Проект "Безколлекторная Лама4"

Volante24
HikeR:

а регуляторы разве не умеют выключаться или тормозится при падении напряжения?

Умуеют, но это как раз то, что вам очень не хочется иметь: в какой-то момент вертолет вдруг начнет сильно вращаться в одну сторону потому, что один из ESC станет тормозить (особенно, если около шкафа…) Ведь они не могут срабатывать синхронно! Их устройство таково, что если один убавит обороты, то второй уже не будет, во всяком случае, значительный период времени.
Это можно сделать программно в контроллере вертолета (или в том, что переводит PWM в PPM – у меня это делает один и тот же МК), вот тогда никакого эффекта вращения не будет.

ну вот если прикинуть, большие шестерни на ламе имеют 66 или 67 зубов, отношение получается ~8.3

На моем верте там, похоже, то ли 69, то ли 70 зубов.

при среднем напряжении на аккумуляторе 7,4В имеем 28К об/мин мотора (для 3800kV), соответственно ~3400 об/мин на роторе.
для 2900kV мотора - ~2500 об/мин на роторе.
если кто знает, какие обороты у штатной ламы, выбрать мотор останется делом математики.

Не совсем. Обороты-то ротора для подъема известны, около 1700-1800. Да вот kV по такой формуле определяет лишь (максимальные) обороты холостого хода, а под нагрузкой они меньше. Насколько – зависит не только от нагрузки, но и от мотора.

скажем, 3800kV мотор с 8-ми зубовой шестерней получается аналогичен 2500kV с 12-тью зубами. только вот нагрузка возрастет, и хватит ли мощности - вопрос.

Вот пересчитывать таким образом для прикидки вполне можно. Собственно, я и писал о 10 зубах вместо исходных 8, основываясь на этом скейлинге. А мощности у тех моторов, про которые мы говорим, с лихвой. Собственно, более существенен здесь крутящий момент, нежели мощность. Мощность пропорциональна оборотам (при данном моменте). Но поскольку противодействующий момент ротора сильно растет с оборотами, если мотор в состоянии раскрутить ротор быстрее, значит, и момента ему хватит на более зубастом пинионе.

Кстати, произвел замер: при моем нынешнем ограничении подачи газа вертолет перестает взлетать при 6.2В. Но вот что интересно: я давно заметил, что при понижении напряжения он теряет стабильность. Я думал, что это просто какой-то эффект снижения тяги и скорости роторов. По-видимому, дело не в этом! В схеме сам микроконтроллер питается от стабилизатора 5В, но у этого стабилизатора dropout voltage около 1.2В. То есть, при напряжении аккумулятора ниже 6.2В начинает просаживаться напряжение на процессоре. Поскольку он работает не от кварца, а от встроенного RC осциллятора, его частота ползет (уменьшается), что приводит к кажущемуся увеличению длительности управляющих импульсов, причем этот сдвиг сам зависит от команд на серво. Поэтому как раз при 6.2-6.3В и начинается этот расколбас, хотя по мотору спокойно можно было бы летать и до 5.5 вольт. Впрочем, на хороших аккумуляторах процентная часть емкости, остающейся ниже 6.2В при такой умеренной нагрузке, невелика; это существенно лишь для дохлых аккумуляторов с повышенным внутренним сопротивлением.

Cash_D

По моему вы в такие дебри залезли!!! Посмотрите мои посты о переделке. Все очень и даже очень просто! Заказал детали, 2 недели подождал посылку из китая и за 3 часа собрал! Не парясь не о чем!!!

М_Ф
HikeR:

господа, и всё-таки, 3800kV - это много или мало для ламы? нужно ли менять шестеренки, ограничивать газ и тд?

это нормально для ламы. У меня 3500, дак на 8-ми зубом пинионе немного не хватает оборотов, на 9-ти зубом самое оно. Так что 3800 для родных пинионов самое то!

Volante24
Cash_D:

По моему вы в такие дебри залезли!!! Посмотрите мои посты о переделке. Все очень и даже очень просто! Заказал детали, 2 недели подождал посылку из китая и за 3 часа собрал! Не парясь не о чем!!!

Интересно, а кому Вы, собственно, отвечаете? Кто в какие дебри залез?

Но, в принципе, интересно. Я тоже заказал посылку из Китая, только она шла больше месяца (до меня; до аэропорта Москвы, действительно, всего неделю). За три часа собрал, включая PPM конвертр? Поздравляю. Но мне, только чтобы ATTINY13 купить (а именно этого AVRа у меня дома, не поверите, не оказалось!), больше трех часов понадобилось, не говоря уже о прочих мелочах.
Кстати, я вообще в результате без него обошелся, и без отдельного миксера и гироскопа.

Ну, может, следует добавить, что и заказ я делал немного раньше Вас, год назад, когда информации-то особой не было. Да и модель вертолета у меня слегка другая, со стажем – на него, я думаю, даже Вы за три часа не поставили бы. Ну и, заметим, что некоторые баню за удовольствием посещают (вспомним бессмертного Мягкова с компанией). А то ведь можно и двух недель не ждать, люди просто идут в ближайший магазин и уже через час поднимают (или пробуют поднять) в воздух то, что хотят…

М_Ф
Volante24:

Народ, по некоторым причинам я долго отсутствовал и от темы отключился. Наконец, вроде, добил…

Теперь нам точно скучно не будет 😂

Volante24
М_Ф:

Теперь нам точно скучно не будет 😂

А для чего на форум ходите, не для того же, чтобы поскучать?!

М_Ф:

это нормально для ламы. У меня 3500, дак на 8-ми зубом пинионе немного не хватает оборотов, на 9-ти зубом самое оно. Так что 3800 для родных пинионов самое то!

Не может быть! Или у Вас слабенькие моторы? По всем прикидкам 2800-3000 на 8 зубах должно быть нормально, если мотор с запасом по моменту… Вон и китайские братья в ките моторы с kV=2900 дают… Может, Вас с kV надрали? Я тоже раз купил моторы, очень приличные, как kV=1050, а они оказались на 1400… Ничего, перепаял с треугольника на звезду, теперь где-то под 850…

М_Ф
Volante24:

Не может быть! Или у Вас слабенькие моторы? По всем прикидкам 2800-3000 на 8 зубах должно быть нормально, если мотор с запасом по моменту… Вон и китайские братья в ките моторы с kV=2900 дают… Может, Вас с kV надрали? Я тоже раз купил моторы, очень приличные, как kV=1050, а они оказались на 1400… Ничего, перепаял с треугольника на звезду, теперь где-то под 850…

Все относительно. Моторы не слабенькие. Они адекватные требуемой нагрузке, т.к. не сильно нагреваются, а лишь слегка. И с kv не надрали. Экспериментальным путем народ на форуме подобрал 3500. Весь форум вроде на моторах 3500-3700 летает, а у вас вот 2900. Если не секрет как подсчитали?
Кстати и валкера у меня маленькая тоже на 3700 успешно летает. Меньше точно не покатит. Проверял.

Grom

Всем привет!

Недавно купил Третью Ламу на 2.4. Сразу прикупил набор для перехода на бк двигатели. Мне вместе с двигами пришли реги MANTIS OS12A.

Народ, этот контрольник можно програмить через пульт или надо покупать карту дли програмирования (MANTIS Program Card). Если пультом програмится то поделитесь мануалом плз. Весь инет облазил и не нашел…

М_Ф

Я скажу так. Пробовал разные настройки на регулях. В результате поставил те, которые были по умолчанию.
Главное как я считаю:

  1. Старт - нормальный или резкий.
  2. Плавное снижение оборотов при падении напряжения (не резкое отключение)
  3. Тормоз - откл.

С карты особо больше нечего настраивать. Максимальный и минимальный газ все равно с пульта.

HikeR
М_Ф:

Экспериментальным путем народ на форуме подобрал 3500. Весь форум вроде на моторах 3500-3700 летает, а у вас вот 2900. Если не секрет как подсчитали?

2900kV - указано в параметрах вот этого набора:
www.elemodel.com/shopen/html/product_1669.html

на хоббисити этот набор кто хвалит, кто критикует, мол вообще движки не крутятся, но вроде как-то решается с раздельным питанием. но 2900kV - это цифра, которую указывают почти все сайты продающие этот набор.
можно ведь поставить и 5000kV (если таки есть), и полетит, только газ наверное не выше 50% придется делать.

потом, не раз встречал лопасти для ламы, на которых написано “2400rpm max”, то есть и получается, что мотор для этого нужен 2900-3000 (если рассчитывать по передаточному отношению).

Volante24:

Обороты-то ротора для подъема известны, около 1700-1800

откуда известны? никак инфы не найти по этому поводу.

кстати, на экстримовских лопастях обещают меньшие обороты за счет более аэродинамического профиля. но тогда нагрузка больше получается.

М_Ф:

Кстати и валкера у меня маленькая тоже на 3700 успешно летает. Меньше точно не покатит. Проверял.

сколько у нее оборотов при висении на самом деле - очень хотелось бы знать (не меньше, чем сколько оборотов у ламы). я видел в продаже дистанционные тахометры (типа такого), но честно говоря жаба душит для одной задачи брать такую штуку. может у кого уже есть?

Grom
  1. Плавное снижение оборотов при падении напряжения (не резкое отключение)

В том то и дело что у меня сразу стояло резкое отключения при просадке питания.
Мне нужен мануал (алгоритм) програмирования…
описание типа как на “маркусе” -
**********************************
Для входа в режим программирования настроек регулятора необходимо:

  1. Включить передатчик, перевести ручку газа в максимум.
  2. Включить регулятор. Через 5 секунд должна прозвучать “трель”. В случае ошибочного входа в режим программирования, возможен выход в нормальный (рабочий) режим эксплуатации регулятора переводом ручки газа в минимум.
  3. Переводим ручку газа в среднее положение - дожидаемся следующей “трели”
HikeR
М_Ф:

Главное как я считаю:

  1. Старт - нормальный или резкий.

кстати, а почему? при резком старте лопасти бьются (если свободно закреплены), нагрузка на зубья шестеренок практически срывная, в первый момент сильная вибрация.
я пока без таких вещей обхожусь, но стараюсь плавно-плавно газ включать.

М_Ф
HikeR:

кстати, а почему? при резком старте лопасти бьются (если свободно закреплены), нагрузка на зубья шестеренок практически срывная, в первый момент сильная вибрация.
я пока без таких вещей обхожусь, но стараюсь плавно-плавно газ включать.

Потому, что на плавном старте слишком медленно раскручиваются роторы, а при резком вполне адекватно. Шестерни ни разу не срывались. На плавном старте мне летать не комфортно. Если в воздухе сбросить газ до нуля, то вертолет может упасть, т.к. плавный старт не позволяет им сразу выйти на рабочие режимы. Время уходит и вертолет на полу:).

Мое личное мнение подкрепленное практикой. А у вас на резком может и срывает зубья, тогда летайте на мягком.

HikeR:

…получается, что мотор для этого нужен 2900-3000 (если рассчитывать по передаточному отношению)…

А если не только по передаточному числу?
И тут наверняка есть нюансы.

  1. По передаточному отношению можно расчитывать только когда лопасти сняты, т.е. нагрузка отсутствует. Когда есть лопасти, появляется нагрузка на моторе, и соответственно при том же напряжении обороты упадут.
  2. Обороты роторов зависят еще и от массы верта, которая получилась после переделки. Соответственно, чем верт легче тем обороты нужны меньше для висения и наоборот.

А с набором, на который вы ссылаетесь тут на форуме вроде никому не удалось еще полететь.

Если вам удалось покажите фотки и видео полета. Мне интересно.

А вот кстати ссылка на мою самую первую версию валкеры 5 5. На движках 3800 и 18г она не полетела. Они оказались для нее тяжелые, а вот на движках 5250 10г как зверюга.
YouTube - Полет Валкеры 5#5

Volante24
HikeR:

сколько у нее оборотов при висении на самом деле - очень хотелось бы знать (не меньше, чем сколько оборотов у ламы). я видел в продаже дистанционные тахометры (типа такого)… может у кого уже есть?

Из серии “Сделай сам!” Могу посоветовать попробовать такой прием:
Возьмите какой-нибудь (низкоооборотный) моторчик и насадите на него непрозрачный круг с прорезью. Попросту говоря, сделайте обтюратор. Наверное, можно использовать и дрель. Подберите скорость вращения диска так, чтобы при наблюдении лопастей сквозь щель лопасти остановились. Потом измерьте скорость вращения диска обычным тахометром.

HikeR
М_Ф:

с набором, на который вы ссылаетесь тут на форуме вроде никому не удалось еще полететь.

не нашел даже упоминаний о том, что кто-то его приобрел и не полетел. я его не приобрел, поэтому и показать не смогу. да и не думаю, что уже долгое время на хоббисити продают нерабочий кит.

Volante24:

Потом измерьте скорость вращения диска обычным тахометром.

при наличии тахометра и вопросов бы не задавал 😉

М_Ф:

Если в воздухе сбросить газ до нуля, то вертолет может упасть

вот честно, даже в голову не приходило выключать моторы в воздухе, верт ведь действительно может упасть 😉

М_Ф:

На движках 3800 и 18г она не полетела.

вот и получается, что все моторы независимо от указанного на на них kV под нагрузкой ведут себя по разному.

вот, например, 6-ти долларовый мотор с хоббисити - FC 28-05 Brushless Outrunner 2840Kv
считаем номинал: 7,4*2840 = 21016rpm. народ там отписывается, что неким средним пропеллером тяга 190г, обороты под нагрузкой 17600rpm.
если взять нашу ламу и предположить, что нагрузка одинакова, то по передаточному отношению 8,3 получается 2070rpm на роторе. а вот много это или мало - непонятно.

или уже упоминавшиеся здесь d1811-3800. нашел страничку, там указано, что под нагрузкой этот мотор дает 14850rpm. пересчитываем - получается 1790 на роторе. вроде бы мало, но камрад Genosse на них летает и не жалутеся, а наоборот хвалит.

в итоге, остается ориентироваться только на опыт уже приобревших моторы товарищей, но никак не на цифры. увы.

Volante24
HikeR:

при наличии тахометра и вопросов бы не задавал

Тогда в чем был исходный вопрос? Ну, есть у меня тахометр. И что? Пойдите в клуб или на поле, где летают. Большой шанс будет, что обычный-то тахометр у кого-нибудь есть…

вот честно, даже в голову не приходило выключать моторы в воздухе

Да не все так просто и смешно. Мотор может и сам выключиться, например, сигнал на него зависит не только от вашего мастерства и недрожания пальцев, а и от выхода гироскопа (не говоря уже о сигнале раддера). Нормально-то это учитывать не нужно, но вот на бесколлекторниках старт всегда замедлен, ESC при малых оборотах не включает их на максимальный момент!

под нагрузкой этот мотор дает 14850rpm. пересчитываем - получается 1790 на роторе. вроде бы мало, но камрад Genosse на них летает и не жалутеся, а наоборот хвалит.
в итоге, остается ориентироваться только на опыт уже приобревших моторы товарищей, но никак не на цифры. увы.

Просто нагрузка нагрузке рознь: холостой ход это тоже нагрузка, только инфинитезимальная!

Да все на самом деле достаточно просто, легко это прикинуть. Если нужно, могу пару формул отписать (попозже, разве что). А обороты должны быть (для того верта, что весит 225 грамм – уж не знаю, какая это версия вашей Ламы) порядка 1700 в минуту.

М_Ф
HikeR:

вот честно, даже в голову не приходило выключать моторы в воздухе, верт ведь действительно может упасть 😉

Ну а если не сбросить, то иногда бывает и об потолок можно приложиться 😁

HikeR:

вот и получается, что все моторы независимо от указанного на на них kV под нагрузкой ведут себя по разному.

По разному да, но как раз зависимо от нагрузки и kv. 😃

Volante24
М_Ф:

то иногда бывает и об потолок можно приложиться 😁

А вот этого как раз не нужно. Кстати, говорят, что об люстру хуже.

но как раз зависимо от нагрузки и kv. 😃

От внутреннего сопротивления мотора!

М_Ф
Volante24:

От внутреннего сопротивления мотора!

Внутреннее сопротивление мотора думаю должно коррелировать с kv.

HikeR:

не нашел даже упоминаний о том, что кто-то его приобрел и не полетел. я его не приобрел, поэтому и показать не смогу. да и не думаю, что уже долгое время на хоббисити продают нерабочий кит.

Ну вот например 😂
rcopen.com/forum/f59/topic122285

Купите может у вас полетит.

Volante24
М_Ф:

Внутреннее сопротивление мотора думаю должно корелировать с kv.

Нет, не коррелирует. То есть, на практике, конечно, они связаны, так как на данном “железе” хорошо сделанного мотора нельзя уменьшить kV, не увеличив при этом (пропорционально квадрату) сопротивление. Или наоборот, можно уменьшить сопротивление, но неизбежно вырастет kV. Но в kV еще куча чего входит, включая и силу магнитов.

М_Ф
Volante24:

Нет, не коррелирует. То есть, на практике, конечно, они связаны, так как на данном “железе” хорошо сделанного мотора нельзя уменьшить kV, не увеличив при этом (пропорционально квадрату) сопротивление. Или наоборот, можно уменьшить сопротивление, но неизбежно вырастет kV. Но в kV еще куча чего входит, включая и силу магнитов.

Ну вопщем я это и имел ввиду. Они связаны между собой.