже на двух?), но это явно исключение.

HikeR
М_Ф:

Ну вот например
Brushless Conversion kit for LAMA4 & LAMA3

Купите может у вас полетит.

в той теме только один человек отписался о неудаче, и больше ничего, ни подтверждения, ни опровержения. остальные только обсуждали коменты.
однако в январе появилась ссылка в тех же коментах (на хоббисити) на нормальную инструкуцию: www.rcgroups.com/forums/showpost.php?p=11247685&po…

я лично отказался от такого кита из за необходимости замены валов, да и просто моторы не понравились (внешне). теперь вот маюсь с выбором.

Volante24:

А обороты должны быть (для того верта, что весит 225 грамм – уж не знаю, какая это версия вашей Ламы) порядка 1700 в минуту.

ну вот опять. откуда эта цифра? вы сами замеряли, или где-то прочитали?

Volante24
HikeR:

я лично отказался от такого кита из за необходимости замены валов, да и просто моторы не понравились (внешне). теперь вот маюсь с выбором.

ну вот опять. откуда эта цифра? вы сами замеряли, или где-то прочитали?

Да сам измерял (грубо). Ну, и до этого тоже видел, что кто-то писал, но сейчас найти не смогу. Может, даже не на нашем форуме.

Просто взял и измерил обычным тахометром, сколько обычный (почти родной) мотор вертел нижний ротор при подаче на него 5 вольт (а верхний был отключен). Обороты были 1620, ток при этом шел 2.38А.

Хотел все аккуратно отписать, все не выходит, извините, друзья. Жена звонит и требует, чтобы я наконец шел с работы домой. Так что до завтра!

P.S. Ну если очень маетесь с выбором, то могу дать ссылку на еБэйного продавца. Поторгуетесь и можете покупать и моторы F1818, и ESC 4 грамма. Про моторы все могу сказать – у меня тянут на 70% газа до 6.2В на аккумуляторе.

Volante24
М_Ф:

Весь форум вроде на моторах 3500-3700 летает, а у вас вот 2900. Если не секрет как подсчитали?
Кстати и валкера у меня маленькая тоже на 3700 успешно летает. Меньше точно не покатит. Проверял.

Ну тут уже сайт упоминался, там указан kV=2900. Могут и приврать насчет продаваемых моторов, конечно, с них станется, но на что-то нужно ориентироваться…

А мои собственные прикидки таковы. Как упоминал вчера, я просто взял и измерил обычным тахометром, сколько обычный (почти родной, а точнее, Protech) мотор вертел нижний ротор при подаче на него 5 вольт (а верхний был отключен). Обороты были 1620, ток при этом шел 2.38А. При 5В он, наверное, уже не летал бы, но где-то близко. На 6-6.3В должен был отрываться. Таким образом, можно считать, что 1750 – обороты висения. Если у кого есть данные точнее – сообщите.

Если передаточное отношение 70/8 (а может оно и 69/8, науке точно неизвестно 😁), то это обороты ротора мотора 15300. Считая, что это должно работать вплоть до 6V, получаем kV=2550. Но это было бы без учета нагрузки. Под нагрузкой обороты меньше, чем kV*V. Насколько? – зависит от мотора и нагрузки. Вот здесь и важно, какой мотор, работает ли он на пределе мощности, или с запасом.

Отношение реальной угловой скорости к теоретической в этом соотношении, собственно, и дает кпд мотора в данном режиме (точнее, его чисто электрическую компоненту – механические потери, конечно, дополнительно ухудшают его). На самом деле эта связь приближенна, справедлива при не слишком больших оборотах и при не слишком малом сигнале газа (иначе эффект скважности тока будет повышать омические потери) – для простоты пренебрежем этими мелочами.

Короче, можем принять за это понижение 80%; для нормальных моторов размером побольше, как правило, кпд повыше. Поскольку мои моторы явно с большим запасом по мощности (рассчитаны на ток 7А, а в полете у меня реально требуют не более 2А), я полагаю, падение оборотов и в самом деле не должно превышать 20% (для висения). Надо было бы просто измерить сопротивление моторов, но как-то пока не озадачился…

Собирая все вместе, для kV получаем 3200 на 6В. Вот так примерно и оценивал. Полскольку все равно выбирать приходится из того, что есть, то полученный результат можно округлить. A posteriori видно, что оценка вполне работала, 3800 этих моторов (если они в самом деле 3800) больше, чем нужно.

А все-таки я убежден, что на этих вертолетах нужно использовать пластиковые пинионы и с числом зубов не меньше 10, а лучше и все 12. Тогда и kV нужно еще меньше.

peters12

Уважаемые знатоки!
Нашлась в инете вот такая штука
www.elemodel.com/shopen/html/product_1669.html
По внешнему виду может кто определить какчество поделки?(подбор компонентов)
Вопрос цены не обсуждается, так как сам понимаю, что сделать самому дешевле выйдет, но негде…
Жду с нетерпением Ваших комментариев!

peters12

Ни кто не знает, или не хочет поделиться знанием???

vladirur

> Ни кто не знает, или не хочет поделиться знанием???
в субботу получу - отпишусь

peters12
vladirur:

в субботу получу - отпишусь

О, Большое спасибо от меня будет!